Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Образовательная программа «Разговор о правильном питании»
предназначена для школьников 6 классов.
По направлению развития личности рабочая программа курса внеурочной
деятельности
«Разговор
о
правильном
питании»
относится
к
общеинтеллектульному. Программа составлена
на основе программы
«формула правильного питания», методического пособия «формула
правильного питания», авторы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой
А.Г., предназначенной для учащихся 6 классов.
Формой реализации курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном
питании» является факультатив. Программа курса рассчитана на 34 часа (6
класса). На курс «Разговор о правильном питании» отводится по 1 часу в
неделю: 34 часа.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной
деятельности». Приоритетным направлением деятельности курса является
учебно-познавательная деятельность обучающихся.
Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию
детьми своих способностей и потенциала личности.
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное
внимание, можно отнести:
1) Воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как
главной человеческой ценности.
2) Развитие исследовательских способностей школьников, социальной,
коммуникативной и познавательной компетенции ученика основной
школы
Задачи:
- расширения знаний школьников о правилах питания, направленных на
сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти
правила;
- развития навыков правильного питания как составной части здорового
образа жизни;
- развития представления о правилах этикета, связанных с питанием,
осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей
культуры личности;
- развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с
культурой и историей народа;
- пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с
питанием, расширения знаний об истории и традициях своего народа,
формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и
традициям других народов;
- развития творческих способностей, кругозора подростков, умения
эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе
решения проблемы;
- просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей
подросткового возраста.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности.
Личностные результаты.
- проявление познавательных интересов и активности в области здорового
питания;
- овладение установками, нормами и правилами правильного рационального
питания;
- готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том
числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,
развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу,
возрасту, образу жизни человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах;
- развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
- способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном
питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- применение умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, решения
и способы к поиску нестандартных решений;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области
здорового питания;
- умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в
соответствии с поставленной целью;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность к решению личностных и социально значимых проблем
здорового питания и воплощение найденных решений в практику
- способность к сотрудничеству и коммуникации с педагогом и товарищами по
коллективу группы;
- использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.
-рациональное использование учебной и дополнительной технологической
информации для проектирования и создания личной траектории здорового
питания;
-владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых
в розничной торговле;
-соблюдение норм и правил санитарии и гигиены;
-выраженная готовность в потребности здорового питания;
- публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
По итогам изучения курса внеурочной деятельности выпускник
(обучающийся) 6 класса научится:
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,
сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения
соответствия требованиям здорового образа жизни;
самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его
адекватности и соответствия образу жизни;
- работать с различными источниками информации: находить информацию в
тексте
доступной
их возрасту
научно-познавательной
литературы,
справочниках.
- проводить самостоятельно простейшие биологические исследования, проводя
при этом наблюдения под руководством учителя.
