I
Муниципrшьное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
обrцеобразовательная школа ЛЪ3 города Каменск-ТIТахтинский
принято
СОГЛАСОВАННО
решением методического
объединения кафедры
учите.irей нач€Lпъных классов
протокOл ат 29.08.2025 г. Jф2
Заместителъ директора по
УВР
Яценко Н.А.
28.08.2025 г.
Рабочая программа учебного предмета
кОкружающий мир)
для начаJIьного общего образования (1-4 класс)
Срок освоения: 4 года
составители:
Чубукова В.И.
Го"тубина Н.Н
Кузнецова Е.Ю.
Илюхина Е.Н.
Иванова А.А.
2а25
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................. 3
Содержание обучения ................................................................................................... 5
1 класс ........................................................................................................................ 5
2 класс ........................................................................................................................ 7
3 класс ...................................................................................................................... 10
4 класс ...................................................................................................................... 13
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру
на уровне начального общего образования ................................................................ 17
Личностные результаты .......................................................................................... 17
Метапредметные результаты .................................................................................. 18
Предметные результаты .......................................................................................... 21
Тематическое планирование ....................................................................................... 26
2
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»)
(далее соответственно – программа по окружающему миру, окружающий мир)
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего
мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО,
представленных в ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено
на достижение следующих целей:
– формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека
на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную
среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы
по окружающему миру;
– формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
– развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной
и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и
с творческим использованием приобретённых знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;
– проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
3
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
– освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме;
– обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка /
к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе
в соответствии с экологическими нормами поведения;
– становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и
обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение
общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».
Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение
которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть
результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек
и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒
270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс –
68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
4
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых. Рабочее
место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного
оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы
на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи,
их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и
отдых. Домашний адрес.
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб, флаг,
гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа ‒ среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход
за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и
термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой.
Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние,
краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные
растения. Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила
содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и
другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота
о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
5
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Безопасность в Интернете (электронный дневник и электронные ресурсы
школы)
в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению
на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость
изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери,
насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной
группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы,
дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её
столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить
предметы
декоративно-прикладного
искусства
с принадлежностью народу Российской Федерации, описывать предмет
по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового
образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание,
безопасность использования бытовых электроприборов);
6
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах
другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима
дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться,
справедливо
распределять
работу,
определять
нарушение
правил
взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы –
святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение
Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство.
Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и
культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни
человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других
людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус,
карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта
при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным
признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе.
Годовой ход изменений в жизни животных.
7
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы.
Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и
рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения
на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту,
на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной
помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете
(коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению
на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение,
измерение);
определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое,
газообразное);
различать символы Российской Федерации;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах
изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и
ядовитые (в пределах изученного);
различать прошлое, настоящее, будущее.
8
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Работа с информацией:
различать
информацию,
представленную
в
тексте,
графически,
аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем
протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой
характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность
человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение,
культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело,
явление, вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны
здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная
ситуация);
описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет
Солнечной системы;
создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя
семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес –
природное сообщество» и другие);
создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и
растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями
неживой природы);
приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу
России (на примере своей местности);
описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной
задачи;
контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий
по решению учебной задачи;
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и других
обучающихся, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации
в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
9
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры
общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных
веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы,
оценивать свой вклад в общее дело;
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных)
способы их разрешения.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша
Родина ‒ Российская Федерация. Уникальные памятники культуры
России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего
региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре,
традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного
края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран,
в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов.
Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.
Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение
для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды
в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой
природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов
от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
10
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения
родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана
растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов
от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы,
звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные
родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила
нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье
и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры
жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах,
безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических
действий, защита персональной информации, правила коммуникации
в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
11
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать
выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения
и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную
и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе
материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,
столицу, свой регион;
читать
несложные
планы,
соотносить
условные
обозначения
с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках:
текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан,
модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная
книга);
понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
12
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны
(в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать
свои действия.
Совместная деятельность
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать
на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого
человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать
возникающие конфликты с учётом этики общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава
государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый
год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и
труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
13
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие
в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо
от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения,
опыты по исследованию природных объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого
на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы
России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе
наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России,
моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия,
краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия
в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние
человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые
доступные
для
понимания
экологические
проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного
поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах,
зонах отдыха, учреждениях культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и
разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования
самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов)
в условиях контролируемого доступа в Интернет.
