Рабочая программа по русскому языку 4А класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса первой ступени образования
составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта
основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3
города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного
плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской Программы по систематическому
курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой,
Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная
школа»).
Срок реализации рабочей программы 1год.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о
языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с
основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции
школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие
логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части
окружающего мира;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование
универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в
том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности,
обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем
языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и
повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

овладение способами орфографического действия;

развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого
уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и
сравнивать;


формирование учебной деятельности учащихся;

формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации,
включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус
УМК)).

усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет
обучения,
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение
русского языка в начальной школе выделяется 607 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в
неделю, 33 учебные недели), во 2 классе по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в
каждом классе),в 3-4 классах 136 часов(4ч.в неделю, 34учебные недели в каждом классе)
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явление национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные
тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
общения понимание
необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и
координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в
диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной
проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность;
*
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
причинных
связей и зависимостей между объектами;
*
умение работать с таблицами, схемами, моделями;
*
умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
*
умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
*
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
*
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе
являются:
Содержательная линия «Система языка».
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка;


зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:

проводить
фонетико-графический
разбор
слова
самостоятельно
по
предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетикографического разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научится:

правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического
минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

правильно употреблять предлоги о и об перед существительными,
прилагательными, местоимениями;

правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников;

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к
учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:

проводить
морфемный
анализ
слова
(по
составу);
элементарный
словообразовательный анализ;

сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них
от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ
словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и
суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
учебника.
Выпускник получит возможность научиться:

подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для
объяснения значения слов;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:

определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение,
предлог, союз;

определять три типа склонения существительных;

определять название падежей и способы их определения;

определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным
суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных
и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения
морфологического разбора;


находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:

определять члены предложения: главные и второстепенные;

определять однородные члены предложения;

составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по
заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение,
обстоятельство;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:

применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах
существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и
прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского,
женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного
числа и способ их проверки;

применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных
трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов
прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных
слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности
слова к определённой части речи, использование словаря);

определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой
словарных слов по орфографическому словарю учебника;

определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных
предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

Подбирать примеры с определённой орфограммой;

При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:

Различать особенности разных типов текста (повествование, описание,
рассуждение);

Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание,
повествование, рассуждение;

Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с
элементами описания, повествования и рассуждения;

Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;


Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с
одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник
произведений;

Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать
словарную статью, извлекая необходимую информацию;

Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:

Создавать тексты по предложенному заголовку;

Подробно или выборочно пересказывать текст;

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;

Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

Анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для
самостоятельно создаваемых текстов).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
• свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную
аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект, быстро менять аспект
рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
• свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах
комплекта;
• в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать
ее в разных учебных целях;
• свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой
форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в
большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и
уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно
высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную
позицию;
* использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной
точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных учебных действий:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного
результата.
Содержание курса.
Фонетика и орфография (25ч)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по
глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков
(замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями
«старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над
стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на
письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме
одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных
написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях
(повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (15ч)
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе
(без введения термина). Система способов словообразования в русском языке.
Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач.
Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени).
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при
словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология и лексика (70ч)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном
и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен
существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание
безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего
рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение
личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.
Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его
словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и
совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора
личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое
значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения
глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по
суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголовисключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.

Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном
наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов.
Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном
предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности
переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических
отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и
неологизмами.
Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского
происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом.
Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования
устойчивых выражений.
Синтаксис и пунктуация (25ч)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме:
бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными
второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений,
орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь
«Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения
различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих
обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи (34ч)
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов
рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по
наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем)
литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение.
Составление аннотации на сборник
произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для
составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина
«рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с
элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно
высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения
оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об
изумрудном, о рубиновом).

Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Словарь.
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство,
велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь,
инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр,
натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия,
путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор,
электричество, эскалатор (45 слов).
Тематическое планирование(129ч)

№
п\п
1
2
3
4
5
6

Название раздела

Количество часов

Фонетика и орфография
Лексика
Морфемика и словообразование
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Развитие речи
Итого

31ч
2ч
6ч
40ч
19ч
31ч
129 ч

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
русский язык
НА 2021-2022 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
4 а
Кол-во часов на год 129 ч.
Учитель: Сапрунова Татьяна Михайловна
Кол-во уроков в неделю 4 ч
№
№
Раздел /тема урока
Кол
Дата
Приме
п/п урока
ичес
По
фактиче чание
тплану
ски
в
во
разде
часо
ле
в
1 четверть 34 ч.
1
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и
приставке 3 ч.
1
1.1
1
01.09.
Безударный гласный в корне слова,
проверяемый ударением
2
1.2.
1
02.09.
Безударный гласный,
проверяемый ударением, в
одних и тех же частях слова
3
1.3.
1
06.09.
Безударный гласный,
проверяемый ударением, в
одних и тех же частях слова
2
Знакомимся с текстом-рассуждением 1 ч.
4
2.1.
Текст-рассуждение
1
07.09.
3
Различение суффиксов. Значения суффиксов 1 ч.
5
3.1.
Значения суффиксов
1
08.09.
2
Учимся рассуждать 1 ч.
6
2.2.
Текст-рассуждение
1
09.09.
4
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков 1
ч.

7

4.1.

8

5
5.1.

9
10

5.2.
5.3.

11

5.4.

12

2
2.3.
6

13

6.1.

Правописание слов с удвоенной
буквой согласного Склонение слов

1

13.09.

ОБЕ, ОБА

7
14

7.1.

15

7.2.
8
8.1.

16

17

2
2.4.
9

18

9.1.
10

19

10.1.

20

11
11.1.

21
22

2
2.5.
12
12.1.

13
23

13.1.

Однородные члены предложения 3 ч.
1
14.09.
Однородные главные члены
предложения
1
15.09.
Вводная контрольная работа
1
16.09.
Однородные второстепенные
члены предложения
1
20.09.
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
(тетрадь «Итоговая аттестация.
Итоговая комплексная работа на
основе единого текста». 4 класс)
Работа с картиной 1ч.
Работа с картиной
1
21.09.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить
запятую? 1ч.
Знаки препинания при однородных
1
22.09.
членах предложения
Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое
союзы 1ч.
Связь однородных членов
1
23.09.
предложения с помощью союзов и,
а, но
1
27.09.
Проверочная работа
Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания 1 ч.
Спряжение глагола. Ударные и
1
28.09.
безударные личные окончания
Работа с картиной 1 ч.
Работа с картиной
1
29.09.
Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным
спряжениям 1 ч.
Личные окончания глаголов разных
1
30.09.
спряжений
Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным
окончаниям 1 ч.
Определение спряжения глагола по
1
04.10.
ударным личным окончаниям
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов 1ч.
Правописание безударных личных
1
05.10.
окончаний глаголов
Учимся рассуждать 1 ч.
Учимся рассуждать
1
06.10.
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов 1 ч.
Правописание безударных
1
07.10.
личных окончаний глаголов
Правило употребления
предлогов О и Об
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме 2
ч.
1
11.10.
Определение спряжения глагола

24

13.2.

25

2
2.6.

26

14
14.1.

27
28
29

14.2.
2
2.7.
15
15.1.

по начальной форме
Азбука вежливости: учимся
давать оценку сообщениям,
докладам и выступлениям своих
товарищей (0,5 ч)
1
Определение спряжения глагола
по начальной форме. Глаголыисключения 2-го спряжения
Учимся делать научное сообщение 1 ч.
Учимся делать научное сообщение
1

12.10.

13.10.

Характеристика предложения и разбор слова как части речи 2 ч.
1
14.10.
Характеристика предложения и
разбор слова как части речи
1
18.10.
Разбор слова как части речи
Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением 1 ч.
Текст-рассуждение
1
19.10.
Глагол. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ 2 ч.
Спряжение глаголов БРИТЬ и
1
20.10.
СТЕЛИТЬ

31

2
2.7.
2
2.8.

32

15.2.

33

16
16.1.

30

17
34

17.1.

35

17.2.

36

2
2.9.

37

18
18.1.

38

18.2.

39

19
19.1.

