ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Театр – жизнь моя» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа курса внеурочной деятельности «Театр-жизнь моя» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Цель программы: воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся. Задачи программы: - формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; - развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся; - развивать воображение, выразительность речи; - пополнять словарный запас, образный строй речи; - формировать способность строить диалог друг с другом; - знакомить детей с терминологией театрального искусства; - развивать коммуникативную культуру детей; - раскрывать творческие способности учащихся; - воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле, - воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру. Место учебного предмета в учебном плане Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностные универсальные учебные действия: ориентация в нравственном смысле и содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Выпускник получит возможность для формирования: а) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; б) эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: • что такое театр. • чем отличается театр от других видов искусств. • с чего зародился театр. • какие виды театров существуют. • кто создаёт театральные полотна (спектакли). иметь представление: • об элементарных технических средствах сцены. • об оформлении сцены. • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. уметь: • направлять свою фантазию по заданному руслу. • образно мыслить. • концентрировать внимание. • ощущать себя в сценическом пространстве. Приобрести навыки: • общения с партнером . • элементарного актёрского мастерства. • образного восприятия окружающего мира. • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители. • коллективного творчества. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Театр как форма развития речи. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. 2.ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (этюды). Общеразвивающие игры Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели происходит развитие внимания и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображения и фантазии, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Ребенок учится умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивает произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах. Специальные театральные игры Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Задействован личный практический опыт ребенка и ему предоставляется как можно больше самостоятельности, активизируется работа воображения. Прежде всего это игры, направленные на действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами. Этюды Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно. Темы для этюдов близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет действовать по-разному. Дети самостоятельно и с помощью педагога придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. 3. РИТМОПЛАСТИКА Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач: 1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости); 2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений); 3. развитие воображения (способность к пластической импровизации). Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Жесты как важное средство выразительности Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. 4.КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом. С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряется стремление у детей к импровизации предлагаемых ситуаций. Скороговорки Работа со скороговорками и чистоговорками, пословицами и поговорками помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. 5. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Театр снаружи и изнутри. Культура зрителя. На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей и видами, овладевают профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут играть на сцене. Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства – литературу, музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров. На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки, живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Также, на занятиях ребята узнают правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля Кроме того, формируются представления о театральных профессиях, о театральном здании, внутреннем устройстве театра, зрительном зале, сцене, мире кулис. Происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с основными театрами города. 6. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ Является вспомогательным, включает в себя следующие темы: Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. Премьера спектакля. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Названия разделов Кол-во часов 1 Вводное занятие 1ч 2 Дорога в театр 4ч 3 В театре 4ч 4 Как создается спектакль 4ч 5 Гномы играют в театр 2ч 6 Учимся актерскому мастерству 6 ч. 7 Делаем декорации 2 ч. 8 Придумываем и делаем костюмы 3 ч. 9 В мастерской бутафора. Делаем афишу и программу 4 ч. 10 Работа над спектаклем 4ч Всего часов 34ч КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(34 часов) № № п/п п/п раздел/ урок Тема Количе Дата ство по часов плану 1 четверть- 9 часов 6. Вводное занятие Особенности работы и техника безопасности на занятиях. Дорога в театр Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.) Понятие о пьесе Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. В театре Виды театрального искусства. 7. Правила поведения в театре 1. 2. 3. 4. 5. 1 ч. 1 02.09 4 ч. 09.09 1 1 1 1 4 ч. 1 1 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 Дата факт. Примечание 8. 9. Виртуальное посещение театра Анализ спектакля. 1 1 21.10 28.10 2 четверть- 8 часов 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Как создается спектакль Знакомство с разными театрами Виды кукол. Особенности управления куклами-марионетками. Особенности управления кукламиперчатками Особенности управления ростовыми куклами. Гномы играют в театр Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции. 4 ч. 1 Учимся актерскому мастерству Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. 6 ч. 1 1 1 1 11.11 18.11 25.11 02.12 2 ч. 1 1 1 09.12 16.12 23.12 30.12 3 четверть-10часов 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом. Делаем декорации Размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Придумываем и делаем костюмы Изучение костюмов для спектакля Изготовление костюмов и подготовка спектакля. Репетиция спектакля В мастерской бутафора. Делаем афишу и программу Изготовление декораций и бутафории 4 четверть- 7 часов 1 13.01 20.01 1 1 1 27.01 03.02 2 ч. 17.02 1 24.02 1 3 ч. 1 1 1 03.03 10.03 17.03 4 ч. 1 24.03 28 29. Изготовление декораций и бутафории Принципы оформления афиш 1 1 07.04 30. Принципы оформления афиш. 1 21.04 14.04 31. Итоговое занятие – спектакль Генеральная репетиция 4 ч. 1 32. Генеральная репетиция 1 28.04 05.05 33. Генеральная репетиция 1 12.05 34 Спектакль 1 19.05 С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.