17.03.2020
ПРОЕКТ в
редакции от 13 января 2015 г.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Приоритетная задача Российской Федерации –
формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают
требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к
мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи
является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной
личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором
сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая
идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий,
адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни
страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и
психологические реалии их развития.
Конституция Российской Федерации провозглашает права и
свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных
принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков,
передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым
поколениям.
Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации,
учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об
основополагающих правах родителей.
Стратегия направлена на реализацию Указов Президента
Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также постановлений
Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует
обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с
обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитанию уделяется большое внимание в принятых «Концепции государственной
семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции
развития дополнительного образования детей».
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными
направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017
годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей
национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли
семьи в воспитании детей.
В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена
на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как
гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.
Стратегия призвана консолидировать усилия государства и
общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности
подрастающего поколения. Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах
воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с
людьми, формирующей активную позицию личности. Стратегия закладывает основы
системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам
современного детства.
Стратегия ориентирована на качественно новый общественный
статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на
основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта,
достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический
системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного
потенциала детей и подростков.
Реализация Стратегии предполагает качественные изменения
в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение
таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные
ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту,
коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки,
обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную
самореализацию в жизни, обществе и профессии.
II. Цель, задачи и основа Стратегии
Цель Стратегии:
Определить приоритеты государственной политики в области
воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и
ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление
российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной
жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и
традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное
взаимопонимание и уважение.
Задачи Стратегии:
создать условия для консолидации усилий институтов
российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на
основе признания определяющей роли семьи;
обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия
ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной,
коммуникативной и педагогической компетентности;
повысить эффективность воспитательной деятельности в
системе образования субъектов Российской Федерации;
сформировать социокультурную инфраструктуру,
содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные
возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных,
экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания
детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Приоритеты государственной политики в области воспитания:
воспитание детей в духе уважения к человеческому
достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей,
уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на
воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
защита прав и соблюдение законных интересов каждого
ребёнка;
обеспечение соответствия воспитания в системе образования
традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
обеспечение условий для физического, психического,
социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения
родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных
и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных
бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей,
оказавшихся в экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде
лишения свободы в воспитательных колониях и др.)
формирование позиции
личности по отношению к окружающей действительности;
воспитание языковой культуры детей;
развитие сотрудничества субъектов системы воспитания
(семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных
религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта,
СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания
подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания:
содействие укреплению семьи и защита приоритетного права
родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа
отцовства, материнства, многодетности;
сохранение, укрепление и развитие культуры семейного
воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных
ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
популяризация лучшего педагогического опыта воспитания
детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
содействие укреплению связей между поколениями,
родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных
семей;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной
деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также
в управлении ими;
содействие повышению педагогической культуры родителей с
участием образовательных и общественных организаций;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного
образовательного туризма в каникулярное время;
поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства,
семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению
и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной
жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
создание условий для просвещения и консультирования
родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и
иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и
методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и
способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных
государственных образовательных стандартов;
содействие разработке и реализации образовательных
программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на
повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку
личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и
нравственных ценностей;
полноценное использование воспитательного потенциала
основных и дополнительных образовательных программ;
расширение вариативности воспитательных систем и
технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития
личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
совершенствование условий для выявления и поддержки
одаренных детей;
развитие форм включения детей в
интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную,
физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования
потенциала системы дополнительного образования;
развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
создание условий для повышения у детей уровня владения
русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;
создание условий для психолого-педагогической поддержки
воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Расширение воспитательных возможностей информационных
ресурсов:
создание условий для позитивного развития детей в
информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе
радио и телевидение);
содействие популяризации традиционных российских
культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве;
применение разнообразных средств защиты детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа
к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских
и иных общественных объединений с образовательными организациями общего,
профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и
развития лидерского и творческого потенциала детей;
поддержка родительских и иных общественных объединений,
содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;
широкое привлечение детей к участию в деятельности
социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих,
благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере
воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом
современных достижений науки на основе отечественных традиций
Гражданское и патриотическое воспитание:
формирование у детей целостного мировоззрения, российской
идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и
обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному
культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
создание условий для воспитания у детей активной
гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского
общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно
реализовывать свои конституционные права и обязанности;
развитие правовой и политической культуры детей,
расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,
общественно-значимой деятельности;
развитие программ патриотического воспитания детей, в том
числе военно-патриотического;
разработка и реализация вариативных программ воспитания,
способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
формирование мотивов, нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и
межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное развитие:
воспитание у детей чувства достоинства, чести и
честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему
поколению, сверстникам, другим людям;
развитие в детской среде ответственности и выбора,
принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки
заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
формирование деятельностного позитивного отношения к
людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление
психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с
ограниченными возможностями;
расширение сотрудничества между государством, обществом,
традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и
институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
создание равных для всех детей возможностей доступа к
культурным ценностям;
увеличение доступности детской литературы для семей,
приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
поддержка мер по созданию и распространению произведений
искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на
популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных
ценностей;
создание и поддержка производства художественных,
документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных
на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
совершенствование деятельности библиотек;
создание условий для сохранения и поддержки этнических
культурных традиций, народного творчества.
