адаптивная программа 8 класс по физической культуре 2025

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,
ученика 8Б класса МБОУ СОШ №3
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий
детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –
инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно
закреплённым правом и основополагающим условием успешной
социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности,
согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными
образовательными правами, на особые педагогические подходы и
специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на
образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее
продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для
каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья. Образование решает задачи развития личности детей этой
социальной группы, их реабилитации в условиях организованной
общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования
способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации,
повышению социального статуса, становлению гражданственности и
способности активного участия в общественной жизни и трудовой
деятельности. Полноценное образование для детей (инвалидов) означает, что
им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные
социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении
своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только
высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных
качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и
психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и
интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются
основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в
общество и обуславливают специфику формирования и реализации

индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа
развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для
получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации,
социальной реабилитации.
Цель программы:
Формирование
благоприятных
условий
для
социализации детей – инвалидов и обеспечение прав детей на доступное и
качественное образование. Психологическая поддержка ребенка и его семьи,
воспитывающей ребенка (инвалида).
Задачи программы:
Обеспечение максимально полного охвата детей
- инвалидов

качественным и доступным образованием в соответствии с их
психофизическими возможностями в различных вариативных условиях:
интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого

– педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в
реальных условиях их проживания;
Формирование активной педагогической позиции родителей;

Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную

досуговую занятость детей;
Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми –

инвалидами;
Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам;

Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в

воспитании детей;
Повышение правовой, психолого – педагогической
грамотности

родителей детей – инвалидов;
Расширение возможностей детей – инвалидов, обучающихся в школе,

для самореализации и социализации детей;
Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования

психологического комфорта при взаимодействии с родителями,
воспитывающих ребёнка – инвалида;

Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям
«группы риска»
Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка
(инвалида) и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
- Совершенствование обучение детей – инвалидов.
- Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
- Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании
детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи
данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей –
инвалидов.
-Оказание консультационной помощи.

- Увеличение доли числа детей – инвалидов, вовлечённых в досуговую
деятельность в системе дополнительного образования
- Увеличение результативности участия детей – инвалидов, обучающихся в
школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить
какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы
предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь
социально – психолого - педагогической направленности семьям, детям и на
сколько она важна для них и полезна.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с тем, что у него понижено
зрение. Поэтому для него на парте установлено дополнительное освещение
(Лампа дневного света с режимом регулирования яркости освещения).
Выполняет письменные работы в тетрадях с крупной клеткой и в широкую
линию. В раздаточном материале используется крупный шрифт. Родителям
оказывается помощь в выполнении домашних заданий.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом
недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенкаинвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную
психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим
окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку,
включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность
реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не
только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование,
обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных
взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей –
помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в
него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные
возможности, помочь в приготовлении домашних заданий, подготовке к
экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной
интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач
невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей,
специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы.
Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении
реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у
учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с
рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психологопедагогический консилиум с анализом результатов реализации данной
программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагогпсихолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР,
заместитель директора по ВР.

К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
Зарождение олимпийского движения в дореволюционной России, роль
А.Д. Бутовского в развитии отечественной системы физического воспитания и
спорта. Олимпийское движение в СССР и современной России,
характеристика основных этапов развития. Выдающиеся советские и
российские олимпийцы.
Влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание
положительных качеств личности современного человека.
Способы самостоятельной деятельности.
Правила техники безопасности и гигиены мест занятий в процессе
выполнения физических упражнений на открытых площадках. Ведение
дневника по физической культуре.
Техническая подготовка и её значение для человека, основные правила
технической подготовки. Двигательные действия как основа технической
подготовки, понятие двигательного умения и двигательного навыка. Способы
оценивания техники двигательных действий и организация процедуры
оценивания. Ошибки при разучивании техники выполнения двигательных
действий, причины и способы их предупреждения при самостоятельных
занятиях технической подготовкой.
Планирование самостоятельных занятий технической подготовкой на
учебный год и учебную четверть. Составление плана учебного занятия по
самостоятельной
технической
подготовке.
Способы
оценивания
оздоровительного эффекта занятий физической культурой с помощью
«индекса Кетле», «ортостатической пробы», «функциональной пробы со
стандартной нагрузкой».
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные комплексы для самостоятельных занятий с
добавлением ранее разученных упражнений: для коррекции телосложения и
профилактики нарушения осанки, дыхательной и зрительной гимнастики в
режиме учебного дня.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Теоретические навыки стойке на голове с опорой на руки,
акробатическая комбинация из разученных упражнений в равновесии,
стойках, кувырках (мальчики).
Теоритический комплекс упражнений степ-аэробики, включающий
упражнения в ходьбе, прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами
разведением рук и ног, выполняемых в среднем и высоком темпе (девочки).