Письменное изложение 1 ч.
Письменное изложение
1
21.10.
Учимся делать научное сообщение 1 ч.
Учимся делать научное сообщение.
1
25.10.
Азбука вежливости: учимся давать
оценку сообщениям, докладам и
выступлениям своих товарищей
Итоговая контрольная работа за 1
1
26.10.
четверть
Глагол. Спряжение глаголов 1 ч.
Глаголы с суффиксом -я- в
1
27.10.
начальной форме
Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего
времени 2 ч.
Правописание безударных
1
28.10.
суффиксов глагола в форме
прошедшего времени
2 четверть 32 ч.
Правописание безударных
1
08.11.
суффиксов глагола в форме
прошедшего времени
Описание, повествование и рассуждение 1 ч.
Продолжаем знакомиться с текстом1
09.11.
рассуждением
Суффиксы повелительной формы глагола 2 ч.
Суффиксы повелительной формы
1
10.11.
глагола
Суффиксы повелительной формы
1
11.11.
глагола
Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. 2 ч.
Различение повелительной
1
15.11.
формы мн. ч. и формы 2-го лица мн.

ч.
40

20.1.

41

2
2.10.
21

42

21.1.

43

2
2.11
22

44

22.1.

45

22.2.
23

46

23.1.

48

2
2.12.
24
24.1

49

24.2.

50

25
25.1.

51

2
2.13.

52

25.2.

47

26
53

26.1.

54

26.2.

Различение повелительной
1
16.11.
формы мн. ч. и формы 2-го лица мн.
ч.
Работа с картиной 1 ч.
Работа с картиной
1
17.11.
Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в
прошедшем времени 1 ч.
Написание глаголов на -ять в
1
18.11.
настоящем (или будущем) и в
прошедшем времени
Что такое монолог и диалог 1 ч.
Монолог и диалог
1
22.11.
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь 2
ч.
Спряжение глаголов, имеющих в
1
23.11.
начальной форме суффикс -чь
Спряжение глаголов, имеющих в
1
24.11.
начальной форме суффикс -чь
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков 1
ч.
Правописание слов с удвоенной
1
25.11.
буквой согласного
Письменное изложение 1 ч.
Письменное изложение
1
29.11.
Усекаемая и неусекаемая основа глаголов 2 ч.
Усекаемая и неусекаемая
1
30.11.
основа глаголов
1
01.12.
Определение спряжения
глагола по виду основы
Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ 2 ч.
Спряжение глаголов БЕЖАТЬ и
1
02.12.
ХОТЕТЬ
Учимся делать научное сообщение 1 ч.
1
06.12.
Учимся делать научное сообщение.
Азбука вежливости: учимся давать
оценку сообщениям, докладам и
выступлениям своих товарищей
1
07.12.
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
(тетрадь «Итоговая аттестация.
Итоговая комплексная работа
на основе единого текста». 4 класс
Написание О и Ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах
существительных и прилагательных, в корнях существительных) 3 ч.
1
08.12.
Написание О и Ё после шипящих в
суффиксах и в окончаниях
существительных и прилагательных
Написание О и Ё после шипящих в
1
09.12.
суффиксах и в окончаниях
существительных и прилагательных

2
2.17.
32
32.1.

Написание О и Ё после шипящих в
1
13.12.
корнях существительных
Азбука вежливости 1 ч.
Учимся отстаивать своѐ мнение в
1
14.12.
споре
Написание О и Ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах
существительных и прилагательных, в корнях существительных) 4 ч.
1
15.12.
Правописание кратких форм
прилагательных м.р. ед.ч. с
основой на шипящий
Итоговая контрольная работа
1
16.12.
за 1 полугодие (диктант)
1
20.12.
Образование наречий от
прилагательных с основой на
шипящий и их написание
1
21.12.
Проверочная работа
Повторение пройденного 3 ч.
Правописание глаголов
1
22.12.
1
23.12.
Обращение. Правописание
окончаний разных частей речи
1
27.12.
Повторение пройденного.
Самостоятельная работа
Работа с картиной 1 ч.
Сочинение-рассуждение по картине
1
28.12.
Где используются однородные члены предложения 1 ч.
Предложения с однородными
1
29.12.
членами
Учимся писать сочинение 1 ч.
Сочинение о родных местах
1
30.12.
3 четверть 38 ч.
Части речи. Существительное 1 ч.
Части речи. Существительное
1
13.01.
Прилагательное 1 ч.
Прилагательное. Изменение
1
17.01.
прилагательных по родам и падежам
Как устроена книга 1 ч.
Как устроена книга
1
18.01.
Прилагательное Синонимы (повторение) 2 ч.
1
19.01.
Краткая форма прилагательных.

