рабочая программа по внеурочной деятельности Праздники и традиции Донского казачества 2 класс 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции
Донского казачества» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона
«Об
образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования
«Об утверждении федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава
МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа
деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК
«Школа России»; локальных актов школы.
Целью изучения программы является формирование начального
представления о донском казачестве, ориентация в многообразии
исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание
гражданственности и патриотизма учащихся.
Основными задачами программы являются:
1.Знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными
особенностями,
основными
ремёслами,
видами
труда;
2.Ознакомление с основными историческими вехами донского казачества,
приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам,
знаменательным датам;
3.Воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского края;
4.Привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
5.Развитие творческих способностей детей;
6.Формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34
часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного
отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему,
готовности продолжать его традиции;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новых задач.
- воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

-развитие нравственных качеств, эстетической и экологической
воспитанности, творческих способностей;
-формирование позитивного отношения к родной культуре и своей
национальной принадлежности, повышение уровня духовности; --воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих
ценностей; формирование межличностных отношений.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
-пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества
в целом;
-мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование
полученных знаний в собственной речи;
-обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности;
обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных
ценностях;
-формирование способности обобщать и структурировать разрозненные
факты в единую и целостную картину;
-совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию;
-знакомство с произведениями устного народного творчества.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев
сказок и их личностных качествах, формулировать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание; совершенствование умения слушать и понимать, воспитание
толерантного отношения к иным культурам;
-обогащение словарного запаса; обучение невербальному общению, умению
распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в
отдельности, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; отработка
умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене; участие в
коллективных творческих делах. допускать возможность существования у

людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс «Праздники и традиции Донского казачества» предназначен для
ознакомления обучающихся начальной школы с богатейшей культурой
Донского края, обычаями казачества.
1. Донские казаки (1 ч.)
Наши предки – казаки.
2. Традиции и обычаи казаков (6 ч.)
Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья.
Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством
казачат. Верный друг казака. Основные памятные даты и знаменательные
события. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
донского казачества.
3. Труд и быт (6 ч.)
Как жили казаки. Красный угол. Быт казачьей семьи. Труд казачьей семьи.
Донская кухня. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в
казачьих семьях. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства нашей
местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы
изделий, предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в
Ростовской области.
4. Православие в жизни казачества (6 ч.)
Казак без веры – не казак. Казачьи традиции. Празднование Рождества
Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских
казаков. Казачьи традиции. Основные достопримечательности, памятники
казачьей истории и культуры. Православная вера - основа казачьей семьи.
Почитание родителей и стариков.
5. Казачье войско: история и современность (6 ч.)
Всевеликое войско Донское. Атаман. Казачья служба. Казачья честь.
Казачьи заповеди Нравственные качества - основа патриотизма донского
казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казаки в годы
Великой Отечественной войны
6. Традиционная культура донского казачества (9 ч.)
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма
казачат. Семейные реликвии. Игры казачат. Пословицы и поговорки,
колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи
сказки, легенды, былички. Донской говор.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название раздела
Донские казаки
Традиции и обычаи казаков
Труд и быт
Православие в жизни казачества
Казачье войско: история и современность
Традиционная культура донского
казачества
Итого:

Всего часов
1
6
6
6
6
9
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».