Рабочая программа по внеурочной деятельности - Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на
формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об
образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»;
Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего
образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. КаменскаШахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного
учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов
школы.
Цель
курса:
Овладение
учеником
основами
практикоориентированных знаний о природе родного края.
Задачи:
- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со
сверстниками и родителями,
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей
среды,
- формирование информационной грамотности учащихся на основании
самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34
часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности способствует формированию
экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в
энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в
интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
В области личностных планируемых результатов будут
формироваться УУД:
готовность и способность саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к
школе; принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм,
устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и
внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной
деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности много национального
российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут
формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД:
Коммуникативные УУД
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль;
проявлять
активность
во
взаимодействии
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
вести устный и письменный диалог;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии
разных точек зрения;
разрешать конфликты наоснове учета интересов и позиций всех
участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей
и других людей по исправлению допущенных ошибок;
предвидеть возможности получения конкретного результата при
решении задачи;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета сделанных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной
цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
различать способ и результат действия;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по
результату и по способу действия.
Познавательные УУД
поиск и выделение необходимой информации из различных
источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор (извлечение необходимой информации из различных источников),
обработка (определение основной и второстепенной), передача информации
(устным, письменным, цифровым способами);
анализ;
синтез;
сравнение;
сериация;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
ставить, формулировать и решать проблемы;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблем различного характера;
построение рассуждения;
обобщение;
интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной
текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ);
применение и представление информации;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
осуществлять смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости от цели;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные
признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся
научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону
родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость
использования знания о строении и функционировании организма человека
для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать
ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее
сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных
правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном
крае.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность при изучении курса «Мы и окружающий мир» в
начальной школе имеет отличительные особенности:
 во-первых, она имеет краеведческую направленность;
 во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и
культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана
на все четыре года обучения;
 в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии,
кружки, факультативы, заседание научных клубов младших
школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер
(выполнение домашних заданий: оформление результатов
наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций;
работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в

каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с
родителями и т. д.).
Тема 1. Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом!
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Живая и неживая природа. Где и как найти ответы на вопросы
(энциклопедия, атлас, Интернет и т.п.).
Тема 2. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Вода.
Свойства воды». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — олимпиада.
Олимпиада проводится в два этапа: 1 этап — практическая часть. Опыт «В
любом растении есть вода», «Какая вода чистая».
2 этап — ответы на вопросы олимпиады. Подведение итогов, отчет.
Тема 3. Для чего растениям солнце. Внимание, конкурс! Выполняем
олимпиадные задания «Жизнь и значение растений».
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в парк, сад.
Наблюдения за растениями. Значение солнца в жизни растений.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта,
олимпиада «Жизнь и значение растений в жизни человека».
Тема 4. Красная книга. Растения нашего края.
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Размножение
растений». Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в
парк, сад. Способы размножения растений нашего края.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта
«размножение растений», олимпиада «Дыхание, питание и размножение
растений».
Тема 5. Практическая мини-конференция. Тема «Культурные растения».
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Классификация
растений». Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятий — практическая
работа, олимпиада. 2 часа — практическая мини-конференция «Культурные
растения нашего края»; 2 часа — олимпиада. Культурные растения.
Классификация растений. Размножение растений. Рисунок «Моё любимое
растение».
Тема 6. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?».
Форма проведения занятия — конкурс, практическая работа.
Аудиторное (2 ч). Звезды и планеты. Живая и неживая природа. Сезонные
изменения в природе. Свойства воздуха и воды. Размножение растений.
Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края.
Тема 7. Как защищаются животные?
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Животные и их
разнообразие». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий —
практическая
работа, олимпиада. 1 час — защита животных. Способы защиты диких
животных от хищников. 1 час — олимпиада. «Животные и их разнообразие».
Тема 8. Для чего необходим режим дня.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — практическая работа.

