Рабочая программа по географии 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь МО Галактионова И.Н.
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ
СОШ
№3
_______________________________________________
Приказ
от_________________________________________№___________________
Подпись
руководителя____________________________________________________
Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 6 класс
Учитель: Полякова А.И.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного
общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.10 № 1897), закона РФ «Об образовании», требования к результатам
освоения

основной

образования

образовательной

муниципального,

программы

бюджетного

основного

общего

общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №
3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3, авторской программы
«География Е.М. Домогацких, 6 класс». (Программа курсов «География» для
6-9 классов) - М.: Русское слово, 2008 год.

Цели обучения:
• Познакомить обучающихся
закономерностями науки география;

с

основными

понятиями

и

• продолжить формирование географической культуры личности и
обучение географическому языку;
• продолжить формирование умений использовать
географической информации, прежде всего карты;

источник

• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере,
литосфере, биосфере;
• продолжить формирование правильного пространственного
представления о природных системах Земли на разных уровнях: от
локальных (местных) до глобальных.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение географии в 6 классе 1 ч в неделю,
всего 34 ч.
Учебно-методический комплект:
2

. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Учебник. География. Физическая
география 6 кл., - М. «Русское слово», 2011 год.
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011 год.
Контурные карты. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011 год.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. –
М. «Русское слово», 2011 год.
Планируемые предметные результаты.
Личностные результаты:
 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству общность их исторических судеб,
чувства гордости за свою Родину;
 осознание единств географического пространства России как единой
среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
 осознание
своей
этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
 воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
 формирование личностных представлений о целостности природы
Земли ее крупных районов и стран; осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
 формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
3

 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 развитие
эмоционально-ценностного
отношения
к
природе,
эстетического сознания через освоение природного и культурного
наследия народов мира, творческой деятельности эстетического
характера.












Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
4

согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
 формирование представлений о географической науке, её роли в
освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
 формирование первичных навыков использования территориального
подхода (на примере своего региона) как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих знаний о
целостности и неоднородности
Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, об основных этапах ее географического
освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и
странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в
том числе её экологических параметров;
 владение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного
общения;
 овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 формирование представлений об особенностях
экологических
проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
5

безопасного и экологически
окружающей среде.

целесообразного

поведения

в

Содержание учебного предмета (курса)
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма,
размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое
вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и
солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики
и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли.
Тепловые пояса.
Основные учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор,
полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая
долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее
элементов (Солнца, Луны)
Создание системы географических координат связано с осевым движением
Земли.Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение —
определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
влияние космоса на жизнь на Земле;
географические следствия движения Земли;
особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
Умение определять: географические координаты;

6

особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и
солнцестояний;географические следствия движений Земли.
Практические работы: Определение по карте географических координат
различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (4 часа)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его
виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по
масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической
карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии,
бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала
высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности
человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты,
горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
Картографические изображения земной поверхности помогают людям
«увидеть» нашу Землю и её части.
План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью
которых можно решать множество задач:
Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение
определенных правил.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
7

свойства географической карты и плана местности; специфику способов
картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия
видов масштабов; значение планов и карт в практической деятельности
человека.
Умение определять:
существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по
заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по
карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные
знаки; масштаб карты.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора.
Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная
кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную
кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые,
основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие
поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и
вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по
высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание,
деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда,
деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни,
быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные
памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера,
горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,
метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной
коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и
магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и
внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных
геологических процессах на поверхности Земли;
Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств
литосферы.
Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
8

Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
особенности внутреннего строения Земли;
причины и следствия движения земной коры;
действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и
равнинах.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
по заданным признакам горные породы и минералы;
отличие видов земной коры;
виды форм рельефа;
районы землетрясений и вулканизма.
Тема 4. Атмосфера (7 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности
и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры
воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное
давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха.
Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения,
предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость
климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря
Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия

9

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые
пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара,
атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное
давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной
взаимосвязи.
Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством
учителя;планировать свою деятельность под руководством учителя;выявлять
причинно-следственные связи;определять критерии для сравнения фактов,
явлений;выслушивать и объективно оценивать другого;уметь вести диалог,
вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере
атмосферы;вертикальное строение атмосферы, изменение давления и
температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции
атмосферы, климатических поясов и др.;причины возникновения природных
явлений в атмосфере;зависимость климата от географической широты и
высоты местности над уровнем моря;особенности адаптации человека к
климатическим условиям.
Умение определять:
существенные признаки понятий; основные показатели погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их
происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и
равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера
проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники
(горные и покровные).
Учебные понятия:

10

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские
воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и
бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле
одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете
зародилась в воде и не может без нее существовать.
Необходимость рационального использования воды.Круговорот воды
осуществляется во всех оболочках планеты.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
выделение существенных признаков частей Мирового океана;
особенности состава и строения гидросферы;
условия залегания и использования подземных вод;
условия образования рек, озер, природных льдов;
характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга
Умение определять:
существенные признаки понятий;
вид рек, озер, природных льдов; особенности размещения и образования
объектов гидросферы.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного
и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания
в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой
природы. Охрана органического мира. Красная книга Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персонали .Владимир Иванович Вернадский
Основные образовательные идеи:
Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе
благодаря наличию живых организмов.
11

Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами
живые организмы, а также на другие земные оболочки.
Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности географической оболочки на примере биосферы;
особенности приспособления организмов к среде обитания;
роль царств природы;
необходимость охраны органического мира.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
сущность экологических проблем;
причины разнообразия растений и животных;
характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Тема 7. Почва и географическая оболочка ( 4 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв
разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные
комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми
элементами
географической
оболочки:
литосферой,
атмосферой,
гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная
поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как
окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности
человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природнохозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
Почва — особое природное образование, возникающее в результате
взаимодействия всех природных оболочек.
В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные
комплексы.
12