По итогам изучения курса внеурочной деятельности выпускник
(обучающийся) 6 класса получит возможность научится:
- рассчитывать свой рацион питания в случае изменения своей нагрузки или
образа жизни;
- используя традиционные источники питания и минимум затрат формировать
рациональное здоровое меню, которое отвечает всем
требованиям гигиены и
возрастной физиологии;
- развивать свои познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение
правил формирования здорового образа жизни;
- основным оставляющим в исследовательской деятельности : умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
6 «А» 6 «Б» класс
1 Здоровье-это здорово (4 ч)
Почему важно быть здоровым
Режим дня
Питание и здоровье
Движение и здоровье
2 Продукты разные нужны, блюда разные важны (4ч)
Продукты-источники белка
Продукты-источники углеводов
Продукты–источники жиров
Витамины и минеральные вещества
3 Энергия пищи (3ч)
Калорийные продукты
От чего зависит потребность в энергии
Движение и энергия
4 Где и как мы едим (2ч)
Система общественного питания
Продукты для длительного похода и экскурсии
5 Ты покупатель (3ч)
Основные отделы магазина
Правила для покупателей
О чем рассказала упаковка
6 Ты готовишь себе и друзьям (3ч)
Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне
Как правильно хранить продукты
Приготовление пищи и правильная сервировка стола
7 Кухни разных народов (3ч)
Питание и климат
Питание и географическое положение страны
Кулинарные праздники
8 Кулинарная история (4ч)
Как питались доисторические люди
Как питались в Древнем Египте
Как питались в Древней Греции и Риме
Как питались в Средневековье
9 Как питались на Руси и в России (4ч)
Традиционные русские блюда
Русская каша
Хлеб-всему голова
Посуда на Руси
10 Необычное кулинарное путешествие (4ч)
Кулинарные музеи
Кулинарная тема в живописи
Кулинарная тема в музыке
Кулинарная тема в литературе
Тематическое планирование 6 «А» и 6 «Б» класс
№
№
урока
Тема 1
Тема
Всего часов
Здоровье-это здорово
4
1
1
Почему важно быть здоровым
1
2
2
Режим дня
1
3
3
Питание и здоровье
1
4
4
Движение и здоровье
1
Продукты разные нужны,
блюда разные важны
4
Тема 2
1
5
Продукты-источники белка
1
2
6
Продукты-источники
углеводов
1
3
7
Продукты–источники жиров
1
4
8
Витамины и минеральные
вещества
1
Энергия пищи
3
Тема 3
1
9
Калорийные продукты
1
2
10
От чего зависит потребность в
энергии
1
3
11
Движение и энергия
1
Где и как мы едим
2
Тема 4
1
12
Система общественного
питания
1
2
13
Продукты для длительного
похода и экскурсии
1
Тема 5
Ты покупатель
3
1
14
Основные отделы магазина
1
2
15
Правила для покупателей
1
3
16
О чем рассказала упаковка
1
Ты готовишь себе и друзьям
3
Тема 6
1
17
Бытовые приборы и
безопасное поведение на кухне
1
2
18
Как правильно хранить
продукты
1
3
19
Приготовление пищи и
правильная сервировка стола
1
Кухни разных народов
3
Тема 7
1
20
Питание и климат
1
2
21
Питание и географическое
положение страны
1
3
22
Кулинарные праздники
1
Кулинарная история
4
Тема 8
1
23
Как питались доисторические
люди
1
2
24
Как питались в Древнем
Египте
1
3
25
Как питались в Древней
Греции и Риме
1
4
26
Как питались в Средневековье
1
Как питались на Руси и в
России
4
Традиционные русские блюда
1
Тема 9
1
27
2
28
Русская каша
1
3
29
Хлеб-всему голова
1
4
30
Посуда на Руси
1
Необычное кулинарное
путешествие
4
Тема
10
1
31
Кулинарные музеи
1
2
32
Кулинарная тема в живописи
1
3
33
Кулинарная тема в музыке
1
4
34
Кулинарная тема в литературе
1
Итого
34 часов
Календарно-тематическое планирование 6 «А» 6 « Б» класс
№
п/п
Раздел, тема
Всего
часов
Дата
План.
1.
Здоровье — это
здорово
1
А-04.09.
Б-01.09.
Факт.
Форма
проведения
занятия
Лекция.
Содержание урока
Знание значения здорового
образа жизни.
Результаты освоения
Обучающийся
научится:
представлению о
здоровье как одной из
важнейших жизненных
ценностей,формирован
ию представления о
роли человека
в сохранении и
укреплении
собственного здоровья
Получит возможность
научится: обобщению
имеющихся у учащихся
знаний о
роли правильного
питания для здоровья
человека,
развитие представления
о правильном питании
как
одной из составляющих
здорового образа жизни
2.
Режим дня
1
А-11.09.
Б-08.09.
3.
Питание
здоровье
и
1
А-18.09.
Б-15.09.
Беседа с
Типы режима
использовани питания.
