1 Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города Каменска-Шахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3 , учебного плана МБОУ СОШ №3. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие у обучающихся потребности в качественном чтении; формирование культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; развитие чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач: - приобщение учащихся к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; - воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; - освоение духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; - формирование гуманистического мировоззрения; - развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно; - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; - развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; - формирование представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; - развитие умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки; - совершенствование речи учащихся на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. Место предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 на изучение литературы в 5 классе отводится 3 часа в неделю, 100 часов в год. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. УМК. Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2013. 2 Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; - представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; - активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; - готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; 3 - осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; 4 - овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; - установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; - потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; - способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Метапредметные результаты. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: Базовые логические действия: 1) выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); 2) устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; 3) с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; 4) выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; 5) выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; 6) самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: 1) использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; 5 2) формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; 3) формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; 4) проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; 5) оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); 6) самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; 7) прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. Работа с информацией: 1) применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; 2) выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; 3) находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; 4) самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; 5) оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; 6) эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между 6 членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты изучения литературы в 5 классе должны обеспечивать наличие у учащихся: 1) начальных представлений об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимания, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) элементарных умений воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: - определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; - понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; 7 аллегория; ритм, рифма; - сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; - сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся); 4) умения: - выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); - пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; - участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); - создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся); - владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; - планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; - участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. 5) осознания важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития. Содержание учебного предмета Мифология Мифы народов России и мира. Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира. Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения. «Крестьянские дети». Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. Стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. 8 Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А. П. Платонов. «Корова», «Никита». В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка». Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства. В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Литература народов Российской Федерации. Стихотворения. Р. Г. Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Зарубежная литература Х. К. Андерсен. Сказки. Зарубежная проза о детях и подростках. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору). Зарубежная приключенческая проза. Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ». Зарубежная проза о животных. Дж. Лондон. «Белый клык». Тематическое планирование № Тема п/п 1 Введение 2 Мифология 3 Русский фольклор 4 Древнерусская литература 5 Басня 6 Русская литература XIX века (первая половина) 7 Русская литература XIX века (вторая половина) 8 Русская литература XX века 9 Литература народов России 10 Зарубежная литература С учетом праздничных и выходных дней Кол-во часов 1 2 9 3 7 17 21 29 1 10 100 9 Календарно-тематическое планирование № п/п № в раз дел е 1 1 2 3 1 2 Тема урока к Ко лво час ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Введение. «Книга – твой друг». МИФОЛОГИЯ (2 ч) Рассказ о мифе и мифологии. 