Комбинация на низкой гимнастической перекладине из ранее разученных
упражнений в висах, упорах, переворотах (мальчики). Лазанье по канату в два
приёма (мальчики).
Модуль «Лёгкая атлетика».
Теоретические знания бега с преодолением препятствий способами
«наступание» и «прыжковый бег», эстафетный бег. Ранее освоенные беговые
упражнения с увеличением скорости передвижения и продолжительности
выполнения, прыжки с разбега в длину способом «согнув ноги» и в высоту
способом «перешагивание».
Техника метания малого (теннисного) мяча по движущейся (катящейся) с
разной скоростью мишени.
Модуль «Спортивные игры».
Теория-баскетбол. Передача и ловля мяча после отскока от пола, бросок в
корзину двумя руками снизу и от груди после ведения. Игровая деятельность
по правилам с использованием ранее разученных технических приёмов без
мяча и с мячом: ведение, приёмы и передачи, броски в корзину.
Теория-волейбол. Верхняя прямая подача мяча в разные зоны площадки
соперника, передача мяча через сетку двумя руками сверху и перевод мяча за
голову. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее
разученных технических приёмов.
Теория-футбол. Средние и длинные передачи мяча по прямой и
диагонали, тактические действия при выполнении углового удара и
вбрасывании мяча из-за боковой линии. Игровая деятельность по правилам с
использованием ранее разученных технических приёмов.
Теоретическое
совершенствование
техники
ранее
разученных
гимнастических и акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и
зимних видов спорта, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».
Теоретическая подготовка нормативов комплекса ГТО с использованием
средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных
систем физической культуры, национальных видов спорта, культурноэтнических игр.

План поэтапной реабилитации.
Наимен
ование
этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки
исполнения

Форма
отчетности

сентябрь
Социаль
ное
обследо
вание
семьи,
установ
ление
проблем
ы

Сбор
необходимых
сведений о
семье и
ребенке

Классный
руководитель

Карта
социального
обследования
семьи

сентябрь
Разрабо
тка
индивид
уальног
о плана
реабили
тации
(ИПР)
Коррект
ировка
ИПР

Координация
реабилитацио
нных
мероприятий

Пересмотр
ИПР с учетом
изменения
возраста,
здоровья,
семейной
ситуации

Специалисты
согласно ИПР

Записи в
журналах
регистрации
реабилитацио
нных
мероприятий

Команда
специалистов и
родителей

В течение
учебного года

ИПР (новый
вариант)

Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты
реабилитационного
воздействия
Социальная
реабилитация

Задачи

Обеспечить
социальное,
эмоциональное,

Формы

Ответственный

1. Интеграция в
совместную
деятельность детей

Классный
руководитель

интеллектуальное и с ограниченными
физическое развития возможностями, и
ребенка, и
детей, не имеющих
попытаться
проблем со
максимально
здоровьем.
раскрыть его
потенциал для
обучения.
Психологопедагогическая
реабилитация

Обследование
актуального уровня
психического и
речевого развития,
определение зоны
ближайшего
развития. Внимание:
устойчивость,
переключаемость с
одного вида
деятельности на
другой, объем,
работоспособность.
Мышление:
визуальное
(линейное,
структурное);
понятийное
(интуитивное,
логическое);
абстрактное,
речевое, образное.
Память: зрительная,
слуховая, моторная,
смешанная.
Быстрота и
прочность
запоминания;
индивидуальные
особенности;
моторика; речь.
Своевременно
оказывать
психологическую
помощь и
поддержку ребенку

а) психологическая
поддержка и
психологическое
консультирование
ребенка и взрослых
членов семьи.
Ознакомление их с
основами
психологических
знаний, спецификой
воспитания
ребенка-инвалида
(индивидуальные
беседы, лекционная
форма работы в
режиме of-line
консультации с
помощью
электронной
почты);
б) решение
семейных
психологических
проблем с участием,
как взрослых
членов семьи, так и
ребенка-инвалида.
Обучение
рациональным
способам
самостоятельного
решения
внутрисемейных
проблем.

педагогпсихолог

и родителям
информировать,
обучать
реабилитационным
мероприятиям,
корригировать
семейные
взаимоотношения.
Образовательная
1)
формировать
реабилитация
основы целостной
эстетической
культуры через
развитие его
способностей и
задатков;
2) формировать
умение учиться:
организованность,
выполнение
требований
педагогов,
самостоятельная
работа,
самоконтроль;
3) формировать
мотивы учебной
деятельности:
прилежание,
отношение к
отметке, похвале
или порицанию
учителя,
воспитателя.
4) развивать
наблюдательность у
ребенка,
способность живо
откликаться на
события
окружающей
действительности;

1. Обучение
учащегося с
учетом его
возможностей
(согласно
учебному плану)
2. Психологопедагогическая
коррекция
(согласно
учебному плану)
3.
Кружки,
секции (согласно
учебному плану)

учитель

педагогпсихолог.
учитель

5) вырабатывать
осознанное
отношения к учебе и
к труду,
нравственное,
интеллектуальное и
физическое развитие
личности;
Творческая
реабилитация,
формирование и
становление
ребенка как
творческой
личности.

Постигать
механизмы
творческого
процесса.
Преодолевать
одиночество.
Помочь развитию
чувства ощущения
равенства с
окружающим
миром.
Воспитывать
социальный
оптимизм в
масштабах всей
будущей жизни.

Посещение
Классный
концертов,
руководитель
праздников,
Учитель,
внеклассных
родители
мероприятий,
литературных
праздников в школе,
привлечение к
участию в
различных
муниципальных,
международных
конкурсах и
олимпиадах для
оптимизации
самочувствия
ребёнка,
отвлечению от
сосредоточенности
на заболевании,
пробуждению
интереса к
самостоятельному
чтению книг как к
одному из способов
познания мира.
Организация и
проведение
свободного
времени,
полноценное
участие в
общественной и
культурной жизни.

Включение в
процесс
реабилитации и
адаптации не только
ребенка, но и
членов его
ближайшего
окружения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура: 8-9-е классы: учебник, 8-9 классы/ Матвеев А.П.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физическая культура: 6-7-е классы: учебник, 6-7 классы/ Матвеев А.П.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физическая культура: 5-й класс: учебник / Матвеев А.П., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 5-9 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская
Н.В. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский
центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского
М.Я., ООО «Русское слово-учебник»;
Физическая культура. 5-9 класс/Виленский М.Я., Туревский И.М.,
Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».