Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 4 класса первой ступени образования составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 ,авторской Программы по систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», ( УМК «Перспективная начальная школа»). Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3,базисного учебного плана и требований к результатам начального общего образования. Данная программа ориентирована на использование учебника: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: учебник в 3 ч. (части 1,2 3) – М.: Академкнига/Учебник. Срок реализации рабочей программы 1год. Цели и задачи курса В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира; социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности. Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; овладение способами орфографического действия; развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать; формирование учебной деятельности учащихся; формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)). усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения, Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 607 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе),в 3-4 классах 136 часов(4ч.в неделю, 34учебные недели в каждом классе) Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие русского языка как явление национальной культуры; - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; - овладение словами речевого этикета. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы; - самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами; - умение работать с таблицами, схемами, моделями; - умение представлять учебный материал в виде схем, моделей; - умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики; - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; - способность контролировать свои действия, проверять написанное. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: - интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); - познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); - организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную деятельность). Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения В области познавательных УУД (общеучебных) Выпускник научится: - ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); - работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи. В области коммуникативных УУД Выпускник научится: В рамках инициативного сотрудничества: - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); В рамках коммуникации как взаимодействия: - понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; - использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). В области регулятивных УУД Выпускник научится: - осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата. К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает: - достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее; - умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты; - умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста; - сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль). Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. 4 класс. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: Содержательная линия «Система языка». Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка; зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научится: проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научится: правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе; правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями; правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах; соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям). Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Раздел «Лексика» Выпускник научится: выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. Выпускник получит возможность научится: подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; Содержание курса Фонетика и орфография Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова. Основные виды учебной деятельности обучающихся Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Морфемика и словообразование Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу. Основные виды учебной деятельности обучающихся. Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Морфология и лексика Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголовисключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов. Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений. Основные виды учебной деятельности обучающихся Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи Синтаксис и пунктуация Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. Основные виды учебной деятельности обучающихся. Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение разбора простого предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям. Основные виды учебной деятельности обучающихся Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений). Развитие речи с элементами культуры речи Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах. Основные виды учебной деятельности обучающихся. Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описания, повествования, рассуждения. Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текста с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом. Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). Словарь. Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов). Тематическое планирование(132ч) № Название раздела Количество часов п\п 1 Фонетика и орфография 31ч 2 Лексика 2ч 3 Морфемика и словообразование 6ч 4 Морфология 40ч 5 Синтаксис и пунктуация 19ч Развитие речи Итого 6 31ч 132 ч Календарно – тематическое планирование № п/п № раздела и темы урока 6.1 1 четверть-33 часа 1.Фонетика и орфография Правописание безударного гласного, проверяемого ударением (1-ый час) (2-ый час) (3-ий час) 6.Развитие речи Текст –рассуждение 1.4 1.Фонетика и орфография Значения суффиксов 1.1 1 2 3 4 5 Тема Урока( раздела) 1.2 1.3 6.Развитие речи 6 6.2 Текст-рассуждение 7 1.5 8 1..6 Вводная контрольная работа Правописание слов с удвоенной буквой согласного Склонение слов ОБЕ, ОБА 5.Синтаксис и пунктуация 9 10 11 .5.1 5.2 1.7 Однородные члены предложения (однородные главные члены предложения) Однородные члены предложения (однородные второстепенные члены предложения) КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА Ко ли Дата че по ств плану о ча со в 31 ч 01.09 1 1 1 33 02.09 03.09 07.09 1 31 1 08.09 33 09.09 10.09 1 14.09 1 19 15.09 1 16.09 1 17.09 Дата факт. Примечание Причина корректировк и 6.Развитие речи 12 6.3 5.3 13 5.4 14 1.8 15 Работа с картиной 5.Синтаксис и пунктуация Знаки препинания при однородных членах предложения Связь однородных членов предложения с помощью союзов и.а. но 1.Фонетика и орфография Диктант ( по результатам повторения) 5.Синтаксис и пунктуация 33 1 21.09 19 1 22.09 23.09 1 31 ч 24.09 1 19 16 17 18 19 20 21 5.5 4.1 6.4 4.2 4.3 4.4 Проверочная работа « Однородные члены предложения» 4.Морфология Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания 6.Развитие речи Работа с картиной. 4.Морфология Личные окончания глаголов разных спряжений Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 6.Развитие речи 22 23 6.5 4.5 Учимся рассуждать 4.Морфология Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правило употребления предлогов О и Об 28.09 40 29.09 1 33 1 30.09 40 01.10 1 05.10 1 06.10 1 33 1 07.10 40 08.10 1 4.6 24 4.7 25 Определение спряжения глагола по начальной форме. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей (0,5 часа) Определение спряжения глагола по его начальной форме Глаголы-исключения 2-ого спряжения. 6.Развитие речи 12.10 1 1 13.10 33 6.6 Учимся делать научное сообщение 14.10 26 5.Синтаксис и пунктуация 19 5.6 27 28 4.8 29 4.9 Характеристика предложения и разбор слова как части речи Словарный диктант 4.Морфология Разбор слова как части речи Итоговая контрольная работа( диктант) 6.Развитие речи 30 6.7 Текст-рассуждение 31 .4.10 Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ 6.Развитие речи 32 6.8 Письменное изложение 33 6.9 Учимся делать научное сообщение. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей 15.10 40 19.10 20.10 33 21.10 22.10 1 33 1 27.10 1 2 четверть -30часов 4.Морфология 26.10 40 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 4.11 4.12 4.13 6.10 4.14 4.15 4.16 4.17 6.11 4.18 Выявление глаголов с безударным суффиксом -Я в начальной форме Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени 6.Развитие речи Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением 4.Морфология Суффиксы повелительной формы глагола Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. будущего времени 6.Развитие речи Работа с картиной 4.Морфология Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени 6.Развитие речи 44* 45-46 48 1 2 10.11 1 40 2 2 33 1 19.11 1 33 40 4.19 4.20 4.Морфология Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь 6.13 Письменное изложение 4.Морфология 18.11 40 1 Правописание слов с удвоенной буквой согласного 6.Развитие речи 11.11 12.11 16.11 17.11 Что такое монолог и диалог 1.9 29.10 09.11 33 6.12 1.Фонетика и орфография 47 28.10 23.11 24.11 2 25.11 31 ч 26.11 1 33 1 40 30.11 4.21 49 50 51 52 53 54 4.22 4.23 6.14 1.10 1.11 55 1.12 56 1.13 57 58 59 1.14 4.24 1.15 60 61 62 4.25 4.26 Усекаемая и неусекаемая основа глаголов Определение спряжения глагола по виду основы Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ 6.Развитие речи Учимся делать научное сообщение. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей 1.Фонетика и орфография Комплексная работа Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных Правописание О и Ё после шипящих в корне слова Обобщающий урок «Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова» .Словарный диктант Итоговый диктант за полугодие. 4.Морфология . Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий 1.Фонетика и орфография Контрольное списывание Учимся отстаивать своё мнение в споре Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание Правописание глаголов 1.Фонетика и орфография 01.12 1 02.12 1 03.12 1 33 07.12 31 ч 08.12 1 09.12 1 1 10.12 14.12 1 15.12 1 40 16.12 1 31 1 17.12 21.12 22.12 1 23.12 1 31 63 1.16 Обращение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи 24.12 1 3четверть-40часов 5.Синтаксис и пунктуация 64 65 5.7 5.8 . Где используются однородные члены Повторение пройденного Самостоятельная работа 19 28.12 1 29.12 1 6.Развитие речи 33 66 67 68 69 70 71 6.17 Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением Сочинение о родных местах 6.18 4.27 4.28 6.18 4.29 4.Морфология Части речи. Имя существительное Имя прилагательное.Изменение прилагательных по родам и падежам. 6.Развитие речи Как устроена книга. 4.Морфология Синонимы Краткая форма прилагательных 1.Фонетика и орфография 30.12 1 13.01 1 40 14.01 1 1 18.01 33 19.01 40 1 20.01 31 72 1.17 Самостоятельная работа 21.01 6.