рабочая программа по внеурочной деятельности Разговоры о важном 7 класс 2022-2023 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальностьиназначениепрограммы
Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударств
енныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего
общего

образования,

федеральных

образовательных

программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этоп
озволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствеш
кольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося
ценностного

отношения

к

Родине,

природе,

человеку,

культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
 формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся;
 формированиеинтересакпознанию;
 формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободами
уважительного отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения спозициинравственныхи
правовых норм;
 созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности;
 развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
 развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
 осознаниесвоего меставобществе;
 познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;

 формированиеготовностикличностномусамоопределению.
Нормативную
курса внеурочной

правовую основу
деятельности

настоящей рабочей

«Разговоры

о

программы

важном»

составляют следующие документы.
1. Федеральный

закон

"Об

образовании

в

Российской

Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ
2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезиде
нтаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасн
остиРоссийскойФедерации».
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта
основного

общего

образования»

(Зарегистрирован

Минюстом

России05.07.2021№64101).
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№

568

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательныйстандартосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюс
томРоссии17.08.2022№69675).
5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправлении
методическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыов
ажном»» от15.08.2022№03–1190.
6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№370«Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегоо
бразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74223).
Вариантыреализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–
11классов.

В

2023–2024

учебном

году

запланировано

проведение

36

внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуро
ком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностног
о отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее

уникальной

истории,

богатой

природе

и

великой

культуре.

Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформировани
есоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой
емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и(или)

беседа

с

обучающимися.

Занятия

позволяют

обучающемуся

вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовр
еменнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногоми
ра,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожест
веннойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношением
кокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных
образовательных

программ

начального

общего,

основного

общего

исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивос
питательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,
ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:
 ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
в

приоритете

личностных

результатов

реализации

программы

внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммево
спитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
1) соответствиедатамкалендаря;
2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендар
евтекущемгоду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:

1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные
числаежегодно

(государственные

и

профессиональные

праздники,

даты

историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОте
чества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникип
овоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.
2. Юбилейные

даты

выдающихся

деятелей

науки,

литературы,

искусства.Например,«190летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсодняро
жденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании
школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирный
день психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитатель
нойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобе
спечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценария
внеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредмет
омобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческаяпамять
– историческая

память

–

обязательная

часть

культуры

народа

и

каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипро
должитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъ
единенияиндивидульныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственныекачеств
а:благодарность,уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании

занятия.

Например,

тема

«День

народного

единства» рассматриваетсяна

известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается
взащитев1612 г.
2. Преемственностьпоколений
– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,
продолжает егодостижения,традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память
опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпро
блема:

каждое

поколение

связано

с

предыдущими

и

последующими

общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолже
н
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёк
ихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм—любовькРодине
– патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности
кродномудому, малойродине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывает
ся

многогранность

чувства

патриотизма

и

его

проявления

в

разныхсферахчеловеческой жизни.
4. Доброта,добрыедела
 доброта—
этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь

без

ожидания благодарности;
 благотворительность

—

проявление

добрых

чувств;

благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало
сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семьяисемейныеценности
– семья

связана

не

только

общим

местом

проживания,

общим

хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—
взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти
напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь
другдругу;
– обучающийся

должен

ответственно

относиться

к

своей

семье,

участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
– семейные

ценности

всегда

были

значимы

для

народов

России;

семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема

семьи,

семейных

взаимоотношений

и

ценностей

является

предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемь
е(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. КультураРоссии
– культура

общества

—

это

достижения

человеческого

общества,

созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема
вовсеммире;
–

культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительств

о,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,из
образительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношен
ийлюдей.
Темы,

связанные

с

осознанием

обучающимися

этой

социальной

ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтому
многиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведен
ийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии»,

«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».
7. НауканаслужбеРодины
– наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
– в

науке

работают

талантливые,

творческие

люди,

бесконечно

любящиесвоюдеятельность;
– в

России

совершено

много

научных

открытий,

без

которых

невозможнопредставитьсовременный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу
Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязател
ьно

добиваться

точного

усвоения

нового

знания,

запоминания

и

четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавн
еурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности:высшие
нравственные

чувства

и

социальные

отношения.

В

течение

года

учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослу
житпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим
.Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитывает
региональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункцио
нируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразв
итияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса
семей

обучающихся,

целесообразно

уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпре
длагаетсявместесродителями,другими членамисемьи.
Особенностиреализациипрограммы
Личностноеразвитиеребёнка–
главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатовобучающихсяпедагогможетдостичь,увл

екаяшкольниковсовместнойи

интересной

многообразной

деятельностью,

позволяющей

раскрыть

потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдо
брожелательную,

поддерживающую

атмосферу;

насыщая

занятия

ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогаю
щиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахре
ализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».
Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»
Деньзнаний.ЗнакомствоспроектамиРоссийскогообщества«Знание».Возможн
ости,которыепредоставляютпроектыобщества«Знание»дляобучающихсяразличны
хвозрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –
чемгордимся,очем помним, чтобережем?
ЗояКосмодемьянская–
еёподвигбессмертен,еёимясталосимволоммужестваистойкости,ажизньслужитпри
меромбеззаветнойпреданностиОтечеству,истиной любвиксвоейРодине.
Право

избирать

и

быть

избранным

гарантировано

Конституцией

РоссийскойФедерациикаждомугражданинунашейстраны.Жизнь,свобода,праваибл
агополучиегражданявляетсяоднойизглавныхценностей,апроявлениегражданской
позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,страны–
достойноуважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в
мирвозможностей,которыесоздалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставн
ики«старшийтоварищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлектив
дружную

команду,

развитиякаждомуребенку.

