Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида,
Ученицы 9б класса
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий
детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –
инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно
закреплённым правом и основополагающим условием успешной
социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности,
согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными
образовательными правами, на особые педагогические подходы и
специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на
образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее
продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для
каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья. Образование решает задачи развития личности детей этой
социальной группы, их реабилитации в условиях организованной
общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования
способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации,
повышению социального статуса, становлению гражданственности и
способности активного участия в общественной жизни и трудовой
деятельности. Полноценное образование для детей (инвалидов) означает, что
им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные
социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении
своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только
высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных
качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и
психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и
интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются
основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в
общество и обуславливают специфику формирования и реализации
индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа
развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для
получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации,
социальной реабилитации.
Цель программы:
Формирование
благоприятных
условий
для
социализации детей – инвалидов и обеспечение прав детей на доступное и
качественное образование. Психологическая поддержка ребенка и его семьи,
воспитывающей ребенка (инвалида).
Задачи программы:
Обеспечение максимально полного охвата детей
- инвалидов
качественным и доступным образованием в соответствии с их
психофизическими возможностями в различных вариативных условиях:
интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого
– педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в
реальных условиях их проживания;
Формирование активной педагогической позиции родителей;
Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную
досуговую занятость детей;
Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми –
инвалидами;
Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам;
Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в
воспитании детей;
Повышение правовой, психолого – педагогической
родителей детей – инвалидов;
грамотности
Расширение возможностей детей – инвалидов, обучающихся в школе,
для самореализации и социализации детей;
Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования
психологического комфорта при взаимодействии с родителями,
воспитывающих ребёнка – инвалида;
Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям
«группы риска»
Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка
(инвалида) и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
- Совершенствование обучение детей – инвалидов.
- Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
- Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании
детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи
данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей –
инвалидов.
-Оказание консультационной помощи.
- Увеличение доли числа детей – инвалидов, вовлечённых в досуговую
деятельность в системе дополнительного образования
- Увеличение результативности участия детей – инвалидов, обучающихся в
школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы
ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы
предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь
социально – психолого - педагогической направленности семьям, детям и на
сколько она важна для них и полезна.
2.5.5.2.Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с быстрой утомляемостью и
пониженной работоспособностью. Родителям оказывается помощь в
выполнении домашних заданий.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом
недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенкаинвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную
психологическую реабилитацию т. К. семья является ближайшим
окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку,
включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность
реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не
только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование,
обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных
взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей –
помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в
него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные
возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к
экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной
интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач
невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей,
специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы.
Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении
реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у
учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с
рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психологопедагогический консилиум с анализом результатов реализации данной
программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагогпсихолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР,
заместитель директора по ВР.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
проводить анализ причин зарождения современного олимпийского
движения, давать характеристику основным этапам его развития в СССР и
современной России;
объяснять положительное влияние занятий физической культурой и
спортом на воспитание личностных качеств современных обучающихся,
приводить примеры из собственной жизни;
объяснять
понятие
«техника
физических
упражнений»,
руководствоваться правилами технической подготовки при самостоятельном
обучении новым физическим упражнениям, проводить процедуры
оценивания техники их выполнения;
составлять планы самостоятельных занятий физической и технической
подготовкой, распределять их в недельном и месячном циклах учебного года,
оценивать их оздоровительный эффект с помощью «индекса Кетле» и
«ортостатической пробы» (по образцу);
изучить теорию лазанье по канату в два приёма (юноши) и простейшие
акробатические пирамиды в парах и тройках (девушки);
составлять комплекс степ-аэробики, включающий упражнения в ходьбе,
прыжках, спрыгивании и запрыгивании с поворотами, разведением рук и ног
(девушки);
изучать методику и подводящие упражнения стойку на голове с опорой
на руки и включать её в акробатическую комбинацию из ранее освоенных
упражнений (юноши);
изучать теорию беговые упражнения с преодолением препятствий
способами «наступание» и «прыжковый бег;
изучать теорию метание малого мяча на точность в неподвижную,
качающуюся и катящуюся с разной скоростью мишень;
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной
физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых
особенностей;
наблюдать и использовать технические действия спортивных игр:
баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола, броски мяча
двумя руками снизу и от груди в движении, использование разученных
технических действий в условиях игровой деятельности), (теория);
волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку,
использование разученных технических действий в условиях игровой
деятельности), (теория);
футбол (средние и длинные передачи футбольного мяча, тактические
действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча из-за боковой
линии, использование разученных технических действий в условиях игровой
деятельности), ( теория).
План поэтапной реабилитации.
