1 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учебно-исследовательская деятельность» для обучающихся 7,8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3. Программа внеурочной деятельности «Учебно-исследовательская деятельность» в 7,8 классах относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Цель программы по внеурочной деятельности: создание условий для успешного освоения учениками основ учебно-исследовательской деятельности, раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Задачи программы по внеурочной деятельности: формирование представления у школьников о проектно-исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать коммуникативные навыки (партнерское общение); формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Место учебного предмета (курса) в учебном плане Программа рассчитана на 66 часов (7 класс – 31 часов, 8 класс – 35 часов) Срок реализации программы – 1 год. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Учебно-исследовательская деятельность» Личностные У школьников будут сформированы: 2 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Школьник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Школьник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; 3 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные Школьник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 4 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся научатся: основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся получат возможность научиться: выделять объект исследования; разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе; работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. Содержание курса внеурочной деятельности «Учебно-исследовательская деятельность» 7,8 классы 1. Введение Что такое проект Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация 2. Способы мыслительной деятельности Что такое проблема 5 Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Как мы познаём мир Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Удивительный вопрос Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Учимся выдвигать гипотезы Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Источники информации Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. 3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности Выбор темы исследования Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. Сбор материала для исследования 6 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Обобщение полученных данных Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. 4. Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты Планирование работы Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. 5. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Подготовка к защите Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Защита проектов Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. 7 Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 № урока Тема урока Количест во часов Сроки проведения Дата Дата (факт) (план) Примечание (причина корректиров ки) 1. Введение. 1 час 1.1 Что такое проект 1 06.09 2. Способы мыслительной деятельности. 6 часов 2.1 Что такое проблема 1 13.09 2.2 Как мы познаем мир 1 20.09 2.3 Удивительный вопрос 1 27.09 2.4 Учимся выдвигать гипотезы 1 04.10 2.5 Источники информации 1 11.10 2.6 Источники информации 1 18.10 3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. 9 часов 3.1 Выбор темы исследования 1 25.10 3.2 Цели и задачи исследования 1 08.11 3.3 Методы исследования. 1 15.11 Мыслительные операции 3.4 Методы исследования. 1 22.11 Мыслительные операции 3.5 Сбор материала для 1 29.11 исследования 3.6 Сбор материала для 1 06.12 исследования 3.7 Анализ и синтез. Суждения, 1 13.12 умозаключения, выводы 3.8 Обобщение полученных 1 20.12 данных 3.9 Обобщение полученных 1 27.12 данных 4. Мы-исследователи. Самостоятельные проекты. 10 часов 4.1 Планирование работы 1 17.01 4.2 Планирование работы 1 24.01 4.3 Обучение анкетированию, 1 31.01 социальному опросу, интервьюированию. 4.4 Обучение анкетированию, 1 07.02 социальному опросу, интервьюированию. 4.5 Обучение анкетированию, 1 14.02 социальному опросу, интервьюированию. 4.6 Работа в библиотеке с 1 21.02 каталогами. 4.7 Отбор и составление списка 1 28.02 литературы по теме исследования. 4.8 Работа в компьютерном 1 07.03 8 25 26 4.9 4.10 27 28 29 30 31 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 классе. Составление презентации. Составление презентации. 1 14.03 Составление презентации. 1 21.03 5. Мониторинг исследовательской деятельности. 5 часов Подготовка к защите 1 11.04 Подготовка к защите 1 18.04 Защита проектов 1 25.04 Защита проектов 1 16.05 Защита проектов 1 23.05 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 № урока Тема урока Количест во часов Сроки проведения Дата Дата (факт) (план) Примечание (причина корректиров ки) 1. Введение. 1 час 1.1 Что такое проект 1 02.09 2. Способы мыслительной деятельности. 6 часов 2.1 Что такое проблема 1 09.09 2.2 Как мы познаем мир 1 16.09 2.3 Удивительный вопрос 1 23.09 2.4 Учимся выдвигать гипотезы 1 30.09 2.5 Источники информации 1 07.10 2.6 Источники информации 1 14.10 3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. 9 часов 3.1 Выбор темы исследования 1 21.10 3.2 Цели и задачи исследования 1 28.10 3.3 Методы исследования. 1 11.11 Мыслительные операции 3.4 Методы исследования. 1 18.11 Мыслительные операции 3.5 Сбор материала для 1 25.11 исследования 3.6 Сбор материала для 1 02.12 исследования 3.7 Анализ и синтез. Суждения, 1 09.12 умозаключения, выводы 3.8 Обобщение полученных 1 16.12 данных 3.9 Обобщение полученных 1 23.12 данных 4. Мы-исследователи. Самостоятельные проекты. 13 часов 4.1 Планирование работы 1 30.12 4.2 Планирование работы 1 13.01 4.3 Планирование работы 1 20.01 4.4 Обучение анкетированию, 1 27.01 социальному опросу, интервьюированию. 4.5 Обучение анкетированию, 1 03.02 9 22 4.6 23 4.7 24 4.8 25 4.9 26 4.10 27 28 29 4.11 4.12 4.13 30 31 32 33 34 35 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 социальному опросу, интервьюированию. Обучение анкетированию, 1 10.02 социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с 1 17.02 каталогами. Отбор и составление списка 1 24.02 литературы по теме исследования. Отбор и составление списка 1 03.03 литературы по теме исследования. Работа в компьютерном 1 10.03 классе. Составление презентации. Составление презентации. 1 17.03 Составление презентации. 1 24.03 Составление презентации. 1 07.04 5. Мониторинг исследовательской деятельности. 6 часов Подготовка к защите 1 14.04 Подготовка к защите 1 21.04 Подготовка к защите 1 28.04 Защита проектов 1 05.05 Защита проектов 1 12.05 Защита проектов 1 19.05 С учетом выходных и праздничных дней часов. 10 11