Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 5-7 классов «Математика после уроков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ООП ООО школы (программы формирования УУД) и требованиями к составлению программ внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования». Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика после уроков» разработана для учащихся 5-7 классов. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном уровне обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика, содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и игровые технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными 1 умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Дети получают навыки, решения математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Цель курса: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, формирования всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений. Задачи: развивать у учащихся логические способности; формировать пространственное воображение; воспитывать интерес к изучению предмета; расширять и углублять знания по предмету; выявлять одаренных детей; формировать у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности; В основу работы по программе положены следующие принципы: Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Принцип деятельность. деятельности включает ребенка в учебно-познавательную Системность. Курс строится на принципе от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Принцип психологической комфортности предполагает создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка. Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач. Принцип творчества (креативности) предполагает формирование способности находить нестандартные решения. Срок реализации программы: 3 года 1 год- 5 класс 2 год- 6 класс 3 год- 7 класс Режим занятий: 5 – 7 классы-1 академический час 1 раз в неделю 2 Формы проведения занятий: Игровые, исследовательские, учебные, проектные занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную. Основные виды деятельности: решение занимательных задач, головоломок; составление плана решения нестандартной задачи и объяснение хода решения; построение чертежей, схем, таблиц, необходимых для решения комбинаторных и нестандартных задач; построение плоских геометрических фигур и объемных тел на клетчатой бумаге; участие в математических конкурсах, олимпиадах; выявление математических закономерностей; проведение мини-исследований и формулировка выводов по наблюдениям; осуществление самооценки, самопроверки, взаимопроверки; Исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение, познавательная, учебно-тренировочная. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Математика после уроков» Личностные результаты 1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, 2) 3) 4) 5) 6) 7) понимать смысл поставленной задачи; умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»; построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения; реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе. Учащийся получит возможность для формирования: учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новых учебных и практических задач; способности к самооценке результатов своей деятельности. Метапредметные результаты 1) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3 4) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Учащийся получит возможность научиться: критически относиться к своему и чужому мнению; уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; принимать самостоятельно решения; содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников. контролировать результат своей деятельности; выдвигать гипотезы и проверять их; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи; слушать и понимать речь других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Расширять представление о методах математики в познании действительности; Решать нестандартные задачи, в том числе олимпиадных задач. Предметные результаты 1) формировать представления о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; 2) понимать роль информационных процессов в современном мире; 3) формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. 4) развивать логическое и математическое мышление, 5) получать представление о математических моделях; 6) владеть математическими рассуждениями; 7) применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; 8) владеть умениями решения учебных задач; 9) Развивать математическую интуицию; получать представление об основных информационных процессах в реальных 4 ситуациях. Учащийся получит возможность научиться: осознавать значения математики для повседневной жизни человека; иметь представление о математической науке, как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики; получить практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач. Формы учета оценки планируемых результатов: 1. 