Рабочая программа по истории 6 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Яценко Н.А.
подпись

От 28.08.2020 г. № 2
________ секретарь МО Ярема О.В
Подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3 _______________________________________________
Приказ от_________________________________________№___________________
И.А. Золотова
Подпись руководителя____________________________________________________

Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории 6 класс
Учитель: Жаринова Надежда Викторовна

на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе федерального
государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования ( приказ
Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) закона РФ «Об образовании»,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня
учебников. Рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской
программы по истории 5-9 классы (авторы А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы»
М.: Просвещение, 2011)
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
Образовательная программа МБОУ СОШ №3;
Учебный план МБОУ СОШ №3.
Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного
подхода в обучении, она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса. Распределение учебных часов
по разделам программы и календарно-тематическое планирование соответствуют
методическим рекомендациям авторов учебно-методического комплекта.
Данная программа ориентирована на использование учебника: Всеобщая история. История
Средних веков. 6 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М.
Донской; под ред. А.А Сванидзе. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной
направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности,
уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического
опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном,
полиэтническом обществе.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования
способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом,
обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически
возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие
способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов,
специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных систем
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной
Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль
Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам
истории которые вошли в современную цивилизацию.Программа включает материал по
истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 34 часа. Стандарт
2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6
класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое
планирование составлено по XVI в.
Программа реализуется с помощью УМК:
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007.
А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века.
Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.
2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
3. Презентации по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Планируемые результаты изученияучебного курса по истории в 6 классе (ФГОС)
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного
общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных
памятников
своей
страны
и
мира.
Учащиеся должны знать:

хронологию, работу с хронологией;
 исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства,
участников, результаты важнейших исторических событий;
 Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном источнике
 Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на
основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять
описание.

Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть
характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать
смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
 указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории;  работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;
 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и
др.;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,






- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и
мира между людьми и народами.

5.4 Содержание учебного предмета
«История средних веков», 6 класс
Введение. (1 час)
ЧтоизучаетисторияСреднихвеков.ПокакимисточникамученыеизучаютисториюСреднихвеков.
Тема1. Становлениесредневековой Европы (VI – XIвека). (5часов)
Образованиеварварскихкоролевств.ГосударствофранковвVI–
VIIIвеках.ФранкизахватываютГаллию.КакХлодвигуправлялгосударством.Какросливладени
язнати.Битвапри Пуатье и военнаяреформаКарла Мартелла.Кто должен бытькоролем
франков?
ХристианскаяцерковьвраннееСредневековье.Хлодвигихристианскаяцерковь.Духовенств
оимиряне.Монастыри.Искусстворукописнойкниги.«Семьсвободныхискусств».
ВозникновениеираспадимперииКарлаВеликого.КарлВеликий.ВойнывИталиииИспании.
Покорениесаксов.ИмперияКарлаВеликого.Каролингскоевозрождение.Какипочемураспалась
империя Карла Великого.
ФеодальнаяраздробленностьЗападнойЕвропывIX–
XIвеках.Нетвойныбезпожаровикрови.Сеньорыивассалы.Феодальнаялестница.Слабостькоро
левскойвластивоФранции.Образование Священной Римскойимперии.
АнглиявраннееСредневековье.ЛегендаибыльвисторииАнглии.Ктотакиенорманны.
«Боже,избавинасотяростинорманнов!».Борьбаанглосаксовснорманнами.Государстванорман
нов.
Тема2. Византийскаяимперияи славянев VI – XIвеках. (1час)
ВизантияприЮстиниане.Борьбаимпериисвнешнимиврагами.ОсобенностиразвитияВиза
нтии.Властьимператора.Властьимператора.Юстинианиегореформы.ВойныЮстиниана.Втор
жение славян и арабов.
КультураВизантии.Развитиеобразования.Научныезнания.Архитектураиживопись.
Культурныесвязи Византии.
Образованиеславянскихгосударств.Расселениеславян.Занятияиобразжизниславян.Болгар
скоегосударство.Великоморавскаядержаваисоздателиславянскойписьменности.Образование
славянскихгосударств.
Тема3. Арабы в VI– XIвеках. (1час)
Возникновениеислама.Арабскийхалифатиегораспад.ПриродаизанятияАравии.Племенабе
дуинов.Мухаммед–основательислама.Моральиправо.Завоеванияарабов.Правление
Аббасидов.ХалифХарун ар-Рашид. Распадхалифата.
Культурастранхалифата.Образование.Наука.Литература.Искусство.Значениекультуры
халифата.
Тема4. Феодалы икрестьяне. (2часа)
Средневековаядеревняиееобитатели.Господскаяземляикрестьянскиенаделы.Феодализавис
имыекрестьяне.Крестьянскаяобщина.Какжиликрестьяне.Трудкрестьян.Натуральноехозяйств
о.

