Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» Образовательная программа «Разговор о правильном питании» предназначена для школьников 6 классов. По направлению развития личности рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» относится к общеинтеллектульному. Программа составлена на основе программы «формула правильного питания», методического пособия «формула правильного питания», авторы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г., предназначенной для учащихся 6 классов. Формой реализации курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» является факультатив. Программа курса рассчитана на 34 часа (6 класса). На курс «Разговор о правильном питании» отводится по 1 часу в неделю: 34 часа. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». Приоритетным направлением деятельности курса является учебно-познавательная деятельность обучающихся. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести: 1) Воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности. 2) Развитие исследовательских способностей школьников, социальной, коммуникативной и познавательной компетенции ученика основной школы Задачи: - расширения знаний школьников о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила; - развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; - развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; - развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; - пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; - развития творческих способностей, кругозора подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; - просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста. Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты. - проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания; - овладение установками, нормами и правилами правильного рационального питания; - готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты. - способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - применение умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, решения и способы к поиску нестандартных решений; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания; - умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной целью; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику - способность к сотрудничеству и коммуникации с педагогом и товарищами по коллективу группы; - использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. -рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания; -владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле; -соблюдение норм и правил санитарии и гигиены; -выраженная готовность в потребности здорового питания; - публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию. По итогам изучения курса внеурочной деятельности выпускник (обучающийся) 6 класса научится: - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни; - работать с различными источниками информации: находить информацию в тексте доступной их возрасту научно-познавательной литературы, справочниках. - проводить самостоятельно простейшие биологические исследования, проводя при этом наблюдения под руководством учителя. По итогам изучения курса внеурочной деятельности выпускник (обучающийся) 6 класса получит возможность научится: - рассчитывать свой рацион питания в случае изменения своей нагрузки или образа жизни; - используя традиционные источники питания и минимум затрат формировать рациональное здоровое меню, которое отвечает всем требованиям гигиены и возрастной физиологии; - развивать свои познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение правил формирования здорового образа жизни; - основным оставляющим в исследовательской деятельности : умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» 6 «А» 6 «Б» класс 1 Здоровье-это здорово (4 ч) Почему важно быть здоровым Режим дня Питание и здоровье Движение и здоровье 2 Продукты разные нужны, блюда разные важны (4ч) Продукты-источники белка Продукты-источники углеводов Продукты–источники жиров Витамины и минеральные вещества 3 Энергия пищи (3ч) Калорийные продукты От чего зависит потребность в энергии Движение и энергия 4 Где и как мы едим (2ч) Система общественного питания Продукты для длительного похода и экскурсии 5 Ты покупатель (3ч) Основные отделы магазина Правила для покупателей О чем рассказала упаковка 6 Ты готовишь себе и друзьям (3ч) Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне Как правильно хранить продукты Приготовление пищи и правильная сервировка стола 7 Кухни разных народов (3ч) Питание и климат Питание и географическое положение страны Кулинарные праздники 8 Кулинарная история (4ч) Как питались доисторические люди Как питались в Древнем Египте Как питались в Древней Греции и Риме Как питались в Средневековье 9 Как питались на Руси и в России (4ч) Традиционные русские блюда Русская каша Хлеб-всему голова Посуда на Руси 10 Необычное кулинарное путешествие (4ч) Кулинарные музеи Кулинарная тема в живописи Кулинарная тема в музыке Кулинарная тема в литературе Тематическое планирование 6 «А» и 6 «Б» класс № № урока Тема 1 Тема Всего часов Здоровье-это здорово 4 1 1 Почему важно быть здоровым 1 2 2 Режим дня 1 3 3 Питание и здоровье 1 4 4 Движение и здоровье 1 Продукты разные нужны, блюда разные важны 4 Тема 2 1 5 Продукты-источники белка 1 2 6 Продукты-источники углеводов 1 3 7 Продукты–источники жиров 1 4 8 Витамины и минеральные вещества 1 Энергия пищи 3 Тема 3 1 9 Калорийные продукты 1 2 10 От чего зависит потребность в энергии 1 3 11 Движение и энергия 1 Где и как мы едим 2 Тема 4 1 12 Система общественного питания 1 2 13 Продукты для длительного похода и экскурсии 1 Тема 5 Ты покупатель 3 1 14 Основные отделы магазина 1 2 15 Правила для покупателей 1 3 16 О чем рассказала упаковка 1 Ты готовишь себе и друзьям 3 Тема 6 1 17 Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне 1 2 18 Как правильно хранить продукты 1 3 19 Приготовление пищи и правильная сервировка стола 1 Кухни разных народов 3 Тема 7 1 20 Питание и климат 1 2 21 Питание и географическое положение страны 1 3 22 Кулинарные праздники 1 Кулинарная история 4 Тема 8 1 23 Как питались доисторические люди 1 2 24 Как питались в Древнем Египте 1 3 25 Как питались в Древней Греции и Риме 1 4 26 Как питались в Средневековье 1 Как питались на Руси и в России 4 Традиционные русские блюда 1 Тема 9 1 27 2 28 Русская каша 1 3 29 Хлеб-всему голова 1 4 30 Посуда на Руси 1 Необычное кулинарное путешествие 4 Тема 10 1 31 Кулинарные музеи 1 2 32 Кулинарная тема в живописи 1 3 33 Кулинарная тема в музыке 1 4 34 Кулинарная тема в литературе 1 Итого 34 часов Календарно-тематическое планирование 6 «А» 6 « Б» класс № п/п Раздел, тема Всего часов Дата План. 1. Здоровье — это здорово 1 А-04.09. Б-01.09. Факт. Форма проведения занятия Лекция. Содержание урока Знание значения здорового образа жизни. Результаты освоения Обучающийся научится: представлению о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей,формирован ию представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья Получит возможность научится: обобщению имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни 2. Режим дня 1 А-11.09. Б-08.09. 3. Питание здоровье и 1 А-18.09. Б-15.09. Беседа с Типы режима использовани питания. ем презентации. Обучающийся научится: формировать представление о разных типах режима питания, формировать умение планировать свой день с учетом необходимости регулярно питаться. Получит возможность научится: Использовать знания в повседневной жизни; Беседа с понятия «рациональное», использовани «здоровое» питание. ем презентации. Обучающийся научится: развитию умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое». Получит возможность научится: Использовать знания в повседневной жизни; 4. 5. 6. 7. 8. Движение и здоровье 1 Продукты – источники белка. 1 Продукты – источники углеводов, жиров 1 Б-22.09. А-02.10 Б-29.09. А-09.10. Б-06.10. Продукты – источники жиров Витамины и минеральные вещества А-25.09. А-16.10. Б-13.10. 1 А-23.10. Б-20.10. Беседа с использовани ем презентации. Пищевые вещества, белки, витамины (А,В,С,Д,Е), железо, жиры, углеводы, иод, калий, кальций, макрои микроэлементы Беседа с использовани Пищевая тарелка ем презентации. Беседа с использовани ем презентации. Беседа с использовани ем презентации. Беседа с использовани ем презентации. Обучающийся научится: Развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма. Получит возможность научится: оценивать свой рацион питания. 9. Калорийные продукты. 1 А-06.11. Б-27.10. 10. От чего зависит потребность в энергии. А-13.11. Б-10.11. 11. Движение и энергия 1 12. Где и как мы едим 1 13. Система общественного питания 1 А-20.11. Б-17.11. А-27.11. Б-24.11. А-04.12. Б-01.12 Беседа с использовани ем презентации, работа с худ. произведения ми его обсуждение, решение задач. Рацион Калорийность Калория Пищевая ценность продукта Обучающийся научится: развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма. Получит возможность научится: оценивать свой рацион питания. Беседа с Пищевая ценность использовани продукта ем презентации. Обучающийся научится: развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку» Беседа с использовани ем презентации. Беседа с использовани ем презентации. Миниисследование я, анкетировани е, обсуждение Съедобные и ядовитые грибы и ягоды Правила поведения в столовой, кафе Продукты для длительного результатов 14. Продукты для длительного похода и экскурсии 1 15. Ты — покупатель 1 А-11.12. Б-08.12. А-18.12. Б-15.12. 