ем
презентации.
Обучающийся
научится:
формировать
представление о разных
типах режима
питания, формировать
умение планировать
свой день с учетом
необходимости
регулярно питаться.
Получит возможность
научится:
Использовать знания в
повседневной жизни;
Беседа с
понятия «рациональное»,
использовани «здоровое» питание.
ем
презентации.
Обучающийся
научится:
развитию умения
оценивать характер
своего питания,
его соответствие
понятию
«рациональное»,
«здоровое».
Получит возможность
научится:
Использовать знания в
повседневной жизни;
4.
5.
6.
7.
8.
Движение и
здоровье
1
Продукты –
источники
белка.
1
Продукты –
источники
углеводов, жиров
1
Б-22.09.
А-02.10
Б-29.09.
А-09.10.
Б-06.10.
Продукты –
источники жиров
Витамины и
минеральные
вещества
А-25.09.
А-16.10.
Б-13.10.
1
А-23.10.
Б-20.10.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Пищевые вещества, белки,
витамины (А,В,С,Д,Е),
железо, жиры, углеводы,
иод, калий, кальций, макрои микроэлементы
Беседа с
использовани Пищевая тарелка
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Обучающийся
научится:
Развивать представление
об основных
питательных
веществах и их роли для
организма.
Получит возможность
научится:
оценивать свой рацион
питания.
9.
Калорийные
продукты.
1
А-06.11.
Б-27.10.
10. От чего зависит
потребность в
энергии.
А-13.11.
Б-10.11.
11. Движение и
энергия
1
12. Где и как мы
едим
1
13. Система
общественного
питания
1
А-20.11.
Б-17.11.
А-27.11.
Б-24.11.
А-04.12.
Б-01.12
Беседа с
использовани
ем
презентации,
работа с
худ.
произведения
ми его
обсуждение,
решение
задач.
Рацион
Калорийность
Калория
Пищевая ценность
продукта
Обучающийся
научится:
развивать представление
об основных
питательных
веществах и их роли для
организма.
Получит возможность
научится:
оценивать свой рацион
питания.
Беседа с
Пищевая ценность
использовани продукта
ем
презентации.
Обучающийся
научится: развивать
представление о
правилах гигиены
питания,
важности полноценного
питания и опасности
питания
«всухомятку»
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Миниисследование
я,
анкетировани
е, обсуждение
Съедобные и ядовитые
грибы и ягоды
Правила поведения в
столовой, кафе
Продукты для длительного
результатов
14. Продукты для
длительного
похода и
экскурсии
1
15. Ты — покупатель
1
А-11.12.
Б-08.12.
А-18.12.
Б-15.12.
16. О чем рассказала
упаковка
1
А-25.12.
Б-22.12.
похода и экскурсии
Система общественного
питания
фастфуд
Получит возможность
научится:
формировать
представление о системе
общественного
питания, правилах,
которые необходимо
соблюдать во
время посещения
столовой, кафе и т.д.
Гигиена личная
Закон о защите прав
потребителей
Потребитель
магазин
Основные отделы магазина
Бакалея, гастрономия
Обучающийся
научится: формировать
представление о правах
и обязанностях
покупателя, поведении в
сложных ситуациях,
которые
могут возникать в
процессе совершения
покупки.
Получит возможность
научится:
формировать умение
Обсуждение
правила
поведения и
питания в
походе.
Миниисследование
я,
анкетировани
е, обсуждение
результатов
Беседа с
использовани
ем
презентации.
использовать
информацию,
приведенную на
упаковке товара.
17. Ты готовишь
себе и друзьям
1
18. Бытовые
приборы и
безопасное
поведение на
кухне.
1
19. Приготовление
пищи, правила
сервировки стола
1
А-15.01.
Б-29.12.
А-22.01.
Б-12.01.
А-29.01.
