Содержание программы
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Взаимосвязь с программой воспитания
Особенности работы педагога по программе
Содержание курса внеурочной деятельности
Что побуждает человека к деятельности
Отношение человека к себе, как к деятелю
Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки,
привычки
Психические особенности основных видов деятельности
Профессиональная деятельность
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты
Предметные
результаты
Тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы. Программа разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного
общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но за его пределами.
Программа курса психологии отвечает как интересу обучающихся к
собственному «Я», так и ориентации системы образования на личностноориентированный и системно-деятельностный
подходы в образовании.
Программа помогает подростку выстраивать ценностную картину мира и
находить свое место в нём, познавать свой внутренний мир, гармонизировать
свои отношения с окружающими людьми, стать более творческим,
ответственным за себя, свои действия. В качестве исходного положения,
определяющего педагогический подход, использовался тезис: необходимо
рассматривать развитие ребенка в аспекте изучения им предмета
«Психология» не только как результат, но и как процесс самосознания,
самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. При этом акцент
делается на развитие чувства собственного достоинства человека как
субъекта. Существенным моментом здесь становится не только отражение
мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру,
своего поведения теперь и в будущем.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики:
принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности
и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный
подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в
подростковой аудитории имеют исключительное значение.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных
учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования,
получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к
жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные,
психологические факторы выступают на первый план в работе над этой
важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное,
самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии
и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и
потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с
окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным
способом — все это относится к необходимым компонентам личности
гражданина демократического общества.
Программа имеет общее интеллектуальное направление, а также позволяет
развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но
и формировать систему знаний о себе, о законах взаимодействия людей,
узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. овладевать
психологической культурой.
В 9 классе ключевым понятием курса является понятие «Личность».
Знакомство с понятием «Личность» требует весьма высокого уровня
психологической подготовки, поэтому отнесено авторами программы на
достаточно поздний этап обучения, когда обучающиеся уже успели получить
основные знания в области общей и социальной психологии.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач,
обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа может быть реализована в работе со школьниками 9 классов, а
также в разновозрастных группах подростков 9 классов.
Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых
предусмотрены такие формы проведения занятий как беседы, обсуждения,
дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, упражнения на отработку
организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры,
самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации
педагога. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание
индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им
возможность проявить и развить свою самостоятельность.
Формы проведения занятий
- лекции, беседы;
- экскурсии в библиотеку;
- игры-конкурсы; КВН;
- театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,
ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая);
- поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное и театральное творчество;
- психологические тренинги.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов,
сочинение сказок, стихотворений, инсценировка ситуаций,
иллюстрирование материала.
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса
внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую
и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это
проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в
примерной программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для
организации социально-значимой совместной деятельности школьников,
воспитательное значение которых отмечается в примерной программе
воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной
социально- значимой деятельности, что является важным компонентом
воспитания ответственного гражданина своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой
воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности;
- в
интерактивных
формах
занятий
для
школьников,
обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и
другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе
детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания
подчеркивается примерной программой воспитания.
- Воспитательный компонент уроков:
Содействие процессу социального становления личности в таких сферах
как общение, самопознание и познание своего «Я», создание оптимальных
условий для личностного развития и профессионального самоопределения.
Программы
данного
направления
ориентированы
на
развитие
адаптационных возможностей человека, обеспечение личности средствами
самопознания, повышение представлений ребенка о собственной
значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства,
формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Также
социально-педагогическая
деятельность
направлена
на
развитие
коммуникативной культуры и навыков взаимодействия посредством
вовлечения в активную развивающую социальную среду.
Особенности работы педагога по программе. На каждом этапе своей
работы школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог
должен быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне
деликатно: не подменяя своим
трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за
результатом
ради результата.
Данный курс носит практико-ориентированный и личностноориентированный характер. Обсуждение большинства тем с обучающимися
ведется на основе их личного опыта, их особенностей. Педагогу очень
важно учитывать личностные особенности, внимательно относиться к
индивидуальности каждого обучающегося. В том случае, если возникает
риск психологической травматизации,
конфликта,
неготовности
обучающегося к рефлексии следует изменить подход к обсуждению темы,
сделать его более абстрактным и не оказывать давления на обучающегося.
То же самое в полной мере относится ко всем практическим упражнениям,
используемым в курсе.
Ооооооооо
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы «Психология. Психология деятельности. 9 класс»,
34 часа.
Раздел 1. Что побуждает человека к деятельности (4 часа).
Что такое потребность. Виды потребностей. Мотивы. Цель и смысл
деятельности.
Раздел 2. Отношение человека к себе как к деятелю (6 часов).
Успех и неуспех в деятельности. Что такое оценка. Притязание на успех и
уровень достижений в деятельности. Самооценка и притязание на успех. Как
изменяется уровень притязаний. Притязания и достижения в деятельности.
Раздел 3. Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки,
привычки (8 часов).
Движение и действие. Движение и его свойства. Многообразие движений
человека. Как управляется движение. Время двигательной реакции. Связь
моторики с другими психическими процессами. Развитие движений, действие.
Что такое действие, знания, умения, навыки.
Раздел 4. Психологические особенности основных видов деятельности (5
часов).
Виды деятельности человека. Игра. Для чего нужна игра. История игрушки.
Игра и развитие ребенка. Мотивация игровой деятельности. Игры взрослых.
Учебная деятельность. Развитие учебной деятельности. Мотивы учения.
Познавательные мотивы учения. Социальные мотивы учения. Трудовая
деятельность.
Раздел 5. Профессиональная деятельность (11 часов).