32.2.
2
2.18.
33

Синонимы
1
20.01.
Самостоятельная работа
Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением 1 ч.
Текст-рассуждение
1
24.01.
Глагол Устойчивые выражения 2 ч.

55

26.3.

56

2
2.14.
27

57

27.1.

58

27.2.

59

27.3.

60
61
62

27.4.
28
28.1.
28.2.

63

28.3.

65

2
2.15.
29
29.1.

66

2
2.16.

64

67
68

69
70
71
72

30
30.1.
31
31.1.

73

33.1

74

33.2.

Повелительная форма; времена
глагола. Правописание безударных
гласных в корнях и приставках;
правописание приставок РАЗ-/РАСИ СПравописание безударных гласных в

1

25.01.

1

26.01.

75

34
34.1

76

34.2.

77

34.3.

80

35
35.1.
2
2.19.
36
36.1.

81

2
2.19.

78
79

82
83
84
85
86
87
88

37
37.1.
37.2.
2
2.20.
2.21.
38
38.1.
38.2.

90

38.3.
2
2.22.
39
39.1.

91

39.2.

92

40
40.1.

89

2

окончаниях глаголов. Определение
спряжения. Устойчивые выражения
Простая и сложная форма будущего времени глаголов 3 ч.
1
27.01.
Простая и сложная форма будущего
времени глаголов
1
31.01.
Различение 2 л. мн. ч. будущего
времени и повелительной формы
глагола
1
01.02.
Правописание безударных гласных в
приставках, корнях и окончаниях
существительных, прилагательных и
глаголов
Личные местоимения 1 ч.
Личные местоимения
1
02.02.
Описание предмета 1 ч.
Описание предмета
1
03.02.
Разбор слова по составу 1 ч.
Разбор глагола по составу
1
07.02.
Правописание безударных гласных в
корнях и окончаниях.
Самостоятельная работа
Что такое аннотация и как еѐ составить 1 ч.
Что такое аннотация и как еѐ
1
08.02.
составить
Орфограммы в корнях слов 2 ч.
Орфограммы в корнях слов
1
09.02.
Орфограммы в корнях слов
1
10.02.
Учимся составлять аннотации 2 ч.
Учимся составлять аннотации
1
14.02.
Письменное изложение
1
15.02.
Орфограммы в суффиксах слов 3 ч.
1
16.02.
Значение суффикса -ник1
17.02.
Существительные. Правописание
суффиксов -ек-/-ок1
21.02.
Контрольная работа
Что такое монолог и диалог 1 ч.
Что такое монолог и диалог
1
22.02.
Буквы О/Е после шипящих 2 ч.
1
24.02.
Правописание окончаний в
существительных после суффикса ищ-. Буквы О/Е в суффиксах
прилагательных с основой на
шипящий и Ц
1
28.02.
Образование прилагательных от
существительных и правописание
суффиксов и окончаний
прилагательных
Глагольные суффиксы 1 ч.
Правописание суффиксов в глаголах
1
01.03.
прошедшего времени
Учимся составлять аннотации 1 ч.

93
94

2.23.
41
41.1.

95

41.2.

96

41.3.
2
2.24.
42

97

98
99

42.1.
42.2.

100

43
43.1.

101

43.2.

102

44
44.1.

103

2
2.25.
45

104

45.1.

105

45.2

107

2
2.26.
46
46.1.

108

46.2.

109

47
47.1.

106

111

2
2.27.
48
48.1.

112

2
2.28.

