Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 города Каменск-Шахтинский
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
УВР
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 30.08.2021 г. № 2
________ секретарь МО Галактионова И.Н.
подпись
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
______________Яценко Н.А.
подпись
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3
_______________________________________________
Приказ
от_________________________________________№___________________
Подпись
руководителя____________________________________________________
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 6 класс
Учитель: Полякова А.И.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного
общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от
17.12.10 № 1897), закона РФ «Об образовании», требования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования
муниципального,
бюджетного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №
3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3, программы «Биология
6 класс, В.В. Пасечник серия «Линии жизни».
Цели обучения:
1.
Усвоение учащимися знаний, умений, навыков и специальных
компетенций, опыта творческой деятельности, ценностных установок,
специфичных для изучаемой области знания.
2. Освоение учащимися универсальных способов деятельности в
образовательном процессе и в реальных жизненных ситуациях,
позволяющих ориентироваться в окружающем мире, значимых для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
3. Формирование ценностных ориентаций выпускников: индивидуальноличностные позиции, мотивы образовательной деятельности,
социальные чувства, личностные качества.
4. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;
5. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, использовать информацию о
современных достижениях в области биологии и экологии растений,
работать
с
биологическими
приборами,
инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за растениями; биологические
эксперименты;
6. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за растениями,
биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
7. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
культуры поведения в природе;
8. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по
2
отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в
окружающей среде; профилактики заболеваний.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК
В.В. Пасечника): "Биология. Многообразие покрытосеменных растений". 6
класс, учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. –
М.: Дрофа, 2017 г.
Место предмета в учебном плане школы:
Согласно действующему в школе учебному плану, базирующемся на
Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), данная
рабочая программа 6 класса предусматривает классно-урочную систему
обучения в объеме 1 час в неделю (34 часа в год) . Рабочая программа
разработана на основе требований Федерального Государственного
Образовательного Стандарта (ФГОС).
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые образовательные результаты?
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы,
6. формирование толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах,
8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими
в процессе образованной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
10.формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
3
поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
11.формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности,
включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
3. формирование умения работать с различными источниками
биологической информации: текст учебника, научно-популярной
литературой,
биологическими
словарями
справочниками,
анализировать и оценивать информацию
4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в
учебной и познавательной деятельности
5. формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникативных технологий.
6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки
зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация
— определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места
и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных
растений; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
4
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,
влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение
правил работы с биологическими приборами и
инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
растениями;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен:
научиться понимать :
признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий;
растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт
веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
получит возможность:
o наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
o объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на
примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов,
растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов
на состояние флоры нашего региона; актуальность проблемы
сохранения биологического разнообразия популяций, видов,
сообществ в мире, России, Ростовской области;
o изучать биологические объекты и процессы описывать и
объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием
растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на
готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
o распознавать и описывать на таблицах и живых объектах
органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее
распространенные виды растений своей местности, культурные
растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека
растения;
o приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов,
лишайников;
5
o
o
o
o
o
o
o
o
сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий,
грибов; растения различных отделов, экологические группы
лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к
определенной систематической группе (классификация);
давать характеристику растениям различных систематических
групп;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей
среды на растения;
формулировать выводы на основе собранного материала;
прогнозировать последствия воздействия антропогенных
факторов на биологическое разнообразие и ландшафты
Ростовской области
применять знания для обоснования мер охраны видов и
природных сообществ;
Тип программы: ФГОС
Содержание учебного предмета (курса)
Раздел
1. Строение
и
многообразие
покрытосеменных
растений (15часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и
типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их
строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа.
Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел,
царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные,
Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные.
Класс Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Злаковые.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания и народнохозяйственное значение
Раздел 4. Природные сообщества (1 час)
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных
сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и
влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений
различных экологических групп.
Экскурсия «Природное сообщество и человек».
6
Тематическое планирование
Номер
1.
2.
3.
4.