Врыцарскомзамке.Замокфеодала.Снаряжениерыцаря.Воспитаниерыцаря.Развлечениярыца
рей.«Позор и срам нам не страшны– не кончина».
Тема5. Средневековый город в Западной иЦентральной Европе.(2часа)
Формированиесредневековыхгородов.Городскоеремесло.Изменениявобщественнойжизн
и.ВозникновениевЕвропемножествагородов.Борьбагородовссеньорами.Мастерскаягородско
го ремесленника. Цехи– союзыремесленников. Цехииразвитие ремесла.
ТорговлявСредниевека.«Чтосвозуупало,топропало».Расширениеторговыхсвязей. Ярмарки
и банки.
Горожанеиихобразжизни.Городскиебеднякиибогачи.Какжилигорожане.Взглядизгорода.
Тема6. Католическаяцерковь в XI–XIIIвеках. Крестовыепоходы. (3часа)
Могуществопапскойвласти.Католическаяцерковьиеретики.Первоесословие.Богатствоц
еркви.Разделениецерквей.Борьбапапзасветскуювласть.Противчеговыступалиеретики.
Какцерковьборолась с еретиками.Инквизиция.Нищенствующиеорденымонахов.
Крестовыепоходы.ВПалестину!Крестовыйпоходбедноты.Крестовыепоходыфеодалов.Дух
овнорыцарскиеордены.БорьбанародовБлижнегоВостокапротивкрестоносцев.Третийкрестовыйп
оход.Четвертыйкрестовыйпоход.Конецкрестовыхпоходов на Восток и ихпоследствия.
Тема7. Образованиецентрализованныхгосударств Западной Европы(XI – XVвека). (7часов)
КакпроисходилообъединениеФранции.Ктобылзаинтересованвобъединениистраны.Первы
еуспехиобъединения.ФилиппIVКрасивыйиегоконфликтспапой.Генеральныештаты.
Чтоангличанесчитаютначаломсвоихсвобод.Нормандскоезавоевание.Борьбакороляскруп
нымифеодалами.ГенрихIIиегореформы.Великаяхартиявольностей.Чтопривелокпервомусоз
ывупарламента. Английскийпарламентвлияет на дела вгосударстве.
Столетняявойна.Причинывойныиповодкней.Армиидвухстран.Поражениефранцузскихвой
ск.Продолжениевойны.ЗахватыангличанвоФранциивначалеXVвека.НароднаягероиняЖанна
Д`Арк.ГибельЖанныД`Арк.КонецСтолетней войны.
УсилениекоролевскойвластивконцеXVвекавоФранцииивАнглии.Завершениеобъедине
нияФранции.Франция–
централизованноегосударство.ПоследствияобъединенияФранции.Война Алойи Белойрозы
в Англии.Правление Генриха VII (1485-1509).
РеконкистаиобразованиецентрализованныхгосударствнаПиренейскомполуострове.М
усульманскаяИспания.Реконкиста.ОбразованиеИспанскогокоролевства.Жизньевреев
в
Испании.Инквизиция в Испании.
Государства,оставшиесяраздробленными:ГерманияиИталиявXII–
XVвеках.ПочемуГерманиянеобъединиласьвединоегосударство.НааренувыходятЛевиМедв
едь.Князьястановятсянезависимымиправителями.ГородскиереспубликивИталии.Гвельфаиг
ибеллины. ПравлениеМедичи во Флоренции.
Тема8. Славянскиегосударствав Византии в XIV– XVвеках.(2часа)
Гуситское движение вЧехии.Чехия в XIVвеке.Жизньи смертьЯнаГуса.Началовооруженной
борьбы. Гуситы.Крестовые походы против гуситов. Народное войско.Конец
Гуситскихвойн.Значение гуситского движения.
Завоевание туркамиосманамиБалканскогополуострова.Балканскиестраныпередзавоеванием.Первые
завоеваниятурок-османов.Битвана Косовомполе. Гибель Византии.
Тема9. КультураЗападной Европы в Средниевека.(2часа)
Образованиеи философия.Представлениясредневековогочеловекао мире.Переводы
сгреческого и арабского языков.Средневековыеуниверситеты.Схоластика.ПьерАбеляр
иБернарКлервоский.ВеликийсхоластXIIIвека.«Удивительныйдоктор».
Средневековая литература.Литература раннего Средневековья. Рыцарскаялитература.