110

Учимся составлять аннотации
1
02.03.
Орфограммы в окончаниях слов 3 ч.
1
03.03.
Орфограммы в окончаниях
существительных
1
09.03.
Орфограммы в окончаниях
прилагательных
1
10.03.
Орфограммы в окончаниях глаголов
Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением 1 ч.
Текст-рассуждение
1
14.03.
Учимся различать форму 2-го лица мн. Ч. и повелительную форму мн.
ч. 2 ч.
Орфограммы в окончаниях слов
1
15.03.
1
16.03.
Контрольная работа за 3
четверть
Орфограммы в приставках 2 ч.
1
17.03.
Правописание безударных гласных
в приставках. Правописание
приставок на З/С
1
21.03.
Правописание Ъ и Ь перед гласными
Е, Ё, Ю, Я. Правописание Ы в корнях
слов после приставок,
оканчивающихся на согласный
Работа разделительного Ь 1 ч.
Правописание Ь перед гласными Е,
1
22.03.
Ё, Ю, Я, И
Работа с картиной1 ч.
Работа с картиной
1
23.03.
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на
вопрос ЧЕЙ? 2 ч.
Правописание разделительного Ь в
1
24.03.
прилагательных
4 четверть 25 ч.
Самостоятельная работа на тему
1
06.04.
«Правописание приставок на З/С.
Правописание Ъ после приставок»
Письменное изложение 1 ч.
Письменное изложение
1
07.04.
Слова, которые легко перепутать 2 ч.
1
11.04.
Работа над смыслом однокоренных
слов
1
12.04.
Контрольная работа
Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи 1 ч.
Правописание Ь после шипящих в
1
13.04.
существительных и прилагательных
Учимся составлять аннотации 1 ч.
Учимся составлять аннотации
1
14.04.
Ь после шипящих 1 ч.
Правописание Ь после шипящих в
1
18.04.
глаголах
Рассматриваем старые фотографии 1 ч.
Рассматриваем старые фотографии
1
19.04.

Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах 1 ч.
Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в
1
20.04.
глаголах
50
Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные
члены предложения 1 ч.
114 50.1. Распространенные и
1
21.04.
нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения
51
Разбор предложения по членам предложения 1 ч.
115 51.1. Разбор предложения по членам
1
25.04.
предложения
52
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных
предложениях 1 ч.
116 52.1. Простые и сложные предложения.
1
26.04.
Знаки препинания в сложных
предложениях
2
Учимся писать сочинение 2 ч.
117 2.29. Учимся писать сочинение
1
27.04.
118 2.30. Учимся рассказывать о творчестве
1
28.04.
писателя или поэта
53
Отличие сложных предложений от простых предложений с
однородными членами 2 ч.
119 53.1. Отличие сложных предложений от
1
04.05.
простых предложений с
однородными членами. Постановка
знаков препинания в простых
предложениях с однородными
членами
120 53.2. Проверочная работа
1
05.05.
54
Постановка знаков препинания в сложных предложениях 1 ч.
121 54.1. Постановка знаков препинания в
11.05.
сложных предложениях
55
Отличие сложных предложений от простых предложений с
однородными членами 7 ч.
122 55.1.
1
12.05.
Повторение изученного
123 55.2.
1
16.05.
Повторение изученного
124 55.3.
1
17.05.
Повторение изученного
124 55.4. Контрольная работа за год
1
18.05.
2
Учимся писать сочинение 1 ч.
126 2.31. Учимся писать сочинение
1
19.05.
127 55.5. Итоговая комплексная работа
1
23.05.
128
55.6 Олимпиадное задание
1
24.05.
129 55.7. Олимпиадное задание
1
25.05.
Учитывая выходные и праздничные дни запланировано 129 ч.
113

49
49.1.

Особенности контроля и оценки по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в
форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных
списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на
возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает
достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего
числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту
правила заранее выписываются на доске или проговариваются
орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова,
правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы,
определенные "Минимумом начального общего образования", "Федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта": правописание
безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных
окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных
окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний
жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале
предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь
после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных
диктантов:
Класс
I-е полугодие
II-е полугодие
1 класс
15-17 слов
2 класс
25-30 слов
35-45 слов
3 класс
45-55 слов
55-65 слов
4 класс
65-70 слов
75-80 слов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:

нарушения правил написания слов, включая грубые случаи
пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг
которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым
написанием);

отсутствие изученных знаков препинания в тексте;

наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:

