муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарн о I о, художествен ноэстетического и оздоровительного цикла МБОУ СОШ №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко II.А. подпись 31.08. 2022. №222/1 секретарь МО Забураева Л.Г ОТ УТВЕРЖДЕНО Директор М БОУ СОШ №3 ЗА л я л ь ________ №л аа /1 . И.А. Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА но подготовке к ОГЭ по обществознанию «Углубленное изучение обществознания» 2022-2023 учебный год Пояснительная записка В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по обществознанию. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку учащихся 9-го класса к выпускному экзамену. Программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию; Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной школы, для проведения в 2020 году ОГЭ по обществознанию; Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году ОГЭ по обществознанию. Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Задачи курса: повышение предметной компетентности учеников; развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету; краткое изложение и повторение курса обществознания; формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий; формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена; знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь отдельно человека и общества в общем. Обществознание представляется специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Предмет включает в себя комплекс общественных наук, таких как – социология, экономика, политология, культурология, правоведение, этика. Описание места предмета в учебном плане Предмет Обществознание входит в цикл гуманитарных предметов. Программа курса предусматривает не только повторение пройденных разделов, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С ОГЭ. Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации Требования к уровню подготовки выпускников К окончанию года обучения обучающиеся должны: знать - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные признаки основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; - характерные черты социального объекта, элементы его описания; уметь: - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. -работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет; -овладение навыками компьютерных технологий; -решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии. В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения: Рефлексивные: - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом; - определять основания и способы своих и чужих действий; - определять способы видения мира другими людьми; Логические: - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному; - оперировать с абстракциями различной степени сложности; - выдвигать гипотезы; Текстовые: - уметь освещать материал логически, последовательно; - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение; Коммуникативные: - определять основания чужой точки зрения; - вести дискуссию; - проявлять толерантность; Требования результатам обучения К важнейшим личностным результатам изучения курса обществознание относятся: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и социальной группы, локальной и региональной общности уважение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека понимание культурного многообразия, уважение, толерантность развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Метапредметные результаты: способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную и общественную владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации способность решать задания итоговой аттестации всех типов овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; Содержание учебного предмета Введение (1ч.) ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ОГЭ по обществознанию: кодификатор элементов содержания, спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. Тема 1. Человек и общество (5 ч.) Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Тема 2. Сфера духовной культуры (3 ч.) Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы Тема 3. Экономика (6 ч.) Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Социальная сфера (4 ч.)Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Тема 5. Сфера политики и социального управления (5 ч.) Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление Тема 6. Право (9 ч.) Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы Итоговое повторение (1 ч.) Выполнение заданий разной степени сложности Календарно-тематическое планирование 1 Тема занятия 1 Введение в понятие ОГЭ по обществознанию ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ОГЭ по обществознанию: – кодификатор элементов содержания – спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. 2 Тема 1. Человек и общество 10( ч) Общество и его основные сферы Общество как форма жизнедеятельности людей, основные сферы общественной жи-зни и их взаимосвязь Решение заданий ОГЭ части А и В 3 Природа и общество Взаимодействие общества и природы. Биологическое и социальное в человеке Решение заданий ОГЭ части А и В 4 Личность. Деятельность человека Понятие личности, особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Решение заданий ОГЭ части А и В Колич ество часов 1 Дата проведения 1 30.09 04.10 1 07.10 11.10 23.09 27.09 14.10 18.10 5 Межличностные отношение и конфликты.Человек и ближайшее его окружение, межличностные отношения, обще-ние, межличностные конфликты, их конструктивное решение Решение заданий ОГЭ части А и В 1 21.10 25.10 6 Практическое занятие по разделу «Человек и общество» Все пройденное по разделу «Человек и общество».