2. 3. 4. 5. Школьные и Всероссийские олимпиады по математике; Результаты участия на конференциях, турнирах, конкурсах; Самостоятельная или коллективная рефлексия; Решение проектных задач 5-6 класс (приложение 1, 2) Исследовательские проекты 7 класс (приложение 3 ) Содержание программы Тема I. «Логика и смекалка» (28 часов). Элементы содержания: введение в тему, решение задач на внимание, внимательность, память; задачи на сравнение, решение задач на комбинации неравенств; взвешивания; комбинаторика: ключевые задачи; высказывания, Булева алгебра, виды логических операций и их свойства; сюжетные задачи; решение старинных задач; ге ометрические забавы. Формы организации образовательного процесса: уроки-практикумы, конкурсы, интерактивный урок, соревнование, праздник, урок-презентация, моделирование, уроксюрприз, урок-исследование, брейн-ринг. Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. Тема II. «Цифры и числа» (68 часов). Элементы содержания: введение в тему, цифровые задачи, арифметические курьезы; десятичная запись натурального числа; недесятичные системы счисления; числовые игры (ребусы, головоломки, шифры); софизмы и магические квадраты; перекладывания, перемешивания; простейшие графы-1; задачи на оптимизацию, алгоритм Ли; забавы великих (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой); неопределенные уравнения; теорема Пифагора; полуправильные многоугольники, задачи на разрезание; построение с помощью циркуля и линейки; теорема Птолемея; геометрические измерения на местности. Форма организации образовательного процесса: урок-сказка, урок-игра, уроксоревнование, проблемный урок, конференция, лабораторная работа, смотр знаний, экскурсия, семинар. Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, проектноисследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. Тема III. Делимость и остатки (12часов). Элементы содержания: введение в тему; остатки, четность-нечетность, признаки делимости; остатки, алгоритм Евклида; наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. 5 Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач, исследовательский проект, математическая декада. Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. Тема IV. Вычисления (28 часов). Элементы содержания: введение в тему; задачи на «движение», на «части», «среднее арифметическое»; решение задач на применение математики в физике, химии, экономике, истории, статистике; задачи на проценты в физике, химии, экономике, истории; теория множеств; круги Эйлера-Венна, пересечение и объединение; алгебраическая смесь. Форма организации образовательного процесса: турнир, экскурсия, урокпрактикум решения задач, устный журнал, викторина, КВН, деловая игра. Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. Тема V. Комбинаторика (43 часа). Элементы содержания: введение в тему; математическая индукция; классические задачи, делимость, сравнение по модулю; диофантовы уравнения: задачи; уравнения в целых числах; исследовательский проект; треугольник Паскаля; правило произведения; сочетания, перестановки, размещения; бином Ньютона; теория вероятности в задачах; понятие инварианта; раскраска, инвариант — остаток; принцип крайнего. Форма организации образовательного процесса: уроки-практикумы решения задач, конференции, симпозиумы, проектная деятельность, уроки-семинары, урокипрезентации. Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. Тема VI. Графы (25 часов). Элементы содержания: введение в тему; изоморфизм, формула Эйлера; ориентированные графы, топологические опыты и исследования; неравенства, индукция в неравенствах; исследовательский проект; алгоритмы и программирование. Форма организации образовательного процесса: урок-демонстрация, урокпрактикум решения задач; конференции, проектная деятельность, урок-исследование, урокпрезентация, экскурсия. Вид деятельности: исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение, познавательная, учебно-тренировочная. 6 Учебно-тематический план № Наименование тем Кол- во п/п часов 5 класс (34 часа). Тема I «Логика и смекалка» 1-2 Введение в курс. Проверь себя! (Решение задач на внимание, внимательность, память) 2 3-5 Задачи на сравнение (Решение задач на комбинации неравенств) 3 6-7 Взвешивания. 2 8-11 Комбинаторика. Ключевые задачи. 4 12-13 «Счастливый случай». 2 14-15 Высказывания. свойства. 16 Путешествие в историю Булевой алгебры. 