Развитие речи 33 73 6.19 Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением 4.Морфология 25.01 1 40 4.30 74 75 76 4.31 4.32 77 4.33 78 4.34 79 4.35 Повелительная форма глагола.Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- – РАС- и СПравописание безударных гласных в окончаниях глаголов.. Определение спряжения. Устойчивые выражения Простая и сложная форма будущего времени глаголов Различение 2 л. мн. ч. наст.времени и повелит. формы глагола Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных., прилагательных и глаголов Личные местоимения 6.Развитие речи 80 81 82 6.20 Описание предмета 3.1 3.Мрфемика и словообразование . Разбор глагола по составу. Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях. 3.2 Самостоятельная работа " Повторение частей речи" 26.01 1 27.01 1 28.01 1 1 01.02 02.02 1 1 03.02 33 1 04.02 6 1 08.02 1 09.02 6.Развитие речи 33 83 84 85 6.21 Что такое аннотация и как её составить 1.Фонетика и орфография 1.18 Орфограммы в корнях слов 1.19 Орфограммы в корнях слов Контрольный словарный диктант 6.Развитие речи 1 10.02 31 1 11.02 15.02 1 33 86 6.22 87 6.23 88 4.36 89 4.37 Учимся составлять аннотации Письменное изложение 4.Морфология Значение суффикса –ник-. Контрольная работа (диктант) 6.Развитие речи 90 6.24 Что такое монолог и диалог 1.Фонетика и орфография 91 1.21 92 93 94 95 96 97 3.3 4.38 6.25 1.22 Буквы О/ Е в существительных и прилагательных с основой на шипящий и Ц. Правописание окончаний в существительных после суффикса –ИЩОбразование прилагательных от существительных и правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных 4.Морфология Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени 6.Развитие речи Учимся составлять аннотации 1.Фонетика и орфография Орфограммы в окончаниях существительных 1.23 Орфограммы в окончаниях Прилагательных. 1.24 Орфограммы в окончаниях глаголов 6.Развитие речи 1 16.02 1 17.02 40 18.02 1 22.02 33 1 24.02 31 25.02 1 01.03 1 40 02.03 1 33 03.03 1 31 04.03 1 09.03 1 10.03 1 33 98 99 6.26 .1.25 Продолжаем знакомиться с текстомрассуждением 1.Фонетика и орфография . Итоговая контрольная работа за 3 четверть 4.Морфология 100 1.Фонетика и орфография 102 31 1 15.03 40 4.39 Орфограммы в окончаниях слов 101 11.03 1.26 1.27 Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я 16.03 1 31 17.03 1 1 18.03 4 четверть -28 103 104 105 106 3.4 6.27 3.5 3.7 3.Мрфемика и словообразование Правописание Ь перед гласными Е,Ё,И,Я,Ю. 6.Развитие речи Работа с картиной Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? Самостоятельная работа « Правописание приставок на з/с. Ъ после приставок» 6.Развитие речи 6 1 22.03 33 1 23.03 24.03 1 25.03 1 33 107 6.28 Письменное изложение 2.Лексика 108 2.1 109 1.28 110 1.29 111 6.29 112 1.30 113 114 6.30 4.40 5.9 115 116 5.10 117 5.11 118 6.31 119 6.32 Работа над смыслом однокоренных слов. 1.Фонетика и орфография Контрольная работа Правописание Ь после шипящих в существительных и прилагательных. 6.Развитие речи Учимся составлять аннотации 1.Фонетика и орфография Правописание Ь после шипящих в глаголах 6.Развитие речи Рассматриваем старые фотографии 4.Морфология Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах 5.Синтаксис и пунктуация Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены Разбор предложения по членам предложения Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях 6.Развитие речи Учимся писать сочинение Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта 1 06.04 2 1 07.04 31 1 08.04 12.04 1 33 1 13.04 31 14.04 1 33 1 15.04 40 1 19.04 19 1 1 20.04 21.04 22.04 1 33 1 26.04 27.04 1 5.12 120 121 5.13 122 5.14 123 5.15 Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Постановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами Постановка знаков препинания в сложных предложениях Отличие сложных предложений от простых с однородными членами. 28.04 1 1 29.04 1 05.05 1 06.05 1 11.05 1 12.05 Отличие сложных предложений от простых с однородными членами 124 5.16 125 5.17 126 5.18 127 128 129130 5.19 6.33 1.31 Отличие сложных предложений от простых с однородными членами Отличие сложных предложений от простых с однородными членами. Итоговый диктант за год Контрольное списывание.Работа над ошибками. 6.Развитие речи 13.05 1 17.05 1 33 Учимся писать сочинение. 1 1.Фонетика и орфография Повторение материала. 31 18.05 2 Обобщающий урок 2 Олимпиадное задание С учётом праздничных и выходных дней-132. 131132 2.1 19.05 20.05 24.05 25.05 Особенности контроля и оценки по русскому языку Диктант. «5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии ( возможно два исправление орфографического характера учся). «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, допущена одна негрубая ошибка «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. «1» – ставится, если допущено 8 и более орфографических ошибок. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов, если искажает смысл предложения; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). За ошибку не считаются: • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; • единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; - повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. Негрубыми ошибками считаются следующие: - повторение одной и той же буквы в слове; - недописанное слово; - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; - дважды записанное одно и то же слово в предложении. Списывание текста. «5» - ставится за безошибочное выполнение работы; «4» – ставится, если в работе 2 ошибка и 1 исправление (2 - 4 кл.); «3» – ставится, если в работе 3 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.); «2» – ставится, если в работе 4 ошибки (2 - 4кл.); «1» – ставится, если в работе более 4 ошибок (2 - 4 кл.). Словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта). Количество слов для словарного диктанта. 