так

и

выстроить

личную

в

траекторию

Честность,

открытость,

готовность

прийти

на

помощь

–

основа

хорошихотношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в
нашемобществе.Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрореша
емыхзадач,экономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющ
ейжизничеловека.Ониприводяткдепрессивномусостоянию,которое,
очередь,

может

привести

к

в

проблемам

свою

физического

здоровья,конфликтамсблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какнал
адитьотношениявколлективе,сохранитьсвоепсихическоездоровье,как
смотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой«травли»,исамомунеопуститьсядо«тр
авли»других,необходимывсем.
Давние

культурные

традиции

России

получают

отражение

в

произведенияхкинематографическогоискусства,котороеимеетсвой«золотойфонд»,
признанныйвовсеммире.Отечественноекинопередаетнашитрадиционныеценности,
великоекультурно-историческоенаследие,отображаетто,чтообъединяет
нацию.Развитие

отечественного

кино

нас

отражает

как
не

толькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,наряд
услитературойитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнести
свои

поступки

с

поступками

героев,

анализировать

и

рефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий,створчес
твомталантливыхлюдей,систориейикультурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют
особуюзначимость,ониолицетворяютслужениеОтечеству,мужествоисилудуха,бес
примерноесамопожертвование,готовностьмгновенноприйтинапомощьРодине.Вое
ннослужащиеспецназаобладаютособымипрофессиональными,физическимиимора
льнымкачествами,являютсядостойнымпримеромнастоящего мужчины.
Единствонации–
основасуществованияроссийскогогосударства.Единствомногонациональногонаро
да,уважениетрадиций,религий,укладажизнивсехнародовявляетсяглавнымв
жизнистраны.Покамыедины–мынепобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так
же,как границы государства, это основа и залог существования современной
страны.Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически

важно
длябудущего,профессиивэтойсфереоченьперспективныивостребованы.Технологи
ческийсуверенитетрешаетзадачиобеспечениябезопасности,получения
продовольственной

независимости,

энергии,

транспортной

связности.Логикаразвитияэкономикипредполагаетзащитуиформированиевысокот
ехнологичныхотраслейсвысокойдолейинтеллектуальныхвложений.Появление
новых

профессий

связано

с

цифровизацией

экономики,

движением

ктехнологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины,
которыесоздают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной
поддержки.Основасемьи–
этолюбовь.Важно,чтобыдетистремилисьсоздаватьполноценныемногодетныесемьи
.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители,
семья,дом,друзья,роднойгород,регион,всянашастранаинарод.Чувстволюбвиксвоей
Родинечеловекнесетвсебевсюжизнь,этоегоопораиподдержка.Родина–
этонепростотерритория,это,преждевсегото,чтомылюбимиготовызащищать.
ВолонтерствовРоссии.Особенностиволонтерскойдеятельности.Исторически
сложилось,

что

в

сложные

годы

нашей

страны

люди

безвозмезднопомогалидругдругу,оказываливсестороннююподдержку.ДашаСеваст
опольская, сёстрымилосердия–историяисовременность.
Россия—странасгероическимпрошлым.Современныегерои—ктоони?
Россияначинаетсясменя?
ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязаннос
тей.Ответственность—этоосознанноеповедение.
Новыйгод—
праздникдлявсехроссиян.Укаждогонародаестьинтересныеновогодние

семейные

традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогоднихпраздниковвнашей
стране.
ПерваяпечатнаякнигавРоссии–
«Азбука»ИванаФёдорова.Способыпередачиинформациидопоявленияписьменност

и.Разницамеждуазбукойибукварем.«Азбука»,напечатаннаяИваномФедоровым:«Ра
дискорогомладенческогонаучения».Любовькчтению,бережноеотношениеккнигена
чались450 летназад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью,
втомчисленалоговой.Длячегособираютналоги?Чтоониобеспечиваютдляграждан?В
ыплатаналогов–обязанностькаждогогражданинаРоссийскойФедерации.
Голод,морозы,бомбардировки—тяготыблокадногоЛенинграда.Блокадный
паек.

О

провале

планов

немецких

войск.

80

лет

назад

город-

геройЛенинградбылполностьюосвобожденотфашистскойблокады.
Ктотакойсоюзник?Какиеобязанностионнасебяпринимает,какимиобладаетпр
авами?Чтодаетзаключениесоюзногодоговорадлягосударств?Союзники России –
государства, которые разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные
ценности,

уважают

культуру,

стремятся

к

укреплению

союзныхгосударствиподдерживают их.
Достижениянаукивповседневнойжизни.Научныеитехническиедостижениявн
ашейстране.190-летиевеликогорусскогоучёногохимика,специалиставомногихобластяхнаукииискусстваД.И.Менделеева.
Деньпервооткрывателя.Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмир
е,которуюзаеепродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали,
открывали

русские

землепроходцы.

Удивительные

уголки

нашей

странысегодняможет открытьдля себялюбойшкольник.
День

защитника

Отечества:

исторические

традиции.

Профессия

военного:кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня
рождениявеликогорусскогофлотоводца,

командующегоЧерноморскимфлотом

(1790—1798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798—
1800),адмирала(1799) Ф.Ф.Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место
вжизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим
другом?Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать
хорошую семьюи самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России.
Что

нужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом.Поддержкапр
офессиональногосамоопределенияшкольниковвРоссии.Этивопросыволнуютподро
стков.Проблемы, скоторымионисталкиваются,испособыихрешения.
Всемирный

фестиваль

площадкафестиваля.

молодежи

–

2024.

Сириус

–

федеральная

Исторические

факты

появлениявсемирногофестивалямолодежи
истудентов.Фестивали,которыепроходиливнашей стране.
Российскаяавиация.Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойав
иации.Героизмконструкторов,инженеровилетчиковиспытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков.С
овременноеавиастроение.Профессии, связанныесавиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История
Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечательн
ости Крыма.
Россия–
здороваядержава.Этозначит,чтожителистраныдолжныстремитьсяподдерживатьзд
оровыйобразжизни.Физическоеипсихическоездоровьенаселенияиграютважнуюро
львукрепленииэкономическогопотенциалаи социальной стабильности страны,
повышают качество жизни каждого
человека.Цирккакфантазийноеисказочноеискусство.ЦирквРоссии,Историяцирка,
цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские
силачи,дрессировщики,акробаты,клоуны,фокусники.Цирковыепрофес
сии.
Главныесобытиявисториипокорениякосмоса.Отечественныекосмонавтырекордсмены.Подготовкакполету—многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы,
авторзнаменитых«Мертвыхдуш»,«Ревизора»,«Вечеровнахутореб
лизДиканьки».Сюжеты,герои,ситуацииизпроизведенийНиколаяГоголяактуальнып
осейдень.Экологичноепотребление—способпозаботитьсяосохранностипланеты.
Экологическиепроблемыкакследствиябезответственногоповедениячеловека.Соблю
датьэко-правила—нетаксложно.