Решение заданий ОГЭ части С Тема 2. Сфера духовной культуры (6 ч) 1 28.10 22.10 7 Духовная сфера общества. Наука и образование. 1 Сфера духовной культуры и его особенности, наука в жи-зни современного общества, образование и его значимость в условиях информационного общества, возможно-сти получения общего и профессионального образования в РФ Решение заданий ОГЭ части А и В 28.10 08.11 8 Религия. Моральные ценности. Религия, Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести, Мораль, гуманизм, патриоти-зм, гражданственность. Решение заданий ОГЭ части А и В 11.11 15.11 1 Практическое занятие по разделу «Сфера духовной культу-ры» 1 Все пройденное по разделу «Сфера духовной культуры» Решение заданий ОГЭ части С Тема 3. Экономика ( 12ч) Экономика и экономические системы. Роль экономики в жизни 1 общества, экономические системы и собственность. Решение заданий ОГЭ части А и В 18.11 22.11 11 Товары и услуги. Производство. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализа-ция. Решение заданий ОГЭ части А и В 1 02.12 06.12 12 Торговля, рынок. Предпринимательство. Обмен, рыночный механизм, предпринимательство, малое предпринима-тельство и фермерское хозяйство.Решение заданий ОГЭ части А и В. 1 09.12 13.12 13 Деньги и заработная плата. Понятие и функции денег, заработная плата, стимулирование труда, неравенство дохода и экономические меры социальной поддержки Решение заданий ОГЭ части А и В 1 16.12 20.12 14 Налог. Экономические функции государства. Налоги, 1 уплачиваемые гражданами, экономические цели и функции государства. Решение заданий ОГЭ части А и В Практическое занятие по разделу «Экономика» Все прой-денное 1 по разделу «Экономика» Решение заданий ОГЭ части С 23.12 27.01 9 10 15 25.11 29.11 30.12 13.01 Тема 4. Социальная сфера (8 ч) 16 Социальная структура и социальные группы общества Социальная структура общества, большие и малые социальные группы, семья как малая группа, отношения между поколениями 1 17.01 20.01 17 Социальные роли, ценности и нормы. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, социальные ценно-сти и нормы. Решение заданий ОГЭ части А и В 1 24.01 27.01 18 Отклоняющееся поведение, социальный конфликт. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголиз-ма для человека и общества. Социальная значимость здо-рового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Решение заданий ОГЭ части А и В 1 31.01 03.02 19 Практическое занятие по разделу «Социальная сфера» Все пройденное по разделу «Социальная сфера» Решение заданий ОГЭ части С Тема 5. Сфера политики и социального управления (10 ч) 1 07.02 10.02 20 Власть. Разделение властей. Роль политики в жизни государства, разделение властей. Решение заданий ОГЭ части А и В 21 Государство: понятие, признаки, формы. Понятие и приз-наки государства, формы государства. Решение заданий ОГЭ части А и В Политический режим. Участие граждан в политике. Политический режим. Демократия. Авторитаризм, Тоталитаризм. Участие граждан в политической жизни. Ре-шение заданий ОГЭ части А и В 1 21.02 24.02 1 28.02 03.03 23 Выборы, политические партии. Гражданское общество. Понятия: выборы, референдум, политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство. Решение заданий ОГЭ части А иВ 1 07.03 10.03 24 Практическое занятие по разделу «Политика». Все пройде-нное по разделу «Политика». Решение заданий ОГЭ части С 14.03 17.03 Тема 6. Право (9 ч) Право и нормы права. Право и его роль в жизни общества и 1 госуда-рства, Норма права. Нормативно-правовой акт. Решение заданий ОГЭ части А и В 21.03 24.03 22 25 14.02 17.02 26 Правоотношения и правонарушения. Понятие правоот-ношений, 1 признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Решение заданий ОГЭ части А и В 25.03 07.04 27 Конституция и федеративное устройство РФ. Конституция 1 Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ, федеративное устройство РФ. Решение заданий ОГЭ части А и В 11.04 14.04 28 Органы государственной власти РФ, правоохранительные 1 органы, судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Решение заданий ОГЭ части АиВ 18.04 21.04 29 Понятие права. Права ребенка. Защита права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии, Конституционные обязан-ности гражданина. Права ребенка и их защита, особеннос-ти правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Решение заданий ОГЭ части А и В 1 25.04 28.04 30 Гражданские правоотношения. Защита жертв вооруженных 1 конфликтов. Права собственности, права потребителей, гражданские правоотношения. Решение заданий ОГЭ части А и В 02.05 05.05 Семейное право. Трудовое право. Семейные правоотно-шения, права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Решение заданий ОГЭ части А и В 12.05 16.05 31 Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания, основные понятия и инсти-туты уголовного права, уголовная ответственность несовершеннолетних. Решение заданий ОГЭ части А и В 1 19.05 32 Практическое занятие по разделу «Право». Все пройденное по разделу «Право» Решение заданий ОГЭ части С. Итоговое повторение по курсу Обществознание. Все пройденное по курсу Обществознание. Решение заданий демоверсии ОГЭ 2016 по Обществознанию 1 23.05 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005 2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005 3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г. 4. Интернет-ресурсы ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ КИМы ОГЭ по обществознанию 2016, 2015, 2014 , 2013, 2012, 2011, 2010. ОГЭ 2016. Обществознание. Типовые задания Баранов П.А. Обществознание: полгный справочник. – М.: Астрель, 2013 * МБОУ СОШ № 3 Золотова И. А. Прошнуровано и скреплено печатью