1 17-18 Сюжетные задачи. 2 19-21 «Математик — бизнесмен». 3 22-24 «В гостях у сказки». Проектная задача 3 25-26 Решение старинных задач. 2 27-29 Геометрические забавы. 3 30-32 Цифровые задачи. Арифметические курьезы. 3 33-34 «Математический бой» 2 Булева алгебра. Виды 7 логических операций и их 2 Итого в 5 классе: 34 6 класс (34 часа). Тема II «Цифры и числа» 27-28 Десятичная запись натурального числа. 2 Недесятичные системы счисления 4 Числовые игры (ребусы, головоломки, шифры). 4 Софизмы и магические квадраты. 6 Перекладывания, перемешивания. 4 Простейшие графы 4 Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли. 6 «И алгеброй я лиру поверял...». История Великие математики. Женщины-математики. великихоткрытий. 2 Решение проектной задачи «Зоопарк» 2 Введение в курс. Забавы великих (М. Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой). 2 Неопределенные уравнения 4 Теорема Пифагора. Исследовательский проект. Полуправильные Поиск многоугольники. доказательств. Задачи наразрезание. 4 4 Математика в профессии моих родителей. 2 Построение с помощью циркуля и линейки. 4 Теорема Птолемея. 4 Геометрические измерения на местности. 4 8 Итого в 6 классе: 34 7 класс (34 часа). Тема III. Делимость и остатки. Вводное занятие. Четность-нечетность. Признаки делимости. 4 Защита исследовательских работ 2 Остатки. Алгоритм Евклида. 2 Наибольший общий делитель. Наименьшее общеекратное. 4 Тема IV. Вычисления. Математическая мозаика (задачи на «движение», на «части», «среднее арифметическое»). 4 «Кто хочет стать математиком!» 2 «Математика в профессии моих родителей» 2 Применение математики в физике, химии, экономике,истории, статистике. 5 Решение задач. Задачи на проценты статистике. в физике, химии, экономике,истории, 4 Теория множеств. Круги Эйлера-Венна. Пересечение и объединение. 5 «Что, где, почему?» 2 Алгебраическая смесь. 2 Математический бой «А ну-ка, математики!». Решениелогических и занимательных задач. 2 Индукция. Математическая индукция. 4 Классические задачи. Разные схемы ММИ. 5 Делимость. Сравнение по модулю. 5 Уравнения в целых числах. 6 Малая теорема Ферма. Доказательство теоремы Ферма. 4 Исследовательский Ферма» 2 проект «Путешествие ЗТФ .Решение комбинаторных задач . 9 в историю.Теорема 2 Итого в 7 классе: 34 Контрольно-измерительные материалы Приложение 1 КИМ для учащихся 5 класса Решение проектной задачи «Спящая красавица». Дорогие ребята! Мне недавно попалась сказка, которая меня заинтересовала. Она необычная. В ней все важные данные представлены в виде математических задач: Задача 1( Действие нашей сказки происходит в замке. Чтобы «оживить» сказку помоги раскрасить замок - для этого необходимо найти значения числовых выражении; Задача 2. Кто автор сказки? ; Задача 3.Рождение принцессы; Задача 4. Почетные гости; Задача 5.Страшное предсказание; Задача 6. Добрая фея. Вас просят помочь восстановить тайные данные сказки, а также представить и защитить результат своей работы. Приложение 2 КИМ для учащихся 6 класса Решение проектной задачи: План – схема «Зоопарк» Центральным действием при решении проектной задачи является создание план - схемы зоопарка. Для того чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо: построить на координатной плоскости по заданным координатам фигуры животных, разместить их с учетом рекомендаций, продумать инфраструктуру для удобства посетителей, представить результаты работы. Цель: Создать план – схему зоопарка.Сюжетный замысел. В начале урока сообщается ребятам о том, что Администрацией Дзержинского района объявлен конкурс для школ района на лучший план – схему зоопарка, который предполагается разместить на территории нашего села. Для реализации результатов конкурса Администрация планирует выделить земельный участок, который необходимо благоустроить. Именно с этой целью и организован конкурс. Далее предлагается ребятам поучаствовать в конкурсе: «Возможно именно Ваш вариант план - схемы станет моделью зоопарка в селе Дзержинское!» Для выполнения заданий внимательно прочитайте инструкцию и ознакомьтесь с приложениями. 10 Приложение 3 КИМ для учащихся 7 класса Примерные темы исследовательских работ по математике для учащихся 7 классов: Применение равенства треугольников при измерительных работах. Теорема Птолемея. Принцип Дирихле в задачах. Принцип Дирихле и его применение. Теорема Пифагора. Новые признаки делимости. Различные развертки куба Решение задач с экономическим содержанием на проценты. Рисуем в координатной плоскости. Свойства степени Складные квадраты Страна треугольников. Функции и их графики Числа-гиганты Числа Фибоначчи Числа Фибоначчи - миф или реальность? Числа Фибоначчи в жизни. 11