Защита проекта «Режим рабочего и выходного дня». Правила здорового
образа жизни.
Тема 9. Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания «Органы
чувств человека». Форма проведения занятий — олимпиада.
Аудиторное (2 ч). Олимпиада «Органы чувств человека». Значение природы
в жизни человека.
Тема 10. Как избежать беды. Правила безопасного поведения на улице и
дома. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по
улицам города, поселка. Правила безопасного поведения на улице.
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — защита мини-проекта
«Правила безопасного поведения».
Ответы на данные задания отправляются почтовым письмом в клуб для
участия в конкурсе.
Тема 11. От кого зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый
школьный двор». Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания.
Внеаудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — экскурсия на школьный
двор. Анализ состояния школьного двора. Акция «Убери школьный двор».
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятий — олимпиада. Правила
безопасного поведения на улице.
Тема 12. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». Форма
проведения занятия — конкурс.
Аудиторное (2 ч). Разновидности животных. Охрана животных. Условия для
жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих
знаков). Правила здорового и безопасного образа жизни. Государственная
символика. Исторические достопримечательности моего края.
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение
итогов работы школьного научного клуба «Мы и окружающий мир» за 2
класс.

Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности мы и окружающий мир
на 2021-2022 учебный год
Класс 2

Кол-во часов на год 34 ч.

Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

Кол-во уроков в неделю 1 ч.

№

Тема урока

Колво
час.

Дата
план

Научный клуб младшего школьника.
Удивительное рядом!
Живая и неживая природа. Где и как
найти ответы на вопросы.
Внимание, конкурс! Выполняем
олимпиадные задания. «Вода.
Свойства воды»
Опыт «В любом растении есть
вода», «Какая вода чистая».
Для чего растениям солнце.

1

03.09

1

10.09

1

17.09

1

24.09

1

01.10

Олимпиадные задания «Жизнь и
значение растений в жизни
человека».
Красная книга. Растения нашего
края.
Красная книга. Растения нашего
края.
Красная книга. Растения нашего
края.
Красная книга. Растения нашего
края.
Практическая миниконференция.
Тема «Культурные растения».
Классификация растений.
Размножение растений.
Выполняем олимпиадные задания
«Классификация растений».
Рисунок «Моё любимое растение».

1

08.10

1

15.10

1

22.10

1

29.10

1

12.11

1

19.11

1

26.11

1

03.12

1

10.12

1

17.12

п/п

1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь
окружающий мир?»

Дата
факт

Примечание

16. Разработка экологических знаков.
Заповедные места твоего края
17. Как защищаются животные.
Выполняем олимпиадные задания
«Животные и их разнообразие»
18. Способы защиты диких животных от
хищников.
19. Для чего необходим режим дня.

1

24.12

1

14.01

1

21.01

1

28.01

20. Защита проекта «Режим рабочего и
выходного дня». Правила здорового
образа жизни.
21. Внимание, конкурс! Выполняем
олимпиадные задания «Органы
чувств человека»
22. Внимание, конкурс! Выполняем
олимпиадные задания.
23. Значение природы в жизни человека.

1

04.02

1

11.02

1

18.02

1

25.02

24. Правила безопасного поведения на
улице и дома.
25. Экскурсия по улицам города,
поселка. Правила безопасного
поведения на улице
26. Защита мини-проекта «Правила
безопасного поведения».
27. Защита мини-проекта «Правила
безопасного поведения».
28. От кого зависит чистота на улице.

1

04.03

1

11.03

1

18.03

1

25.03

1

08.04

29. Экскурсия на школьный двор.
Анализ состояния школьного двора.
30. Акция «Убери школьный двор».

1

15.04

1

22.04

31. Проект «Самый чистый школьный
двор»
32. Конкурс «Хорошо ли ты знаешь
окружающий мир?».
33. Исторические
достопримечательности моего края.

1

29.04

1

06.05

1

13.05

34. Конференция. Защита портфолио.

1

20.05

С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».