адаптивная программа по физической культуре 8 класс 2025

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,
Ученицы 8б класса
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий
детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –
инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно
закреплённым правом и основополагающим условием успешной
социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности,
согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными
образовательными правами, на особые педагогические подходы и
специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на
образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее
продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для
каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья. Образование решает задачи развития личности детей этой
социальной группы, их реабилитации в условиях организованной
общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования
способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации,
повышению социального статуса, становлению гражданственности и
способности активного участия в общественной жизни и трудовой
деятельности. Полноценное образование для детей (инвалидов) означает, что
им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные
социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении
своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только
высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных
качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и
психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и

интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются
основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в
общество и обуславливают специфику формирования и реализации
индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа
развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для
получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации,
социальной реабилитации.
Цель программы:
Формирование
благоприятных
условий
для
социализации детей – инвалидов и обеспечение прав детей на доступное и
качественное образование. Психологическая поддержка ребенка и его семьи,
воспитывающей ребенка (инвалида).
Задачи программы:
Обеспечение максимально полного охвата детей
- инвалидов

качественным и доступным образованием в соответствии с их
психофизическими возможностями в различных вариативных условиях:
интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого

– педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в
реальных условиях их проживания;


Формирование активной педагогической позиции родителей;

Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную

досуговую занятость детей;
Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми –

инвалидами;


Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам;

Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в

воспитании детей;
Повышение правовой, психолого – педагогической

родителей детей – инвалидов;

грамотности

Расширение возможностей детей – инвалидов, обучающихся в школе,

для самореализации и социализации детей;
Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования

психологического комфорта при взаимодействии с родителями,
воспитывающих ребёнка – инвалида;

Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям
«группы риска»
Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка
(инвалида) и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
- Совершенствование обучение детей – инвалидов.

- Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
- Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании
детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи
данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей –
инвалидов.
-Оказание консультационной помощи.
- Увеличение доли числа детей – инвалидов, вовлечённых в досуговую
деятельность в системе дополнительного образования
- Увеличение результативности участия детей – инвалидов, обучающихся в
школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы
ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы
предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь
социально – психолого - педагогической направленности семьям, детям и на
сколько она важна для них и полезна.
2.5.5.2.Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с быстрой утомляемостью и
пониженной работоспособностью. Родителям оказывается помощь в
выполнении домашних заданий.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом
недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенкаинвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную
психологическую реабилитацию т. К. семья является ближайшим
окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку,
включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность
реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не
только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование,
обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных
взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей –
помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в
него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные
возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к
экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной
интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач
невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей,
специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы.
Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении
реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у

учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с
рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психологопедагогический консилиум с анализом результатов реализации данной
программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагогпсихолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР,
заместитель директора по ВР.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
проводить анализ причин зарождения современного олимпийского
движения, давать характеристику основным этапам его развития в СССР и
современной России;
объяснять положительное влияние занятий физической культурой и
спортом на воспитание личностных качеств современных обучающихся,
приводить примеры из собственной жизни;
объяснять
понятие
«техника
физических
упражнений»,
руководствоваться правилами технической подготовки при самостоятельном
обучении новым физическим упражнениям, проводить процедуры
оценивания техники их выполнения;
составлять планы самостоятельных занятий физической и технической
подготовкой, распределять их в недельном и месячном циклах учебного года,
оценивать их оздоровительный эффект с помощью «индекса Кетле» и
«ортостатической пробы» (по образцу);
изучить теорию лазанье по канату в два приёма (юноши) и простейшие
акробатические пирамиды в парах и тройках (девушки);
составлять комплекс степ-аэробики, включающий упражнения в ходьбе,
прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами, разведением рук и ног
(девушки);
изучать методику и подводящие упражнения стойку на голове с опорой
на руки и включать её в акробатическую комбинацию из ранее освоенных
упражнений (юноши);
изучать теорию беговые упражнения с преодолением препятствий
способами «наступание» и «прыжковый бег;
изучать теорию метание малого мяча на точность в неподвижную,
качающуюся и катящуюся с разной скоростью мишень;
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной
физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых
особенностей;
наблюдать и использовать технические действия спортивных игр:

баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола, броски мяча
двумя руками снизу и от груди в движении, использование разученных
технических действий в условиях игровой деятельности), (теория);
волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку,
использование разученных технических действий в условиях игровой
деятельности), (теория);
футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча, тактические
действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой
линии, использование разученных технических действий в условиях игровой
деятельности), ( теория).
План поэтапной реабилитации.
Наименование
этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки
исполнения

