Рабочая программа по внеурочной деятельности - Учебно-исследовательская деятельность 7, 8 класс

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учебно-исследовательская
деятельность» для обучающихся 7,8 классов составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об
образовании», требований к результатам освоения основной образовательной
программы
основного
общего
образования
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города
Каменск-Шахтинский, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3.
Программа внеурочной деятельности «Учебно-исследовательская деятельность» в
7,8 классах относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной
деятельности в рамках ФГОС.
Цель программы по внеурочной деятельности: создание условий для успешного
освоения учениками основ учебно-исследовательской деятельности, раскрытие
способностей и поддержка одаренности детей.
Задачи программы по внеурочной деятельности:








формирование представления у школьников о проектно-исследовательской
деятельности как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);

формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор.

Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у
школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Программа рассчитана на 66 часов (7 класс – 31 часов, 8 класс – 35 часов)
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
«Учебно-исследовательская деятельность»
Личностные
У школьников будут сформированы:
2


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;

различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные
Школьник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
3


строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
4


адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся научатся:









основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, ресурсы
Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся получат возможность научиться:











выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных
видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с
файлами и каталогами.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Учебно-исследовательская деятельность»
7,8 классы
1. Введение
Что такое проект
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений
в жизни современного человека. Презентация
исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
2. Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема
5

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной
точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на
внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное
слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия.
Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным
пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление
списка использованных электронных источников.
3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы
исследования.
Цели и задачи исследования
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые
для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в
научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе
наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности
предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования
6

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений
(обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои
действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
4. Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты
Планирование работы
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по
теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по
теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление
презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
5. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура
выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать
доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения
учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
7

Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19

20

21

22
23

24

№
урока

Тема урока

Количест
во часов

Сроки
проведения
Дата
Дата
(факт)
(план)

Примечание
(причина
корректиров
ки)

1. Введение. 1 час
1.1
Что такое проект
1
06.09
2. Способы мыслительной деятельности. 6 часов
2.1
Что такое проблема
1
13.09
2.2
Как мы познаем мир
1
20.09
2.3
Удивительный вопрос
1
27.09
2.4
Учимся выдвигать гипотезы
1
04.10
2.5
Источники информации
1
11.10
2.6
Источники информации
1
18.10
3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. 9 часов
3.1
Выбор темы исследования
1
25.10
3.2
Цели и задачи исследования
1
08.11
3.3
Методы исследования.
1
15.11
Мыслительные операции
3.4
Методы исследования.
1
22.11
Мыслительные операции
3.5
Сбор материала для
1
29.11
исследования
3.6
Сбор материала для
1
06.12
исследования
3.7
Анализ и синтез. Суждения,
1
13.12
умозаключения, выводы
3.8
Обобщение полученных
1
20.12
данных
3.9
Обобщение полученных
1
27.12
данных
4. Мы-исследователи. Самостоятельные проекты. 10 часов
4.1
Планирование работы
1
17.01
4.2
Планирование работы
1
24.01
4.3
Обучение анкетированию,
1
31.01
социальному опросу,
интервьюированию.
4.4
Обучение анкетированию,
1
07.02
социальному опросу,
интервьюированию.
4.5
Обучение анкетированию,
1
14.02
социальному опросу,
интервьюированию.
4.6
Работа в библиотеке с
1
21.02
каталогами.
4.7
Отбор и составление списка
1
28.02
литературы по теме
исследования.
4.8
Работа в компьютерном
1
07.03
8

25
26

4.9
4.10

27
28
29
30
31

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

классе. Составление
презентации.
Составление презентации.
1
14.03
Составление презентации.
1
21.03
5. Мониторинг исследовательской деятельности. 5 часов
Подготовка к защите
1
11.04
Подготовка к защите
1
18.04
Защита проектов
1
25.04
Защита проектов
1
16.05
Защита проектов
1
23.05
8 класс

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

21

№
урока

Тема урока

Количест
во часов

Сроки
проведения
Дата
Дата
(факт)
(план)

Примечание
(причина
корректиров
ки)

1. Введение. 1 час
1.1
Что такое проект
1
02.09
2. Способы мыслительной деятельности. 6 часов
2.1
Что такое проблема
1
09.09
2.2
Как мы познаем мир
1
16.09
2.3
Удивительный вопрос
1
23.09
2.4
Учимся выдвигать гипотезы
1
30.09
2.5
Источники информации
1
07.10
2.6
Источники информации
1
14.10
3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. 9 часов
3.1
Выбор темы исследования
1
21.10
3.2
Цели и задачи исследования
1
28.10
3.3
Методы исследования.
1
11.11
Мыслительные операции
3.4
Методы исследования.
1
18.11
Мыслительные операции
3.5
Сбор материала для
1
25.11
исследования
3.6
Сбор материала для
1
02.12
исследования
3.7
Анализ и синтез. Суждения,
1
09.12
умозаключения, выводы
3.8
Обобщение полученных
1
16.12
данных
3.9
Обобщение полученных
1
23.12
данных
4. Мы-исследователи. Самостоятельные проекты. 13 часов
4.1
Планирование работы
1
30.12
4.2
Планирование работы
1
13.01
4.3
Планирование работы
1
20.01
4.4
Обучение анкетированию,
1
27.01
социальному опросу,
интервьюированию.
4.5
Обучение анкетированию,
1
03.02
9

22

4.6

23

4.7

24

4.8

25

4.9

26

4.10

27
28
29

4.11
4.12
4.13

30
31
32
33
34
35

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6

социальному опросу,
интервьюированию.
Обучение анкетированию,
1
10.02
социальному опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке с
1
17.02
каталогами.
Отбор и составление списка
1
24.02
литературы по теме
исследования.
Отбор и составление списка
1
03.03
литературы по теме
исследования.
Работа в компьютерном
1
10.03
классе. Составление
презентации.
Составление презентации.
1
17.03
Составление презентации.
1
24.03
Составление презентации.
1
07.04
5. Мониторинг исследовательской деятельности. 6 часов
Подготовка к защите
1
14.04
Подготовка к защите
1
21.04
Подготовка к защите
1
28.04
Защита проектов
1
05.05
Защита проектов
1
12.05
Защита проектов
1
19.05

С учетом выходных и праздничных дней

часов.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».