Комплекс рекомендации по предотвращению и профилактике межличностных конфликтов
При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее:
· проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;
· держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;
· установить контакт глазами и стараться не терять его;
· дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
· дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);
· признать свою вину, если объективно таковая есть;
· постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;
· показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника сотрудничестве с ним будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;
· разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.
Советы по смягчению конфликтности.
1. Включите душевное зрение (человек - матрешка: есть он сам, внутри него еще один - внутренний, внутри того - еще один, глубинный. Лучше говорить мягкими словами, слушать собеседника )
2. Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой (собеседник может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным. Но чем меньше это будет раздражать Вас, тем талантливее вы как собеседник)
3. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился (старайтесь больше говорить хорошего не о себе, а о собеседнике).
4. «Не кидайте в собеседника булыжники» (задавайте нужный тон - корректный и уважительный).
5. Без нужды не задевайте (понравиться ли вам общение, в котором собеседник все время лезет перед вами на пьедестал, а вас окунает в грязную лужу? - Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает по сути то же самое. Чтобы этого не было, стройте общение на равных, а не сверху.
6. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
7. Не спорте по мелочам, не спорте с теми, с кем спорить бесполезно, не спорте с теми, кому важнее поспорить, а не разобраться, а самое главное никогда не начинайте спора, если вы в чем-то хотите действительно разобраться, тем более разобраться вместе с собеседником.
8. Надо стремиться к согласию, но не надо бояться разногласий (разногласия между людьми естественны и не могут быть поводом для разочарований и недовольств, ссор, конфликтов.).
9. Ищите то, в чем прав собеседник, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить.
10. Признавайте возможность своей неправоты («Слушай, может быть я не прав, но давай посоветуемся»).
11. Старайтесь согласиться, а не возразить, стремитесь не к победе, а к истине, к миру.
Подготовлено ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России
по г. Каменск-Шахтинскому