Б-19.01.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Кулинария
Этикет
Кулинарный рецепт
Сервировка стола
Безопасное поведение на
кухне
Тостер, электромясорубка,
миксер,
блендер,микроволновая
печь, пароварка
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Обучающийся
научится: развивать
представления о
правилах безопасного
поведения на кухне, при
использовании бытовых
приборов
Получит возможность
научится:
правилма хранения
продуктов.
Обучающийся
научится:
развивать представления
о правилах безопасного
поведения на кухне, при
использовании бытовых
приборов.
Кулинария
Этикет
Кулинарный рецепт
Сервировка стола
Безопасное поведение на
кухне
Обучающийся
научится:
развивать представление
об этикете и правилах
сервировки
стола, развивать
Тостер, электромясорубка,
миксер,
блендер,микроволновая
печь, пароварка
20. Питание и
климат
1
А-05.02.
Б-26.01.
21 Питание и
географическое
положение
страны
А-12.02.
22 Кулинарные
праздники
А-19.02.
23 Кухни разных
народов
интерес к процессу
приготовления пищи.
Получит возможность
научится:
формировать
практические навыки
приготовления
пищи.
Беседа с
Кулинарные праздники
использовани Обычай
ем
Климат
презентации.
Обучающийся
научится:
особенностям
национальных кухонь
(климат,
географическое
положение и т.д.)
Беседа с
Национальная кухня
использовани
ем
презентации,
работа с
географическ
ой
картой.
Обучающийся
научится:
особенностям
национальных кухонь
(климат,
географическое
положение и
т.д.)
формировать
Б-02.02.
Б-09.02.
1
А-26.02.
Б-16.02.
представление о роли
национальных
кухонь в обеспечении
полноценным питанием
у
жителей разных стран
Получит возможность
научится: чувству
уважения и интереса к
истории и
культуре других народов
24 Как
питались
доисторические
люди
1
25. Как питались в
Древнем Египте
1
26. Как питались в
Древней Греции
и Риме
1
27. Как питались в
Средневековье
1
А-04.03.
Б-01.03.
А-11.03.
Б-15.03.
А-18.03.
Б-22.03.
А-01.04.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Беседа с
использовани
ем
Первобытное общество
Средние века
Древний Египет
Древняя Греция
Пифос, амфора, гидрия
Обучающийся
научится:
формировать
представление о
кулинарии как части
культуры человечества
Получит возможность
научится: расширять
представление о
традициях и культуре.
28. Традиционные
русские блюда
1
29. Русская каша
1
Б-05.04.
презентации.
А-08.04.
Беседа с
использовани
ем
презентации.
Б-12.04.
А-15.04.
Б-19.04.
Беседа с
использовани
ем
презентации
Русская кухня
Рогатина, скобкарь, туес,
братина, ендова, блюдо,
крынка, горшок, каравай,
калач, сайка
Обучающийся
научится:
развивать представления
об истории кулинарии и
истории своей страны,
традициях и обычаях
питания
своего народа
Получит возможность
научится: чувству
гордости и уважения к
истории своей
Страны
30. Хлеб-всему
голова
1
31. Посуда на Руси
1
А-22.04.
Б-26.04.
А-29.04.
Б-03.05.
Беседа с
использовани
ем
презентации
Беседа с
использовани
ем
презентации
32. Кулинарные
музеи
1
33. Кулинарная тема
в живописи
1
34. Кулинарная тема
в музыке.
Итоговый урок.
1
Итого: 34 ч.
А-06.05.
Б-10.05.
А-13.05.
Б-17.05.
А-20.05.
Б-24.05.
Беседа с
использовани
ем
презентации
Беседа с
использовани
ем
презентации
Беседа с
использовани
ем
презентации
Бытовая живопись
Музей
Натюрморт
Национальная кухня
Портрет
Обучающийся
научится:
развивать представления
о культуре питания как
составляющем
компоненте общей
культуры человека
Получит
возможность
научится:
развивать культурный
кругозор, пробуждать
интерес к различным
видам искусства