рабочая программа по внеурочной деятельности город мастеров 2 класс 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на
формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об
образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»;
Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего
образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. КаменскаШахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного
учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов
школы.
Цель программы:
-постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного
искусства, его образного языка и возможностей;
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся
путём создания условий для самореализации личности;
- развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека,
любви к родному краю и себе.
Задачи программы:
- обучение
конкретным
трудовым
навыкам;
- обучение детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- знакомство детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека
декоративно-прикладного
искусства;
- формирование художественно-образного мышления и эмоциональночувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
- воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных
навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных
представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на
явления художественной культуры;
-развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры,
умения выражать в художественных образах решение творческих задач;
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества;
- воспитывать
нравственные
качества
детей;
- воспитание эстетического, художественного вкуса, культуры зрительного
восприятия
прекрасного,
радости
от
совместного
творчества;
- формирование чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности;
- формирование всесторонне развитой личности

Место курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34
часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному
творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение
к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ. Решать художественные
задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах
действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам
работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка
декоративно –
прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем
трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно
– прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и
средств массовой информации;
-отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства,
представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и
воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления,
формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою
точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного
декоративно – прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих
задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в
предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в
изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной
деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны
быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое,
аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность
человека; -понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях
пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному
отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами
художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного
языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового
искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы
природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином;
разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, основные декоративные элементы
народных росписей;

- историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами,
квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях,
способы
декоративного
оформления
готовых
работ;
- виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления,
применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
- понятия: орнамент, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
- технологию создания панно.
- понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс.
- цветовое и композиционное решение;
- технологию создания народной куклы; историю русского народного
костюма;
- классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях;
- сувенир, виды и назначение сувениров;
Учащиеся должны уметь:
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов
в России (с учетом местных условий).
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической
формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать
простые
формы
для
создания
выразительных
образов;
- моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного
искусства, художественного конструирования.
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства,
изображающие
природу,
человека,
явления;
- понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного
мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
- в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и
магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях
народного искусства;
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью
приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами:
ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных
инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей,
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных
особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных
изделиях, творческих работах
- добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и
изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять
самоконтроль.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Основы культуры труда и самообслуживания.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов,
окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья.
Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное
выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с различными материалами
(рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ объекта и его назначения.
2. Технология ручной обработки материалов.
Природные
материалы. Происхождение
природных
материалов.
Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки,
скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки,
правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов.
Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с
природными материалами.
Практические работы: композиции из листьев, композиции из соломки,
шахматы из шишек.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое
тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы
с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при
использовании инструментов и приспособлений.
Практические работы: лепка героев сказок, фигурок домашних животных,
составление коллективных композиций.
Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование
бумаги.
Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для
обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами.
Приемы работы с бумагой.

Практические работы: аппликации, работа с гофрированным картоном,
объемные игрушки из бумаги, оригами.
Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное
расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и
приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы
безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы
работы с текстильными материалами.
Практические работы: прихватка, аппликации из ниток, простейшее
плетение.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкций
предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и
моделирование изделий из бумаги, природных материалов.
Практические работы: вертушка, парашют, конструирование мебели.
4. Дизайн.
Подход к работе детей в мастерской дизайна будет иным. Ученики должны
учитывать основные правила дизайна: для каждой вещи, создаваемой и
используемой человеком, существует одно общее требование: она должна
быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне; в
разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет
иметь разное устройство и разный внешний вид; каждая вещь должна
соответствовать общей обстановке, характеру и облику своего хозяина.
Подобный подход будет применим и целесообразен при выполнении каждого
задания. Например, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего
именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по
форме, размеру, декору. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у
обучающихся правильное отношение к вещам, стремление избегать
ненужной вычурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует
истинное понимание дизайнерских правил, хороший эстетический вкус.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во часов

1
2

Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном.
Техники: оригами, аппликации, квиллинг
Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла
Рукоделие из ниток
Работа с бросовым материалом
Итого:

5
10

3
4
5

9
5
5
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».