муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры Гуманитарного, художественногоэстетического и оздоровительного цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ... ____ _Яценко Н.А. ^ МБОУ СОШ №3 ^ ^ ^ ^ е к р е т а р ь МО Забураева Л.Г. ЭДПИСЬ И' Г ^тверждаю» [БОУ СОШ №3 2022 № 222/1 И.А. Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 (а,б) класс Учитель: Золотова Ирина Александровна Высшая категория 2022-2023 учебный год Пояснительная записка составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10. №1897), закона РФ «Обобразовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск - Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3,с учетом примерной программы основного общего образования Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2012, учебника «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского-М.: Просвещение, 175 с. Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе Цели и задачи. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -34 часа, из расчета 1 учебный час. В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики г. Белгорода) в рабочую программу внесены изменения в объёме 20 %: введено рисование с натуры натюрморта из геометрических тел, выполнение декоративного натюрморта, силуэт, портрет сказочного героя, пейзаж в технике коллажа (коллективная работа). Класс -6 Количество часов в неделю -1 час Количество часов в год -33 (а,б) час Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности и включают: 1. Личностные результаты: Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, языковое, культурное, духовное многообразие современного мира; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах; Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2. Метапредметные результаты: А) регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижений целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Б) познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; В) коммуникативные УУД Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции). 3.Предметные результаты: Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; Развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого выражения; Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств; изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах(театр и кино); Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Требования к уровню подготовки обучающихся Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. 1. Входной контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. 2. Рубежный контроль в форме практической работы и теста. С помощью этого контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 3. Итоговый контроль. Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств: - устный (беседа, викторины, контрольные вопросы); - письменный (вопросники, кроссворды, тесты); -практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточкизадания). Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового) Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Система оценки достижения планируемых результатов. Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: -«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; -«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт). В процессе обучения ученик 6 класса научится получит возможность научиться Раздел: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». -Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. -Иметь представление о роли художественного материала в построении художественного образа. -Различать виды рисунков по их целям и художественным задачам. -Овладевать начальными навыками рисунка с натуры, размещения рисунка в листе. -Представлять выразительные возможности линии. – -Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. -Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.) Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. -Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. -Называть и давать характеристику основным графическим и живописным материалам. – -Рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. -Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. -Называть линейные графические рисунки известных художников. -Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). -Объяснять значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет; объяснять воздействие цвета на человека. -Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. -Сравнивать цветовые пятна по тону, смешивать краски, получать различные оттенки цветов. – -Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. -Объяснять понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет, «колорит». -Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. -Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. -Осваивать простые навыки в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами. -Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. -Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. -Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт». Рассуждать, о роли воображения и фантазия в художественном творчестве и в жизни человека. -Различать разные способы изображения предметов (знаковых, плоских, объёмных и т.д.). -Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. -Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. -Называть основные геометрические фигуры и геом. объёмные тела. -Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. -Создавать линейные изображения геом. тел и натюрморт с натуры геом. тел. -Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс, падающая тень). -Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. -Различать графические техники. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. – -Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. -Выбирать и использовать различные худ. материалы для передачи собственного худ. замысла при создании натюрморта. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. -Выделять композиционный центр в собственном изображении. -Получать навыки художественного изображения способом аппликации. -Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геом. фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт). -Объяснять перспективные сокращения в изображении предметов. -Определять понятия: линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу, сбоку, а также использовать их в рисунке. -Характеризовать освещение как важнейшее выразит. средство ИЗО, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. -Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. -Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. -Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой худ. культуре. Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве». Понимать изменчивость образа человека в истории. -Называть имена нескольких великих художников-портретистов. Различать виды портрета (парадный и лирический). -Понимать и объяснять роль пропорций. -Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. -Изображать голову человека в процессе творческой работы. -Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. -Представлять индивидуальные особенности при общих закономерностях строения головы человека. – -Создавать зарисовки объёмной конструкции головы. -Воспринимать скульптурный портрет. Называть великих скульпторов-портретистов. -Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. -Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. -По-новому видеть индивидуальность человека. -Получать представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. -Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. -Видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. -Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. -Видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. -Создавать различными материалами портрет в цвете. -Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров-портретистов. -Анализировать цветовой строй произведений как средство создания худож. образа. -Создавать портретный образ близкого человека (автопортрет). -Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. – -Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XXвека. -Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. -Приводить примеры известных портретов отечественных художников. -Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Раздел: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». Называть и различать жанры в изобразительном искусстве. -Различать способы изображения пространства, представлять перспективу как средство выражения в ИЗО разных эпох. -Изображать перспективные сокращения в зарисовках наблюдаемого пространства. -Объяснять понятия: «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». -Изображать уходящее вдаль пространство, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. -Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. -Объяснять правила воздушной перспективы. -Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. -Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории ИЗО. -Различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. -Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. -Передавать в цвете состояние природы и настроения человека. -Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины. -Получать представление о произведениях графического пейзажа, о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. -Овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа. -Рассуждать о месте и значении ИЗО в культуре, в жизни общества, в жизни человека. -Создавать пейзажные зарисовки. -Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе худ. культуры зрителя. -Представлять взаимосвязь реальной действительности и её худож. отображения, её претворения в худ. образ. Содержание учебного предмета Тема «Изобразительное искусство в жизни человека» Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуро строительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Виды изобразительного искусства и основы его образного языка. Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы. Виды изобразительного искусства и основы образного языка Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. - Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. - Рисунок- основа изобразительного творчества - Линии и ее выразительные возможности. Ритм линий (Входной контроль) - Пятно как средство выражения. Ритм пятен - Цвет. Основы цветоведения - Цвет в произведениях живописи - Объемные изображения в скульптуре - Основы языка изображения - Реальность и фантазия в творчестве художников Мир наших вещей. Натюрморт История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно- выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет). - Изображение предметного мира - натюрморт - Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира - Изображение объема на плоскости и линейная перспектива - Освещение. Свет и тень - Натюрморт в графике (рубежный контроль) - Цвет в натюрморте - Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Вглядываясь в человека. Портрет Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета- интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно- выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. - Образ человека — главная тема искусства - Конструкция головы человека и ее пропорции - Изображение головы человека в пространстве - Графический портретный рисунок - Портрет в скульптуре - Сатирические образы человека - Образные возможности освещения в портрете - Роль цвета в портрете - Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века (обобщение темы). Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развития жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. - Жанры в изобразительном искусстве - Изображение пространства Правила построения перспективы. Воздушная перспектива - Пейзаж - большой мир. Пейзаж - настроение. Природа и художник. - Пейзаж в русской живописи (итоговый контроль) - Пейзаж в графике - Роль колорита в пейзаже - Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Тематическое планирование № Название темы раздела раздела п/п Виды изобразительного искусства и основы образного 1 языка. Мир наших вещей. Натюрморт. 2 Вглядываясь в человека. Портрет. 3 Человек и пространство в изобразительном искусстве. 4 Всего Количество часов 6а,б 8 8 10 7 33 Календарно - тематическое планирование 6а,б классы № Номер п/п раздела и темы урока Тема урока честв о часов Виды изобразительного искусства и основы 1 Примечание Коли Дата (план) (фак т) 8 образного языка. 1 1.1 Изобразительное искусство и семь пластических искусств. 1 05.09.2022 2 1.2 Рисунок – основа изобразительного творчества. 1 12.09.2022 3 1.3 Линия и её выразительные возможности. 1 19.09.2022 4 1.4 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 1 26.09.2022 5 1.5 Цвет. Основы цветоведения. 1 03.10.2022 6 1.6 Цвет в произведениях живописи. 1 10.10.2022 7 1.7 Объёмные изображения в скульптуре. 1 17.10.2022 8 1.8 Основы языка изображения. 1 24.10.2022 Мир наших вещей. Натюрморт. 8 2 9 2.1 Реальность и фантазия в творчестве художника. 1 07.11.2022 10 2.2 Изображение предметного мира – натюрморт. 1 14.11.2022 11 2.3 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 1 21.11.2022 12 2.4 Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. 1 28.11.2022 13 2.5 Освещение. Свет и тень. 1 05.12.2022 14 2.6 Натюрморт в графике. 1 12.12.2022 15 2.7 Цвет в натюрморте. Контрольная работа 1 19.12.2022 16 2.8 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). 1 26.12.2022 Вглядываясь в человека. Портрет. 10 3 Дата 17 3.1 Образ человека – главная тема в искусстве. 1 09.01.2023 18 3.2 Конструкция головы человека и её пропорции. 1 16.01.2023 19 3.3 Изображение головы человека в пространстве. 1 23.01.2023 20 3.4 Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. 1 30.01.2023 21 3.5 Портрет в скульптуре. 1 06.02.2023 22 3.6 Сатирические образы человека. 1 13.02.2023 23 3.7 Образные возможности освещения в портрете. 1 20.02.2023 Причина корректировк и 24 3.8 Портрет в живописи. 1 27.02.2023 25 3.9 Роль цвета в портрете. 1 06.03.2023 Великие портретисты (обобщение темы). 1 13.03.2023 Человек и пространство в изобразительном искусстве. 7 3.10 26 4 27 28 4.1 4.2 Жанры в изобразительном искусстве. Контрольная работа 2 03.04.2023 10.04.2023 29 4.3 Изображение пространства. 1 17.04.2023 Контрольная работа (6бкласс) 30 4.4 Правила линейной и воздушной перспективы. 21.04.2023 1 Контрольная работа (6а класс) 24.04.2023 25.04.2023 31 32 4.5 4.6 Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. 1 15.05.2023 33 4.7 Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. 1 22.05.2023 34 4.6 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Контрольная работа 1 29.05.2023 С учетом праздничных и выходных дней – 33 часа директор МБОУ СОШ № 3 Золотова И. А. Прошнуровано и скреплено печатью