Персонали Василий Васильевич Докучаев.
Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством
учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения
фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести
диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности образования почвы;
особенности строения и состава географической оболочки;
взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
законы развития географической оболочки;
сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
условия образования почв;
характер размещения природных зон Земли.
Основные образовательные идеи
• Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием
других её элементов (Солнца, Луны).
• Создание системы географических координат связано с осевым
движением Земли.
• Шарообразность Земли и наклон её оси суточного вращения
определяют распределение тепла и света на её поверхности.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Содержание темы Способы изображения местности. Географическая
карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон,
изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане
местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту.
Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.
Абсолютная и относительная высоты. Шкала высот и глубин. Значение
планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда
карты, горизонтали, условные знаки.
13

Основные образовательные идеи
• Картографические изображения земной поверхности помогают людям
«увидеть» нашу Землю и её части.
• План, карта, глобус — точные модели земной поверхности, с
помощью которых можно решать множество задач.
• Географическая карта — сложный чертёж, выполненный с
соблюдением определённых правил.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная
кора. Земная кора — верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая
земная кора.
Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную
кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые,
основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие
поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и
вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по
высоте.
Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание,
деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда,
деятельность человека.
Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни,
хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

быта

и

Природные памятники литосферы.
Учебные понятия Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя),
земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные,
химические, биологические, метаморфические).
Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан
и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические).
Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы,
формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи
14

• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных
геологических процессах на поверхности Земли. • Полезные ископаемые —
самая важная для человека часть богатств литосферы.
• Рельеф — результат взаимодействия внутренних и внешних сил. •
Рельеф влияет и на особенности природы, и на образ жизни людей.
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Содержание темы
Атмосфера: её состав, строение и значение.
Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха.
Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты
солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его
возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные
осадки. Погода, причины её изменения, предсказание погоды. Климат и
климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической
широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к
климатическим условиям.
Учебные понятия Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои
атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация
водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи • Воздушная оболочка планеты имеет
огромное значение для жизни на Земле.
• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность,
атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки)
находятся в тесной взаимосвязи.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и её состав. Мировой круговорот воды. Значение
гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые,
артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки:
горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и
водопады. Озёра проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя
мерзлота, ледники (горные и покровные). Учебные понятия Гидросфера,
круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная
15

система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озёра,
ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи
• Вода — уникальнейшее вещество, которое может находиться на
Земле одновременно в трёх агрегатных состояниях.
• Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без неё
существовать.
• Для сохранения
использовать воду.

водных

ресурсов

необходимо

рационально

• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Практические работы
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Описание по
крупнейших рек Земли.

карте

географического

положения

одной

из

Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы Царства живой природы и их роль в природе
Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При способление
живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Взаимное
влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира.
Красная книга МСОП. Учебные понятия Биосфера, Красная книга. 76
Персоналия Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи • Планета Земля занимает
исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых
организмов. • Биосфера — сложная природная система, которая оказывает
влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки. •
Биосфера — самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия
образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные
комплексы:
природные,
природно-хозяйственные.
Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки:
16

литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической
зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара.
Географическая оболочка как окружающая человека среда, её изменения под
воздействием деятельности человека. Учебные понятия Почва, плодородие,
природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс,
геосфера, закон географической зональности. Основные образовательные
идеи • Почва — особое природное образование, возникающее в результате
взаимодействия всех природных оболочек.
• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки
Земли.
• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные
комплексы.
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема
Земля как планета
Географическая карта
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Почва и географическая оболочка

Кол-во часов
5
5
7
8
4
2
3

фактич
ески

Разделы и темы

Сроки
проведения

По
плану

№
уро
ка

Номер
раздел
аи
темы
урока

Кол-во часов

Календарно-тематическое планирование
Примечан
ие
(причина
корректир
овки)

1. Введение
(1 час)

1.

1.1

Что изучает география
1
2 Земля во вселенной (5)

02.09

2.
3.
4.
5
6.

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Земля и Вселенная
Система географиических координат
Времена года .РК.
Пояса освещенности
Обобщаю-щее повторение по теме
« Земля во вселенной»

09.09
16.09
23.09
30.09
07.10

1
1
1
1
1

3. Географическая карта
17

7.
8.
9.
10.

Географическая карта и ее масштаб
1
Виды условных знаков
Ориентирование.
Изображение рельефа на карте
4. Литосфера

14.10
21.10
28.10
11.11

11.
12.
13.
14.
15.

Строение Земного шара
Полезные ископаемые Р. К.
Движения земной коры
Выветривание горных пород
Рельеф суши и дна Мирового океана
Р.К.
Обобщающее повторение по теме
«Литосфера»

18.11
25.11
02.12
09.12
16.12

16.

23.12

5. Атмосфера
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Температура воздуха
Атмосферное давление
Движение воздуха

25.
26.
27.

Единство гидросферы
Воды, суши, реки и озера Р.к
Воды, суши, подземные воды и
природные льды

Вода в атмосфере
Погода Р.К.
Климат Р.К.
Обобщающее повторение по теме
«Атмосфера»

30.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02

6. Гидросфера
03.03
10.03
17.03

7. Биосфера
28.
29.

Царства живой природы
Биосфера и охрана природы

30.
31.
32.

Почва Р.к.
Природный комплекс
Обобщающее повторение по теме
« Биосфера и почвы»
Обобщающее повторение по курсу
«Введение в географию
Обобщающее повторение
Обобщающее повторение

24.03
07.04

8. Почва и геосфера

33.
34.
35.

14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

Итого с учетом выходных и праздничных дней ____ 35_____ часов

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».