31.08.2022
П Л А Н
организации работы школьной библиотеки на 20222 - 2023 учебный год
Школьная
библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного
существования в современном информационном обществе, где знания играют
важнейшую роль.
Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.
Школьная
библиотека руководствуется в своей повседневной деятельности регламентирующими документами
ГОСТами:
•
ГОСТ 7.35-81 «Библиотечная документация.
Первичные учетные документы. Требования к заполнению бланков».
•
ГОСТ 7.20-80 «Единицы учета фондов библиотек и
органов технической информации».
•
ГОСТ 7.41-82 «Единицы учета обслуживания
читателей на абонементе библиотек и органов».
Школьная библиотека
является необходимым инструментом образовательно-воспитательного процесса:
повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим
коллективом, родителями, выполняет
ф у н к ц и и:
1.
Образовательную (обеспечивает
непрерывное образование через создание соответствующих условий и атмосферы для
учебы).
2.
Информационную (предоставляет
возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата и
носителя).
3.
Культурную (организует
мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие
эмоциональному развитию учащихся).
4. Развлекательную(проводит
осмысленный досуг через предоставление развлекательной информации и
материалов).
Содействуя развитию
грамотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщению
к культурному наследию, библиотека призвана выполнять следующие
з а д а ч и :
1.
Обеспечение информационно-документальной
поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования обучающихся и
педагогов путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
2.
Формирование у школьников информационной
культуры, культуры чтения и учения путем библиотечно-библиографического
обслуживания.
3.
Совершенствование традиционных и освоение новых
форм индивидуальной и массовой работы с читателями.
4.
Предоставление условий для самостоятельного
создания и использования информации с целью приобретения знаний, развития
понимания, творческих способностей и ради удовольствия путем организации
комфортной библиотечной среды.
5.
Оказание помощи учащимся в выработке и
применении навыков оценки и использования информации независимо от формы, вида
или носителя, в т.ч. восприимчивости к разным способам коммуникации в обществе.
6.
Предоставление доступа к местным, региональным,
национальным и международным ресурсам и других возможностей, что позволяет
познакомиться с различными идеями, опытом, точками зрения.
7.
Организация деятельности, способствующей
расширению культурного и социального кругозора и эмоциональному развитию.
8.
Пропаганда чтения, а также ресурсов и службы
школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами.
9.
Расширение ассортимента библиотечных услуг.
10. Изготовление
библиотечной продукции в помощь учебно-воспитательному процессу.
Современное техническое
оснащение и наличие информационных ресурсов на различных носителях позволяет
расширять ассортимент и предоставлять
библиотечные у с л у г и:
1.
Обслуживание читателей на абонементе.
2.
Обслуживание читателей в читальной зоне.
3.
Предоставление доступа к информационным ресурсам
на различных носителях.
4.
Выполнение библиографических справок.
5.
Демонстрация видеофильмов учебного и
воспитательного содержания.
6.
Воспроизведение аудиозаписей учебного и
воспитательного содержания.
7.
Проведение устной и наглядной
массово-информационной работы.
8.
Информирование о новинках учебно-воспитательной
литературы.
9.
Консультирование и помощь в поиске и выборе книг
и необходимой информации.
10.
Консультирование по различным вопросам
образовательно-воспитательного процесса.
Основные
н а п р а в л е н и я работы:
1.
Планирование и отчетность. Контрольные
показатели.
2.
Библиотечно-информационное обслуживание.
3.
Пропаганда библиотечного фонда и привлечение
читателей.
4.
Справочно-библиографическая работа.
5.
Организация, учет и сохранность книжного фонда.
6.
Повышение квалификации. Самообразование.
7.
Методическая работа.
8.
Ведение учетной документации.
1. Планирование и
отчетность.
Контрольные показатели.
В учебном году библиотека
должна направить свою работу на всевозможный охват библиотечным
обслуживанием учащихся, на выполнение основных контрольных показателей.
Наименование работы |
срок |
Составить и выполнять годовой план работы |
Сентябрь, в течение года |
Составить годовой статистический отчет и сдать УО |
Май |
2. Организация библиотечно-информационного
обслуживания.
|
Привлекать к чтению с помощью массовых мероприятий |
В течение года |
Оформить плакаты о книгах, библиотеке, чтении |
В течение года |
Индивидуальные беседы о книге, библиотеке, культуре чтения |
В течение года |
Информирование о конкурсах, конференциях, т.д. |
В течение года |
Участие школьников в конкурсах, НПК, т.д. |
В течение года |
Информирование о книге и библиотеке |
В течение года |
Регистрация и перерегистрация читателей |
сентябрь |
Ознакомление с «Правилами библиотеки» новых читателей |
Сентябрь, в течение года |
Заполнение читательских формуляров и вкладышей по ГОСТу |
В течение года |
Помощь в поиске и выборе книг, информации |
В течение года |
Обслуживание читателей на абонементе |
В течение года |
Организация обслуживания читателей в читальной зоне |
В течение года |
Работа с задолжниками |
В течение года |
Обеспечение свободного доступа к фонду абонемента |
В течение года |
Создание и поддержание комфортных условий читателям |
В течение года |
Использование технических средств |
В течение года |
Применение в работе традиционных и новых технологий |
В течение года |
3. Пропаганда библиотечного фонда
|
День народного единства |
1 – 9 кл |
|
Международный день инвалидов |
5 - 11 кл |
|
День Героев Отечества. |
1 - 5 кл. |
|
Неделя детской и юношеской книги. Юбилейные даты: Л.Н. Толстой (190
лет), Ф.И. Тютчев (215 лет), Н.В. Гоголь (210 лет), А.А. Ахматова
(130 лет), И.А. Крылов (250 лет), П.П. Бажов (140 лет),. Маяковский (125
лет), В.В. Бианки (125 лет) и др. проводится ежегодно с 1944 г.