14
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки,
форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной
зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных
формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного
использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнотелекомуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура,
долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости,
доброты, справедливости и других;
15
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина Российской
Федерации»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей
страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать
учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу
над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей:
руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни
других людей.
16
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание
прав и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения
и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
17
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться
в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
18
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия
в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты
и другое);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть ‒ целое, причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему,
таблицу, иллюстрацию;
соблюдать
правила
информационной
безопасности
в
условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
19
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста
о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть
возможность
возникновения
трудностей
и
ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях,
опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
оценивать
целесообразность
выбранных
способов
действия,
при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
20
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений;
не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии
членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение
к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения
в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций
и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком,
и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя),
группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные
явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные
признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе
своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять
температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение
к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащенных
экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.
21
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его
главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила
нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов
родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и
опыты с природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы
по предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу,
компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам
природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного
поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа
в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя (при необходимости).
22
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской
Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты
с природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе
для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы
для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования
к двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
23
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении
в мессенджерах.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей веками
и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях
разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами
природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года,
сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в
России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания
о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
24
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и других);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и
других средствах индивидуальной мобильности;
осуществлять
безопасный
поиск
образовательных
ресурсов
и
верифицированной информации в Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
25
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел 1.Человек и общество
Школа. Школьная
1.1
жизнь.
Семья.
Взаимоотношения и
1.2
взаимопомощь в
семье.
1.3
Россия - наша Родина.
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
3
2
11
Итого по разделу
16
Раздел 2.Человек и природа
Природа - среда
обитания человека.
2.1
13
Взаимосвязи между
человеком и природой.
Растительный мир.
2.2
Растения ближайшего
9
окружения.
Мир животных.
2.3
Разные группы
15
животных.
Итого по разделу
37
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3
Практические работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Безопасность в быту,
безопасность
3.2
пешехода,
безопасность в сети
Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Российская электронная школа
4
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
7
6
66
0
0
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
2 КЛАСС
№
п/
п
Наименовани е
разделов и тем
Программы
Раздел 1. Человек и общество
Наша родина - Россия
1.1
1.2
1.3
Семья. Семейные
ценности и
Традиции
Правила культурного
поведения в
общественных
местах
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1
2.2
2.3
Методы познания
природы. Земля и
другие планеты,
звезды и
созвездия.
Многообразие
растений
Многообразие
животных
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Электронные (цифровые)
образовательны е ресурсы
Практически е работы
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e
12
4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e
4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2
16
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e
4
7
8
11
2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
2.4
Библиотека ЦОК
Красная книга России.
Заповедники и
природные
Парки
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
8
Итого по разделу
34
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый
образ жизни школьника
3.2
Безопасность в школе
и
общественном
транспорте,
безопасность в
сети Интернет
Итоги по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3.1
Библиотека ЦОК
4
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
8
12
6
68
3
3
2
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел 1. Человек и общество
Наша родина 1.1
Российская
Федерация
Семья коллектив
близких. Родных
людей.
1.2
1.3
Страны и народы
мира.
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения
природы.
Разнообразие
2.1
веществ в
окружающем
мире.
2.2
2.3
Бактерии, грибы и
их
разнообразие
Разнообразие
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практически е работы
Электронные (цифровые)
образовательныересурсы
Библиотека ЦОК
14
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
2
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
4
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
Библиотека ЦОК
11
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
7
1
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
растений
2.4
Разнообразие
животных
2.5
Природные
сообщества
2.6
Человек - часть
природы
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
7
1
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
3
4
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
5
2
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
3.2
Здоровый образ
жизни
Правила безопасного
поведения пассажира.
Безопасность в
сети Интернет
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
5
Итого по разделу
7
Резервное время
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
67
1
6
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
9
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел 1. Человек и общество
Наша родина 1.1
Российская Федерация
История Отечества.
1.2
«Лента времени» и
историческая карта
Человек - творец
культурных ценностей.
1.3
Всемирное культурное
наследие
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания
2.1
окружающей природы.
Солнечная система
Формы земной
2.2
поверхности. Водоемы
и их разнообразие
Природные зоны
России: общее
2.3
представление,
основные природные
зоны
Природные и
2.4
культурные объекты
Всемирного наследия.
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
10
https://m.edsoo.ru/7f412850
17
1
6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
33
5
1
9
1
5
1
5
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Федеральная рабочая программа | Окружающий мир. 1–4 классы
Экологические
проблемы
Итого по разделу
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни:
3.1
профилактика вредных
1
привычек
Безопасность в городе.
1
3.2
Безопасность в сети
4
Интернет
Итого по разделу
5
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
68
7
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850