Профессия, специальность, занятие. Психологические особенности
профессий. Понятие о типах профессий. Психологические особенности
профессий «человек – человек». Психологические особенности профессий
«человек – живая природа». Психологические особенности профессий
«человек- техника», «человек – знаковая система». Психологические
особенности профессий «человек – художественный образ». Психологические
особенности труда в экстремальных условиях. Профессиональная
деятельность и общение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
2.
Формирование
современному
целостного
уровню
мировоззрения,
развития
науки
и
соответствующего
общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
3.
Формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5.
Стремление
к поиску наиболее
эффективных способов
учебной
деятельности.
6.Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
1.Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2.Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4.Оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности её решения.
5.Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6.Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
7.Пользоваться смысловым чтением.
8.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
9.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
10.Формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Тематическое планирование 9 класс (34 часа, 1ч. в неделю)
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Деятельность
обучающихся
Электронные
образовательные ресурсы
Раздел 1. Что побуждает человека к деятельности. (4 часа)
1
Что такое
потребность.
1
Урок-лекция, групповая
форма, дискуссия
2
Виды
потребностей.
1
Урок-игра, парная форма, https://трансляции.институт
учебная игра
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
3
Мотивы.
1
Беседа,
фронтальная
обсуждение
ситуаций
4
Цель и смысл
деятельности.
1
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
дискуссия, https://трансляции.институт
форма, воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Урокбеседа, https://трансляции.институт
разыгрывание ситуаций
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Раздел 2. Отношение человека к себе, как к деятелю. ( 6 часов)
5
Успех и неуспех в
деятельности.
1
Групповая, фронтальная https://трансляции.институт
форма, учебная игра
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
6
Что такое оценка.
1
Урок-лекция,
групповая https://трансляции.институт
форма, дискуссия
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
7
Притязание на
успех и уровень
достижений в
деятельности.
1
Урок-беседа,
форма, игра
групповая https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
8
Самооценка и
притязание на
успех.
1
Индивидуальная форма, https://трансляции.институт
решение
проблемных воспитания.рф/lessons.html
задач, дисскусия
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
9
Как изменяется
уровень
притязаний.
1
Проектная деятельность, https://трансляции.институт
групповая форма, мини- воспитания.рф/lessons.html
проект
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
10
Притязание и
достижения в
деятельности.
1
Индивидуальная
мини-проект
форма, https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Раздел 3. Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки, привычки (8 часов)
11
Движение и
действие.
1
Урок-практикум,
групповая
дискуссия
https://трансляции.институт
форма, воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
12
Движение и его
свойства.
1
Урок-лекция,
групповая https://трансляции.институт
форма, дискуссия
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
13
Многообразие
движений
человека.
1
Фронтальная форма урока
с
использованием
наглядного
метода
и
разьяснительноиллюстративного
изложения
14
Как управляется
движение.
1
Урок-лекция,
групповая https://трансляции.институт
форма, дискуссия
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
15
Время
двигательной
реакции.
1
Урок-рассказ с
использованием
наглядного метода
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
16
Связь моторики с
другими
1
Урок-лекция с
использованием
наглядного метода
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
психическими
процессами.
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
17
Развитие
движений,
действие.
1
Фронтальная форма урока
с
использованием
наглядного
метода
и
разьяснительноиллюстративного
изложения
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
18
Что такое
действие, знания,
умения, навыки.
1
Урок-лекция,
групповая https://трансляции.институт
форма, дискуссия
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Раздел 4. Психические особенности основных видов деятельности (5 часов)
19
Виды
деятельности
человека.
1
Урок-рассказ с
использованием
наглядного метода
20
Игра. Для чего
нужна игра.
1
Урок-беседа,
форма, игра
21
История игрушки.
1
Театральные постановки,
групповая форма
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
22
Игра и развитие
ребенка.
1
Разыгрывание ситуаций;
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Мотивация
игровой
деятельности.
1
23
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
групповая https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
групповая форма
Урок-лекция,
групповая https://трансляции.институт
форма, дискуссия
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Раздел 5.Профессиональная деятельность.(11 часов)
24
Профессия,
специальность,
занятие.
1
Учебная игра
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
25
Психологические
особенности
профессий.
1
Практическое занятия с
элементами игр
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
26
Понятие о типах
профессий.
1
Практическое занятия с
элементами игр
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
27
Психологические
особенности
профессий
«человекчеловек»
1
Самостоятельная
творческая работа,
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
28
Психологические
особенности
профессий
«человек- живая
природа».
1
29
Психологические
особенности
профессий
«человек –
техника»,
«человек –
знаковая
система».
30
31
Психологические
особенности
профессий
«человекхудожественный
образ».
Психологические
особенности
труда в
учебная игра
1
1
2
Урок-беседа,
форма, игра
групповая https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Индивидуальная
мини-проект
форма, https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Индивидуальная
мини-проект
форма, https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Урок-лекция,
групповая https://трансляции.институт
форма, дискуссия
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
32
экстремальных
условиях.
Индивидуальная
мини-проект
33
Профессиональна
я деятельность и
общение.
Урок-беседа,
2
форма, https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
выполнение творческих
работ
Урок-зачет,
индивидуальная форма,
решение проблемных
задач
34
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
https://трансляции.институт
воспитания.рф/lessons.html
https://будьвдвижении.рф/
https://media.prosv.ru/lsp/
Контроль и оценка
Оцениванию подлежит опыт лидерства воспитанников. Важным показателем
успешности достижения результатов является участие воспитанников в
различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса,
школы.
1. Педагогическое наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Участие в массовых мероприятиях.
4. Беседы с родителями.
5. Анкетирование и тестирование.
6. Открытые занятия.
7. Тренинги.
8. Диагностика.
Используемые формы промежуточной аттестации:
Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы
предусмотрена организация игр, проводимых внутри общеобразовательного
учреждения на протяжении учебного года по разным разделам программы.