ИсторияПраздникатруда.Труд–этоправоилиобязанностьчеловека?
Работамечты.Жизненноважныенавыки.
ИсторияпоявленияпраздникаДеньПобеды.ПоисковоедвижениеРоссии.
МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды.
19мая1922года—деньрожденияпионерскойорганизации.Цельеесоздания
идеятельность.Причины,покоторымдети объединяются.
НеизвестныйПушкин.ТворчествоПушкинаобъединяетпоколения.ВкладА.С.П
ушкинавформированиесовременноголитературногорусскогоязыка.
Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженияшкольника
миследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезульта
тов.
Личностныерезультаты:
Всферегражданскоговоспитания:уважениеправ,свободизаконныхинтересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;неприятие
любых

форм

экстремизма,

дискриминации;

понимание

роли

различныхсоциальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличн
остныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

квзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучастиювгуманитарнойдеятельно
сти(волонтерство,помощь людям,нуждающимся вней).
В

сфере

патриотического

воспитания:

осознание

российской

гражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,п
роявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации,своегокрая,народовРоссии;ценностноеотношениекдостижениямсвоейР
одины
- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовымдостижениям народа; уважение к символам России, государственным

праздникам,историческомуиприродномунаследиюипамятникам,традициямразных
народов,проживающихвроднойстране.
Всфередуховнонравственноговоспитания:ориентациянаморальныеценности
ситуациях

нравственного

выбора;

и

нормы

готовность

в

оценивать

своеповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственны
хиправовыхнормсучетомосознанияпоследствийпоступков;свободаиответственнос
тьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопространства.
Всфереэстетическоговоспитания:восприимчивостькразнымвидамискусств
а,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздей
ствияискусства;осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуни
кацииисамовыражения;пониманиеценностиотечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций инародноготворчества.
В

сфере

физического

воспитания:

осознание

ценности

жизни;

соблюдениеправил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернетсреде;способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальны
м,

информационным

и

природным

условиям,

в

том

числе

осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяид
ругих, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и
других,умение

управлять

собственным

эмоциональным

состоянием;

сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другогочеловека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решениипрактических задач; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни;уважение ктрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
изсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,пл
анирования

поступков

и

оценки

их

возможных

последствий

для

окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальн
огохарактераэкологическихпроблемипутейихрешения;активноенеприятиедействи

й,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданина
потребителя

в

условиях

взаимосвязи

природной,

и

технологической

исоциальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойн
аправленности.
Всфереценностинаучногопознания:ориентациявдеятельностинасовременну
юсистемунаучныхпредставленийобосновныхзакономерностяхразвития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средствомпознания мира;
овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениес
овершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
иприроднойсреды:освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальны
х ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои
действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметныерезультаты:
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:ис
пользовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания;

применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации
илиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритерие

в;выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразл
ичныхвидовиформпредставления;находитьсходныеаргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) вразличных информационных
источниках;

самостоятельно

выбирать

оптимальнуюформупредставленияинформации;оцениватьнадежностьинформации
покритериям,

предложенным

педагогическим

работником

или

сформулированнымсамостоятельно;эффективно систематизировать информацию.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:
восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямии
условиямиобщения;выражатьсвоюточкузрениявустныхиписьменныхтекстах;пони
матьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректн
ойформеформулироватьсвоивозражения;входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьво
просыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезада
чии
поддержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссуждениям
идругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций; понимать и
использовать

преимущества

командной

и

индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходи
мостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по еедостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результатсовместнойработы;уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьго
товностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;планироватьорганизацию
совместной

работы,

определять

свою

роль

(с

учетом

предпочтений

ивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленам
и

команды,

участвовать

в

групповых

формах

работы

(обсуждения,

обменмнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы,
достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвоиде
йствияс другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
продуктпо

критериям,

самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакома
ндывдостижениерезультатов,разделять сферуответственности.

В

сфере

овладения

универсальными

учебными

регулятивными

действиями:ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуаль
ное,принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и
братьответственность

за

решение;

владеть

способами

самоконтроля,

самомотивации
ирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельнос
ти,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей
ситуации;

оценивать

соответствие

результата

цели

и

условиям;выявлятьианализироватьпричиныэмоций;ставитьсебянаместодругогоче
ловека,

понимать

мотивы

и

намерения

другого;

регулировать

способ

выраженияэмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своеправо на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других,

не

осуждая;открытостьсебеидругим;осознаватьневозможностьконтролироватьвсевок
руг.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобл
астей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:Русски
йязык:совершенствованиеразличныхвидовустнойиписьменнойречевойдеятельнос
ти;формированиеуменийречевоговзаимодействия:созданиеустныхмонологически
хвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений, чтения
учебно-научной,

художественной

и

научно-

популярнойлитературы;участиевдиалогеразныхвидов:побуждениекдействию,обме
нмнениями,запросинформации,сообщениеинформации;овладениеразличнымивид
ами

чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,

поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаиответовнани
х;подробная,сжатаяивыборочнаяпередачавустнойиписьменнойформесодержаният
екста;выделениеглавнойивторостепеннойинформации,явнойискрытойинформаци
ивтексте;извлечениеинформацииизразличныхисточников,ееосмыслениеи
оперированиеею.
Литература:пониманиедуховно-

нравственнойикультурнойценностилитературыиеероливформированиигражданств
енностиипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийской
Федерации;понимание

специфики

литературы

как

вида

искусства,

принципиальных
отличийхудожественноготекстаоттекстанаучного,делового,публицистического;ов
ладениеумениямивоспринимать,анализировать,интерпретироватьиоцениватьпроч
итанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отраженнуювлитературныхпроиз
ведениях,сучетомнеоднозначностизаложенныхвниххудожественныхсмыслов;овла
дениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение,