отсутствие знаков препинания в конце предложений, если
следующее предложение написано с большой буквы;

отсутствие красной строки;


неправильное написание одного слова (при наличии в работе
нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Грамматическое задание
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.
"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс - 8-10 слов;
3 класс - 10-12 слов;
4 класс - 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - без ошибок.
"4" ("хорошо") - 1 ошибка.
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.
"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.
Контрольное списывание
Контрольное
списывание
способ
проверки
усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать
части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными
знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов
одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;
"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;
"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка
письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание
текста без пропусков существенных моментов; умения организовать
письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с
четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в
диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту
передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных

моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на
отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение
оценки
Ошибки:

существенные отступления от авторского текста при написании
изложения, искажающие смысл произведения;

отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий,
отраженных в авторском тексте;

употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:

отсутствие красной строки;

незначительные нарушения логики событий авторского текста
при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за
содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на
начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень
важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания
текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных
моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет
фактических ошибок; правильно построены предложения и
употреблены слова (допускается не более одной речевой
неточности).
"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в
построении предложений и употреблении слов нет
существенных недостатков; имеются отдельные фактические
и речевые неточности (допускается не более трех речевых
недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от
авторского
текста;
допущены
нарушения
в
последовательности изложения мыслей; есть недочеты в
построении предложений и употреблении слов (допускается
не более пяти речевых недочетов в содержании и построении
текста).
"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста
(упущены важные события, отсутствует главная часть); много
фактических неточностей; нарушена последовательность
изложения мыслей; имеет место употребление слов в не
свойственном им значении; допущено более шести речевых
недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение
"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно
построены предложения и употреблены слова (допускается не
более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные
нарушения последовательности изложения мыслей; в
построении предложений и употреблении слов нет
существенных недостатков, имеются отдельные фактические
и речевые неточности (допускается не более трех речевых
недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы,
есть недочеты в построении предложений и употреблении
слов (допускается не более пяти речевых недочетов в
содержании и построении текста).

Вводная контрольная работа 4 класс.
Подарки
Весной и летом ёлочки не было. Осенью ёлочка вдруг появилась.
3.Раздвинула листья и выглянула из земли. 4.Деревья роняли листья.
Прошло много лет. Каждую осень деревья вспоминают о дне рождения
ёлочки. 3.Они дарят ёлочке чудесные подарки. 4.Осинка дарит красные
фонарики. Клён – оранжевые звёзды.*
Стоит ёлочка счастливая. Раскинула она лапки. На них подарки. Их уже
некуда деть. А всё дарят и дарят.
(По Н.И. Сладкову) (60 слов)
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически)
проговариваются учителем. Сообщается о постановке тире в предложении
отмеченном звёздочкой.
Грамматическое задание
Вариант 1
1). 1 – е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. Над
словами напиши, какими частями речи они являются.
2).В 3-м и 4-м предложениях первого абзаца найди существительные,
которые стоят в тексте в одном и том же падеже. Над ними укажи склонение
и падеж.
Вариант 2
1). 2 – е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. Над
словами напиши, какими частями речи они являются.
2) В 3-м и 4-м предложениях второго абзаца найди существительные,
которые стоят в тексте в одном и том же падеже. Над ними укажи склонение
и падеж.
1 четверть.
Бурый медведь
В русских народных сказках живёт косолапый, неуклюжий и глупый
медведь. На самом деле медведь не такой. Он умный, ловкий и быстрый.
Крадётся он за добычей – веточка не хрустит. Бежит – не догнать. Он
чудесный рыбак. Стоит в реке. Ждёт чего? Вдруг удар лапой. Брызги во все
стороны. А рыбка бьётся на берегу.
Медведь ест разную пищу. Найдёт малину, лежит, ест, урчит. И мёд, и
молодой овёс медведю подавай!
( По А.Дитриху. Г.Юрмину) ( 68 слов)
Слова для справок : неуклюжий, не такой, овёс.
Грамматическое задание:
Вариант1.
1.Последнее предложение первого абзаца разбери по членам предложения и
частям речи.
2.Найдите и выпишите столбиком 3 глагола 1-ого спряжения . Выделите у
них окончания, напишите рядом с ними время, лицо, число и спряжение.
Вариант2.

