Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания УВР методической кафедры естественно-математического цикла МБОУ СОШ №3 от 30.08.2021 г. № 2 ________ секретарь МО Галактионова И.Н. подпись СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ______________Яценко Н.А. подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________ Приказ от_________________________________________№___________________ Подпись руководителя____________________________________________________ Печать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии 6 класс Учитель: Полякова А.И. 2021-2022 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 № 1897), закона РФ «Об образовании», требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального, бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ № 3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ № 3, программы «Биология 6 класс, В.В. Пасечник серия «Линии жизни». Цели обучения: 1. Усвоение учащимися знаний, умений, навыков и специальных компетенций, опыта творческой деятельности, ценностных установок, специфичных для изучаемой области знания. 2. Освоение учащимися универсальных способов деятельности в образовательном процессе и в реальных жизненных ситуациях, позволяющих ориентироваться в окружающем мире, значимых для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. 3. Формирование ценностных ориентаций выпускников: индивидуальноличностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. 4. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 5. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии растений, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями; биологические эксперименты; 6. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 7. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; 8. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по 2 отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде; профилактики заболеваний. Учебно-методический комплект Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): "Биология. Многообразие покрытосеменных растений". 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2017 г. Место предмета в учебном плане школы: Согласно действующему в школе учебному плану, базирующемся на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), данная рабочая программа 6 класса предусматривает классно-урочную систему обучения в объеме 1 час в неделю (34 часа в год) . Рабочая программа разработана на основе требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Срок реализации программы – 1 год. Планируемые образовательные результаты? Личностные результаты: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5. формирование личностных представлений о целостности природы, 6. формирование толерантности и миролюбия; 7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, 8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; 10.формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного 3 поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 11.формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; Метапредметные результаты: 1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию 4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности 5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. 6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Предметными результатами: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделение существенных признаков биологических объектов; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 4 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; 5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен: научиться понимать : признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона; сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий. получит возможность: o наблюдать влияние факторов среды на живые организмы; o объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры нашего региона; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ростовской области; o изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты; o распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; o приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; 5 o o o o o o o o сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); давать характеристику растениям различных систематических групп; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения; формулировать выводы на основе собранного материала; прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ростовской области применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ; Тип программы: ФГОС Содержание учебного предмета (курса) Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Раздел 3. Классификация растений (5 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Злаковые. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение Раздел 4. Природные сообщества (1 час) Основные экологические факторы и их влияние на растения. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Экскурсия «Природное сообщество и человек». 6 Тематическое планирование Номер 1. 2. 3. 4. 5 Итого- Тема Многообразие покрытосеменных растений Жизнь растений Классификация растений Повторение Природные сообщества 30 Кол-во часов 15 8 5 1 1 часов. 7 1. 1.1 2 1.2 3. 1.3 4. 1.4 5. 1.5 6. 1.6 7. 1.7 8. 1.8 9. 1.9 10. 1.10 11. 1.11 фактич ески Разделы и темы Сроки проведения По плану № уро ка Номер раздел аи темы урока Кол-во часов Календарно-тематическое планирование Примечан ие (причина корректир овки) 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов) Строение семян двудольных 1 растений 06.09 Л. Р № 1 "Строение семян двудольных растений" Строение семян однодольных 1 растений 13.09 Л. Р. № 2 "Строение семян однодольных растений" Виды корней. Типы корневых 1 систем. 20.09 Л. Р № 3 "Виды корней и типы корневых систем" Строение корней. 27.09 Л. Р. № 4 «Корневой чехлик. Корневые волоски» Условия произрастания и 04.10 видоизменения корней Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега 11.10 Л. Р № 5 "Строение почек. Расположение почек на стебле" Внешнее строение листа Л. Р. №6 "Листья простые и 18.10 сложные, их жилкование и листорасположение" Клеточное строение листа. Видоизменение листьев 25.10 Л. Р № 7 "Клеточное строение листа" Строение стебля. Многообразие стеблей 08.11 Л. Р. №8 "Внутреннее строение ветки дерева" Видоизменение побегов Л. Р.№9 "Изучение 15.11 видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)" Цветок и его строение Л. Р №10 "Изучение строения 22.11 цветка" 8 12. 1.12 13. 1.13 14. 1.14 15. 1.15 16. 17. 2.1 2.2 18. 2.3 19. 2.4 20. 2.5 21. 2.6 22. 2.7 Соцветия Л. Р. №11"Виды соцветий" Плоды и их классификация. Л. Р.№12 "Плоды, их классификация" Распространение плодов и семян 29.11 06.12 13.12 Контрольная работа №1 по теме. Строение и многообразие 20.12 покрытосеменных растений 2. Жизнь растений (8 часов) Минеральное питание растений 27.12 Фотосинтез 17.01 Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Л. Р. № 13"Передвижение воды и питательных веществ в растении" Прорастание семян. Л. Р № 14"Прорастание семян" Способы размножения растений Размножение споровых голосеменных растений 24.01 31.01 07.02 14.02 и 21.02 23. 2.8 Половое размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений 28.02 Л. Р. № 15 "Вегетативное размножение комнатных растений" 3. Классификация растений (5 часов) 24 3.1 Основы систематики растений 14.03 25 26 27 3.2 3.3 3.4 Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Семейства Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Л. Р № 16 "Выявление признаков семейства по внешнему строению растений" 21.03 11.04 18.04 9 28 3.5 Культурные растения 25.04 4. Повторение (1 час) 29. 4.1 Промежуточная контрольная 16.05 работа за курс 6 класса по биологии 5. Природные сообщества (1 час) 30 5.1 Растительные сообщества. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Экскурсия "Природное сообщество и человек 23.05 Итого с учетом выходных и праздничных дней – ____30 часов______, 10