Рабочая программа по внеурочной деятельности - Православная культура 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Православная культура»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения; Закона РФ «Об
образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»;
Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего
образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. КаменскаШахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного
учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов
школы.
Цели предмета «Православная культура» отражают требования
российского законодательства к содержанию образования и ориентированы
на:
1. Приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной
самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
2. Обеспечение самоопределения личности, создание условий её
самореализации;
3. Воспитание
гражданственности
и
патриотизма,
культуры
межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
4. Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
5. Формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе
исторических ценностей как основы консолидации общества.
В
программе
закладываются
основы
религиозно-эстетического
восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни,
связи представлений ребёнка о его жизни с православной культурой. В
соответствии с этим, а также с учётом возрастных особенностей младших
школьников определены задачи обучения предмету:
1. актуализация знаний в области православной культурной традиции для
современных школьников;
2. развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира
в историко-культурном контексте;
3. приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на
основе образцов православной культуры;
4. формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм
христианской этики.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение
внеурочной деятельности «Православная культура» отводится 1 час в
неделю. Итого 34 часа в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни
предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных
Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и
отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
Православная культура как творческая деятельность предполагает
деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка,
лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также
знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников,
архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов
православной культуры.
Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык
православного искусства: в произведениях религиозной живописи,
иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета,
линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях
музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание
Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
духовно - нравственному направлению является формирование следующих
компетенций:




Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
Регулятивные УУД:



определять и формулировать цель деятельности на занятиях с
помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;





учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по
предложенному учителем плану (Средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством
формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:






добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:








умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих
действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.

Освоение школьниками учебного курса «Основы православной культуры»
должно обеспечить следующие предметные результаты:




понимание значения нравственности, морально ответственного
поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах
православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и
светским традициям;





знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной
культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на
основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:
1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии;
Основы религиозно-философской мысли).
2. Нравственно-этическая культура православия.
3. История православной культурной традиции России (образ жизни).
4. Письменные источники православной культуры.
5. Христианское искусство.
6. Православное искусство и религиозные культуры мира.
Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает
выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой первого
года обучения является «Красота Божиего мира».
Раздел «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем»
(7 ч.)
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира.
Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения,
звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная
история рассказывает о мире: Бог – Творец красивого мира; как Бог создавал
мир; сотворение человека; Адам – любимое чадо Божие; общение человека с
Богом; поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом
человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и
злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира?
Библия.
Раздел «В ожидании Рождества - самого красивого события зимы» (7 ч.)
Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных
Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки
человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим
непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в
Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как
выражается настроение человека художественными способами? О чем
рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой?
Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и
злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение
отношения через музыкальное и художественное изображение природы,
человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки?
Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег.
Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования печали в

сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы.
Что мы делаем? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее
праздника. Песнопения и величания.
Раздел «Праздники-радости» (10 ч.)
Рождество Христово - самый главный праздник. Как традиционно
праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи.
Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день
рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Как
люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние.
Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель.
Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий
Радонежский. Князь Димитрий Донской.
Раздел «Пасха: цвета и звуки весны» (6 ч.)
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки,
настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование
Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за
веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь
Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья.
Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к
людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная
ответственность. За что могу отвечать я?
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование раздела

1

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем,
изображаем.
В ожидании Рождества – самого красивого события
зимы
Праздники-радости
Пасха: цвета и звуки весны
всего

2
3
4

Количество
часов
7
7
10
6
30

Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности православная культура
на 2021-2022 учебный год
Класс 2
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна
№
п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27

Кол-во часов на год 30 ч.
Кол-во уроков в неделю 1 ч.

№ темы
Тема урока
Количе Дата
Дата
Примеч
урока в
ство
(план) (факт)
ание
разделе
часов
1. «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» (7 часов)
1.1
Красота в окружающем мире
1
06.09
1.2
Поиски красивого вокруг себя:
2
13.09.
1.3
красота рукотворная и
20.09.
нерукотворная
1.4
Бог – Творец красивого мира
1
27.09.
1.5
Сотворение человека
1
04.10.
1.6
Правила жизни, данные людям
1
11.10.
1.7
Как изобразить доброе и красивое
1
18.10.
2. «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» (7 ч.)
2.1
Как люди покинули Рай
1
25.10.
2.2
Радость и печаль в красках и звуках
1
08.11.
окружающего мира
2.3
Добрые и злые люди
1
15.11.
2.4
За что были наказаны люди
1
22.11.
2.5
Как Бог простил людей. В
1
29.11.
ожидании праздника
2.6
В ожидании праздника. Введение во
1
06.12.
Храм Пресвятой Богородицы
2.7
Чему мы радуемся зимой? Праздник
1
13.12.
Рождества Христова
3.«Праздники-радости» (10 ч.)
3.1
Чему мы радуемся зимой? Праздник
2
20.12.
3.2
Рождества Христова
27.12.
3.3
Зимние радости. Святки
1
17.01.
3.4
Праздник Крещения
1
24.01.
3.5
Праздники в нашем доме: день
1
31.01
Ангела, день рождения
3.6
Радости масленицы. Прощёное
1
07.02.
воскресение
3.7
Как люди предали Христа
1
14.02.
3.8
Праздник Дня защитника Отечества
1
21.02.
3.9
Покаяние. Великий пост
1
28.02.
3.10
Весенние радости – Праздник
1
14.03.
Благовещения
4.«Пасха: цвета и звуки весны» (6 ч.)
4.1
В ожидании Праздника
1
21.03.
4.2
Какого цвета праздник Пасхи?
1
11.04
4.3
Родословие моей семьи. Мои
1
18.04
обязанности

28
29

4.4
4.5

30

4.6

Праздник Дня Победы
Радость послушания. Святое
Белогорье.
Пример святости – святитель Иосиф
Белгородский.

1
1

25.04
16.05

1

23.05

С учетом выходных и праздничных дней – 30 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».