1 5 2 1 2.09 1 7.09 РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (9 ч) 1 8.09 Малые жанры фольклора. Загадки. 1 Из УНТ Пословицы и поговорки. Основные виды деят-ти обуч-ся П Пр им. Пр ич ин а ко рки 1 1.09 Античный миф: происхождение мира и богов. Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». 4 Дата План Ф а к т 9.09 6 3 Сказки. Типы сказок. 1 14.09 7 4 Волшебная сказка «Царевна-лягушка» 1 15.09 8 5 Бытовая сказка «Чего на свете не бывает» 1 16.09 9 6 Сказки народов России. «Падчерица» 1 21.09 10 7 11 12 8 9 13 1 14 2 15 3 16 1 Особенности волшебной сказки. 1 22.09 Подготовка к домашнему сочинению Анализ письменных работ 1 23.09 Сказка «Иван – крестьянский сын и 1 28.09 чудо-юдо» ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч) Из «Повести временных лет»: 1 29.09 «Расселение славян». Из «Повести временных лет»: «Кий, 1 30.09 Щек и Хорив». Из «Повести временных лет»: «Дань 1 05.10 хазарам». БАСНЯ (7 ч) Басня. Эзоп «Лисица и виноград», 1 «Ворон и лисица». Лафонтен «Лисица и 06.10 виноград» выразительно читать мифы, отвечать на вопросы, пересказывать, анализировать сюжет, жанровые, композиционныеи художественные особенности, характеризовать главных героев. отличать пословицы от поговорок, сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов, уметь сочинять и разгадывать загадки выразительно читать, пересказывать сказки, отвечать на вопросы, определять виды сказок, формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки, характеризовать героев сказок, оценивать их поступки, определять особенности языка и композиции народных сказок высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям Выразительно читать басню, в том числе по 10 17 2 18 3 19 4 20 21 5 6 22 7 23 24 1 2 25 3 26 4 ролям. Определять В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». 1 07.10 и формулировать Басенный сюжет тему и основную А.П. Сумароков «Ворона и Лиса». 1 12.10 мысль прочитанной Басенный сюжет. Мораль. басни. Иметь М.В. Ломоносов «Случились вместе два 1 первоначальное 13.10 Астронома в пиру…» Инверсия представление об Басни И.А. Крылова. Сравнение 1 14.10 аллегории И.А. Крылов «Волк на псарне», 1 и морали. Читать басню «Демьянова уха», «Свинья под дубом». 19.10 наизусть. Гипербола. 1 Русская басня XX века 20.10 Контрольное тестирование №2 (басни) РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА) (17 ч) Выразительно Краткие сведения об А.С. Пушкине 1 21.10 читать стихотворения. А.С. Пушкин «Няне». Выразительные 1 Выявлять средства 26.10 средства. художественной А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне 1 изобразительности в 27.10 лирических и о семи богатырях». Элементы фольклора. произведениях 1 (эпитет, метафору, Четыре сходства и различия волшебной 28.10 олицетворение, и литературной сказки сравнение). 27 5 28 29 30 6 7 8 31 32 9 10 33 11 34 12 35 13 36 37 38 14 15 16 39 17 Осенние каникулы А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» 1 09.11 (отрывок).Фольклорные элементы. Рифмы. А.С. Пушкин «Зимняя дорога» 1 10.11 Поэзия XIX в. О родной природе 1 11.11 Поэты Ростовской области о родной 1 16.11 природе Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове 1 17.11 М.Ю. Лермонтов «Бородино». 1 Историческая основа и прототипы героев. 18.11 Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве М.Ю. Лермонтов «Бородино». 1 Историческая основа и прототипы героев. 23.11 Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве М.Ю. Лермонтов «Бородино» и 1 Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва». 24.11 Подготовка к написанию сочинения «Путешествие на поле славы». М.Ю. Лермонтов «Бородино» и 1 Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва». 25.11 Написание сочинения «Путешествие на поле славы». Анализ сочинений 1 30.11 Краткие сведения о Н.В. Гоголе 1 01.12 Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». 1 02.12 Фольклорные источники и мотивы. 1 Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Историческая основа. Фантастика и реальность. 07.12 Выразительно читать стихотворения. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение). Заучивать стихотворения наизусть, выразительно читать, отвечать на вопросы по содержанию, определять идейнотематическое содержание стихотворений. Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание. Определять позицию автора. Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Пересказывать текст повести. Составлять устный отзыв о прочитанном произведении. Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также 11 картины народной жизни. Определять близость повести к народным сказкам и легендам. 40 41 42 1 2 3 43 44 45 4 5 6 46 7 47 8 48 9 49 50 10 11 51 12 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА) (21 ч) Краткие сведения об И.С. Тургеневе 1 08.12 Выразительно И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима 1 09.12 читать рассказ, отвечать Герасим и дворня. Герасим и барыня. 1 на вопросы, 14.12 Герасим и Татьяна пересказывать Определять тему, идею Герасим и Муму. Тест по произведению. 1 15.12 произведения. Р.р. Анализ эпизода рассказа «Муму» 1 16.12 Характеризовать И.С. Тургенев «Воробей», «Русский 1 главных героев 21.12 язык». рассказа. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. 1 22.12 Тропы. 1 Контрольное тестирование за 1 23.12 полугодие Анализ тестирования 1 28.12 Зимние каникулы Выразительно Краткие сведения о Н.А. Некрасове 11.01 читать поэтический Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». текст, определять 12.01 Особенности композиции. тематическое 1 содержание Н.А. Некрасов «Тройка». Строфа, стих. 52 13 53 14 54 15 55 56 16 17 Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Кавказский пленник». Историческая основа. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея. Тест. Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? Р.р. Написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник?» 13.01 1 1 18.01 19.01 1 20.01 1 25.01 1 26.01 57 58 59 18 19 20 Анализ письменных работ Краткие сведения об А.П. Чехове А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое 1 27.01 1 01.02 1 02.02 стихотворения. Характеризовать главных героев, лирического героя Определять отношение автора к детям. Выявлять средства художественной выразительности. Заучивать стихотворение наизусть. Выразительно читать текст рассказа, отвечать на вопросы, пересказывать. Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности. Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Характеризовать горцев, их обычаи и нравы. Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения. Определять роль названия в литературном произведении. 12 своеобразие рассказа 60 21 1 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни 61 62 1 2 63 3 64 65 4 5 66 6 67 68 7 8 69 9 70 71 10 11 72 73 12 13 74 14 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ В. (29 ч) Краткие сведения об И.А. Бунине 1 08.02 И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у 1 09.02 дороги…», «В деревне» И.А. Бунин «В деревне». Анализ 1 10.02 рассказа. Образ-пейзаж Краткие сведения о Л.Н. Андрееве. 1 15.02 Л.Н. Андреев «Петька на даче». Мир 1 16.02 города в рассказе Л.Н. Андреев «Петька на даче». 1 Противопоставление города и дачи в 17.02 рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. Тест. Краткие сведения об А.И. Куприне 1 22.02 Тематика и проблематика литературного 1 01.03 произведения. 1 А.И. Куприн «Чудесный доктор». 02.03 Нравственные проблемы в рассказе. Тест. Краткие сведения об А.А. Блоке А.А. Блок «Летний вечер». Антитеза, художественное пространство. «Полный месяц встал над лугом…» Краткие сведения о С.А. Есенине С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Тропы. Художественная идея. 15 76 16 77 17 78 18 79 19 80 20 1 03.03 1 09.03 1 10.03 1 15.03 1 С.А. Есенин «Поет зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Тропы. 75 03.02 16.03 Краткие сведения об А.П. Платонове 1 17.03 Весенние каникулы А.П. Платонов «Никита». Мир глазами 1 30.03 ребенка. Тест. Краткие сведения о П.П. Бажове. П.П. 1 Бажов «Каменный цветок». Человек труда в 31.03 сказке П.П. Бажова П.П. Бажов «Каменный цветок». 1 04.04 Приемы создания художественного образа Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и 1 творчестве писателя Рассказ Н. Носова «Три 06.04 охотника». Юмор. Н. Носов «Три охотника». Система 1 07.04 Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведению. Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении. Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении. Находить значение незнакомого слова в словаре. Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Высказывать своё отношение к герою рассказа. Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности. Выявлять музыкальность поэтического текста. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Заучивать стихотворение наизусть. Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задаватьвопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа. Составлять план. 13 образов. 81 21 82 22 83 84 23 24 85 25 86 26 87 88 89 27 28 29 90 1 В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро» В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Тема и идея рассказа. Краткие сведения о Е.И. Носове Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе Е.И. Носова Р.р. Подготовка и написание сочинения: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? Родная природа в произведениях писателей XXв. В.Ф. Боков «Поклон». В.И. Белов «Весенняя ночь» В.Г. Распутин «Век живи – век люби» Н.М. Рубцов «В осеннем лесу» 1 92 2 93 3 94 4 95 5 96 6 97 7 1 11.04 13.04 1 14.04 1 18.04 1 20.04 1 21.04 1 25.04 1 27.04 1 28.04 ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ (1 ч) 1 Литература народов России 91 1 02.05 Определять тему рассказа. Определять средства выразительности прозаического текста. Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении. Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении. Находить значение незнакомого слова в словаре. Определять характер главного героя. Высказывать своё отношение к герою рассказа. Писать сочинение по самостоятельно составленному плану. Выразительно читать и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Определять общность темы и её художественное воплощениев стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России. Выявлять художественные средства выразительности. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10 ч) Воспринимать и Краткие сведения о Д.Д. Дефо. Жизнь, 1 выразительно читать необыкновенные и удивительные 04.05 литературное приключения Робинзона Крузо. произведение. Краткие сведения о Х.К. Андерсене. 1 Отвечать на вопросы, самостоятельно «Снежная королева» (отрывки). 05.05 формулировать Проблематика сказки вопросы, пересказывать Краткие сведения о М. Твене. 1 содержание Автобиография и автобиографические 11.05 отдельных глав. Определять тему, идею мотивы в произведениях М. Твена произведения. М. Твен «Приключения Тома Сойера» 1 12.05 Характеризовать (отрывок). Мир детства и мир взрослых главных героев, Жизнерадостность, неутомимый интерес 1 составлять 16.05 их словесные к жизни, бурная энергия Тома Сойера портреты. Р.р. Письменный отзыв о герое 1 18.05 Писать отзыв на произведения М. Твена прочитанную книгу. 1 Контрольное тестирование по Сопоставлять 19.05 произведения по материалу, изученному в 5 классе 14 Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека 99 9 Краткие сведения о Джеке Лондоне. Детские впечатления. «Сказания о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни. 100 10 А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». 