Первые «Книжкины именины» прошли по инициативе Л.Кассиля в 1943 г.в Москве. ) |
1 - 5кл. |
|
Рекомендательные списки литературы (в т.ч. электронно) |
||
Мир литературы |
1 -9 |
В теч. года |
Занимательная математика |
1 -9 |
В теч. года |
Занимательная физика |
7 -9 |
В теч. года |
Занимательная биология |
5 -9 |
В теч. года |
Интересные страницы истории |
1 -9 |
В теч. года |
Этикет |
1 -9 |
В теч. года |
Профилактика правонарушений |
1 -9 |
В теч. года |
Здоровый образ жизни |
1 - 9 |
В теч. года |
Внеклассное чтение в 1-4,5-8,9классах |
1- 9 |
В теч. года |
Список литературы для самостоятельного чтения летом. |
5 - 9 |
В теч. года |
Тематические папки - накопители «Праздники в школе» |
|
|
Первый звонок |
1 – 9 кл |
В теч. года |
День учителя |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Новый год |
1 – 9 кл |
В теч. года |
8 марта |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Защитники Отечества |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Последний звонок |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Неделя книги |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Русская культура |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Жизнь замечательных людей |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Нетрадиционные праздники: 1 апреля, день Святого Валентина, день
пожилого человека, день семьи |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Тематические папки - накопители |
|
|
«Воспитательная работа в школе» |
|
|
Патриотическое воспитание |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Здоровый образ жизни |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Вред алкоголя и курения |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Нет наркотикам. СПИД - чума ХХ века |
5 -9 |
|
Родителям на заметку |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Психологические игры и тесты |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Учителю на заметку |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Библиотечные уроки |
1 – 9 кл |
В теч. года |
Разные формы массовой работы для разных возрастных групп учащихся |
1 – 9 кл |
|
Неделя школьной библиотеки |
1 – 9 кл |
октябрь |
Олимпиада |
4, 8, кл |
|
Семейное чтение. Неделя детской книги |
Внач/кл. и 5 кл |
апрель |
Чат - викторины к юбилеям писателей |
7 - 9 |
В теч. года |
Викторины разные |
5 - 9 |
В теч. года |
Беседы |
|
|
Конкурсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Справочно - библиографическая работа
|
Изготовление библиотечной продукции, способствующей формированию
информационной грамотности и культуры пользователей библиотеки |
1 – 9 кл |
В течение года |
Проведение индивидуальных бесед по культуре чтения |
1 – 9 кл |
В течение года |
Расширение ассортимента библиотечноинформационных услуг на основе
совершенствования технического оснащения и информационнодокументального
обеспечения |
1 – 9 кл |
В течение года |
Проведение библиотечных уроков по формированию информационной
грамотности учащихся: - знакомство с библиотекой; правила пользования библиотекой - выбор книг в библиотеке - структура книги - справочная литература - оформление реферата - работа с книгой |
1 1 1,2 2.3.4 3.4 3,4, 5-7 |
По плану |
Обновление стендов о библиотеке, книге, чтении |
|
В течение года |
Обновление плакатов по культуре пользования библиотекой и книгой, ББК |
|
В начале уч.года |
5. Организация, учет и сохранность книжного
фонда
|
алфавитными разделителями |
|
Вести индивидуальный учет поступающих информационных документов:
заносить в инвентарную книгу |
В течение года |
Вести суммарный учет: заносить данные о поступлениях в книгу
суммарного учета |
В течение года |
Заносить сведения о выбытии документов в инвентарную книгу |
В течение года |
Заносить сведения актов выбытия в суммарную книгу |
В течение года |
Соблюдать и проверять правильность расстановки фонда и порядка книг
на полках |
В течение года |
Составление статистического отчета в УО |
май |
Работа с фондом учебников
|
6.
Повышение квалификации. Самообразование.
Наименование работы |
Срок |
Курсы повышения квалификации (краткосрочные) Фундаментальные курсы
повышения квалификации |
1р. в 3 г. 1р .в 5 л. |
Посещение семинаров школьных библиотекарей |
План УО |
Консультации в УО по организационным, теоретическим и
нормативно-правовым вопросам |
По необходимости |
Участие в работе МО школьных библиотекарей |
План УО |
Сотрудничество с другими ТТТБ, массовыми библиотеками, методическими
центрами: УО. |
В течение года |
Изучение и использование передового опыта сотрудников библиотек
города, республики, России, зарубежных стран |
В течение года |
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий: компьютерной, игровой... |
В течение года |
Комплектование книгами и материалами по профессиональной деятельности
школьного библиотекаря |
В течение года |
7. Методическая работа
|
Работа с педагогами |
|
Выступление на школьном педсовете, производственному совещании,
конференции, семинаре и т.д. |
План СОШ |
Пополнение тематических папок-накопителей авторских разработок
массовых мероприятий по этикету, пропаганде здорового образа жизни и личной
безопасности, профилактике правонарушений. |
В течение года |
Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам
образовательно-воспитательного процесса |
Запрос |
Разработка рекомендаций, памяток по организации и проведению массовых
мероприятий |
В течение года |
Пропаганда информационных ресурсов библиотечного аппарата |
По плану |
Работа с родителями |
|
Лекции на родительском лектории (на общешкольном родительском
собрании) |
|
Составление памяток для родителей по воспитанию детей |
В течение года |
Индивидуальное консультирование |
В течение года |
|
|
|
|
8. Ведение учетной документации ШБ
|