Городская литература.Данте.
Средневековое искусство.Архитектура.Скульптура.Живопись.
КультурараннегоВозрождения в Италии.«Любители
мудрости»ивозрождениеантичногонаследия.Новоеучениео человеке.Воспитание нового
человека. Первыегуманисты.ИскусствораннегоВозрождения.
Научные открытия иизобретения. Развитие практических знаний.Первыемеханизмы.
Новое в металлургии иобработке металлов.Появление
огнестрельногооружия.Развитиемореплавания и кораблестроения.Изобретение
книгопечатания.
Тема10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.(3часа)
СредневековаяАзия: Китай, Индия,Япония.Правление династииТан и Сун в
Китае.Китайпод властьюмонголов.Великие изобретениясредневекового Китая. Образование
инаучныезнания.Литература и искусство Китая. Индийские княжества.Вторжение
мусульманв Индию. Страна сказочныхбогатств.Наука и
искусствосредневековойИндии.СредневековаяЯпония.Культура средневековойЯпонии.
Государстваи народыАфрики и доколумбовой Америки.ЗанятияжителейАмерики.
Как жилимайя.Ацтеки.Государство инков. Народы и государства Африки. Культура
народовАфрики
Введение (1 час) Чтоизучает история Отечества. История России — часть всемирной
истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей
Родины.
Тема 1. Русь Древняя (9часов)
Восточные славяне. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их
расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни
людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родоплеменных отношений.
Особенности
управления
и
военной
организации.
Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни,
верования. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-Европейской
равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема
влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария.
Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь «из варяг в греки».
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у
восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление
городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности —
Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский
вопрос в исторической литературе. Характер Древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье.
Вечевая
организация.
Народное
ополчение.
Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и
международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в
управлении
Древнерусским
государством.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира.
Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия
христианства.
Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь
Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского
государства. Укрепление княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее
противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя
политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения.
Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.
Формирование
древнерусской
народности.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские
основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности.
Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество,
скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления
архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные
ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской
культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Быт и образ жизни земледельческого населения. Древнерусские города.
Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды.
Русские
воины.
Основные итоги развития древнерусского общества и государства.
Тема
2.
Русь
удельная
в
XII-XIII
(9
часов)
Начало дробления Древнерусского государства. Причины раздробления Древнерусского
государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд
князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Устав Владимира
Мономаха. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической, власти в
период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства
Руси.
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение СевероВосточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий;
внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского
княжества;
Всеволод
Большое
Гнездо.
Новгородская земля. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси;
особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Волынское
княжество. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной
собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения
между
боярами
и
князем.
Правление
Даниила
Галицкого.
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на
реке Калке. Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона
Рязани. ЕвпатийКоловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход
на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и
Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое
значение.
Причины
поражения
Руси
от
монголов.
Отражение удара с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики.
Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Значение
побед
Александра
Невского.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от
Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского
народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского
владычества.
Последствия
ордынского
владычества.
Русь и Литва. Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к
Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная
политика
литовских
князей.
Значение
присоединения
русских
земель
к
Литве.
Культура русских земель в XII—XIII вв. Особенности культуры ХП—XIII вв.: общерусское
культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний.
Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание.
Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и
«Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о
полку Игореве». Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса
на Нере-дице под Ладогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на Нерли.
Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню.