используя

подробный,

сжатый, выборочный, творческий пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и формулировать вопросы ктексту; развитие умения участвовать в
диалоге о прочитанном произведении, вдискуссии на литературные темы,
соотносить

собственную

позицию

с

позициейавтораимнениямиучастниковдискуссии;даватьаргументированнуюоценк
упрочитанному.
Иностранныйязык:умениесравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуре
итрадицияхнародовРоссии идругихстран.
Информатика:освоениеисоблюдениетребованийбезопаснойэксплуатациите
хническихсредствинформационнокоммуникационныхтехнологий;умениесоблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной

этики

и

права

приработесприложенияминалюбыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасн
ыестратегииповедениявсети.
История:соотноситьсобытияисторииразныхстранинародовсисторическими
периодами, событиями региональной и мировой истории, событияистории
родного края и истории России; определять современников историческихсобытий,
явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры,быта и
нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать
обисторическихсобытиях,явлениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссии
имировойисториииихучастниках,демонстрируяпониманиеисторическихявлений,п
роцессовизнаниенеобходимыхфактов,дат,историческихпонятий;умениевыявлятьс

ущественныечертыихарактерныепризнакиисторическихсобытий,явлений,процесс
ов;умениеустанавливатьпричинноследственные,пространственные,временныесвязиисторическихсобытий, явлений,
процессов

изучаемого

периода,

их

взаимосвязь

(при

наличии)

сважнейшимисобытиямиXXначалаXXIвв.;умениеопределятьиаргументироватьсобственнуюилипредложенную
точкузрениясопоройнафактическийматериал,втомчислеиспользуяисточникиразны
хтипов;приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной ирелигиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современногороссийскогообщества:гуманистическихидемократическихценностей
,идеймираивзаимопониманиямеждународами,людьмиразныхкультур;уважениякис
торическомунаследиюнародовРоссии.
Обществознание:

освоение

и

применение

системы

знаний:

о

социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,
важностисемьикакбазовогосоциальногоинститута;охарактерныхчертахобщества;о
содержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихобщественные отношения;
о процессах и явлениях в экономической, социальной,духовной и политической
сферах жизни общества; об основах конституционногостроя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовомстатусе гражданина
Российской

Федерации

(в

том

числе

несовершеннолетнего);

осистемеобразованиявРоссийскойФедерации;обосновахгосударственнойбюджетн
ойиденежно-кредитной,социальнойполитики,политикивсферекультуры
образования,

противодействии

коррупции

в

и

Российской

Федерации,обеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислео
ттерроризмаиэкстремизма;умениехарактеризоватьтрадиционныероссийскиедухов
но-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав
исвобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,кол
лективизм,

историческое

единство

народов

России,

преемственность

историинашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания
длясравнения)деятельностьлюдей,социальныеобъекты,явления,процессывразличн
ыхсферахобщественнойжизни,ихэлементыиосновныефункции;умениеустанавлива

ть и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессовв различных
сферах

общественной

жизни,

их

элементов

и

основных

функций,включаявзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,сферобщ
ественной

жизни,

гражданина

и

государства;

связи

политических

потрясенийисоциальноэкономическихкризисоввгосударстве;умениеиспользоватьполученныезнаниядляо
бъяснения(устногоиписьменного)сущности,взаимосвязей

явлений,

процессов

социальной действительности; умение с опоройна обществоведческие знания,
факты

общественной

аргументировать

жизни

с

и

точки

личный
зрения

социальныйопыт
социальных

определять
ценностей

и
и

нормсвоеотношениекявлениям,процессамсоциальнойдействительности;умениеана
лизировать,обобщать,систематизировать,конкретизироватьикритическиоценивать
социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями оморальном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальнымопытом;
умение

оценивать

собственные

поступки

и

поведение

других

людей

сточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных
норм,экономическойрациональности;осознаниенеприемлемостивсехформантиоб
щественного

поведения;

осознание

ценности

культуры

и

традиций

народовРоссии.
География:освоениеиприменениесистемызнанийоразмещениииосновныхсво
йствахгеографическихобъектов,пониманиеролигеографиивформированиикачества
жизничеловекаиокружающейегосредынапланетеЗемля, в решении современных
практических задач своего населенного пункта,Российской Федерации, мирового
сообщества,

в

том

числе

задачи

устойчивогоразвития;умениеустанавливатьвзаимосвязимеждуизученнымиприрод
ными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаблюдаемы
мигеографическимиявлениямиипроцессами;умениеоцениватьхарактервзаимодейс
твиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразныхгеографическихусловия
хсточкизренияконцепции устойчивогоразвития.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.

Тема

Колво
часов

День знаний

1

Дата
план
факт

04.09

Методы и формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся
Участие во
вступительной беседе.
Просмотр ролика о
необходимости знаний
для жизненного успеха.

Примечание

2.

Там, где Россия

1

11.09

Участие во
вступительной беседе
о России. Просмотр
ролика о России.

3.

100-летие со дня
рождения Зои
Космодемьянской

1

18.09

4.

Избирательная
система России

1

25.09

5.

День учителя

1

02.10

6.

О взаимоотношениях в
коллективе

1

09.10

7.

По ту сторону экрана.
115 лет кино в России.

1

16.10

8.

День спецназа

1

23.10

9.

День народного
единства

1

06.11

10.

Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет /
цифровая экономика /
новые профессии
О взаимоотношениях в
семье (День матери)

1

13.11

Участие во
вступительной беседе.
Просмотр видеоролика
о жизни и подвиге Зои.
Участие во
вступительной беседе.
Просмотр видеоролика
об истории
Центральной
избирательной
комиссии.
Просмотр
видеоролика.
Участие в командной
работе: каким должен
быть современный
Учитель? (создание
кластера).
Мотивационная беседа
о взаимосвязи
физического и
психического здоровья.
Мотивационная
беседа о любимых
мультфильмах и
кинофильмах, жанрах
кино.
Участие во
вступительной беседе,
просмотр видеоролика
о видах подразделений
специального
назначения в России.
Участие во
вступительной беседе о
появлении праздника
День народного
единства.
Беседа о сущности
понятий «суверенитет»,
«технологический
суверенитет»,
«цифровая экономика».

