рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы 3 класс 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Шахматы» для обучающихся 3 класса
составлена на основе: Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
Федерального государственного образовательного стандарата Начального общего образования
основной образовательной программы Начального общего образования; МБОУ СОШ №3; учебного
плана МБОУ СОШ №3 с учётом рабочей программы воспитания.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 3-х
классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией
И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
И.Г. Сухин. Шахматы, третий год, или Играем и выигрываем. /М.: Просвещение, 2008
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные
изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению
игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий
становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование
занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,
чтение
дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять
фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
1

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной
образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике
соединить обучающую и
воспитательную
деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
–
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
– в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
– в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность
Место учебного предмета в учебном плане
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1
час в неделю ( 1 класс – 32 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в
год).
.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
2

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно
определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать
информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья,
слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её
правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Шахматы»
Третий год обучения
Программа “Шахматы, третий год” предназначена для III класса начальной школы. Однако она
может быть реализована и классе, если программа первого и второго года обучения была пройдена во2
и 3 классах.
Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее
приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной
партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но
и максимально ориентированный на развитие материал.

3

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА
1
1.Повторение(8ч)
2. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.(26ч) Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшкихрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание
“пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”
Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в
игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в
данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо
копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий
получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к
проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры,
если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в
которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения
пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у
противника образовались сдвоенные пешки.

Тематическое планирование( 34 ч)
№ Название раздела
п/п
1
Повторение
2
Основы дебюта
Итого

Количество
часов
8
26
34

4

Календарно-тематическое планирование
курса «Шахматы»
(34 часа)
3 класс
№
п\
п

1

№
разд
ела/
тем
ы
заня
-тия

1.1

Тема занятия(раздела)

Количе
ство
часов

Дата
(план)

8
1.Повторение изученного
материала.
Поторение изученного материала 1

Дата
( факт)

0
05.09

2

1.2

Игровая практика

1

3

1.3

Повторение изученного
материала.

1

Практика матования одинокого
короля (дети играют попарно).

1

4

1.4

12.09

2
19.09

26.09

Виды деятельности

Примечание.

Поля.
Горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр. Ходы
шахматных
фигур. Шах,
мат, пат.
Начальное
положение
Рокировка.
Взятие
на
проходе.
Превращение
пешки.
Варианты
ничьей. Самые
общие
рекомендации
о
принципах
разыгрывания
дебюта.
Игровая
практика (игра
всеми
фигурами из
начального
положения).
Игровая
практика (игра
всеми
фигурами
из
начального
положения).

2.ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
26
5

5

2.1

Двух- и трехходовые партии.

1

03.10

“Мат в 1 ход”,
“Поставь мат в
1 ход
нерокированно
му королю”,
“Поставь
детский мат”
Белые или
черные
начинают и
объявляют
противнику
мат в 1 ход.

6

2.2

Решение задания “Мат в 1 ход”

1

10.10

“Мат в 1 ход”,
“Поставь мат в
1 ход
нерокированно
му королю”,
“Поставь
детский мат”
Белые или
черные
начинают и
объявляют
противнику
мат в 1 ход.

7

2.3

Невыгодность раннего ввода в
игру ладей и ферзя.

1

17.10

Игровая
практика.

8

2.4

Решение заданий “Поймай
ладью”, “Поймай ферзя”.

1

24.10

Анализ партий.
“Поймай
ладью”,
“Поймай
ферзя”. Здесь
надо найти ход,
после которого
рано введенная
в игру фигура
противника
неизбежно
теряется или
проигрывается
за более
слабую фигуру.

6

9

2.5

Игра “на мат” с первых ходов
партии. Детский мат. Защита.

10

2.6

Решение заданий.

1

07.11

“Поставь
детский мат”
Белые или
черные
начинают и
объявляют
противнику
мат в 1 ход.

14.11

Дидактическое
задание
«Защита»
(защита
атакованной
фигуры своей
фигурой, уход
из-под боя,
уничтожение
атакующей
фигуры).