101 11 Что читать летом С учетом праздничных и выходных дней – 101 час 98 8 1 23.05 1 25.05 жанровым особенностям. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. 1 26.05 30.05 15 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Критерии оценивания Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное непонимание и незнание материала Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: - правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; -точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка “5” ставится за сочинение: - глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; - стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; - написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта. Отметка “4” ставится за сочинение: - достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; - логичное и последовательное изложение содержания; - написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёхчетырёх речевых недочётов. Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: - в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; 16 - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; - обнаруживается владение основами письменной речи; - в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов. Отметка “2” ставится за сочинение, которое: - не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; - характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; - отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Контрольно-измерительные материалы Входной тест по литературе Часть 1 1. Когда возникла древнерусская литература? 1) в 1 веке, 2) в XI веке, 3) в XXI веке 2. Фольклор – это … 1) рассказ с нравоучительным смыслом 2) устное народное творчество 3) историческое событие 3. Какие сказки называются народными? а) те, которые сочинил писатель б) те, автор которых неизвестен в) те, которые написал народ (или коллективный автор) 4. Что послужило поводом для появления древнерусской литературы? 1)война с печенегами, 2) отсутствие литературы, 3) принятие христианства на Руси, появление письменности, становление государства Древняя Русь 5. Какой из персонажей не является героем народной сказки 1) Баба Яга 2) Царевна- лягушка 3) царевич Елисей 4) Белая уточка 6. Первый летописный памятник 1)сказка «Царевна-лягушка», 2) «Повесть временных лет» 3) «Волк и лиса» 7. Продолжите формулировку: Сюжет художественного произведения – это… 1) зачин и концовка 2) литературный жанр 3) основные события произведения 4) главные герои произведения 8. Автор летописи «Повесть временных лет» 1) А.С. Пушкин, 2) монах Нестор 3) народ 9. Чего не бывает в волшебных сказках? 1) волшебных превращений 2) победы зла над добром 3) волшебных предметов 4) реальных событий 10. Темы древнерусской литературы 1) о любви и дружбе, 2) о животных 3)возникновение Руси, борьба с врагами, объединение князей, 11. Создатель летописи 1) народ 2) летописец 3) сказочник Тест по теме «Басня» А1.Что такое басня? А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь Б) короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) с нравоучением В) устный рассказ о событии, которое произошло с рассказчиком и его близкими Г) быстро, без подготовки созданное стихотворение А2. Назовите известного древнегреческого баснописца: А) Ж. де Лафонтен Б) Эзоп В) Сократ Г) Федр 17 А3.Какой продукт держал в клюве Ворон из басни Эзопа? А) мясо Б) сыр В) пирожок Г) хлеб А4.Что означает выражение эзопов язык? А) метафора Б) афоризм В) иносказание Г) гипербола А5. Как называется художественный прием, когда героями произведения являются животные, а подразумеваются люди с их недостатками? А) аллитерация Б) сравнение В) аллегория Г) гипербола А6. Где произошла встреча Волка с Ягненком? А) в лесу Б) на болоте В) в поле Г) у ручья А7. Назовите крылатое выражение из басни «Волк и Ягненок» А) «Помилуй, мне еще и от роду нет году» Б) «Так это кум иль сват» В) «У сильного всегда бессильный виноват» Г) «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться» А8. Персонаж басни «Свинья под Дубом», который попытался остановить Свинью, подрывающую корни Дуба: А) Коршун Б) Орел В) Ворон А9.Эпитет, используемый автором в басне «Свинья под Дубом» для характеристики Дуба: А) многолетний Б) вековой В) старинный В1.С какой птицей сравнивал дядюшка Лис дядюшку Ворона в басне Ж де Лафонтена? В2. Кто автор басни, в которой есть слова? Запомните: всякий льстец кормится от тех, кто его слушает… С1. Чему учит басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»? _______________________________________________________________________________ Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму» 1.Где происходят события, описанные в рассказе И.С. Тургенева «Муму»? А) в Москве; б) в Петербурге; в) в усадьбе барыни. 2. Откуда у Герасима появился щенок? А) его привезли из деревни вместе с Герасимом; б) Герасим его спас и принёс в свою каморку; в) его купили по приказу барыни. 3.Как собачка относилась к людям, жившим в доме барыни? А) ко всем ласкалась, но любила одного Герасима; б) всех боялась, но была ласкова с Герасимом; в) никого не замечала, кроме Герасима, с которым была дружна. 18 4. Как слуги барыни относились к Муму? А) не обращали на неё внимания; б) боялись; в) любили. 5. Чем была занята барыня, когда её впервые увидела барыня? А) гуляла по двору; б) ждала Герасима у крыльца господского дома; в) грызла кость под кустом роз в палисаднике. 6. Как отнеслась барыня к Муму, когда увидела её первый раз? а) осталась равнодушной; б) ей очень понравилась собачка; в) возмутилась, что без её разрешения держат во дворе собаку. 7. Почему барыня приказала, чтобы собаку убрали со двора? Потому что: а) собака мешала ей своим лаем спать по ночам; б) таскала в палисадник, где росли розы, всякую мерзость; в) не пошла на зов барыни и оскалила зубы, когда та хотела её погладить. 