16. О чем рассказала упаковка 1 А-25.12. Б-22.12. похода и экскурсии Система общественного питания фастфуд Получит возможность научится: формировать представление о системе общественного питания, правилах, которые необходимо соблюдать во время посещения столовой, кафе и т.д. Гигиена личная Закон о защите прав потребителей Потребитель магазин Основные отделы магазина Бакалея, гастрономия Обучающийся научится: формировать представление о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупки. Получит возможность научится: формировать умение Обсуждение правила поведения и питания в походе. Миниисследование я, анкетировани е, обсуждение результатов Беседа с использовани ем презентации. использовать информацию, приведенную на упаковке товара. 17. Ты готовишь себе и друзьям 1 18. Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. 1 19. Приготовление пищи, правила сервировки стола 1 А-15.01. Б-29.12. А-22.01. Б-12.01. А-29.01. Б-19.01. Беседа с использовани ем презентации. Кулинария Этикет Кулинарный рецепт Сервировка стола Безопасное поведение на кухне Тостер, электромясорубка, миксер, блендер,микроволновая печь, пароварка Беседа с использовани ем презентации. Беседа с использовани ем презентации. Обучающийся научится: развивать представления о правилах безопасного поведения на кухне, при использовании бытовых приборов Получит возможность научится: правилма хранения продуктов. Обучающийся научится: развивать представления о правилах безопасного поведения на кухне, при использовании бытовых приборов. Кулинария Этикет Кулинарный рецепт Сервировка стола Безопасное поведение на кухне Обучающийся научится: развивать представление об этикете и правилах сервировки стола, развивать Тостер, электромясорубка, миксер, блендер,микроволновая печь, пароварка 20. Питание и климат 1 А-05.02. Б-26.01. 21 Питание и географическое положение страны А-12.02. 22 Кулинарные праздники А-19.02. 23 Кухни разных народов интерес к процессу приготовления пищи. Получит возможность научится: формировать практические навыки приготовления пищи. Беседа с Кулинарные праздники использовани Обычай ем Климат презентации. Обучающийся научится: особенностям национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.) Беседа с Национальная кухня использовани ем презентации, работа с географическ ой картой. Обучающийся научится: особенностям национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.) формировать Б-02.02. Б-09.02. 1 А-26.02. Б-16.02. представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран Получит возможность научится: чувству уважения и интереса к истории и культуре других народов 24 Как питались доисторические люди 1 25. Как питались в Древнем Египте 1 26. Как питались в Древней Греции и Риме 1 27. Как питались в Средневековье 1 А-04.03. Б-01.03. А-11.03. Б-15.03. А-18.03. Б-22.03. А-01.04. Беседа с использовани ем презентации. Беседа с использовани ем презентации. Беседа с использовани ем презентации. Беседа с использовани ем Первобытное общество Средние века Древний Египет Древняя Греция Пифос, амфора, гидрия Обучающийся научится: формировать представление о кулинарии как части культуры человечества Получит возможность научится: расширять представление о традициях и культуре. 28. Традиционные русские блюда 1 29. Русская каша 1 Б-05.04. презентации. А-08.04. Беседа с использовани ем презентации. Б-12.04. А-15.04. Б-19.04. Беседа с использовани ем презентации Русская кухня Рогатина, скобкарь, туес, братина, ендова, блюдо, крынка, горшок, каравай, калач, сайка Обучающийся научится: развивать представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа Получит возможность научится: чувству гордости и уважения к истории своей Страны 30. Хлеб-всему голова 1 31. Посуда на Руси 1 А-22.04. Б-26.04. А-29.04. Б-03.05. Беседа с использовани ем презентации Беседа с использовани ем презентации 32. Кулинарные музеи 1 33. Кулинарная тема в живописи 1 34. Кулинарная тема в музыке. Итоговый урок. 1 Итого: 34 ч. А-06.05. Б-10.05. А-13.05. Б-17.05. А-20.05. Б-24.05. Беседа с использовани ем презентации Беседа с использовани ем презентации Беседа с использовани ем презентации Бытовая живопись Музей Натюрморт Национальная кухня Портрет Обучающийся научится: развивать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека Получит возможность научится: развивать культурный кругозор, пробуждать интерес к различным видам искусства