5
Итого-
Тема
Многообразие
покрытосеменных растений
Жизнь растений
Классификация растений
Повторение
Природные сообщества
30
Кол-во часов
15
8
5
1
1
часов.
7
1.
1.1
2
1.2
3.
1.3
4.
1.4
5.
1.5
6.
1.6
7.
1.7
8.
1.8
9.
1.9
10.
1.10
11.
1.11
фактич
ески
Разделы и темы
Сроки
проведения
По
плану
№
уро
ка
Номер
раздел
аи
темы
урока
Кол-во часов
Календарно-тематическое планирование
Примечан
ие
(причина
корректир
овки)
1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение
семян
двудольных 1
растений
06.09
Л. Р № 1 "Строение семян
двудольных растений"
Строение
семян
однодольных 1
растений
13.09
Л. Р. № 2 "Строение семян
однодольных растений"
Виды корней. Типы корневых 1
систем.
20.09
Л. Р № 3 "Виды корней и типы
корневых систем"
Строение корней.
27.09
Л. Р. № 4 «Корневой чехлик.
Корневые волоски»
Условия
произрастания
и
04.10
видоизменения корней
Побег. Почки и их строение. Рост и
развитие побега
11.10
Л. Р № 5 "Строение почек.
Расположение почек на стебле"
Внешнее строение листа
Л. Р. №6 "Листья простые и
18.10
сложные, их жилкование и
листорасположение"
Клеточное
строение
листа.
Видоизменение листьев
25.10
Л. Р № 7 "Клеточное строение
листа"
Строение стебля. Многообразие
стеблей
08.11
Л. Р. №8
"Внутреннее
строение
ветки
дерева"
Видоизменение побегов
Л.
Р.№9
"Изучение
15.11
видоизмененных
побегов
(корневище, клубень, луковица)"
Цветок и его строение
Л. Р №10 "Изучение строения
22.11
цветка"
8
12.
1.12
13.
1.13
14.
1.14
15.
1.15
16.
17.
2.1
2.2
18.
2.3
19.
2.4
20.
2.5
21.
2.6
22.
2.7
Соцветия
Л. Р. №11"Виды соцветий"
Плоды и их классификация.
Л.
Р.№12
"Плоды,
их
классификация"
Распространение плодов и семян
29.11
06.12
13.12
Контрольная работа №1 по теме.
Строение
и
многообразие
20.12
покрытосеменных растений
2. Жизнь растений (8 часов)
Минеральное питание растений
27.12
Фотосинтез
17.01
Дыхание растений. Испарение воды
растениями. Листопад.
Л. Р. № 13"Передвижение воды и
питательных
веществ
в
растении"
Прорастание семян.
Л. Р № 14"Прорастание семян"
Способы размножения растений
Размножение
споровых
голосеменных растений
24.01
31.01
07.02
14.02
и
21.02
23.
2.8
Половое
размножение
покрытосеменных
растений.
Вегетативное
размножение
покрытосеменных растений
28.02
Л. Р. № 15 "Вегетативное
размножение
комнатных
растений"
3. Классификация растений (5 часов)
24
3.1
Основы систематики растений
14.03
25
26
27
3.2
3.3
3.4
Класс
Двудольные
растения.
Семейства
Крестоцветные
и
Розоцветные
Семейства Пасленовые, Бобовые,
Сложноцветные.
Класс Однодольные. Семейства
Злаковые и Лилейные.
Л. Р № 16 "Выявление признаков
семейства по внешнему строению
растений"
21.03
11.04
18.04
9
28
3.5
Культурные растения
25.04
4. Повторение (1 час)
29.
4.1
Промежуточная
контрольная
16.05
работа за курс 6 класса по
биологии
5. Природные сообщества (1 час)
30
5.1
Растительные сообщества.
Влияние
хозяйственной
деятельности
человека
на
растительный мир.
Экскурсия
"Природное
сообщество и человек
23.05
Итого с учетом выходных и праздничных дней – ____30 часов______,
10