ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №3 города Каменска-Шахтинского, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, Учебного плана и локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской программы по литературе 59 классов Литература: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авторсост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010. – (ФГОС Инновационная школа). Цели изучения литературы Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Место предмета в учебном плане Учебный план МБОУ СОШ № 3 отводит на изучение литературы в 9 классе 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год рабочая программа составлена на 99 часов в 9 классе. Материал изучается в полном объёме. УМК Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс. Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 - 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Предметная линия учебников Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. 5-9 классы Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 5 изд. - М.:ООО «Русское слово - ученик», 2018. 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметнымирезультатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий. 1) Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 2) Познавательные УУД: - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. 3) Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 2 - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; - эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; 3 - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Требования к уровню подготовки обучающихся. Предметные результаты изучения курса литературы в 9 классе. В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико-литературные понятия; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА 9 класс Содержание учебного предмета «Литература» в 9 классе Введение Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков. Из древнерусской литературы Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Из литературы XVIII века Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин). Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). 4 Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. Литература первой половины XIX века Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. А.С. ГРИБОЕДОВ Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). А.С. ПУШКИН Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственнофилософское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина». «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Н.В. ГОГОЛЬ Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетнокомпозиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. 5 Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета). Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия. Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»). Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака). Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. Тематическое планирование по литературе 9 класс ( 3 часа в неделю, всего - 102 ч. ) № п/п 1 2 3 4 5 6 Итого Тема Кол-во часов Введение Из древнерусской литературы Из русской литературы 18 века Литература первой половины 19 века Литература второй половины 19 века Из литературы 20 века № п/п №в разд. 1 1 2 1 1 4 8 57 14 18 102 часов Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс (99 часов, 3 часа в неделю) Тема урока КолДата во План Факт час. 1. Введение (1 час) Своеобразие изучения литературы в 9 классе. 1 03.09 Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления. 2. Из древнерусской литературы (4 часа) Древнерусская литература – «начало всех 1 05.09 начал». Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. Основные особенности древнерусской литературы. 6 3 2 4 3 5 4 6 1 7 2 8 9 3 4 10 5 11 6 12 7 13 8 14 1 15 2 16 17 3 4 18 5 «Слово о полку Игореве» - величайший 1 06.09 памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Авторство. Основная идея «Слова…». Русская земля – 1 10.09 центральный образ произведения. Образы русских князей. Значение «Слова…» в истории русской культуры. Человек и природа в художественном мире 1 12.09 поэмы. Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению. КОНТРОЛЬ 3. Из русской литературы 18 века (8часов) Характеристика русской литературы XVIII в. 1 13.09 Классицизм в русском и мировом искусстве. Основные каноны классицизма. М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. 1 17.09 Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». «Разговор с Анакреоном». 1 19.09 Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. 1 20.09 Державина. Стихотворения Г.Р. Державина: «Фелица», «Бог», «Памятник». Стихотворения «Властителям и судиям», «На 1 24.09 смерть князя Мещерского». Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта. Подвиг А.Н. Радищева 1 26.09 Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора. Жанр путешествия как форма панорамного 1 27.09 изображения русской жизни. Итоговый урок по разделу «Литература XVIII 1 01.10 века». Художественное и тематическое своеобразие русской литературы века XVIII. 4. Литература первой половины 19 века (57 часов) Урок-лекция «Литература русского 1 03.10 романтизма первой четверти 19 века». Романтическая лирика начала 19 века. 1 04.10 «Литературный «Колумб Руси».(В.Г.Белинский) Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. Анализ элегии «Море». 1 08.10 А.С. Грибоедов: личность и судьба. История 1 10.10 создания комедии «Горе от ума». Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его 1 11.10 7 19 6 20 7 21 8 22 9 23 10 24 11 25 12 26 27 28 13 14 15 29 16 30 17 31 18 32 19 33 20 34 21 35 22 роль в произведении. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия. «Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в произведении). «Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого. «Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы. Р/р И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование «Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии. Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». Сочинение по комедии «Горе от ума». А.С.Пушкин: жизнь и судьба. Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений. «Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) - взлет пушкинского романтического творчества А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь». Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина(«Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Сожженное письмо», «Что в имени тебе моем?», «Мадонна»). Адресаты лирики Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения. Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Маленькие трагедии». Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» «Евгений Онегин»: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции. 8 1 15.10 1 17.10 1 18.10 1 22.10 1 24.10 1 25.10 1 07.11 1 1 1 08.11 12.11 14.11 1 15.11 1 19.11 1 21.11 1 22.11 1 26.11 1 28.11 1 29.11 36 23 37 24 38 25 39 26 40 27 41 28 42 29 43 44 30 31 45 32 46 33 47 34 48 35 49 36 50 37 51 38 52 39 53 40 Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и 1 мир деревни. Онегин и Ленский. Система образов романа «Евгений Онегин». 1 Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы. 1 03.12 Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы. Образы провинциального и столичного дворянства. Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману «Евгений Онегин». РР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин». Написание сочинения. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта». Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина». Любовная лирика поэта. Стихотворения «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. («Пророк», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»). Размышления поэта о судьбе современников в стихотворении «Дума». «Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет. Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ. Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения. Основные конфликты повести. Главные и второстепенные герои. Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций). Повесть «Фаталист» как сюжетнопсихологическая кульминация романа. Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова. Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. 1 10.12 1 12.12 1 13.12 1 17.12 1 1 19.12 20.12 1 24.12 1 26.12 1 27.12 1 09.01 9 05.12 06.12 1 10.01 1 14.01 1 16.01 1 17.01 1 21.01 Белинский о романе. 54 41 Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени». 55 42 РР Классное сочинению по роману «Герой нашего времени». 56 43 Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор). 57 44 «Петербургские повести» (обзор). Повесть Шинель». Образ «маленького человека» в произведении. 58 45 Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. Работа с 1 главой произведения. 59 46 «У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова). Деталь как средство создания образов. 60 47 Образ Коробочки в поэме «Мертвые души». 61 48 Образ Ноздрева в поэме. 62 49 Образ Собакевича в поэме. 63 50 Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души». 64 51 Образ Чичикова в произведении Гоголя. 65 52 Образ Чичикова в произведении Гоголя. 66 53 Образы чиновников в поэме Гоголя. 67 54 Народ в поэме. Роль лирических отступлений. 68 55 Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души». 69 56 Обобщение изученного по поэме «Мертвые души». Контрольный тест по произведению. 70 57 РР Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 5. Литература второй половины 19 века (14 часов) 71 1 Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». 72 2 А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» 73 3 Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова». 74 4 Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. 75 5 Роман «Бедные люди»: материальное и духовное. Характеристика образов, позиция писателя. 76 6 Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь. 10 1 23.01 1 1 24.01 28.01 1 30.01 1 31.01 1 04.02 1 1 1 1 1 1 1 1 1 06.02 07.02 11.02 13.02 14.02 18.02 20.02 21.02 25.02 1 27.02 1 28.02 1 04.03 1 06.03 1 07.03 1 1 11.03 13.03 1 14.03 Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». 78 8 Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. 79 9 А. П. Чехов Рассказы:«Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». 80 10 Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова. 81 11 Тестирование по теме «Литература 19 века». 82 12 Урок-лекция «Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)». 83 13 М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». 84 14 «Песня о Буревестнике». Из литературы ХХ века (18 часов) 85 1 Из поэзии Серебряного века. 86 2 Многообразие поэтических голосов эпохи 87 3 Основные темы и мотивы А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского 88 4 Основные темы и мотивы М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). 89 5 РР Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века. Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)». 90 6 М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». 91 7 Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция. 92 8 «Война. Жесточе нету слова...» М, А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. 93 9 Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. 94 10 Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти». 95 11 В.В. Быков. Основные биографические 77 7 11 1 18.03 1 01.04 1 03.04 1 04.04 1 1 08.04 10.04 1 11.04 1 15.04 1 1 1 17.04 18.04 22.04 1 24.04 1 25.04 1 29.04 1 02.05 1 06.05 1 13.05 1 15.05 1 16.05 сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести 96 12 Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. 1 97 13 А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная 1 тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне. 98 14 Итоговый урок. Рекомендация книг для 1 летнего чтения. Итого: 98 часов с учетом праздничных и выходных дней 12 20.05 22.05 23.05