8. Кто из слуг барыни продал Муму покупщику? А) Гаврила; б) Степан; в) кучер Потап. 9. Что думал Герасим по поводу исчезновения Муму? А) он догадывался, что собаку свели по приказу барыни; б) не понимал, куда она могла деться; в) боялся, что она убежала и заблудилась. 10. О чём не подумал Герасим, пряча собачку у себя в каморке? А) Муму не сможет долго сидеть взаперти; б) в каморку может зайти посторонний; в) Муму выдаст себя визгом. 11. Как дворовые люди барыни отреагировали на возвращение Муму? А) возмущались; б) раздумывали, как сообщить об этом барыне; в) делали вид, что ни о чём не догадываются. 12. Кто по поручению Гаврилы должен был следить за Герасимом, пообещавшим уничтожить Муму? А) Степан; б) дядя Хвост; в) Ерошка. 13. Как, по словам автора, Герасим торопился в деревню? А) как будто за ним кто-то гнался; б) как будто его ждала мать-старушка; в) как будто он не был дома много лет. 14. С кем автор сравнил Герасима, возвращавшегося домой? А) с сильным львом; б) с могучим дубом; в) с отважным богатырём. 15. За какую работу принялся Герасим, вернувшись в деревню? А) взялся за соху и, казалось, пахал один без помощи лошадёнки; б) пошёл косить по-старинному и молодой лесок мог бы смахнуть с корней; в) проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом. Ответы 1а 4в 7в 10 в 13 б 2б 5в 8б 11 в 14 а 3а 6б 9а 12 в 15 б 19 Тест по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Часть I 1. Как называется место, где родился русский писатель Л. Н. Толстой? 1) село Михайловское; 2) Тарханы; 3) Ясная Поляна; 4) Тригорское. 2. Кто воспитывал Л. Н. Толстого? 1) мать; 2) родители; 3) няня; 4) дальняя родственница. 3. Чье существование улучшал Л. Н. Толстой на протяжении всей своей жизни? 1) крестьян; 2) родственников; 3) жены; 4) друзей. 4. Кем был герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин? 1) офицером; 2) татарином; 3) крестьянином; 4) простым солдатом. 5. Кому в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого принадлежат следующие слова: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак.»? 1) Костылину; 3) татарину; 2) Жилину; 4) работнику. 6. Какой выкуп первоначально просил татарин за пленного Жилина в рассказе «Кавказский пленник»? 1) пятьсот рублей; 3) две тысячи рублей; 2) тысячу рублей; 4) три тысячи монет. 7. Как звали татары Жилина в плену в рассказе Л. II. Толстого «Кавказский пленник»? 1) русский; 3) Иван; 2) пленный; 4) Жилин. 8. Кто помог Жилину бежать из плена в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»? 1) Дина; 3) никто не помогал; 2) Костылин; 4) соседский мальчишка. 9.Кто в рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого говорит такие слова: «Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» ? 1) Жилин; 3) солдат; 2) Костылин; 4) татарин. 10.Что такое идея в художественном произведении? 1) последовательно расположенные события в художественном произведении; 2) главная мысль художественного произведения; 3) то, о чем повествуется в художественном произведении; 4) главные события в художественном произведении. Часть II 1. Что такое сюжет? 2. Чей портрет описывает Л. Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»: «Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным...»? 3. Когда Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник»? Часть III Охарактеризуйте взаимоотношения между татарами и русскими на Кавказе в период написания рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». 20 ОТВЕТЫ Часть I 1. 3; 2. 4; 3. 1; 4. 1; 5. 2; 6. 4; 7. 3; 8. 1; 9. 2; 10. 2. Часть II 1. Цепь событий, происходящих в художественном произведении 2. Дину, дочь татарина 3. 70-ые годы XIX века Часть III При ответе на данный вопрос учащийся характеризует взаимоотношения между русскими и татарами в сложный период военных действий на Кавказе, объясняет свое видение данной проблемы Тест по рассказу «Петька на даче» Л.Н. Андреева 1.В каком году написан рассказ «Петька на даче»? А) 1980 Б)1899 В)1999 Г)1800 2.Кто написал рассказ «Петька на даче»? А) С. Есенин Б) А.С. Пушкин В) И.А. Бунин Г) Л.Н. Андреев 3.Как звали маму Петьки? А) Надежда Б) Александра В) Ксения Г) Полина 4. Кем работала мама Петьки? А) поваром Б) домработницей В) кухаркой Г) уборщицей 5. Как выглядел Петька до того, как поехал на дачу? А) грязным, неопрятным Б) чистым, опрятным В) ухоженным, аккуратным Г) высоким, уверенным 6. Каким был город, в котором жил Петька? А) светлым, чистым Б) серым, мрачным В) новым, современным Г) многолюдным мегаполисом 7. Где работал Петька? А) в магазине Б) в парикмахерской В) на заправке Г) в кафе 8. Что в основном делал Петька на работе? А) носил воду Б) убирался В) стриг кого-то Г) отдыхал 9. Как звали мальчика, который работал с Петькой? А) Вася Б) Никита В) Сашка Г)Николка 10. Как звали старшего парикмахера? А) Александр Николаевич Б) Осип Абрамович В) Осип Александрович Г) Иван Васильевич 11. Понравилось ли Петьке на даче? А) очень понравилось Б) нет В) немного Г) вообще не понравилось, поскорее хотел уехать 12. С кем подружился Петька на даче? А) с Митей Б) с Максимом В) с Владом Г) с Николаем 13.Что стало с Петей, когда он был на даче? А) он стал вежливым Б) он похудел В) он стал много грустить Г) он окреп 14.Что Петя начал делать, когда ему сказали, что он едет домой? А) начал прыгать от счастья Б) обрадовался В) тихо заплакал Г) разревелся и начал кричать 15.Что попросил Петя у мамы напоследок? А) поскорее приехать за ним Б) спрятать удочку В) обнять его Г) вкусненького. Ответы: 1- б, 2- г, 3-а, 4- в, 5- а, 6- б, 7- б, 8-а, 9- г, 10- б, 11- а, 12- а, 13- г, 14- г, 15 – б. Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор» 1. Действие рассказа происходит в… А) Москве; Б) Киеве;В) Новосибирске; Г) Лондоне. 