ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивнооздоровительное направления. Она связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология». Цель программы — обеспечить творческую самореализацию обучающихся в процессе создания предметной среды (материальных объектов деятельности ребенка) для решения учебно-познавательных задач. Основная идея программы заключается в организации совместной деятельности педагогов и обучающихся для создания предметной среды (фигурок, аппликаций, макетов, моделей), обеспечивающей выполнение детьми учебно-познавательных задач образовательной деятельности. Роль педагога в совместной деятельности предусматривает: — организацию обсуждения условий предстоящей деятельности и ее результатов, творческий обмен идеями и способами работы; — оказание помощи детям в распределении работы и подборе материалов; — демонстрацию и оказание помощи при выполнении сложных технологических операций — наблюдение за детьми в ходе работы с опасными инструментами. Место учебного предмета в учебном плане Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год – 1 класс и 34 часа в год 2-4 класс. Периодичность занятий – 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты освоения курса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают: — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения; — наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты предусматривают: — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; — формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; — освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; — использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; — определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; — овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических); — умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Животные — часть природы (4ч) Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клейкарандаш, подкладной лист. Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, складывание, отгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию фигурок домашних животных. Они сделаны из сложенной вдвое бумаги. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии фигурок диких животных. Они сделаны из двух одинаковых деталей. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок. 2. Растения — часть природы (4 ч) Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию из листьев. Придумайте и сделайте свою аппликацию. Распределите работу между собой. 3. Природа и ее сезонные изменения (9 ч) Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, наклеивание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликации времен года: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Выберите одну аппликацию и сделайте ее. Распределите работу между собой. 4. Дары осени (3 ч) Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, надрезание ножницами, сгибание, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии овощей, фруктов и корзин для них. Распределите работу так, чтобы сделать обе поделки. 5. Снежные загадки (3 ч) Оборудование: цветная бумага, нитки, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, складывание, разметка по шаблону, разметка на глаз, надрезание ножницами, сборка деталей, склеивание. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии снежинок-балерин. Распределите работу между собой и сделайте разноцветные снежинки. С помощью нитки соберите из них новогоднюю гирлянду. 6. Зимующие птицы (3ч) Оборудование: картон, ножницы, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, вырывание, сборка деталей, склеивание. Задание для обучающихся. Рассмотрите зимующих птиц, сделанных из бумаги. Это галка и сорока. Распределите между собой работу и сделайте поделки. 7. Какие растения весной цвести торопятся (3 ч) Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, разметка по шаблонам, надрезание ножницами, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию цветущих травянистых растений. Это прострел и ветреница. Распределите между собой работу и сделайте аппликации весенних цветов. 8. В лес по ягоды пойдем (3 ч) Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей ПВА, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, скатывание, раскрашивание, склеивание. Задание для обучающихся. Найди в середине тетради и рассмотри аппликации ягод из мятой бумаги. Это малина, черника и брусника. Выбери одну из композиций и сделай ее. 9. С лукошком за грибами (2 ч) Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист. Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию съедобных грибов. Распределите работу, сделайте все грибы и составьте композицию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и дисциплин Кол-во 1 Животные — часть природы 4 2 Растения — часть природы 4 3 Природа и ее сезонные изменения 9 4 Дары осени 3 5 Снежные загадки 3 6 Зимующие птицы 3 7 Какие растения весной цвести торопятся 3 8 В лес по ягоды пойдем 3 9 С лукошком за грибами 2 часов Итого: 34 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 34 часа) № № п\п п/п Темы раздел/ Кол -во часо в Дата Дата план факт урок 1 четверть-9 часов 1 1. 2. 3. Животные — часть природы 4ч. 1.1 Изготовление фигурок домашних животных. 1 02.09. 1.2 Изготовление фигурок домашних животных. 1 09.09. 1.3 Изготовление фигурок диких животных. 1 16.09. Примеч ание 4. Изготовление фигурок диких животных. 1.4 2. Растения — часть природы 1 23.09. 4ч. 5. 2.1 Аппликация из листьев 1 30.09 6. 2.2 Аппликация из листьев 1 07.10 7. 2.3 Аппликация из листьев 1 14.10 8. 2.4 Аппликация из листьев 1 21.10 3. 9. Природа и ее сезонные изменения Экскурсия в природу: «Осень» 3.1 2ч. 1 28.10. 1 11.11 2 четверть-8 часов 10. Аппликация времени года: «Осень» 3.2 4. Дары осени 3ч. 11. 4.1 Аппликация «Овощи» 1 18.11 12. 4.2 Аппликация «Фрукты» 1 25.11 13. 4.3 Аппликация «Корзина» 1 02.12 5. Снежные загадки 3ч. 14. 5.1 Изготовление снежинок-балерин 1 09.12 15. 5.2 Изготовление снежинок-балерин 1 16.12 Сборка новогодней гирлянды из снежинок 1. 23.12 6 Природа и её сезонные изменения 2ч 6.1 Экскурсия в природу «Зима» 1 30.12 1 13.01 16 17. 5.3 3 четверть-10часов 18. Аппликация времени года» Зима» 6.2 7. Зимующие птицы 3ч. 19. 7.1 Вводное занятие 1 20.01 20. 7.2 Изготовление из бумаги галки 1 27.01 21. 7.3 Изготовление из бумаги сороки 1 03.02 8. Природа и ее сезонные изменения 3ч. 22. 8.1 Экскурсия в природу: «Весна» 1 17.02 23. 8.2 Аппликация времени года: «Весна» 1 24.02 24 8.3 Аппликация времени года: «Весна» 1 03.03 9. Какие растения весной цвести торопятся 3ч. 25. 9.1 Аппликация весенних цветов (ветреница) 1 10.03 26. 9.2 Аппликация весенних цветов (ветреница) 1 17.03 27. 9.3 Аппликация весенних цветов (прострел) 1 24.03 4 четверть- 7 часов 10 В лес по ягоды пойдем 3ч. 28. 10.1 Аппликации ягод из мятой бумаги (малина) 1 07.04 29. 10.2 Аппликации ягод из мятой бумаги (черника) 1 14.04 30. 10.3 Аппликации ягод из мятой бумаги (брусника) 1 21.04 11. С лукошком за грибами 2ч. 31. 11.1 Аппликация съедобных грибов 1 28.04 32. 11.2 Аппликация съедобных грибов 1 05.05 12 Природа и ее сезонные изменения 2ч. 33. 12.1 Аппликация времени года: «Лето» 1 12.05 34 12.3 Выставка детских работ. 1 19.05 С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.