рабочая программа по внеурочной деятельности Орлята России 4 класс 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность
продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается,
что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учетом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребенка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
- воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России;
- воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
- формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие
способности и эстетический вкус;
- воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре;
- воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей;
- содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру;
- формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4
классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс
- 34 учебных недели в год).

Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная
прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка.
Это проявляется:
– в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
– в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
– в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
– уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:

–
–
–
–
–
–

понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
– выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
– уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:

– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
– бережное отношение к природе;
– неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира;
– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
– проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:

– способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
– способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои

мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
– умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
– умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
– умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
– умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
– понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
– умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
– умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
– участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
– умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в
группе;
– умение высказывать и отстаивать свое мнение;
– умение
рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
– корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
– умение
работать в группе, общаться со сверстниками на принципах

взаимоуважения и помощи;
– признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
– умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя
аргументы;
– умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по
отношению к окружающим;
– умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности.
Универсальные учебные регулятивные действия:

– умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
–
–
–
–

проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ
достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс

умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание
главных качеств
эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность,
изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со
взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной
среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс
утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального
опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с
позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного
слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни
с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями доброволец и волонтер», «добровольчество», умение
определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость
ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения

в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение
различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного
края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и
характеристики человека - лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые
волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения
правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт - копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения
информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше
познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское
движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и
дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач
учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой
части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и
классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном
празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего
дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы
родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные

физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

числе,

позволят

снизить

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые
качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы –
хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует
празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других
праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок
– Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале
учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …»
Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая
работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в
команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет
задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания
выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания:
построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),
«молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – Конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая
мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того,
что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлёнок - Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление,
вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).

Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной
нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в
том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) –
хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
3-4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале
учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в
начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт- копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных
олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными
способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том
числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее
высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека

определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый
год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как
эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного
года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и
учебной нагрузкой. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые
качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек
является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок
должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».

№
1
2
3
4
5
6
7
8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Наименование трека
Кол-во часов
Вводный «Орлятский урок»
2 ч.
5 ч.
Орлёнок – Эрудит
4 ч.
Орлёнок – доброволец
4 ч.
Орлёнок – Мастер
4 ч.
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
4 ч.
Орлёнок – Эколог
5 ч.
Орлёнок - Лидер
5 ч.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
33 ч.

2 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование трека
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок - Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Кол-во часов
1 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.
4 ч.
6 ч.
6 ч.
34 ч.

3-4 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование трека
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок - Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Кол-во часов
1 ч.
5 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.
6 ч.
34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».