21 2. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном А) бани; В) школы; Б) магазина игрушек; Г) гастрономического магазина. 3. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их».. 16 А) умы и желудки; В) любопытство и порок; Б) кошельки и шутки; Г) глупое хихиканье и кривлянье. 4. Выберите и запишите, на какие продукты смотрели мальчики: А) апельсины; Б) рыба; В) чипсы; Г) чупа-чупс; Д) поросёнок; Е) окорока; Ж) колбаса; З) яблоки; И) мандарины. 5. События рассказа происходят накануне: А) Нового года; В) Пасхи; Б) Рождества; Г) Дня юмора и смеха. 6. Главные герои рассказа из семьи по фамилии: А) Мелькаловы; В) Мельниковы; Б) Мерцаловы; Г) Мурзилкины. 7. Семья главных героев состоит из: А) отца, матери, троих детей; Б) бабушки, дедушки, четырёх внуков; В) отца, бабушки, четырёх детей; Г) отца, матери, четырёх детей. 8. «В этот роковой год несчастье за несчастьем …сыпались» на семью (выбери несколько): А) отец заболел брюшным тифом; Б) на лечение отца ушли все деньги семьи; В) пока отец болел, его убрали с работы; Г) начали болеть дети; Д) месяц назад умерла одна дочка; Е) не хватает денег для поездки на море; Ж) отец не мог найти работу; З) семья продавала вещи, чтобы добыть деньги. 9. С утра мальчики поели: А) пирожки с капустой; Б) кашу с молоком; В) блины со сметаной; Г) пустых щей. 10. Сестру мальчиков звали: А) Машутка; Б) Маруся; В) Дашутка; Г) Снегурочка. 11. Семья Мерцаловых жила: А) в подвале; Б) на чердаке; В) в гостинице; Г) в приюте. 12. Отец Мерцалов остался без работы по причине того, что: А) пока он болел, хозяин на его место взял другого работника; Б) был уволен хозяином за то, что совершил на работе кражу; В) был уволен хозяином за то, что часто опаздывал на работу; Г) был уволен хозяином за то, что часто появлялся на работе в нетрезвом виде. 13. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы: А) напиться в кабаке; Б) играть в бильярд; В) искать любую работу; Г) встречаться с друзьями. 14. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что: А) мыла посуду на кухне; Б) стирала бельё; В) работала нянькой; Г) занималась уборкой комнат. 15. Когда отец пробовал просить милостыню, то: А) собрал много денег; Б) собрал много продуктов В) его чуть не отправили в полицию; Г) один господин сделал ему выговор, что надо работать. 16. Когда Мерцалов оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы: А) заснуть и забыть обо всём; 22 Б) поехать в гости в деревню; В) хорошо бы выпить горячего чаю; Г) убить себя. 17. Незнакомец в парке оказался: А) поваром; Б) доктором; В) бизнесменом; Г) сбежавшим преступником. 18. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил: А) часы; Б) банан; В) носовой платок; Г) деньги. 19. Фамилия незнакомца оказалась: А) Пирогов; Б) Блинов; В) Булочкин; Г) Паровозов. 20. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали: А) от него самого; Б) прочитав её на рецепте с лекарством; В) прочитали на его пальто; Г) спросив об этом в больнице. 21. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя: А) четыре раза; Б) три раза; В) два раза; Г) один раз. КЛЮЧ 1 – Б 11 - А 2 – Г 12 - А 3 – А 13 - В 4 – А, Б, Д, Е, Ж, З, И 14 - Б 5 – А 15 – В, Г 6 – Б 16 – А, Г 7 – Г 17 - Б 8 – А, Б, В, Г, Д, Ж, З 18 - Г 9 – Г 19 - А 10 – А 20 – Б 21 – Г Тест по рассказу А.П. Платонова «Никита» 1. Где работала мать Никиты: а) в поле б) в колхозе в) в саду 2. Где работал отец Никиты: а) в колхозе б) на войне в) об этом в рассказе ничего не сказано 3. Сколько лет Никите: а) 4,5 года б) об этом в рассказе ничего не сказано в) 5 лет 4. Что должен был делать Никита, оставшись хозяином в доме: а) сидеть в доме и никуда не выходить, смотреть в окно и ждать мать б) не сжечь двора, собрать яйца от кур, чтобы чужой петух не приходил во двор, чтобы ел в обед молоко с хлебом на столе в) гонять чужого петуха, ловить мух в сенях, ждать мать, когда она придет с поля и накормит его ужином 5. Почему Никита говорит маме, чтобы она поскорее приходила: а) он хотел быстрее поужинать тем, что приготовит мать б) ему было скучно одному сидеть дома 23 в) он боялся оставаться один 6. Кого не боялся Никита во дворе и в доме: а) чужого петуха, который был похож на пастуха, утонувшего в реке б) воробьев, пауков, мух, кур в) бани, пня, бочки 7. Что делает Никита, чтобы узнать то, чего не знал: а) пошел далее во двор б) зашел в дом и считал мух, которые попали в паутину в) считал зерна, которые искал воробей в жилой земле 8. Кто жил в старой бочке: а) мышь, которая проделала много ходов в дне бочки б) маленький, но живой человек с длинной бородой в) никто в ней не жил 9. Где Никита увидел своего дедушку: а) в бочке б) на добром солнце в) на облаках 10. Какие были колодезные жители: а) ростом с воробья, толстые, безволосые, мокрые и вредные б) похожие на лягушку в) они были похожи на великана, у которого было много детей 11. Кто жил под плетневой стеной в земляных норах: а) куры б) змеи в) неизвестные жители 12. Чем задабривает змей, чтобы те не ужалили его мать: а) наливает им молока в блюдце б) дает им по куску хлеба в) засыпает норы землей 13. Кому Никита предлагает землю пахать в деревне: а) дедушке, который находится на добром солнце б) колодезным жителям в) пню, у которого были глаза, нос и рот, пузо и ноги 14. Как топилась баня, похожая на бабушку: а) она вообще не топилась, так как уже была старая, и в ней никто не мылся б) по-черному в) топилась газом 15. В чьем теле Никита увидел молоко: а) птицы б) паука в) желтого цветка 16. У кого были злобные лица, которые отовсюду зорко смотрели на Никиту: а) у бани б) у кольев из плетня в) у дома 17. Что заставило Никиту бежать к матери: а) новый пастух, который гнал стадо коров домой б) страх в) отец, вернувшийся с войны 18. Что почувствовал Никита от солдата: а) запах табака б) запах пороха в) тепло, добро, запах