Живопись.
Влияние
ордынского
владычества
Тема 3. Московская Русь в XIV – XVIвв 16 часов

на

русскую

культуру.

Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель.
Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое
княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.
Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за
политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Митрополит Алексей. Дмитрий Донской.
Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана
Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Завещание Дмитрия Донского.
Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад
Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской
народностей.
Создание единого Русского государства. Иван Ш. Присоединение Новгорода к Москве.
Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных
русских земель. Василий Ш. Завершение политического объединения русских земель и создание
единого
государства.
Московское государство в конце XV — начале XVI в. Возвышение великокняжеской власти.
Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума. Административнотерриториальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение
поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение
свободы
крестьян.
Категории
крестьянства.
Появление
казачества.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси.
Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва —
Третий Рим» — попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.
Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского
государства в начале XVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г.
Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы
центрального
и
местного
управления.
Стоглавый
собор.
Военные
реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Основные направления внешней политики. Внешнеполитические
успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных
рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с
набегами
крымского
хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной
Сибири.
Превращение
России
в
многонациональную
державу.
Опричнина и итоги правления Ивана IV. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х
гг. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели
опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация Старицкого
удела. Поход Ивана IV на Новгород. Активизация крымской экспансии. Отмена опричнины. Итоги
опричной политики. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской
войны.
Русская культура в XIV—XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции
развития русской культуры в XIV-XVI вв. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва
— центр складывающейся культуры великорусской народности. Культурные контакты России с
другими странами. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров.
Устное народное творчество. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина».
«Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение
общерусского летописания. Отражение в литературе политических тенденций. Появление новых
литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи
минеи. Домострой. Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные

сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество.
Живопись, формирования национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей
Рублев.
Произведения
декоративно-прикладного
искусства.
Быт XIV—XVI вв. Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских
городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма.
Русская
трапеза.
Основные итоги развития русского общества и государства в ХIV-ХVI вв.
Итоговое повторение и обобщение (1 час). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и
стран Центральной и Западной Европы.

5.5
№
урока

Тематическое планирование
Наименование раздела и тем

Количество
часов
6

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века).
Живое Средневековье.
Государство франков в VI-VIII веках. Христианская церковь в раннее
Средневековье
3
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная
раздробленность Западной Европы IX-XI веках.
4
Англия в раннее Средневековье.
5
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
6
Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы»
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI- XI веках.
7
Византия при Юстиниане. Культура Византии.
Тема 3. Арабы в VI- XI веках.
8
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура
стран халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне.
9
Средневековая деревня и её обитатели.
10
В рыцарском замке.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
11
Формирование средневековых городов. Городское ремесло.
12
Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.
Тема 6. Католическая церковь XI-XIII веках. Крестовые походы.
13
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
14
Крестовые походы.
15
Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая
церковь в XI-XIII веках»
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе
(XI-XVвека).
16
Как происходило объединение Франции.
17
Что англичане считают началом своих свобод.
18
Столетняя война.
19
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в
Англии.
20
Реконкиста и образование централизованных государств на
Пиренейском полуострове.
21
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XIIXV веках.
22
Обобщение по теме « Развитое Средневековье».
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.
23
Гуситское движение в Чехии.
24
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века.
25
Образование и философия.
1
2