1

20.11

11.

Участие в игре
«Незаконченное
предложение», во время
которой каждый
школьник продолжает

12.

Что такое Родина?

1

27.11

13.

Мы вместе.

1

04.12

14.

Главный закон страны

1

11.12

15.

Герои нашего времени

1

18.12

16.

Новогодние семейные
традиции разных
народов России
От «А» до «Я». 450 лет
«Азбуке» Ивана
Федорова

1

25.12

1

15.01

Налоговая
грамотность
Непокоренные. 80 лет
со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

1

22.01

1

29.01

20.

Союзники России

1

05.02

21.

190 лет со дня

1

12.02

17.

18.
19.

предложение «Первое,
что приходит в голову,
когда я слышу слово
«мама» …»
Участие в беседе о том,
когда каждый из нас
чувствовал гордость
при виде
государственных
символов нашей
страны. Какова
региональная
символика? Что
означают элементы
герба, флага?
Знакомство
школьников с
информацией о
создании в
Международного
Комитета Красного
Креста.
Участие во
вступительной беседе
о значении слова
«конституция» и о
жизни без конституции.
Участие во
вступительной беседе о
непростой судьбе
нашей страны, о
войнах, которые выпали
на долю народа и о
героизме тех, кто
вставал на ее защиту.
Участие в разговоре о
новогодних приметах,
подарках.
Беседа о разных
способах передачи
информации. Блицопрос «Интересные
факты об Азбуке».
Беседа о том, что такое
налоговая система.
Беседа о том, что
помогало
людям
выстоять
в
осажденном городе.
Беседа о государствахсоюзниках Российской
Федерации.
Участие в беседе об

рождения Д.
Менделеева. День
российской науки
22.

День
первооткрывателя

1

19.02

23.

День защитника
Отечества. 280 лет со
дня рождения Федора
Ушакова

1

26.02

24.

Как найти свое место в
обществе?

1

04.03

25.

Всемирный фестиваль
молодежи

1

11.03

26.

Первым делом
самолеты…. О
гражданской авиации

1

18.03

27.

Крым. Путь домой.

1

01.04

28.

Россия – здоровая
держава

1

08.04

29.

Цирк! Цирк! Цирк!

1

15.04

основных научных и
технических
достижениях в нашей
стране.
Просмотр и обсуждение
видеоролика Русского
географического
общества о русских
землепроходцах.
Участие
в
интеллектуальной
разминке «Что вы
знаете
о
Дне
защитника
Отечества».
Участие в дискуссии о
причинах выбора
профессии военного.
Проблематизирую
щая беседа о трех
слагаемых успешной
самореализации
человека в обществе:
дружбе,
семье
и
профессии.
Групповая работа по
созданию
кластера
«Всемирный фестиваль
молодежи».
Проблематизирующая
беседа «Почему
человек всегда хотел
подняться в небо?», в
ходе которой
обсуждаются события,
связанные с первыми
попытками человека
«обрести крылья».
Участие в беседе о
географическом
положении Крыма с
использованием карты.
Дискуссия «Основные
правила здорового
образа жизни».
Групповая работа:
составление памятки о
ЗОЖ.
Беседа о современном
цирке, причинах его
популярности у детей и

30.

«Я вижу Землю!
Это так красиво».

1

22.04

31.

215 лет со дня
рождения Гоголя

1

29.04

32.

Экологичное
потребление

1

06.05

33.

Труд крут!

1

13.05

Урок памяти

1

20.05

Будь готов! Ко дню
общественных
организаций

1

27.05

34.

35.

взрослых, о видах
циркового искусства
(клоунаде, акробатике,
эквилибристике,
гимнастике,
жонглировании,
эксцентрике,
иллюзионизме,
пантомиме,
дрессировке
животных).
Участие во
вступительной беседе
об основных
исторических событиях
в космонавтике.
Участие в беседе о
трудном процессе
подготовки к полёту.
Проблематизирующая
беседа «Классик есть
классик», в ходе
которой школьники
обсуждают, какие
сюжеты, герои,
ситуации из
произведений Гоголя
можно было назвать
современными.

Обсуждение
экологических
проблем,
существующих в
России, и роли
людей в их
появлении, поиски
решений.
Вступительная
беседа об истории
Праздника труда.
Беседа об истории
появления
праздника День
Победы.
Беседа о пионерской
организации.

Тематическое планирование
7 класс (1 час в неделю)
Тема

Основноесодержание

День знаний

Знакомство с
проектами Российского общества
«Знание».
Возможности, которые предоставляют
проекты
общества«Знание»
для
обучающихся
различных
возрастов.

Там,где Россия

Родина — не только место рождения. История,
культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

Зоя.
К 100-летию со
дня рождения
Зои
Космодемьянско
й

Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя
стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит
примером беззаветной преданности Отечеству, истиной
любви к своей Родине.

Характеристикадеятельностиобучающ
ихся
Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика о необходимости знаний
для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о
чертах характера, которые присущи людям
с активной жизненной позицией, о мечтах и
о том, как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о
России. Просмотр ролика о России.
Интерактивная викторина.
Чем
полезны
фенологические
наблюдения. Их роль в жизни человека.
Участие во вступительной беседе.
Просмотр видеоролика о жизни и подвиге
Зои.
Участие в беседе о том, как
воспитываются черты личности героя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни
будущих поколений. В
защиту всего, что любила эта молодая
девушка. Просмотр интерактивной карты,

Избирательная
система России
(30 лет ЦИК)

День учителя
(советники по
воспитанию)

О
взаимоотношени
ях в коллективе
(Всемирный
день

Право избирать и быть избранным гарантировано
Конституцией Российской Федерации каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь, свобода, права и благополучие граждан
является одной из главных ценностей, а проявление
гражданской позиции, желание участвовать в развитии
своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию
– проводник в мир возможностей, которые создало
государство для каждого ребенка в стране, наставник и
«старший товарищ», помогающий как объединить
школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить
личную траекторию развития каждому
ребенку.

