рабочая программа театр- моя жизнь 2 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинекий

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
начальных классов
МБОУ СОШ №3
от 3^.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова ЕЛО.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
подпись

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №

3 ______________ И.А. Золотова

Приказ от 31 августа 2022 г.№222/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Театр- жизнь моя» 2 класс
Учитель: Чубукова Вера Ивановна,
учитель первой квалификационной категории
на 2022-2023 учебный год

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя»
для обучающихся 2 класса составлена на основе: Закона «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г; Федерального
государственного образовательного стандарата Начального общего
образования (утвержден приказом Министерства образованияи науки РФ №
1897 от 17.12.2010 г.; основной образовательной программы Начального
общего образования МБОУ СОШ №3; учебного плана МБОУ СОШ №3 с
учётом рабочей программы воспитания.
Основной целью программы является обеспечение эстетического,
интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание
творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к
искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации
раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом,
слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление,
внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства
ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые
обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3.
Совершенствование
игровых
навыков
и
творческой
самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных
сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского
тренинга.
4. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие
познавательных интересов через расширение представлений о видах
театрального искусства.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34
часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате
сформированы УУД.

реализации

программы

у

обучающихся

будут

Личностные результаты:
1

- потребность сотрудничества со сверстниками,
доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремлении
прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметные результаты:
-

-

-

Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям
и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:
2

-

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Вводно-информационный раздел (4 ч.)
Театр как форма развития речи.
Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец
истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены.
Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях.
2. Основы театральной культуры (2 ч.)
Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными
знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства. В раздел включены следующие основные темы:
3. Особенности театрального искусства.
4. Виды театрального искусства.
5. Рождение спектакля.
6. Театр снаружи и изнутри.
7. Культура зрителя.
На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей и видами,
овладевают профессиональной терминологией театрального искусства,
осознают, что также будут играть на сцене.
Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства –
литературу, музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра
актеров.
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное,
создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от
произведений литературы, музыки, живописи, которые создаются
художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в
присутствии и при поддержке зрителей. Также, на занятиях ребята узнают
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля
Кроме того, формируются представления о театральных профессиях, о
театральном здании, внутреннем устройстве театра, зрительном зале, сцене,
мире кулис.
Происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с
основными театрами города.
3. Культура и техника речи (3 ч.)
3

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой
дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же
раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь,
творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи»
включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они
развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат
вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные
рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
 Дыхательные и артикуляционные упражнения.
 Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом. С точки зрения исполнительской
деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью
которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово
или фразу можно произнести по-разному: грустно, радостно, сердито,
удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно,
осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряется стремление у детей к
импровизации предлагаемых ситуаций.
Скороговорки
Работа со скороговорками и чистоговорками, пословицами и поговорками
помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует
дикцию, помогает детям научиться быстро и чисто проговаривать
труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это веселая словесная
игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.
4. Театральная азбука (8 ч.)
Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического
чувства, способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться
со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и
специальные театральные игры (этюды).
Общеразвивающие игры
Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра
направлено на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для
достижение
данной
цели
происходит
развитие
внимания
и
наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие
окружающего мира, воображения и фантазии, которые являются главным
условием для любой творческой деятельности. Ребенок учится умению
ориентироваться в окружающей обстановке, развивает произвольную память
и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами,
активизировать мыслительный процесс в целом. Большинство игр и
упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и
память, и речь, и воображение, и пластику.
4

Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только
готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более
быстрой и легкой адаптации детей к школе и создают предпосылки для
успешной учебы в начальных классах.
Специальные театральные игры
Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических
условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел –
главная отличительная черта сценического творчества. Задействован личный
практический опыт ребенка и ему предоставляется как можно больше
самостоятельности, активизируется работа воображения. Прежде всего это
игры, направленные на действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в
придуманной ситуации.
Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо
найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю?
Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание,
т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие
нафантазированными причинами.
Этюды
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как
«учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в
котором должно происходить определенное событие в предлагаемых
обстоятельствах, условиях, ситуации.
Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей.
Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно
отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы
предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их
самостоятельно.
Темы для этюдов близки и понятны детям, например, «Встреча»,
«Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды развивают умение
передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Логику
поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус,
обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет действовать
по-разному. Дети самостоятельно и с помощью педагога придумывают место
и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.
5. Ритмопластика (6 ч.)
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста
легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно
интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
5

Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения
стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать
пластическую
выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
 развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности,
гибкости, выносливости);
 развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности,
быстроты реакции, координации движений);
 развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим
телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих
умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или
отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность.
Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие
двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в
попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть
до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных
результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических
образов.
Упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим
телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой
образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Жесты как важное средство выразительности
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания,
социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на
сцене не были похожи на роботов или кукол, приходится много работать над
выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть
самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации
объяснить словами.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения,
этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и
мимики.
6. Работа над спектаклем (10 ч.)
Является вспомогательным, включает в себя следующие темы:
 Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
 Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
 Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом.
 Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и
костюмов.
 Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных
персонажей.
6

 Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
 Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита, с музыкальным оформлением.
 Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма
спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
 Премьера спектакля.
Подведение итогов (1ч.)
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Воспитательный компонент уроков:
-гражданско- патриотическое ;
-духовно- нравственное;
-эстетическое;
-физическое
воспитание,
формирование
эмоционального
благополучия;
трудовое;
-экологическое;
-ценность научного познания.

культуры

здоровья

и

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7

Название раздела
Вводно-информационный раздел
Основы театральной культуры
Культура и техника речи
Театральная азбука
Ритмопластика
Работа над спектаклем
Подведение итогов
Итого:

Всего часов
4
2
3
8
6
10
1
34

Электронные образовательные ресурсы
Архив учебных программ. http://www.rusedu.ru
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков

http://kopilurokov.ru/,

сайт для учителей» 1-4 класс
Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school
7

Газета «1 сентября»

www.1september.ru

«Учительская газета2

www.ug.ru

Издательство "Просвещение"

http://www.prosv.ru/

Портал «Музеи России»

http://www.museum.ru

Детский портал Солнышко. Сценарии

http://www.solnet.ee

для маленьких учеников 1-4 класс

Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности театр - жизнь моя
на 2022-2023 учебный год
п\п №
темы
урока в
разделе
1

1.1

2
3

1.2
1.3

4

1.4

5
6

2.1
2.2

7
8

3.1
3.2

9

3.3

10
11
12
13

4.1
4.2
4.3
4.4

Тема урока

Коли Дата Дата Приме
чество (план (факт чание
часов )
)

1. Вводно-информационный раздел (4 часа)
Вводное занятие. Игра
1
07.09
«Репка».
Здравствуй, театр!
1
14.09
Театральная игра
1
21.09
Как вести себя на сцене!
Виды театрального искусства
1
28.09
2. Основы театральной культуры (2 часа)
Основы театральной культуры
1
05.10
Правила поведения в театре
1
12.10
3. Культура и техника речи (3 часа)
В мире пословиц.
1
19.10
Репетиция сценки «Спящая
1
26.10
красавица!»
Репетиция сценки «Спящая
1
09.11
красавица!»
4. Театральная азбука (8 часов)
Кукольный театр
1
16.11
Театральная азбука.
1
23.11
«Сказка, сказка, приходи».
1
30.11
Инсценирование сказки.
1
07.12
8

14

4.5

15

4.6

16

4.7

17.

4.8

18
19
20
21
22
23

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6

24

6.1

25

6.2

26

6.3

27

6.4

28

6.5

29
30
31

6.6
6.7
6.8

32

6.9

33
34

6.10
7.1

«Репка»
Инсценирование сказки.
1
14.12
«Репка»
Театральная игра «Дед
1
21.12
Мороз»
Инсценирование народных
1
28.12
сказок
Инсценирование народных
11.01
сказок
5. Ритмопластика (6час)
Театр в лицах
1
18.01
Театр в лицах
1
25.01
Ритмопластика
1
01.02
Ритмопластика
1
08.02
Театральная игра
1
15.02
Театральная игра
1
22.02
6. Работа над спектаклем (10 часов)
Просмотр сказки « 12 меся1
01.03
цев»
Распределение ролей
1
15.03
.Вычитывание отрывка.
Репетиция отрывка сказки
1
05.04
« 12 месяцев» за столом.
Репетиция отрывка сказки
1
12.04
« 12 месяцев»
Репетиция отрывка сказки
1
19.04
« 12 месяцев»
Обсуждение костюмов.
1
26.04
Подбор необходимой музыки.
1
03.05
Репетиция отрывка сказки
1
10.05
« 12 месяцев»
Репетиция отрывка сказки
1
17.05
« 12 месяцев»
Показ пьесы.
24.05
Подведение итогов обучения,
1
31.05
показ любимых инсценировок.
С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.
9

10

Прошнуровано и скреплено
печатью
^
листов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».