26

Средневековая литература. Средневековое искусство

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1

Культура раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
28
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
29
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
30
Обобщающий урок «Штурм крепости»
Итого 30 часов
6 класс
Календарно-тематическое планирование
№
№уро
Кол- Дата Дата
урока ка в
во
план факт
Наименование раздела,
раздел
часо
6а
темы урока
е
в
Тема 1 Становление
6
средневековой Европы
1
1
Живое Средневековье
1
02.09
2
2
Королевство франков и
1
06.09
христианская церковь в VI –
VIII веках
3
3
Возникновение и распад
1
09.09
империи Карла Великого.
Феодальная раздробленность
4
4
Англия в раннее
1
13.09
Средневековье Вводная
контрольная
5
5
Культура Западной Европы в
1
16.09
раннее Средневековье
6
6
Обобщающий урок по теме
1
20.09
«Становление средневековой
Европы»
1
Византия и VI-XI вв (1 урок)
1
Византия при Юстиниане.
7
1
23.09
Культура Византии
Арабский мир в VI – XI вв.
1
8
1
Возникновение ислама.
1
27.09
Арабский халифат и его
распад. Культура стран
халифата
Средневековое европейское
2
общество
Средневековая деревня и ее
1
9
1
30.09
обитатели
В рыцарском замке
1
10
2
04.10
Средневековый город в
2
Западной и Центральной
Европе
Формирование средневековых
1
11
1
07.10
городов
27

1
2
1
1
1

примечание

12

2

13

1

14
15

2
3

16

1

17

2

18
19

3
4

20

5

21

6

22

1

23
24

1
2

25
26

1
2

27

3

Горожане и их образ жизни.
Торговля в Средние века.
Католическая церковь в XI XIII вв. Крестовые походы
Могущество папской власти.
Католическая церковь и
еретики
Крестовые походы
Обобщающий урок по теме
«Средневековое общество и
католическая церковь в XIXIII веках»
Образование
централизованных
государств
вЗападнойЕвропе (XI - XV
вв.)
Как происходило
объединение Франции
Что англичане считают
началом своих свобод
Столетняя война
Усиление королевской власти
в конце XV века во Франции и
в Англии
Реконкиста и образование
централизованных государств
на Пиренейском полуострове.
Обобщающий урок по теме
«Западная Европа (XI - XV
вв.)»
Германия и Италия в XII - XV
вв.
Славянские государства и
Византия в XIV - XV вв.
Гуситское движение в Чехии
Завоевания турками –
османами Балканского
полуострова
Культурное наследие
Средневековья
Образование и философия
Средневековая литература и
искусство
Культура Раннего
Возрождения в Италии.
Научные открытия и
изобретения.

1

11.10

3
1

14.10

1
1

18.10
21.10

7

1

25.10

1

28.10

1
1

08.11
11.11

1

15.11

1

18.11

1

22.11

2
1
1

25.11
29.11

3
1
1

02.12
06.12

1

09.12

28

1

29

2

30

1

Страны Азии и Америки в
эпоху средневековья (VXVвв.)
Культуры и государства
Африки и Америки
Обобщающий урок «Штурм
крепости»
Итоговый урок по курсу

2

1
1

13.12
16.12

1

20.12

КТП «История России» 6 класс
№
п/п
уро
ка

Разделы.
Тема урока

Дата
План /Факт
факт
6а
6б

1.

Наша Родина – Россия.

2.
3.

Древние люди и их стоянки на территории современной России.
27.12
Проект.
Неополитическая
революция.
Первые
скотоводцы, 30.12
земледельцы, ремесленники.
Образование первых государств.
13.01
17.01
Восточные славяне и их соседи.
20.01
24.01
Первые известия о Руси.
27.01

4.
5.
6.