В условиях информационных перегрузок, разнообразия
быстро решаемых задач, экономической нестабильности,
стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни
человека. Они приводят к депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь, может привести к проблемам

беседа о сохранении памятников героям.
Участие во вступительной беседе.
Просмотр
видеоролика
об
истории
Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в
связи с голосованием и выборами.
Выполнение интерактивного задания
«Избирательная система в России».
Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким
должен быть современный Учитель?
(создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из
предложенных тем: «Если бы я был
учителем, какими качествами обладал…,
как относился бы к ученикам…, как
готовился
к
занятиям…,
какие
вспомогательные средства использовал для
проведения уроков?»;«Чем может помочь
советник по воспитанию?»
Мотивационная беседа о взаимосвязи
физического и психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в
отношении здоровья и здорового образа
жизни.

психического
здоровья,
профилактика
буллинга)

физического
здоровья,
конфликтам
сблизкими,
неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить
отношения в коллективе, сохранить
своепсихическое здоровье, как смотреть на мир
позитивно, как не стать жертвой«травли», и самому не
опуститься до«травли» других, необходимы всем.

По ту сторону
экрана. 115 лет
кино в России

Развитие отечественного кино отражает не только
основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее
будущего. Кино, наряду с литературой и театром,
позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с поступками героев,
анализировать ирефлексировать, приобретать новые

Просмотр отрывков из мультфильмов и
фильмов, обсуждение их. Беседа о
буллинге, его причинах и вреде, который он
причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе
которого школьники участвуют в игровых
упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть
негативные эмоции.
Мозговой
штурм
«Мои
правила
благополучия», в ходе которого школьники
составляют список лайфхаков класса о том,
как подростку справляться со стрессами,
излишним давлением взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе
которой
школьники
обсуждают
характеристики идеального коллектива, в
котором
им
было
бы
комфортно
находиться.
Мотивационная
беседа
о
любимых
мультфильмах
и
кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории
российского игрового кино.
Обсуждение ролика.

знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей икультурой страны.

День спецназа

День народного
единства

Подразделения специального назначения (спецназ) в
России
имеют
особую
значимость,
они
олицетворяютслужение Отечеству, мужество и силу духа,
беспримерное
самопожертвование, готовность мгновенно прийти на
помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают
особыми профессиональными, физическими и моральным
качествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы
— одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во
главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой
Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не только в войне

Беседа о будущем кинематографа в
цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники называют мультфильм или
фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют
себя в роли актеров немого кино.
Итоговая беседа о возможности
создания собственного
фильма о классе, сделанного руками
школьников.
Участие во вступительной беседе,
просмотр
видеоролика
о
видах
подразделений специального назначения в
России.
Участие в обсуждении: «Качества
личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания
«Что
важнее
для
спецназовца – ум или сила?»
Участие во вступительной беседе о
появлении праздника День народного
единства.
Знакомство с исторической справкой о
событиях Смутного времени.

Россия: взгляд в
будущее.
Технологически
й
суверенитет /
цифровая
экономика /
новые
профессии

Технологический
суверенитет
решает
задачи
обеспечения
безопасности,
получения
энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.
Логика развития экономики предполагает защиту и
формирование высокотехнологичных отраслей с высокой
долей интеллектуальных вложений.
Развитие
цифровой
экономики
предполагает
выстраивание системы экономических, социальных и
культурных отношений, основанных на использовании
цифровых
информационно-коммуникационных
технологий.

Работа в группах: если бы вы жили в
Смутное время, в чем вы бы увидели
причины появления народных ополчений?
Обмен мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года
воины
народного
ополчения
продемонстрировали образец героизма и
сплоченности всего народа вне зависимости
от происхождения, вероисповедания и
положения в обществе. Дискуссия о том,
когда
еще люди чувствуют, что им надо
объединяться?
Беседа
о
сущности
понятий
«суверенитет»,
«технологический
суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых
технологиях, вошедших в современную
жизнь многих россиян, в экономику,
образование и культуру страны. Дискуссия,
в ходе которой школьники высказывают
свои мнения о возможностях и рисках,
которые
появляются
в
связи
с
проникновением
искусственного
интеллекта во многие сферы не только

Появление новых профессий связано сцифровизацией
экономики, движением к технологическому суверенитету.

О
взаимоотношени
ях в семье (День

Мама — важный человек в жизни каждого.
Материнская любовь — простая и безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

экономики, но и культуры, образования,
спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в
ходе которой школьники знакомятся с
новыми понятиями в области цифровых
технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу
профессий будущего, в ходе которого
школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями
профессиональной
деятельности, которые охватывают 50
перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой
педагог просит школьников завершить
некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я
сделал на этом занятии – это
…»; «Все говорят, что без цифры
сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с
этим утверждением …»; «Если у меня
спросят, готов ли я учится всю свою жизнь,
то я отвечу …»
Участие
в
игре
«Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник
продолжает
предложение

матери)

Что такое
Родина?
(региональный и
местный
компонент)

Что для каждого человека означает слово «Родина»?
Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион,
вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине
человек несет в себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не просто территория,это,
прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.

Мы вместе

История создания Красного Креста. Особенности
волонтерской деятельности. Волонтерство в России

«Первое, что приходит в голову, когда я
слышу слово «мама» …»
Участие в групповом обсуждении
случаев недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе
групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает
наших мам счастливыми
Участие в беседе о том, когда каждый из
нас чувствовал гордость при виде
государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что
означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов,
живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет людей разных национальностей
в одной стране, что им в этом помогает?
Знакомство школьников с информацией
о создании в Международного Комитета
Красного Креста.
Участие
в
обсуждении
вопроса:
действительно ли создание именно этой
организации можно считать началом
волонтерского движения?

Главный закон
страны

Значение Конституции для граждан страны. Знание
прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это
осознанное поведение

Герои нашего
времени

Россия — страна с героическим прошлым.
Современные герои — кто они? Россия начинается с
меня?