Форма
отчетно
сти

сентябрь
Социальное
обследование
семьи,
установление
проблемы

Сбор
необходимых
сведений о
семье и
ребенке

Классный
руководитель

Карта
социаль
ного
обследо
вания
семьи
сентябрь

Разработка
индивидуальног
о плана
реабилитации
(ИПР)

Корректировка
ИПР

Координация
реабилитацио
нных
мероприятий

Пересмотр
ИПР с учетом
изменения
возраста,
здоровья,

Специалисты
согласно ИПР

Команда
специалистов и
родителей

Записи
в
журнала
х
регистр
ации
реабили
тационн
ых
меропри
ятий
В течение
учебного года

ИПР
(новый
вариант
)

семейной
ситуации

Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты
реабилитационного
воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная
реабилитация

Обеспечить
социальное,
эмоциональное,
интеллектуальное и
физическое развития
ребенка, и
попытаться
максимально
раскрыть его
потенциал для
обучения.

1. Интеграция в
Классный
совместную
руководитель
деятельность детей с
ограниченными
возможностями, и
детей, не имеющих
проблем со
здоровьем.

Психологопедагогическая
реабилитация

Обследование
актуального уровня
психического и
речевого развития,
определение зоны
ближайшего
развития. Внимание:
устойчивость,
переключаемость с
одного вида
деятельности на
другой, объем,
работоспособность.
Мышление:
визуальное
(линейное,
структурное);
понятийное
(интуитивное,
логическое);
абстрактное, речевое,

А) психологическая
поддержка и
психологическое
консультирование
ребенка и взрослых
членов семьи.
Ознакомление их с
основами
психологических
знаний, спецификой
воспитания ребенкаинвалида
(индивидуальные
беседы, лекционная
форма работы в
режиме of-line
консультации с
помощью
электронной почты);
б) решение семейных
психологических

Педагогпсихолог

образное. Память:
зрительная,
слуховая, моторная,
смешанная. Быстрота
и прочность
запоминания;
индивидуальные
особенности;
моторика; речь.
Своевременно
оказывать
психологическую
помощь и поддержку
ребенку и родителям
информировать,
обучать
реабилитационным
мероприятиям,
корригировать
семейные
взаимоотношения.

проблем с участием,
как взрослых членов
семьи, так и ребенкаинвалида. Обучение
рациональным
способам
самостоятельного
решения
внутрисемейных
проблем.

Образовательная
1)
формировать основы 1. Обучение
реабилитация
целостной
учащегося с
эстетической
учетом его
культуры через
возможностей
развитие его
(согласно
способностей и
учебному плану)
задатков;
2. Психолого2) формировать
педагогическая
умение учиться:
коррекция
организованность,
(согласно
выполнение
учебному плану)
требований
3.
Кружки,
педагогов,
секции (согласно
самостоятельная
учебному плану)
работа,
самоконтроль;
3) формировать
мотивы учебной
деятельности:

учитель

педагогпсихолог.
Учитель

прилежание,
отношение к
отметке, похвале
или порицанию
учителя,
воспитателя.
4) развивать
наблюдательность у
ребенка, способность
живо откликаться на
события окружающей
действительности;
5) вырабатывать
осознанное
отношения к учебе и
к труду,
нравственное,
интеллектуальное и
физическое развитие
личности;
Творческая
реабилитация,
формирование и
становление
ребенка как
творческой
личности.

Постигать механизмы Посещение
Классный
творческого
концертов,
руководитель
процесса.
праздников,
Учитель,
внеклассных
Преодолевать
родители
мероприятий,
одиночество.
литературных
Помочь развитию
праздников в школе,
чувства ощущения
привлечение к
равенства с
участию в различных
окружающим миром. муниципальных,
международных
Воспитывать
конкурсах и
социальный
олимпиадах для
оптимизм в
оптимизации
масштабах всей
самочувствия
будущей жизни.
ребёнка, отвлечению
от
сосредоточенности
на заболевании,
пробуждению
интереса к

самостоятельному
чтению книг как к
одному из способов
познания мира.
Организация и
проведение
свободного времени,
полноценное участие
в общественной и
культурной жизни.
Включение в
процесс
реабилитации и
адаптации не только
ребенка, но и членов
его ближайшего
окружения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура: 8-9-е классы: учебник, 8-9 классы/ Матвеев А.П.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физическая культура: 6-7-е классы: учебник, 6-7 классы/ Матвеев А.П.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физическая культура: 5-й класс: учебник / Матвеев А.П., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 5-9 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская
Н.В. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский
центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского
М.Я., ООО «Русское слово-учебник»;
Физическая культура. 5-9 класс/Виленский М.Я., Туревский И.М.,
Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.r


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».