ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Плавание» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2023-2024 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. Плавание как один из видов спортивно-оздоровительной деятельности, способствует развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся. Актуальность общеобразовательной программы «Плавание» по внеурочной деятельности для начальных классов состоит в том, что традиционная организация учебного процесса при доминантной сидячей рабочей позе учащихся требует проведение специальных мероприятий, направленных на профилактику заболеваний опорно–двигательного аппарата. Особенно остро стоит вопрос в начальной школе. Резкая перемена двигательного режима, выражается в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данного фактора. Плавание – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют плавать, причем большую часть пострадавших на воде составляют дети школьного и младшего школьного возраста. Многие дети просто боятся воды. Цель: формирование основ здорового образа жизни, развитие и совершенствование физических качеств, а также творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а именно – умение плавать. Задачи: - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; - повышение умственной и физической работоспособности; - приобретение жизненно необходимого умения плавать; - овладение элементами трех способов плавания, стартов и поворотов; - улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств лечебно-оздоровительного плавания. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Метапредметные результаты: характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами; управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильное выполнение двигательных действий. В результате изучения программы обучающийся должен знать: Названия плавательных упражнений. Стили прикладного и спортивного плавания, и названия предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья. Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации. Обучающийся должен уметь: Проплывать 25м любым стилем плавания, уверенно преодолевая дистанцию с соблюдением правильно выполненной техники и дыхания. Умение правильно применять плавательный инвентарь. Чувствовать себя комфортно и расслабленно во время плавания более 15м. Применять полученные навыки и умения прикладного плавания. Применять элементы плавания для поддержания здоровья и укрепления организма. Соблюдать правила личной гигиены и закаливания. Форма подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: тестирование; проплывание спортивным способом плавания без учёта времени с сохранением правильной техники и дыхания; сравнение показаний здоровья в начале учебного года с окончанием. Предметные результаты: представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки обучающегося; оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПЛАВАНИЕ» Раздел 1. Знания о плавании История возникновения и развития плавания как вида спорта. История развития плавания как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в регионе. Достижения отечественных пловцов на мировых первенствах и Олимпийских играх. Главные организации/федерации (международные, российские), осуществляющие управление плаванием. Характеристика видов плавания (спортивное, синхронное, водное поло, прыжки в воду). Характеристика стилей плавания. Дистанции и программа соревнований по плаванию. Основные правила проведения соревнований по плаванию. Судейская коллегия, обслуживающая соревнования (функции). Основные требования к плавательному бассейну, его размерам, дорожкам, допустимой температуре воды. Словарь терминов и определений по плаванию. Занятия плаванием, как средство укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма и закаливания. Сведения о физических качествах, необходимых пловцу и способах их развития. Основные средства и методы обучения технике способов плавания. Основы прикладного плавания и его значение. Игры и развлечения на воде. Влияние занятий плаванием на формирование положительных качеств личности человека. Правила поведения и техники безопасности при занятиях плаванием в плавательном бассейне и на открытых водоемах в различное время года. Способы спасения пострадавшего на воде. Основные и подручные средства спасения на воде. Режим дня при занятиях плаванием. Личная гигиена во время занятий плаванием. Форма одежды/плавательная экипировка (спортивный костюм, плавательный костюм, шапочка, полотенце), сопутствующий инвентарь и оборудование для занятий плаванием. Раздел 2. Способы физкультурной деятельности Самоконтроль во время занятий плаванием и при купании в бассейне и открытых водоемах. Первые внешние признаки утомления. Средства восстановления организма после физической нагрузки. Режим дня юного пловца. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде (плавательной экипировке) для занятий плаванием. Правильное сбалансированное питание пловца. Характерные травмы во время занятий плаванием и мероприятия по их предупреждению. Выбор и подготовка места для плавания, купания. Выбор одежды для занятий плаванием (плавательная экипировка). Правила использования спортивного инвентаря и оборудования для занятий плаванием. Организация и проведение подвижных игр с элементами плавания во время активного отдыха и каникул. Судейство простейших спортивных соревнований по плаванию в качестве судьи или помощника судьи. Подбор и составление комплексов упражнений, включающих общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше; подготовительные упражнения для освоения с водой; учебные прыжки в воду; игры и развлечения на воде; упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и их совершенствования. Самостоятельное освоение двигательных действий. Оценка техники осваиваемых упражнений и движений по эталонному образцу, внутренним ощущениям; способы выявления и исправления технических ошибок. Тестирование уровня физической подготовленности в плавании. Раздел 3. Физическое совершенствование Комплексы упражнений на развитие основных физических качеств (выносливости, силы, гибкости, ловкости и скоростных способностей). Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше. Подготовительные упражнения для освоения с водой (упражнения для: ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения). Упражнения с использованием плавательных досок, гимнастических палок, аква-гантелей, нудлсов и других вспомогательных средств. Учебные прыжки в воду из положения сидя на бортике с упором рукой, ногами, из упора присев, из положения стоя соскок вниз ногами с шага и прыжка, спад из положения согнувшись, прыжок вниз головой. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для освоения способов плавания: упражнения для изучения движений ногами; согласования движений ногами и дыхания; движений руками; движений руками и дыхания; общего согласования движений (включая имитационные упражнения на суше, упражнения в воде с неподвижной, подвижной опорой, без опоры). Спортивные способы плавания (начальный этап) в бассейне (брасс, кроль на груди и кроль на спине; баттерфляй (дельфин). Упражнения и игры для совершенствования техники плавания. Старты и повороты (имитационные упражнения на суше, упражнения в воде): упражнения для изучения стартового прыжка, старта из воды; упражнения для изучения открытого плоского поворота в кроле на груди, на спине, поворота «маятником» в брассе, поворота кувырком вперед в кроле на груди и на спине. Проплывание учебных дистанций произвольным способом. Плавание различными способами плавания в полной координации. Участие в соревновательной деятельности. Прикладные способы плавания: плавание на боку; ныряние; брасс на спине. Способы погружения при нырянии. Плавание в экстремальных ситуациях (длительное пребывание в воде; способы отдыха в воде; при судорогах во время плавания; плавание в водорослях, при сильной волне, при сильном течении и водоворотах при провале под лед; в одежде). Приемы освобождения от захватов тонущего; транспортировка пострадавшего на воде. Применение спасательных средств. Игры и развлечения на воде (с элементами соревнования, не имеющие сюжета, игры сюжетного характера командные игры). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 Разделы Знания о плавании Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование ИТОГО: Общее кол-во часов 6 6 22 34