Работа в группах по составлению списка
особенностей волонтерской деятельности.
Обмен
историями
из
жизни
о
волонтёрской деятельности
Участие во
вступительной
беседе
о
значении
слова «конституция» и о
жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в
которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие
в
игре
«Незаконченное
предложение», во время которой каждый
школьник
продолжает
предложение
«Нужно знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном
поведении и личной ответственности
Участие во вступительной беседе о
непростой судьбе нашей страны, о войнах,
которые выпали на долю народа и о
героизме тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место
героизму сегодня? Обсуждение мнений
школьников.
Участие в игре «Качества современного
героя»

Новогодние
семейные
традиции
разных народов
России

Новый год — праздник всей семьи. Новогодние
семейные традиции. Новогодние приметы.
Различные традиции встречи Нового года у разных
народов России.

От А до Я.
450 лет "Азбуке"
Ивана Фёдорова

Способы передачи информации до появления
письменности. Разница между азбукой и букварем.
«Азбука», напечатанная Иваном Федоровым:
«Ради скорого младенческого научения».

Налоговая
грамотность

Современный
человек
должен
обладать
функциональной грамотностью, в том числе
налоговой. Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата налогов –
обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.

Непокоренные.

Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного

Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы
знаете о Новом годе?) Участие в дискуссии
«Поделись новогодней традицией,которая
объединяет народы нашей страны».
Участие в беседе о том, что чаще всего
мы мечтаем о материальных подарках, но
есть ли что-то, что мы хотели бы изменить
в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних
приметах, подарках.
Беседа о разных способах передачи
информации. Блиц-опрос «Интересные
факты об Азбуке».
Эвристическая беседа «Первая печатная
«Азбука»: в чем особенности».
Интерактивные задания, связанные с
содержанием «Азбуки».
Беседа о том, что такое налоговая
система.
Блиц-опрос «Для чего государству
необходим бюджет?». Беседа «Права и
обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и
распредели бюджет».
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о

80 лет со дня
полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады

Ленинграда. Блокадный паек. Способы выживания
ленинградцев.
О провале планов немецких войск. О героизме советских
воинов,
освободивших город на Неве.

Союзники
России

Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя
принимает, какими обладает правами? Что дает
заключение союзного договора для государств? Союзники
России – государства, которые разделяют и поддерживают
наши общие традиционные ценности, уважают культуру,
стремятся к укреплению союзных государств и
поддерживают
их.

190 лет со дня
рождения Д.
Менделеева.

Цивилизация без научных достижений. Научные и
технические достижения в нашей стране. Вклад
российских ученых в мировую науку.

блокаде Ленинграда; каким образом город
попал в кольцо; зачем Гитлер хотел
захватить город; почему Ладожское озеро
называют дорогой жизни; чем стало полное
освобождение Ленинграда от фашистской
блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям
выстоять в осажденном городе.
Работа
в
парах
с
дальнейшим
обобщением: почему планам Гитлера не
суждено было сбыться?
Беседа
о
государствах-союзниках
Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие традиционные
ценности
разделяют союзники?».
Дискуссия:
права
и
обязанности
союзных государств.
В чем заключается союзническая
поддержка? Что Россия делает для
союзников?
Участие во вступительной беседе о том,
какой была бы жизнь человека без научных
достижений.

День российской
науки

Д.И. Менделеев и роль его достижений для науки.
Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и
минусы научно- технического прогресса

День
первооткрывате
ля

Россия является не только самой большой страной в
мире, которую за ее продолжительную историю шаг за
шагом исследовали, изучали, открывали русские
землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны
сегодня может открыть для себя любой школьник.

Участие в беседе об основных научных и
технических достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И.
Менделеев: не только химия».
Участие в блиц – опросе
«Примеры использования
достижений
науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим
обобщением: «Плюсы и минусы научнотехнического прогресса»
Мотивационная
беседа
о
первооткрывателях,
открытиях
и
удивительных местах России. Мозговой
штурм, в ходе которого школьники за 1
минуту должны назвать 15 российских
городов; за вторую минуту - 15 российских
рек; за третью – 15 названий деревьев,
кустарников и цветов, которые растут в их
регионе.
Просмотр и обсуждение видеоролика
Русского географического общества о
русских землепроходцах.
Игра
«Своя
игра»,
в
которой
разыгрываются вопросы об уникальных
местах России и их первооткрывателях.

День защитника
Отечества.
280 лет со дня
рождения
Федора Ушакова

День защитника Отечества: историческиетрадиции.
Профессия военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения
великого
русского
флотоводца,
командующего
Черноморским флотом (1790—1798); командующего
русско-турецкой
эскадрой
в
Средиземном море (1798— 1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.

Как найти свое
место в обществе

Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть
хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что

Рефлексивная беседа со школьниками, в
процессе
которой
они
продолжают
предложения, начало которых произносит
педагог:
«Я никогда не знал, что …»; «Если бы я
делал пост в социальных сетях по итогам
нашего сегодняшнего разговора, то я назвал
бы его …»; «Каждый может стать
первооткрывателем, потому что
…».
Участие в интеллектуальной разминке
«Что вы знаете о Дне защитника
Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора
профессии военного.
Участие в работе в парах: знакомство с
примерами военных действий, в которых
выручала смекалка.
История
и
современность:
уроки
адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители
России выражают свою благодарность
защитникам Отечества
Проблематизирующая беседа о трех
слагаемых
успешной
самореализации

нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому
быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России.
Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать
настоящимпрофессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников в России.

Всемирный
фестиваль
молодежи

Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус –
федеральная площадка фестиваля. Исторические факты
появления всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Фестивали, которые проходили в нашей стране.

человека в обществе: дружбе, семье и
профессии.
Выступление федерального спикера (о
примерах и способах самореализации
человека в различных сферах общественной
жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в
ходе которой школьники обсуждают
вопросы о том, как найти хороших друзей,
как найти спутника/спутницу жизни, чем
руководствоваться в выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой
во взрослую жизнь?», в ходе которой
школьники в каждой группе из набора
карточек выбирают 5 и аргументируют
всему классу свой выбор. В набор могут
входить, например, карточки «умение
готовить», «умение дружить», «умение
учиться», «знать языки», «умение шутить»
и
т.д.
Групповая
работа
по
созданию кластера
«Всемирный
фестиваль молодежи».
Историческая справка об истории

«Первым делом
самолеты».
О гражданской
авиации

Легендарная история развития российскойгражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей
первых российских самолетов. Мировые
рекорды российских летчиков.
Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.