Физическое развитие и культура здоровья:
формирование у подрастающего поколения ответственного
отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
создание равных условий для занятий физической культурой
и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения
эффективности ее использования;
привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика
вредных привычек;
формирование в детской среде системы мотивации к
активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры
здорового питания и трезвости;
распространение позитивных моделей участия в массовых
общественно-спортивных мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
воспитание у детей уважения к труду, людям труда,
трудовым достижениям и подвигам;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания,
выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного,
ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
развитие умения работать совместно с другими, действовать
самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы,
правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействие профессиональному самоопределению, приобщение
детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
становление и развитие у ребенка экологической культуры,
бережного отношения к родной земле;
формирование у детей экологической картины мира, развитие
у них стремления беречь и охранять природу;
воспитание чувства ответственности за состояние природных
ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
IV. Механизмы реализации Стратегии
Правовые:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и
муниципальной нормативной правовой базы в сфере воспитания детей в соответствии
с государственной политикой Российской Федерации в области воспитания;
совершенствование законодательной защиты определяющей
роли семьи, приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей,
защиту их прав и интересов в системе воспитания.
Организационно-управленческие:
разработка и реализация комплексных планов мер по
реализации Стратегии на трёхлетние периоды;
принятие субъектами Российской Федерации в рамках
региональных программ комплексных планов развития воспитания в соответствии со
Стратегией, совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для
обеспечения эффективной воспитательной деятельности в образовательных и иных
организациях на основе современных механизмов управления;
консолидация усилий воспитательных институтов на
муниципальном и региональном уровнях;
эффективная координация межведомственного взаимодействия
в системе воспитания;
сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций,
организаций дополнительного образования детей и иных организаций в сфере
воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных
организаций в воспитании детей;
системное изучение и распространение лучшего
педагогического опыта работы в области воспитания;
создание системы показателей, критериев и индикаторов,
определяющих эффективность воспитания в системе образования;
организация мониторинга эффективности реализации
Стратегии в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.
Кадровые:
дальнейшее повышение престижа профессий педагога,
воспитателя; создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка
мер по его поддержке;
развитие кадрового потенциала, в части воспитательной
компетентности педагога, разработка и введение профессиональных стандартов
специалиста в области воспитания;
содействие развитию педагогических компетенций у родителей;
модернизация системы педагогического образования,
повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере воспитания с целью
обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам
современного общества;
Научно-методические:
проведение научных исследований в области воспитания и
социализации детей;
развитие исследований в области семьи и семейного
воспитания детей;
проведение прикладных исследований по изучению роли и
места СМИ, Интернета в развитии личности ребёнка;
разработка методического обеспечения реализации
Стратегии;
Финансово-экономические:
создание в субъектах и муниципалитетах Российской
Федерации необходимых ресурсов для развития эффективной деятельности социальных
институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы
воспитания из федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет
механизмов государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций,
спонсорских средств;
создание и продуктивное использование гибкой системы
стимулирования субъектов воспитательного процесса.
Информационные:
использование современных информационных и
коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов
для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы воспитания;
развитие сетевого взаимодействия образовательных
организаций в интересах ребенка, дистанционных форм воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья;
организация информационной поддержки Стратегии воспитания
с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ; усиление
воспитательного потенциала медиа образования в образовательных организациях.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации должна обеспечить:
значимость воспитания в общественном сознании;
укрепление российской гражданской идентичности,
традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности
российского общества;
повышение общественного престижа семьи, отцовства и
материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей,
укрепление традиций семейного воспитания;
развитие общественно-государственной системы воспитания,
основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной
развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах
управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта
воспитательной деятельности;
доступность для всех категорий детей качественного
воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей,
развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального
положения семьи, состояния здоровья;
разработка и успешная реализация федеральных,
региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей,
создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки,
культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и
финансовых возможностей их семей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы
воспитания;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения
как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных
и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и
молодежных общественных объединений;
повышение эффективности научных исследований в сфере
воспитания;
повышение уровня информационной безопасности детей;
формирование системы осуществления мониторинга и
показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.