рабочая программа по внеурочной деятельности плавание 4 класс 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Плавание» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в
Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе
анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа
России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2023-2024 учебный год, положения о рабочей
программе МБОУ СОШ №3.
Плавание как один из видов спортивно-оздоровительной деятельности, способствует
развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности
сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших
средств закаливания учащихся.
Актуальность общеобразовательной программы «Плавание» по внеурочной
деятельности для начальных классов состоит в том, что традиционная организация учебного
процесса при доминантной сидячей рабочей позе учащихся требует проведение специальных
мероприятий, направленных на профилактику заболеваний опорно–двигательного аппарата.
Особенно остро стоит вопрос в начальной школе. Резкая перемена двигательного режима,
выражается в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности.
Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данного
фактора.
Плавание – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Огромное
количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют
плавать, причем большую часть пострадавших на воде составляют дети школьного и
младшего школьного возраста. Многие дети просто боятся воды.
Цель: формирование основ здорового образа жизни, развитие и совершенствование
физических качеств, а также творческой самостоятельности посредством освоения
двигательной деятельности, а именно – умение плавать.
Задачи:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию
организма;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- приобретение жизненно необходимого умения плавать;
- овладение элементами трех способов плавания, стартов и поворотов;
- улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств
лечебно-оздоровительного плавания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление
дисциплинированности, трудолюбие и упорство в
достижении
поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка
и общих интересов.













1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.





Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе её выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и
способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильное выполнение двигательных действий.
В результате изучения программы обучающийся должен знать:
Названия плавательных упражнений.
Стили прикладного и спортивного плавания, и названия предметов для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Обучающийся должен уметь:
Проплывать 25м любым стилем плавания, уверенно преодолевая дистанцию с
соблюдением правильно выполненной техники и дыхания.
Умение правильно применять плавательный инвентарь.
Чувствовать себя комфортно и расслабленно во время плавания более 15м.
Применять полученные навыки и умения прикладного плавания.
Применять элементы плавания для поддержания здоровья и укрепления организма.
Соблюдать правила личной гигиены и закаливания.
Форма подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
тестирование;
проплывание спортивным способом плавания без учёта времени с сохранением
правильной техники и дыхания;
сравнение показаний здоровья в начале учебного года с окончанием.

Предметные результаты:
 представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки обучающегося;












оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении учебных
заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
организовывать и проводить подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её
напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПЛАВАНИЕ»
Раздел 1. Знания о плавании

История возникновения и развития плавания как вида спорта. История развития
плавания как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в регионе. Достижения
отечественных пловцов на мировых первенствах и Олимпийских играх. Главные
организации/федерации (международные, российские), осуществляющие управление
плаванием.
Характеристика видов плавания (спортивное, синхронное, водное поло, прыжки в
воду). Характеристика стилей плавания. Дистанции и программа соревнований по плаванию.
Основные правила проведения соревнований по плаванию. Судейская коллегия,
обслуживающая соревнования (функции). Основные требования к плавательному бассейну,
его размерам, дорожкам, допустимой температуре воды. Словарь терминов и определений по
плаванию.
Занятия плаванием, как средство укрепления здоровья, повышения функциональных
возможностей основных систем организма и закаливания.
Сведения о физических качествах, необходимых пловцу и способах их развития. Основные
средства и методы обучения технике способов плавания. Основы прикладного плавания и его
значение. Игры и развлечения на воде.
Влияние занятий плаванием на формирование положительных качеств личности
человека.
Правила поведения и техники безопасности при занятиях плаванием в плавательном
бассейне и на открытых водоемах в различное время года. Способы спасения пострадавшего
на воде. Основные и подручные средства спасения на воде.
Режим дня при занятиях плаванием. Личная гигиена во время занятий плаванием.
Форма одежды/плавательная экипировка (спортивный костюм, плавательный костюм,

шапочка, полотенце), сопутствующий инвентарь и оборудование для занятий плаванием.
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Самоконтроль во время занятий плаванием и при купании в бассейне и открытых
водоемах. Первые внешние признаки утомления. Средства восстановления организма после
физической нагрузки.
Режим дня юного пловца. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде
(плавательной экипировке) для занятий плаванием. Правильное сбалансированное питание
пловца. Характерные травмы во время занятий плаванием и мероприятия по их
предупреждению.
Выбор и подготовка места для плавания, купания. Выбор одежды для занятий
плаванием (плавательная экипировка). Правила использования спортивного инвентаря и
оборудования для занятий плаванием. Организация и проведение подвижных игр с
элементами плавания во время активного отдыха и каникул. Судейство простейших
спортивных соревнований по плаванию в качестве судьи или помощника судьи.
Подбор и составление комплексов упражнений, включающих общеразвивающие,
специальные и имитационные упражнения на суше; подготовительные упражнения для
освоения с водой; учебные прыжки в воду; игры и развлечения на воде; упражнения для
изучения техники спортивных способов плавания и их совершенствования. Самостоятельное
освоение двигательных действий. Оценка техники осваиваемых упражнений и движений по
эталонному образцу, внутренним ощущениям; способы выявления и исправления технических
ошибок. Тестирование уровня физической подготовленности в плавании.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Комплексы упражнений на развитие основных физических качеств (выносливости,
силы, гибкости, ловкости и скоростных способностей).
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.
Подготовительные упражнения для освоения с водой (упражнения для: ознакомления с
плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения).
Упражнения с использованием плавательных досок, гимнастических палок, аква-гантелей,
нудлсов и других вспомогательных средств.
Учебные прыжки в воду из положения сидя на бортике с упором рукой, ногами, из упора
присев, из положения стоя соскок вниз ногами с шага и прыжка, спад из положения
согнувшись, прыжок вниз головой.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для освоения способов
плавания: упражнения для изучения движений ногами; согласования движений ногами и
дыхания; движений руками; движений руками и дыхания; общего согласования движений
(включая имитационные упражнения на суше, упражнения в воде с неподвижной, подвижной
опорой, без опоры).
Спортивные способы плавания (начальный этап) в бассейне (брасс, кроль на груди и
кроль на спине; баттерфляй (дельфин). Упражнения и игры для совершенствования техники
плавания.

Старты и повороты (имитационные упражнения на суше, упражнения в воде): упражнения
для изучения стартового прыжка, старта из воды; упражнения для изучения открытого плоского
поворота в кроле на груди, на спине, поворота «маятником» в брассе, поворота кувырком
вперед в кроле на груди и на спине.
Проплывание учебных дистанций произвольным способом. Плавание различными
способами плавания в полной координации. Участие в соревновательной деятельности.
Прикладные способы плавания: плавание на боку; ныряние; брасс на спине. Способы
погружения при нырянии. Плавание в экстремальных ситуациях (длительное пребывание в
воде; способы отдыха в воде; при судорогах во время плавания; плавание в водорослях, при
сильной волне, при сильном течении и водоворотах при провале под лед; в одежде). Приемы
освобождения от захватов тонущего; транспортировка пострадавшего на воде. Применение
спасательных средств.
Игры и развлечения на воде (с элементами соревнования, не имеющие сюжета, игры
сюжетного характера командные игры).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3

Разделы

Знания о плавании
Способы физкультурной деятельности
Физическое совершенствование
ИТОГО:

Общее
кол-во
часов
6
6
22
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».