возникновения
Всемирного
фестиваля
молодежи.
Беседа
«Эмблемы
и
символы
фестивалей».
Дискуссия «Всемирный фестиваль
молодежи
–
2024
Проблематизирующая беседа «Почему
человек всегда хотел подняться в небо?», в
ходе которой обсуждаются события,
связанные с первыми попытками человека
«обрести крылья».
Видеоролик об истории российской
авиации, от первого полета в 1913 году на
первом в мире четырехмоторном самолете
«Русский
витязь»
до
современных
авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в
небо», в ходе которой школьники
знакомятся с легендарными российскими
пилотами, испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в
ходе которого школьники выполняют
некоторые
упражнения
и
задания
(например, «Компас», «Часы» и др.)

Крым. Путь
домой

Красивейший полуостров с богатой историей. История
Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечател
ьности Крыма

Россия здоровая
держава

Здоровый образ жизни – приоритетное направление в
большинстве государств мира. Основные составляющие
здоровья. Современные проекты, связанные со
здоровьем.

Цирк! Цирк!

Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в

которые предлагают современным пилотам
при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем
захочу, или уже нет?», в ходе которой
подростки рассуждают об ограничениях,
которые накладывает профессия пилота, о
том, как может реализоваться
мечта о небе, даже если нельзя стать
летчиком.
Участие в беседе о географическом
положении Крыма с использованием карты.
Самостоятельная работа по изучению
информации по истории Крыма. Работа в
группах с обобщением: что с древних
времен привлекало разные народы в
Крымском полуострове?
Обмен
мнениями:
что
бы
вы
рекомендовали посетить в Крыму
Дискуссия
«Основные
правила
здорового образа жизни». Групповая
работа: составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь
здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках и
т.д.).
Просмотр видеоролика об истории цирка

Цирк! (К
Международном
у дню цирка)

России, История цирка, цирковые династии России.
Знаменитые
на
весь
мир
российские
силачи,
дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.

«Я вижу Землю!
Это так
красиво».

Главные события в истории покорения космоса.
Отечественные космонавты-рекордсмены.
Подготовка к полёту — многолетний процесс.
Художественный фильм «Вызов» - героизм персонажей

в России, начиная с первого стационарного
цирка, построенного в Петербурге в 1877
году.
Беседа о современном цирке, причинах
его популярности у детей и взрослых, о
видах циркового искусства (клоунаде,
акробатике,
эквилибристике,
гимнастике,
жонглировании,
эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме,
дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в
ходе которого школьники разучивают
несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе
которой школьники знакомятся великими
российскими клоунами (Юрий Никулин,
Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав
Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно
уметь поддерживать оптимизм в себе и в
окружающих.
Участие во вступительной беседе об
основных исторических событиях в
космонавтике. Самостоятельная работа в
группах: найти в интернете информацию о

и реальных людей.

215-летие со дня
рождения Н. В.
Гоголя

Николай Гоголь – признанный классик русской
литературы, автор знаменитых «Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты,
герои, ситуации из произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.

космонавте и сделать сообщение для
одноклассников (Герман Титов, Валентина
Терешкова, Алексей Леонов, Светлана
Савицкая,
Валерий
Поляков,
Елена
Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий
Падалка, Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе
подготовки к полёту. Обсуждение фильма
«Вызов» - в чем заключался героизм
главных действующих лиц и актрисы и
режиссера фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик
есть классик», в ходе которой школьники
обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации
из произведений Гоголя можно было
назвать современными.
Игра
«Закончи
фразу,
ставшую
крылатой», в ходе которой школьники
продолжают
знаменитые
фразы
из
произведений Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой
школьники по отрывкам из телеспектаклей,
кинофильмов, иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют
произведение и его главных героев.

Экологичное
потребление

Труд крут

Урок памяти

Экологичное потребление — способ позаботиться о
сохранности планеты. Экологические проблемы как
следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно

История Праздника труда.
Труд — это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки

История появления праздника День Победы. Поисковое
движение России. Могила Неизвестного Солдата.
Семейные
традициипразднования
Дня
Победы.
Бессмертный полк

Дискуссия, в ходе которой школьники
обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он,
смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об
экологическом потреблении. Обсуждение
экологических проблем, существующих в
России, и роли людей в их появлении,
поиски решений.
Работа в группах по составлению общего
списка эко-правил, которые легко может
соблюдать каждый
Вступительная беседа об истории
Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд — это право
или обязанность человека?»
Мозговой
штурм
—
обсуждение
критериев работы мечты.
Блиц-опрос
«Владеете
ли
вы
элементарными трудовыми навыками?»
Участие во вступительной беседе об
истории
появления
праздника
День
Победы. Участие в беседе о том, что
заставляет тысячи человек заниматься
поиском
и
захоронением
останков
погибших защитников Отечества?

Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

19 мая 1922 года — день рождения пионерской
организации. Цель её создания и деятельность. Распад
пионерской организации. Причины, по которым дети
объединяются

Русский язык.
Великий и
могучий.
225 со дня
рождения А. С.
Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А.
С. Пушкина в формирование современного литературного
русского языка.

Обмен мнениями: есть ли в вашей семье
традиция
отмечать
День
Победы?
Участвует
ли
семья
в
шествиях
Бессмертного полка?
Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое
должно быть детское общественное
объединение, чтобы вам захотелось в него
вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым дети
объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают
детские общественные объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по
иллюстрации».
Историческая
справка
«Малоизвестные факты из жизни А. С.
Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на
языке Пушкина». Интерактивные задания
на знание русского языка.

Iч

по плану-8ч
по факту-8ч

II ч

по плану-8ч
по факту-8ч

III ч

по плану-10ч
по факту-10

IV ч

по плану-9
по факту-9
по плану 35
по факту-35

Год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».