Наименование
этапа
Цель этапа
Ответственные
Сроки
исполнения
Форма
отчетно
сти
сентябрь
Социальное
обследование
семьи,
установление
проблемы
Сбор
необходимых
сведений о
семье и
ребенке
Классный
руководитель
Карта
социаль
ного
обследо
вания
семьи
сентябрь
Разработка
индивидуальног
о плана
реабилитации
(ИПР)
Корректировка
ИПР
Координация
реабилитацио
нных
мероприятий
Пересмотр
ИПР с учетом
изменения
возраста,
здоровья,
Специалисты
согласно ИПР
Команда
специалистов и
родителей
Записи
в
журнала
х
регистр
ации
реабили
тационн
ых
меропри
ятий
В течение
учебного года
ИПР
(новый
вариант
)
семейной
ситуации
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты
реабилитационного
воздействия
Задачи
Формы
Социальная
реабилитация
Обеспечить социальное,
эмоциональное,
интеллектуальное и
физическое развития
ребенка, и попытаться
максимально раскрыть его
потенциал для обучения.
Психологопедагогическая
реабилитация
Обследование актуального А)
уровня психического и
психологическая
речевого развития,
поддержка и
определение зоны
психологическое
ближайшего развития.
консультирование
Внимание: устойчивость, ребенка и
переключаемость с одного взрослых членов
вида деятельности на
семьи.
другой, объем,
Ознакомление их с
работоспособность.
основами
Мышление: визуальное
психологических
(линейное, структурное); знаний,
понятийное (интуитивное, спецификой
логическое); абстрактное, воспитания
речевое, образное.
ребенка-инвалида
Память: зрительная,
(индивидуальные
слуховая, моторная,
беседы,
смешанная. Быстрота и
лекционная форма
прочность запоминания; работы в режиме
индивидуальные
of-line
особенности; моторика;
консультации с
помощью
Ответственный
1. Интеграция в
Классный
совместную
руководитель
деятельность
детей с
ограниченными
возможностями, и
детей, не
имеющих проблем
со здоровьем.
Педагогпсихолог
речь.
Своевременно оказывать
психологическую помощь
и поддержку ребенку и
родителям
информировать, обучать
реабилитационным
мероприятиям,
корригировать семейные
взаимоотношения.
Образовательная
1)
формировать основы
реабилитация
целостной эстетической
культуры через развитие
его способностей и
задатков;
электронной
почты);
б) решение
семейных
психологических
проблем с
участием, как
взрослых членов
семьи, так и
ребенка-инвалида.
Обучение
рациональным
способам
самостоятельного
решения
внутрисемейных
проблем.
1. Обучение
учащегося с
учетом его
возможностей
(согласно
учебному
2) формироватьумение
плану)
учиться:
организованность,
2. Психологовыполнение требований
педагогическая
педагогов,
коррекция
самостоятельная работа,
(согласно
самоконтроль;
учебному
3) формироватьмотивы
плану)
учебной деятельности:
3.
Кружки,
прилежание, отношение секции (согласно
к отметке, похвале или учебному плану)
порицанию учителя,
воспитателя.
4) развивать
наблюдательность у
ребенка, способность живо
откликаться на события
окружающей
действительности;
учитель
педагогпсихолог.
Учитель
5) вырабатывать
осознанное отношения к
учебе и к труду,
нравственное,
интеллектуальное и
физическое развитие
личности;
Творческая
реабилитация,
формирование и
становление
ребенка как
творческой
личности.
Постигать механизмы
творческого процесса.
Посещение
Классный
концертов,
руководитель
праздников,
Преодолевать
Учитель,
внеклассных
одиночество.
родители
мероприятий,
Помочь развитию чувства литературных
ощущения равенства с
праздников в
окружающим миром.
школе,
Воспитывать социальный привлечение к
участию в
оптимизм в масштабах
различных
всей будущей жизни.
муниципальных,
международных
конкурсах и
олимпиадах для
оптимизации
самочувствия
ребёнка,
отвлечению от
сосредоточенности
на заболевании,
пробуждению
интереса к
самостоятельному
чтению книг как к
одному из
способов познания
мира.
Организация и
проведение
свободного
времени,
полноценное
участие в
общественной и
культурной жизни.
Включение в
процесс
реабилитации и
адаптации не
только ребенка, но
и членов его
ближайшего
окружения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура: 8-9-е классы: учебник, 8-9 классы/ Матвеев А.П.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физическая культура: 6-7-е классы: учебник, 6-7 классы/ Матвеев А.П.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Физическая культура: 5-й класс: учебник / Матвеев А.П., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 5-9 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская
Н.В. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский
центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского
М.Я., ООО «Русское слово-учебник»;
Физическая культура. 5-9 класс/Виленский М.Я., Туревский И.М.,
Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.r