1.1-ое предложение второго абзаца разберите по членам предложения и
частям речи.
2. Найдите и выпишите столбиком 3 глагола 2-ого спряжения . Выделите у
них окончания, напишите рядом с ними время, лицо, число и спряжение.
Ⅰ полугодие.
Осень.
Вот вскормлены птенцы. Они научились летать и разыскивать себе еду.
Наступило время отправляться в далёкое путешествие.
Некоторые из наших птиц улетают рано. Взять стрижа.
Лето ещё. Тепло. В воздухе вьются мухи и комары. Холод и голод ещё не
гонят от нас стрижей. Но стрижи уже собрались в стаи. Они каждое утро
далеко улетают от своих гнёзд. Возвращаются стрижи домой на ночь. И
вдруг совсем исчезли. Теперь не увидишь до самого лета.
(По В.В. Бианки) (71 слово)
Слова для справок: некоторые, комары.
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически)
проговариваются
учителем.
Грамматическое задание.
Вариант 1
1. 7-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения.
2.Выпиши столбиком из 5 –ого предложения третьего абзаца все имена
существительные в той форме, как они стоят в предложении, и определи
число, род, склонение и падеж этих существительных.
Вариант 2
1. 3-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения.
2. 2.Выпиши столбиком из второго абзаца все имена существительные в
той форме, как они стоят в предложениях , и определи число, род,
склонение и падеж этих существительных.
3-ю четверть.
В мире природы.
Интересный мир природы. Загадки здесь лежат под ногами. Смотри и бери.
Без за-гадок жизнь будет безрадостна. Нашёл загадку – отгадку ей подавай.*
Иди в лес и от-гадку ищи. Всё в нём прекрасно и удивительно. Лесные
загадки обладают особым свойством. Разгадай одну из них! Тут появятся две
новые! Как сказочное чудовище! Отрубили гидре одну голову. И вдруг на
месте одной уже две! Это из леса пришли к нам волшебные сказки.
Здесь я познал главную радость! Это радость узнавания.
(По Н.И.Сладкову) (76 слов)
Слова для справок: бери, обладают.
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически)
проговариваются учителем. Сообщается о тире в предложении, помеченном
звёздочкой.
Грамматическое задание

Вариант 1
1. Найди и подчеркни глаголы в повелительной форме. Выпиши глаголы
стол-биком. Рядом с каждым напиши повелительную форму
множественного чис-ла. Выдели суффиксы повелительной формы и
окончания.
2. 2-е предложение первого абзаца разбери по членам предложения,
составь его схему.
Вариант 2
1. Найди и подчеркни в тексте краткие прилагательные. Над каждым
укажи род.
В 1-м предложении первого абзаца найди прилагательное. Образуй все
крат-кие формы этого прилагательного, запиши их через запятую. Над
каждой ука-жи род .
2. 1-е предложение второго абзаца разбери по членам предложения,
составь его схему.
Контрольная работа за год.
Утренняя зарница.
Одна за другой гаснут на небе звёзды. Синее небо на востоке стало
голубым. Потом от горизонта поднялась розовая полоска и разлилась по
всему небосклону. В эти минуты всё стало розовым. Порозовели вода в
пруду и капельки росы на траве. И туман в долине розовый. Высоко в небо
взлетел жаворонок и поёт, поёт. Его маленькие крылышки уже осветило
солнце. И крылышки стали розовые. Скоро из-за горизонта выплывет
солнце. Жаворонок поёт о том, что он уже видит солнце*.
(По В.А . Сухомлинскому)
(76 слов)
Слова для справок: зарница, долина, из-за.
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически)
проговариваются учителем. Сообщается о знаках препинания в предложении
, отмеченном звёздочкой.
За невыполнение дополнительного задания отметка за контрольную работу
не снижается.
Грамматическое задание.
Вариант1
1. Выпиши из текста родственные слова. Напиши над словами, какими
частями речи они являются.
2. 7-е предложение разбери по членам предложения.
Вариант 2
1. Подчеркни в тексте глагол – исключение. Выпиши его в начальной
форме.
Укажи над ним спряжение.
2. 10-е предложение разбери по членам предложения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».