адаптивная программа 6 класс по физической культуре 2025

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,
Ученицы 6 класса
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами
образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и
основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного
участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной
деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают
дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и
специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является
одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный
путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей –
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает
задачи развития личности детей этой социальной группы, их реабилитации в условиях
организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их
социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального
статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в
общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей
(инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или
иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего
жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем
подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие
ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение,

воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации,
социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и
реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа
развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения
полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной
реабилитации.
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей –
инвалидов и обеспечение прав детей на доступное и качественное образование.
Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка (инвалида).
Задачи программы:


Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и
доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в
различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное,
надомное.



Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого –
педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в
реальных условиях их проживания;



Формирование активной педагогической позиции родителей;



Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую
занятость детей;



Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми –
инвалидами;



Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам;



Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании
детей;



Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей
– инвалидов;



Расширение возможностей детей – инвалидов, обучающихся в школе, для
самореализации и социализации детей;



Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического
комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида;



Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»

Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка (инвалида) и
комплексной помощи её родителям.

Предполагаемый результат:
- Совершенствование обучение детей – инвалидов.
- Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
- Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной
категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов.
-Оказание консультационной помощи.
- Увеличение доли числа детей – инвалидов, вовлечённых в досуговую деятельность в
системе дополнительного образования
- Увеличение результативности участия детей – инвалидов, обучающихся в школе, в
различных проектах по самореализации и социализации детей.
По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму
работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и
оценить на сколько необходима помощь социально – психолого - педагогической
направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна.
2.5.5.2.Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с быстрой утомляемостью и пониженной
работоспособностью. Родителям оказывается помощь в выполнении домашних заданий.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического
и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в
значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. К. семья
является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку,
включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации.
Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида,
но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям,
коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в
сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал
развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении
домашних заданий, подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в
перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей
задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их
воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях

развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и
обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с
рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический
консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя
школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
К концу обучения в 6 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по физической культуре:
 объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду
и защите Родины;
 осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
 приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии
физических качеств: силы (теория), быстроты(теория), выносливости(теория) и
гибкости;
 приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, характеризовать
причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой,
плавательной подготовкой;
 проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости;
 изучить акробатические комбинации из 5–7 хорошо освоенных упражнений;
 изучить теорию опорный прыжок через гимнастического козла с разбега
способом напрыгивания;
 демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под
музыкальное сопровождение;
 изучить теорию прыжок в высоту с разбега перешагиванием;
 выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность;
 демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем
на спине (с уменьшением нагрузки);
 выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол
и футбол в условиях игровой деятельности;
 выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать
приросты в их показателях.

План поэтапной реабилитации.
Цель этапа

Наименование
этапа

Ответственные

Сроки
исполнения

Форма
отчетност
и

сентябрь
Социальное
обследование семьи,
установление
проблемы

Сбор
необходимых
сведений о семье
и ребенке

Классный
руководитель

Карта
социально
го
обследова
ния семьи
сентябрь

Разработка
индивидуального
плана реабилитации
(ИПР)

Координация
реабилитационны
х мероприятий

Специалисты
согласно ИПР

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с
учетом изменения
возраста,
здоровья,
семейной
ситуации

Команда
специалистов и
родителей

Записи в
журналах
регистрац
ии
реабилита
ционных
мероприят
ий
В течение
учебного года

ИПР
(новый
вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:
Задачи
Компоненты
реабилитационного
воздействия

Формы

Социальная
реабилитация

1. Интеграция в
Классный
совместную деятельность руководитель
детей с ограниченными
возможностями, и детей, не
имеющих проблем со
здоровьем.

Обеспечить социальное,
эмоциональное, интеллектуальное и
физическое развития ребенка, и
попытаться максимально раскрыть
его потенциал для обучения.

Ответственный

Психологопедагогическая
реабилитация

Образовательная
реабилитация

Обследование актуального уровня А) психологическая
Педагогпсихолог
психического и речевого развития, поддержка и
определение зоны ближайшего
психологическое
развития. Внимание: устойчивость, консультирование ребенка
переключаемость с одного вида
и взрослых членов семьи.
деятельности на другой, объем,
Ознакомление их с
работоспособность. Мышление:
основами психологических
визуальное (линейное, структурное); знаний, спецификой
понятийное (интуитивное,
воспитания ребенкалогическое); абстрактное, речевое, инвалида (индивидуальные
образное. Память: зрительная,
беседы, лекционная форма
слуховая, моторная, смешанная.
работы в режиме of-line
Быстрота и прочность запоминания; консультации с помощью
электронной почты);
индивидуальные особенности;
моторика; речь.
б) решение семейных
Своевременно оказывать
психологических проблем с
психологическую помощь и
участием, как взрослых
поддержку ребенку и родителям
членов семьи, так и
информировать, обучать
ребенка-инвалида.
реабилитационным мероприятиям, Обучение рациональным
корригировать семейные
способам самостоятельного
взаимоотношения.
решения внутрисемейных
проблем.
1) формировать основы
целостной эстетической
культуры через развитие его
способностей и задатков;
2) формироватьумение
учиться: организованность,
выполнение требований
педагогов, самостоятельная
работа, самоконтроль;
3) формироватьмотивы
учебной деятельности:
прилежание, отношение к
отметке, похвале или
порицанию учителя,
воспитателя.
4) развивать наблюдательность у
ребенка, способность живо
откликаться на события
окружающей действительности;
5) вырабатывать осознанное

1.

учитель
Обучение
учащегося с учетом
его возможностей
(согласно учебному
плану)

2. Психологопедагогическая
коррекция
(согласно учебному
плану)
3. Кружки, секции
(согласно учебному
плану)

педагогпсихолог.

Учитель

отношения к учебе и к труду,
нравственное, интеллектуальное и
физическое развитие личности;

Творческая
реабилитация,
формирование и
становление
ребенка как
творческой
личности.

Постигать механизмы творческого
процесса.

Посещение концертов,
Классный
праздников, внеклассных руководитель
мероприятий,
Преодолевать одиночество.
литературных праздников в Учитель,
родители
школе, привлечение к
Помочь развитию чувства
ощущения равенства с окружающим участию в различных
муниципальных,
миром.
международных конкурсах
Воспитывать социальный оптимизм и олимпиадах для
в масштабах всей будущей жизни. оптимизации самочувствия
ребёнка, отвлечению от
сосредоточенности на
заболевании, пробуждению
интереса к
самостоятельному чтению
книг как к одному из
способов познания мира.
Организация и проведение
свободного времени,
полноценное участие в
общественной и
культурной жизни.
Включение в процесс
реабилитации и адаптации
не только ребенка, но и
членов его ближайшего
окружения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура, 5 класс/ Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Физическая культура, 6 класс/ Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 5-7 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Физическая культура, 5-7 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская
Н.В. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский
центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
Просвещение»;
Физическая культура, 5-7класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского
М.Я., ООО «Русское слово-учебник»;
Физическая культура. 5-7 класс/Виленский М.Я., Туревский И.М.,
Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».