ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Театр – жизнь моя» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа курса внеурочной деятельности «Театр-жизнь моя» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской
области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6
октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на
основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК
«Школа России»; локальных актов школы.
Цель программы: воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая
творческие способности учащихся.
Задачи программы:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развивать коммуникативную культуру детей;
- раскрывать творческие способности учащихся;
- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,
- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.
Место учебного предмета в учебном плане
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию
курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс –
34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном смысле и содержании как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
а) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
б) эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся
должны знать:
•
что такое театр.
•
чем отличается театр от других видов искусств.
•
с чего зародился театр.
•
какие виды театров существуют.
•
кто создаёт театральные полотна (спектакли).
иметь представление:
•
об элементарных технических средствах сцены.
•
об оформлении сцены.
•
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
уметь:
•
направлять свою фантазию по заданному руслу.
•
образно мыслить.
•
концентрировать внимание.
•
ощущать себя в сценическом пространстве.
Приобрести навыки:
•
общения с партнером .
•
элементарного актёрского мастерства.
•
образного восприятия окружающего мира.
•
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
•
коллективного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Театр как форма развития речи.
Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины"
(Сервантес). Актёр - властелин сцены.
Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности
на занятиях.
2.ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства,
способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и
взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные
театральные игры (этюды).
Общеразвивающие игры
Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на
формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели
происходит развитие внимания и наблюдательности, без которых невозможно творческое
восприятие окружающего мира, воображения и фантазии, которые являются главным
условием для любой творческой деятельности. Ребенок учится умению ориентироваться в
окружающей обстановке, развивает произвольную память и быстроту реакции, умение
согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в
целом. Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и
внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.
Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к
художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации
детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.
Специальные театральные игры
Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все
является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта
сценического творчества. Задействован личный практический опыт ребенка и ему
предоставляется
как можно больше самостоятельности, активизируется работа
воображения. Прежде всего это игры, направленные на действия в предлагаемых
обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.
Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти,
придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту
способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить,
оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами.
Этюды
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В
театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить
определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.
Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над
этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла
конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети
начинают придумывать их самостоятельно.
Темы для этюдов близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора»,
«Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с
помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств
(слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет
действовать по-разному. Дети самостоятельно и с помощью педагога придумывают место
и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Обязательный
элемент каждого занятия - этюдный тренаж.
3. РИТМОПЛАСТИКА
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром,
развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче
выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные
пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и
настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают
творчески
использовать
пластическую
выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости,
выносливости);
2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты
реакции, координации движений);
3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так
называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух
видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя
разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными
на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в
попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного
расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом
направлении, можно переходить к созданию пластических образов.
Упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и
представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий
эмоциональный мир ребенка.
Жесты как важное средство выразительности
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных
и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на
роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов,
поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в
данной ситуации объяснить словами.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах
дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики.
4.КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной
интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом,
развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи»
включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают
воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с
партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо
связывать
со
специальными
театральными
играми.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом. С точки зрения исполнительской деятельности важно
научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены
разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному:
грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно,
презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряется стремление у детей
к импровизации предлагаемых ситуаций.
Скороговорки
Работа со скороговорками и чистоговорками, пословицами и поговорками помогает
формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям
научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных
вариантах.
5. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены
следующие основные темы:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Рождение спектакля.
Театр снаружи и изнутри.
Культура зрителя.
На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей и видами, овладевают
профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут
играть на сцене.
Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства – литературу,
музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров.
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями
всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки,
живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится
каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Также, на занятиях ребята
узнают правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля
Кроме того, формируются представления о театральных профессиях, о театральном
здании, внутреннем устройстве театра, зрительном зале, сцене, мире кулис.
Происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с основными театрами
города.
6. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
Является вспомогательным, включает в себя следующие темы:
Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита,
с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля.
Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Названия разделов
Кол-во
часов
1
Вводное занятие
1ч
2
Дорога в театр
4ч
3
В театре
4ч
4
Как создается спектакль
4ч
5
Гномы играют в театр
2ч
6
Учимся актерскому мастерству
6 ч.
7
Делаем декорации
2 ч.
8
Придумываем и делаем костюмы
3 ч.
9
В мастерской бутафора. Делаем афишу и программу
4 ч.
10
Работа над спектаклем
4ч
Всего часов
34ч
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(34
часов)
№ №
п/п п/п
раздел/
урок
Тема
Количе Дата
ство
по
часов
плану
1 четверть- 9 часов
6.
Вводное занятие
Особенности работы и техника
безопасности на занятиях.
Дорога в театр
Понятие о театральных профессиях
(актёр,
режиссёр,
художник,
костюмер, гримёр, осветитель и др.)
Понятие о пьесе
Понятие о пьесе, персонажах,
действии, сюжете и т. д.
Понятие о пьесе, персонажах,
действии, сюжете и т. д.
В театре
Виды театрального искусства.
7.
Правила поведения в театре
1.
2.
3.
4.
5.
1 ч.
1
02.09
4 ч.
09.09
1
1
1
1
4 ч.
1
1
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
Дата
факт.
Примечание
8.
9.
Виртуальное посещение театра
Анализ спектакля.
1
1
21.10
28.10
2 четверть- 8 часов
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Как создается спектакль
Знакомство с разными театрами
Виды
кукол.
Особенности
управления куклами-марионетками.
Особенности управления кукламиперчатками
Особенности управления ростовыми
куклами.
Гномы играют в театр
Выбор пьесы/сказки. Распределение
ролей/персонажей.
Работа с текстом. Репетиции.
4 ч.
1
Учимся актерскому мастерству
Артикуляционная гимнастика.
Логическое
ударение,
пауза,
интонация.
6 ч.
1
1
1
1
11.11
18.11
25.11
02.12
2 ч.
1
1
1
09.12
16.12
23.12
30.12
3 четверть-10часов
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Разучивание скороговорок.
Произношение,
артикуляция,
быстрота и четкость проговаривания
слов и фраз.
Ключевые слова в предложении и
выделение их голосом.
Ключевые слова в предложении и
выделение их голосом.
Делаем декорации
Размещение
всех
исполнителей
(актёров). Звуковое, цветовое и
световое оформление спектакля.
Установка
оборудования
для
музыкального
и
светового
сопровождения спектакля (имитация
различных
шумов
и
звуков).
Управление
светом,
сменой
декораций.
Придумываем и делаем костюмы
Изучение костюмов для спектакля
Изготовление костюмов и подготовка
спектакля.
Репетиция спектакля
В мастерской бутафора. Делаем
афишу и программу
Изготовление декораций и бутафории
4 четверть- 7 часов
1
13.01
20.01
1
1
1
27.01
03.02
2 ч.
17.02
1
24.02
1
3 ч.
1
1
1
03.03
10.03
17.03
4 ч.
1
24.03
28
29.
Изготовление декораций и бутафории
Принципы оформления афиш
1
1
07.04
30.
Принципы оформления афиш.
1
21.04
14.04
31.
Итоговое занятие – спектакль
Генеральная репетиция
4 ч.
1
32.
Генеральная репетиция
1
28.04
05.05
33.
Генеральная репетиция
1
12.05
34
Спектакль
1
19.05
С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.