хлеба и земли 19. Что сказал Никита всем во дворе: а) «Лодыри! Идите в поле работай, там тебе трудодни дадут» б) «К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать» в) «Пойдем к нам в деревню землю пахать» 20. Как изменились «тайные жители» с приходом отца: а) в них Никита не увидел тайного человека, все были обычными предметами б) все, кто жил во дворе, исчезли в) они стали еще больше пугать Никиту 21. Почему Никите хотелось сделать всех живыми: а) потому что у него не было ни брата, ни сестры б) об этом в рассказе ничего не сказано в) потому что у него сердце доброе 22. Почему все предметы были злыми, а маленький гвоздик – добрым: а) потому что они хотели напугать Никиту б) потому что гвоздик сработал Никита своим трудом, а их нет 24 в) потому что гвоздик был маленьким, а они большими 23. Почему отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век: а) потому что Никита хотел сделать всех живыми б) потому что Никита будет трудиться, делать все своими руками в) потому что Никита был похож на своего отца и мать Тест по рассказу П.П. Бажова «Каменный цветок» 1. С каким материалом работали уральские мастера? а) опал б) медь в) малахит г) хризолит 2. Сколько лет было Данилке, когда он попал к Прокопьичу? а) 8 б) 10 в) 12 г) 14 3. Первый раз Данило услышал о каменном цветке от ... а) приказчика б) мастеров в) Прокопьича г) бабушки Вихорихи 4. Какая забота была у Прокопьича, когда Данилко попал к нему в ученики? а) сделать его первым мастером б) хорошенько на ноги поставить в) познакомить с Хозяйкой Медной горы г) чтобы он добыл ему клад 5. Какую работу поручал Прокопьич Данилке поначалу? а) сделать кромку у заготовки б) по хозяйству помогать в) бегать к приказчику г) искать Хозяйку Медной горы 6. Какие изделия вытачивал Данило поначалу по поручению приказчика? а) запонки, сережки б) змейки из цельного камня в) подсвечники, шкатулочки г) браслеты, подвески 7. Какое изделие выточил Данилучшко, когда его «и вовсе мастером приказчик признал»? а) зарукавье-змейку из цельного камня б) малахитовую шкатулку в) каменный цветок г) ожерелье с малахитом 8. Первое изделие Данилушки по приказу барина было ... а) ваза для цветов б) шкатулка для драгоценностей в) точёная чаша на ножке г) перстень в форме змеи 9. По какому цветку вытачивал Данилушко свою чашу? а) дурман-цветку б) черемице в) багульнику г) омегу 10. Куда направила Данилу за камнем Хозяйка медной горы? а) на Чёрное болото б) в Каменную пещеру в) к Змеиной горке г) на старый рудник Ответы к тесту по сказу Павла Петровича Бажова "Каменный цветок": 1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – а; 10 - в Вопросы к рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби» 1) Что это за "могучие пределы"? 2) С чем в тексте сравнивается природа? Для чего эти сравнения необходимы писателю? 3) По содержанию всей фразы определите значение отдельных слов и запишите их: Поддувно, возвеченному (возвеченный зов), звёздчато, вышен и всеславен, изначалье, горбовик. 4) Что увидел и почувствовал Саня в Таёжном лесу? На основании этих наблюдений сделайте вывод о характере мальчика ОТВЕТЫ: 1) Могучие пределы - это пределы, которые нельзя обойти. Они как две скалы, стоящие по течению реки и не дающие ей двигаться по другому направлению. 2) Природа сравнивается с главными героями, чтобы показать, что мы неотъемлемая часть природы, посягая на неё, мы караем же себя. 4) Он озяб и почувствовал внутренний озноб. Иногда для важного решения не хватает пустяка; так произошло и на этот раз: как только Саня увидел, что такое самостоятельность, он словно бы встал на свое собственное, ему принадлежащее место, где ему предстояло сделаться самостоятельным. 25 Контрольное тестирование по литературе I полугодие 1. Мифы - это а) сказки, придуманные древними людьми; б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека; в) реальные события, рассказанные самими героями. 2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» является а) Гесиод; б) Софокл; в) Гомер; г) Еврипид. 3. Отцом Зевса был а) Уран; б) Крон; в) Посейдон. 4. Зевс был вскормлен а) молоком божественной козы Амалфеи; б) пеной морской; в) Молоком собственной матери Реи. 5. Кто является самым известным переводчиком и собирателем древнегреческих мифов? а) Куц; б) Кун; в) Куб. 6. Какого циклопа победил хитростью Одиссей? а) Полифема; б) Кроноса; в) Гефеста. 7. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом. 8. Сказка – это а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле; б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания; в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. 9. Какой вид сказок назван неверно? а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые. 10. Какая черта не является чертой волшебной сказки? а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы. 11. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»? а) 7; б) 3; в) 13; г) 5. 12. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке? а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок. 13. Каким по счёту сыном обычно был в сказках Иванушка-дурачок? а) первым; б) вторым; в) третьим; г) седьмым. 14. Христианство на Руси было провозглашено а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г. 15. Летопись как жанр появляется на Руси а) в XI в.; б) в XII в.; в) IX в. 16. Летопись – это а) книга в кожаном переплёте; б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности; в) произведение, которое передаётся из уст в уста. 17. «Повесть временных лет» составлял а) Нестор; б) Никон; в) Николай. 18. Кто является родоначальником жанра басни? а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен. 19. Какая черта не является характерной чертой басни? а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение. 20. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов? а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну. 21. Какой басни Крылова не существует? а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица». 22. Определите название приёма, характерного для басни: а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение. 23. Вывод в басне называется а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение. 24. А.С. Пушкин родился а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве. 25. Няню поэта звали а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна. 26. Никита Тимофеевич Козлов был Пушкину а) дядей; б) отцом; в) дядькой; г) братом. 26 27. Сказка А.С. Пушкина называется: а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»; в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 28. Кто является носительницей зла в этой сказке? а) царица; б) царевна; в) черница. 29. Чернавка в сказке Пушкина это: а) девушка с черным цветом кожи; б) служанка для «чёрной» работы; в) сильно загоревшая женщина. 30. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям? а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела. 31. Как звали жениха царевны? а) царевич Алексей; б) королевич Елисей; в) королевич Енисей. 32. Кто указал жениху правильный путь? а) солнце; б) месяц; в) ветер. 33. Художественное определение – это: а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет. 34. Как называется следующее художественно-выразительное средство? Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе… а) риторическое восклицание, б) обращение; в) риторическое обращение. 35. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова? а) родители; б) гувернёры; в) бабушка. 36. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова? а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве. 37. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется: а) аллегория; б) метафора; в) сравнение. 38. Назовите приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке: Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись как тучи… а) риторическое восклицание; б) риторическое обращение; в) аллегория. 39. Под басурманами Лермонтов подразумевал: а) иноземцев; б) барсуков; в) русских солдат. 40. Какого художественного приёма не использовал автор в следующем отрывке? Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала… а) риторическое обращение; б) сравнение; в) риторическое восклицание; г) олицетворение Ответы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. б в б а б а б в г г б б в а в б а а а б 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. в а б а б в в а б б б в в б в б в а а а 27 Оценка «5» - 37 – 40 балла «4» - 29 – 36 баллов «3» - 20 – 28 баллов Контрольное тестирование по материалу, изученному в 5 классе «Из мифологии» 1. Образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно именем прилагательным – это: А) метафора; Б) эпитет; В) олицетворение. «Из устного народного творчества» 2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным? А) басня; Б) загадка; В) частушка. «Из древнерусской литературы» 3. Кто является автором «Повести временных лет»? А) Нестор; Б) Владимир; В) Олег. «Из басен народов мира» 4. Изображение отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ (например, лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д.) – это: А) эпитет; Б) олицетворение; В) аллегория. «Из русской литературы XIX века» 5. Как правильно называется сказка А.С. Пушкина? А) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; В) «Сказка о спящей царевне». 6. Созвучные окончания стихотворных строк – это: А) строфа; Б) ритм; В) рифма. 7. К какому виду художественного творчества относится повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? А) приключения; Б) фантастика; В) автобиография. 8. Тема повести И.С. Тургенева «Муму»: А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей; Б) противопоставление крепостников и крепостных; В) судьба Герасима. 9. Из какого произведения эти строки: «Однажды в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз» ? А) И.С. Тургенев «Два богача»; Б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»; В) Н.А. Некрасов «Тройка». 10. Повествование в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» ведётся от лица: А) Жилина; Б) Костылина; В) автора. 11. Жанр произведений А.П. Чехова «Злоумышленник» и «Пересолил»: А) повесть; Б) сказка; 28 В) рассказ. «Из русской литературы ХХ века» 12. Какая основная тема стихотворения И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»? А) жизнь оленя; Б) красота оленя; В) победа красоты над смертью. 13. Как звали дедушку главного героя рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»? А) Тит; Б) Афоня; В) Володя. 14. В основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» лежит: А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; Б) изображение природы Сибири; В) повествование о приключениях мальчика. 15. Что спасло от смерти петуха в рассказе Е.И. Носова? А) граммофон; Б) патефон; В) гармонь. 16. Автором приключений Робинзона Крузо является: А) Даниель Дефо; Б) Ханс Кристиан Андерсен; В) Марк Твен. 17. Укажите вариант, в котором содержатся сказки Х.К. Андерсена: А) «Дюймовочка», «Спящая красавица», «Русалочка»; Б) «Снежная королева», «Соловей», «Свинопас»; В) «Принцесса на горошине», «Красная шапочка», «Гадкий утёнок». 18. Главный герой произведения Марка Твена Том Сойер: А) забияка и хулиган; Б) прилежный и воспитанный мальчик; В) непослушный, но добрый. Критерии оценивания Заданий выполнено (%) 100 – 86 % 85 – 66 % 65 – 50 % менее 50% № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Итого: Ответы Ответ Б А А В Б В Б А Б В В В А А Б А Б В 29 Оценка «5» (отлично) «4» (хорошо) «3» (удовлетворительно) «2» (неудовлетворительно) Максимальное количество баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 баллов