1

11

2.7

Вариации на тему детского мата.
Другие угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита. Как отражать
скороспелый дебютный наскок
противника.

Решение заданий

12
2.8

1

1

21.11

28.11

Игровая
практика.
Дидактическое
задание
«Защита»
(защита
атакованной
фигуры своей
фигурой, уход
из-под боя,
уничтожение
атакующей
фигуры).
Игровая
практика.
Защита.
Дидактическое
задание
«Защита»
(перекрытие,
контратака).
Игровая
практика.

7

13

14

2.9

2.10

“Повторюшка-хрюшка” (черные
копируют ходы белых).
Наказание “повторюшек”.

Решение заданий

1

1

05.12

12.12

Дидактическое
задание
«Защита»
(защита
атакованной
фигуры своей
фигурой, уход
из-под боя,
уничтожение
атакующей
фигуры).
Игровая
практика
Защита.
Дидактическое
задание
«Защита»
(перекрытие,
контратака).

15

2.11

Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие фигур.
Темпы. Гамбиты.

1

19.12

Игровая
практика
Дидактическое
задание
“Выведи
фигуру”
Игровая
практика.

16

2.12

Решение задания “Выведи
фигуру”..

1

26.12

Дидактическое
задание
“Выведи
фигуру”
Игровая
практика.

17

2.13

Наказание за несоблюдение
принципа быстрейшего развития
фигур. “Пешкоедство”.
Неразумность игры в дебюте
одними пешками (с
исключениями из правила).

09.01
1

Дидактические
задания “Мат в
два хода”,
“Выигрыш
материала”,
“Накажи
“пешкоеда”,
“Можно ли
8

побить пешку?”

18

2.14

Решение заданий.

1

16.01

19

2.15

Принципы игры в дебюте.
Борьба за центр. Гамбит Эванса.
Королевский гамбит. Ферзевый
гамбит.

1

23.01

20

2.16

Решение заданий.

1

30.01

21

2.17

Принципы игры в дебюте.
Безопасное положение короля.
Рокировка.

1

06.02

22

2.18

Решение заданий.

1

13.02

23

2.19

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают
пешки.

1

20.02

Игровая
практика.
Анализ партий.
идактические
задания
“Захвати
центр”,
“Выиграй
фигуру”.
Игровая
практика.
Анализ партий
Дидактические
задания
“Можно ли
сделать
рокировку?”, “В
какую сторону
можно
рокировать?”,
“Поставь мат в
1 ход
нерокированно
му королю”,
“Поставь мат в
2 хода
нерокированно
му королю”,
“Не получат ли
белые мат в 1
ход, если
рокируют?”.
Игровая
практика.
Анализ партий
Дидактические
задания “Чем
бить черную
фигуру?”,
“Сдвой
противнику
пешки”.
9

24

2.20

Решение заданий.

1

27.02

Дидактические
игры и задания

25

2.21

Связка в дебюте. Полная и
неполная связка.

1

05.03

26

2.22

Решение заданий.

1

12.03

Дидактические
задания
“Выиграй
фигуру”,
“Сдвой
противнику
пешки”,
“Успешное
развязывание”.
Дидактические
игры и задания

27

2.23

Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.

1

19.03

28

2.24

Решение заданий.

1

02.04

29

2.25

Типичные комбинации в дебюте.

09.04
1

30

31
32
33
34
С

2.26

Типичные комбинации в дебюте
(более сложные примеры).

16.04

8
1.Повторение программного
материала
1.3
Повторение программного
1
23.04
материала
1.2
Повторение программного
1
07.05
материала
Повторение программного
1
14.05
материала
Повторение программного
1
21.05
материала
учётом праздничных и выходных дней – 34 часа

Дидактические
игры и задания.
Игровая
практика.
Дидактические
игры и задания.
Игровая
практика.
Дидактические
игры и задания.
Игровая
практика.
Дидактические
игры и задания.
Игровая
практика.
Повторение
программного
материала,
изученного за
второй и третий
год обучения
Дидактические
игры и задания

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».