Муницип:tJIьное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
обrцеобразователъная школа NsЗ города Каменск-trIТзllцgский
принято
СОГЛАСОВАННС
решением методичеекого
объединения кафедры
учителей нач€шIьных классов
протокол от 29,08.2025 г. J\Ъ2
Заместитель директора по
УВР
Яценко Н.А.
28.08.2025 г.
Рабочая программа учебного rrредмета
<<Основы религиозной
для нач€L,rьного
культуры и светской этики (ОРКСЭ)>>
общего образованпя {4 класс)
Срок освоения: 1 года
составители:
Иванова А.А.
2025
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................. 3
Содержание обучения ................................................................................................... 6
Модуль «Основы православной культуры» ............................................................. 6
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» на уровне начального общего образования ................... 6
Личностные результаты .............................................................................................. 6
Метапредметные результаты: ................................................................................... 7
Предметные результаты .......................................................................................... 10
Тематическое планирование........................................................................................ 13
Модуль «Основы православной культуры» ........................................................... 13
2
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована
на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур
народов России», «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется по
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и
специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат
перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет
изучается один год (4 класс), то все результаты обучения представляются за этот
период. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
–знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
–развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
–обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали,
ранее
полученных
в
начальной
школе,
формирование
ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
–развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
3
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ –
культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к
социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный
подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения
выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать
усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные
средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей
этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и
оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов
существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено
эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с
проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение
конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного
поведения.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по
основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к
4
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной
общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один
час в неделю в 4 классе).
5
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В
результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
–понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
–формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
–понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
6
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
–понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
–осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
–строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение независимо от принадлежности собеседников к религии или к
атеизму;
–соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
–строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
–понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорбляющих других людей;
–понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
–овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
–формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата,
вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки
и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
–совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и
7
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
–совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
–овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
–овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
–формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
–совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые
логические и исследовательские действия
–ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества
–
мораль,
этика,
этикет,
справедливость,
гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
–использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
–применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
8
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
–выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы. Работа с информацией:
–воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать
её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
–использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
–находить дополнительную информацию к основному учебному материалу
в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
–анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа
и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
–соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
–создавать
небольшие
текстыописания,
текстырассуждения
для
воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация
и самоконтроль:
–проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
–проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
9
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
–
российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению
в поведении;
–анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
–проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
–выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
–владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
–готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному
материалу
с
иллюстративным
материалом
и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
–выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
–выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
–выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
10
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
–
–рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
–раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей
и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала;
объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
–первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
–рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число
Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве
и монастырях в православной традиции;
–рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с
мирянами и священнослужителями;
–рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении
поста;
–раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
–распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
–рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
11
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
–
–излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
–первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
–приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
–выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
–называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовнонравственной культуре,
традиции.
12
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
–
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п
Наименование
разделов
и
тем
программы
1
Россия — наша
Родина
2
Культура и религия.
Введение в
православную
духовную традицию
3
4
Во что верят
православные
христиане
Добро и зло в
православной
традиции. Золотое
правило
нравственности.
Количество часов
В
се
го
Конт
рольные
работы
Практ
ические
работы
Электронные
образовательные ресурсы
(цифровые)
1
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
2
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
https://resh.edu.ru/special-course/1/1
https://resh.edu.ru/special-course/1/32
4
4
1
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
https://cleverlab.pro/mod/glossary/showentry.p
hp?eid=66&displayformat=dictionary
13
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
–
Любовь к ближнему
5
10
Отношение к труду.
Долг и ответственность
6
Милосердие и
сострадание
7
Православие в России
8
Православный храм и
другие святыни
9
Символический язык
православной
культуры:
христианское
искусство (иконы,
фрески, церковное
пение, прикладное
искусство),
православный
календарь. Праздники
Христианская семья и
её ценности
2
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
2
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
5
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
3
6
3
1
1
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
https://resh.edu.ru/special-course/1/37
https://resh.edu.ru/special-course/1/39
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
14
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
–
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
11
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России
Общее количество часов по
программе
2
34
https://clever-lab.pro/local/pages/?id=5
http://uralprosvet.ru/opk/ppk/UrokiOPK/
1
2
2
15
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/
Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие; под науч. ред. Васильевой О.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры : методическое пособие для учителя
к учебнику под научной редакцией О. Ю. Васильевой «Основы
религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры. 4 класс. В двух частях» / М. А. Соловьёва, О. В. Корытко, А. А. Данилов. — Москва : Просвещение, 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Российская электронная школа
2. Клевер Лаборатория
3.Портал Интернет урок. Библиотека видеоуроков по школьной программе.
4. Электронные учебники издательства “Просвещение”
5. Воскресная школа Сайт методической поддержки начального богословского образования
( https://school.orthpatr.ru/node/223849)
16
Федеральная рабочая программа | ОРКСЭ. 4 класс
6. Православное образование https:// pravobraz.ru/ category/ uchebnik - opk/
17