1 класс – 7 – 8 слов; 2 класс – 10 – 12 слов; 3 класс – 12 – 15 слов; 4 класс – до 20 слов. «5» – нет ошибок; «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; «3» – 3 – 4 ошибки (если 12 – 20 слов); «2» – 5 – 7 ошибок; «1» – более 7 ошибок. Контрольное списывание. «5» – нет ошибок; «4» –1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); «3» –3 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); «2» –4 ошибки (2 – 4 кл.); «1» –более 4 ошибок (2 – 4 кл.). Проверочные работы и тесты «5» – 100%-90% «4» –89%-70% «3» –69%-50% «2» – 49%-30% «1» - менее 30% Контрольно-измерительные материалы Вводная контрольная работа Подарки Весной и летом ёлочки не было. Осенью ёлочка вдруг появилась. 3.Раздвинула листья и выглянула из земли. 4.Деревья роняли листья. Прошло много лет. Каждую осень деревья вспоминают о дне рождения ёлочки. 3.Они дарят ёлочке чудесные подарки. 4.Осинка дарит красные фонарики. Клён – оранжевые звёзды.* Стоит ёлочка счастливая. Раскинула она лапки. На них подарки. Их уже некуда деть. А всё дарят и дарят. (По Н.И. Сладкову) (60 слов) Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о постановке тире в предложении отмеченном звёздочкой. Грамматическое задание Вариант 1 1). 1 – е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. Над словами напиши, какими частями речи они являются. 2).В 3-м и 4-м предложениях первого абзаца найди существительные, которые стоят в тексте в одном и том же падеже. Над ними укажи склонение и падеж. Вариант 2 1). 2 – е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. Над словами напиши, какими частями речи они являются. 2) В 3-м и 4-м предложениях второго абзаца найди существительные, которые стоят в тексте в одном и том же падеже. Над ними укажи склонение и падеж. ПНШ 1 четверть .Итоговый диктант за 1 четверть. Бурый медведь В русских народных сказках живёт косолапый, неуклюжий и глупый медведь. На самом деле медведь не такой. Он умный, ловкий и быстрый. Крадётся он за добычей – веточка не хрустит. Бежит – не догнать. Он чудесный рыбак. Стоит в реке. Ждёт чего? Вдруг удар лапой. Брызги во все стороны. А рыбка бьётся на берегу. Медведь ест разную пищу. Найдёт малину, лежит, ест, урчит. И мёд, и молодой овёс медведю подавай! ( По А.Дитриху. Г.Юрмину) ( 68 слов) Слова для справок : неуклюжий, не такой, овёс. Грамматическое задание: Вариант1. 1.Последнее предложение первого абзаца разбери по членам предложения и частям речи. 2.Найдите и выпишите столбиком 3 глагола 1-ого спряжения . Выделите у них окончания, напишите рядом с ними время, лицо, число и спряжение. Вариант2. 1.1-ое предложение второго абзаца разберите по членам предложения и частям речи. 2. Найдите и выпишите столбиком 3 глагола 2-ого спряжения . Выделите у них окончания, напишите рядом с ними время, лицо, число и спряжение. Итоговая контрольная работа за первое полугодие. Осень. Вот вскормлены птенцы. Они научились летать и разыскивать себе еду. Наступило время отправляться в далёкое путешествие. Некоторые из наших птиц улетают рано. Взять стрижа. Лето ещё. Тепло. В воздухе вьются мухи и комары. Холод и голод ещё не гонят от нас стрижей. Но стрижи уже собрались в стаи. Они каждое утро далеко улетают от своих гнёзд. Возвращаются стрижи домой на ночь. И вдруг совсем исчезли. Теперь не увидишь до самого лета. (По В.В. Бианки) (71 слово) Слова для справок: некоторые, комары. Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Грамматическое задание. Вариант 1 1. 7-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. 2.Выпиши столбиком из 5 –ого предложения третьего абзаца все имена существительные в той форме, как они стоят в предложении, и определи число, род, склонение и падеж этих существительных. Вариант 2 1. 3-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. 2. 2.Выпиши столбиком из второго абзаца все имена существительные в той форме, как они стоят в предложениях , и определи число, род, склонение и падеж этих существительных. Итоговая контрольная работа за год. Утренняя зарница. Одна за другой гаснут на небе звёзды. Синее небо на востоке стало голубым. Потом от горизонта поднялась розовая полоска и разлилась по всему небосклону. В эти минуты всё стало розовым. Порозовели вода в пруду и капельки росы на траве. И туман в долине розовый. Высоко в небо взлетел жаворонок и поёт, поёт. Его маленькие крылышки уже осветило солнце. И крылышки стали розовые. Скоро из-за горизонта выплывет солнце. Жаворонок поёт о том, что он уже видит солнце*. (По В.А . Сухомлинскому) (76 слов) Слова для справок: зарница, долина, из-за. Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о знаках препинания в предложении , отмеченном звёздочкой. За невыполнение дополнительного задания отметка за контрольную работу не снижается. Грамматическое задание. Вариант1 1. Выпиши из текста родственные слова. Напиши над словами, какими частями речи они являются. 2. 7-е предложение разбери по членам предложения. Вариант 2 1. Подчеркни в тексте глагол – исключение. Выпиши его в начальной форме. Укажи над ним спряжение. 2. 10-е предложение разбери по членам предложения.