23.12

7.
8.
9.
10.
11.

Становление Древнерусского государства.

31.01

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

12.
13
14

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

03.02
07.02
10.02
14.02
17.02

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Проект. Место и роль Руси в Европе.
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
Повседневная жизнь населения.
Контрольная работа по теме «Русь в IX – первой половине XII в.»
Политическая раздробленность в Европе и на Руси.
Владимиро-Суздальское княжество.
Новгородская республика.
Южные и юго-западные русские княжества.
Контрольная работа по теме «Русь в середине XII – начале XIII века».
Монгольская империя и изменение политической картины мира.

Русское государство при Ярославе Мудром.

Общественный строй и церковная организация на Руси.

21.02
24.02
28.02
03.03
07.03
10.03
14.03
17.03
21.03
24.03
07.04
11.04

План

26.

Батыево нашествие на Русь.

29.

14.04
18.04
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
21.04
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и 25.04
культура.
Литовское государство и Русь.
28.04

30.
31.

Усиление Московского княжества.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

02.05
05.05

32.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.

12.05

33.

Контрольная работа по теме «Русские земли в середине XIII – начале 16.05
XIV в.»
Московское княжество в первой половине XV века.
19.05
Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его
соседи во второй половине XVвека.

27.
28.

34.
35.

36.
37.
38.

Контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до 23.05
начала XVI века».
Итоговое повторение по курсу истории России.
Викторина по истории России.

Учитывая выходные и праздничные дни в 6 классе - 68 часов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект
 Содержание
Программы по истории средних веков последовательно
детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В.,
Донского Г. М.
Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект),
электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья
составляют:
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические
тематические карты по истории Средневековья.
Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья
1. Интернет-ресурсы
портала
«Европейское
Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
2. Манускрипты
и
рукописи
на
латыни: http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/
manuscripts
apologeticum.htm
3. Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета
МГУ им. М. В.Ломоносова:http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
2. Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.
3. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе
самом/Ж. Дюби. — М., 2000.
4. Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.

5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф.
— Екатеринбург, 2000.
6. Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001
7. Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный
интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.
Тематическая литература
1. Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.
2. Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. — М., 1997.
3. Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.
4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А.
Сванидзе. — М., 2000.
5. Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб.,
1999.
6. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. —
М., 1997.
7. Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.
8. О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М.,
«ВАКО», 2004
Медиаресурсы:
1. http://lesson-history.narod.ru/
2. http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
3. http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html ( к урокам)
4. http://festival.1september.ru/articles/420003/ (Столетняя война)
5. http://www.rusedu.ru/detail_1720.html (викторина)
6. http://lesson-history.narod.ru/ Презентации
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение
излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи.
Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное
исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной –
двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка
Содержани
е
1
Общая
информаци
я

2
Тема

3
Применени
еи
проблемы

2

3

4

Тема предмета не
очевидна.
Информация не
точна или не дана.

Информация
частично изложена.
В работе
использован только
один ресурс.

Достаточно
точная
информация.
Использовано
более одного
ресурса.

Данная
информация кратка
и ясна.
Использовано
более одного
ресурса.

Не раскрыта и не
ясна тема урока.
Объяснения
некорректны,
запутаны или не
верны.

Тема частично
раскрыта.
Некоторый
материал изложен
некорректно.

Сформулирова
на и раскрыта
тема урока.

Сформулирована и
раскрыта тема
урока.

Ясно изложен
материал.

Полностью
изложены
основные аспекты
темы урока.

Не определена
область
применения
данной темы.
Процесс решения
неточный или
неправильный.

Отражены
некоторые области
применения темы.
Процесс решения
неполный.

Отражены
области
применения
темы. Процесс
решения
практически
завершен.

Отражены области
применения темы.
Изложена
стратегия решения
проблем.

5

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения
Отметка

0-27
«2»

28-52

53-77

«3»

«4»

78-100
«5»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».