рабочая программа по внеурочной деятельности веселый этикет 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Веселый этикет» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона
«Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ
№3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности
образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»;
локальных актов школы.
Цель:
- освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим
себе;
- познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения
выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных
ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:

развивать духовное единство между детьми и учителем,
устанавливать взаимное доверие;

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение
к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить
строить с ними отношения;

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать,
что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с
основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в
год – 1 класс и 34 часа в год 2-4 класс.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате прохождения программы внеурочной деятельности
предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений,
представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать
позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к
этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть
дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает
практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта
самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
 сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями
различных социальных субъектов, в том числе за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
 на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания,
сколько знания о ценностях;
 на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой
деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен
быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты
следующие воспитательные результаты:
 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения;
 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими
и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную
сторону своих поступков и поступков других людей;
 уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим;

 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И.
Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии и
реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по
направлению «Общекультурное».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения
2. Этикет
3. Этические нормы отношений с окружающими
4. Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся
информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся
сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами.
Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе
разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1.Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного
отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с
улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так,
что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно.
Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными,
доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть
– доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость –
нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием
и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о
добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе,
всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик
учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные
правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть
его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с
желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет,
где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда
каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок:
выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2.Этикет (7 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях.
Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное
чаепитие.
Обыгрывание
ситуаций
поведения
за
столом.(Практическое занятие)
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в
столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в
магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора,
чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь
должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению,
засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек» с праздничным столом. (Практическое занятие)
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 16. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими
хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь,
когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться
одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери
сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых
героев песен. Выставка рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое
мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален.
Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем
проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что
интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки,
жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия,
которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы?
Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 23. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка,
связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 24. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и
подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе (7 часов)
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой
путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в
коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям,
друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим
другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек.
При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему.
Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 31-32. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше

понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим,
помогли стать умней и добрей.
К концу учебного года учащиеся научатся:










употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от
ситуации;
обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд,
мимику, прикосновение;
вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;
правильно общаться по телефону;
правильно оценивать себя и других;
приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность;
встречать гостей, дарить и принимать подарки;
делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;
принимать красивые позы во время посадки и ходьбы.

Учебный план
№
п/п
1
2
3
4

Разделы

Общее
кол-во
часов

Этика общения
Этикет
Этические нормы отношений с окружающими
Этика отношений в коллективе.
ИТОГО:

8
8
9
5
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».