муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинекий СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры начальных классов МБОУ СОШ №3 от 3^.08.2022 г. №2 секретарь МО Кузнецова ЕЛО. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. подпись «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 3 ______________ И.А. Золотова Приказ от 31 августа 2022 г.№222/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театр- жизнь моя» 2 класс Учитель: Чубукова Вера Ивановна, учитель первой квалификационной категории на 2022-2023 учебный год 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр - жизнь моя» для обучающихся 2 класса составлена на основе: Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г; Федерального государственного образовательного стандарата Начального общего образования (утвержден приказом Министерства образованияи науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.; основной образовательной программы Начального общего образования МБОУ СОШ №3; учебного плана МБОУ СОШ №3 с учётом рабочей программы воспитания. Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Цель будет достигнута при решении следующих задач: 1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. 2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке. 3. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга. 4. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства. Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В результате сформированы УУД. реализации программы у обучающихся будут Личностные результаты: 1 - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремлении прислушиваться к мнению одноклассников; - целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; - этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; - осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметные результаты: - - - Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: 2 - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Вводно-информационный раздел (4 ч.) Театр как форма развития речи. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. 2. Основы театральной культуры (2 ч.) Призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: 3. Особенности театрального искусства. 4. Виды театрального искусства. 5. Рождение спектакля. 6. Театр снаружи и изнутри. 7. Культура зрителя. На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей и видами, овладевают профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут играть на сцене. Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства – литературу, музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров. На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки, живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Также, на занятиях ребята узнают правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля Кроме того, формируются представления о театральных профессиях, о театральном здании, внутреннем устройстве театра, зрительном зале, сцене, мире кулис. Происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с основными театрами города. 3. Культура и техника речи (3 ч.) 3 Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом. С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряется стремление у детей к импровизации предлагаемых ситуаций. Скороговорки Работа со скороговорками и чистоговорками, пословицами и поговорками помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. 4. Театральная азбука (8 ч.) Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (этюды). Общеразвивающие игры Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели происходит развитие внимания и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображения и фантазии, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Ребенок учится умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивает произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. 4 Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах. Специальные театральные игры Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Задействован личный практический опыт ребенка и ему предоставляется как можно больше самостоятельности, активизируется работа воображения. Прежде всего это игры, направленные на действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами. Этюды Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно. Темы для этюдов близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет действовать по-разному. Дети самостоятельно и с помощью педагога придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. 5. Ритмопластика (6 ч.) Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. 5 Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач: развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости); развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений); развитие воображения (способность к пластической импровизации). Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Жесты как важное средство выразительности Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. 6. Работа над спектаклем (10 ч.) Является вспомогательным, включает в себя следующие темы: Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 6 Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. Премьера спектакля. Подведение итогов (1ч.) Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Воспитательный компонент уроков: -гражданско- патриотическое ; -духовно- нравственное; -эстетическое; -физическое воспитание, формирование эмоционального благополучия; трудовое; -экологическое; -ценность научного познания. культуры здоровья и УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН N п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 Название раздела Вводно-информационный раздел Основы театральной культуры Культура и техника речи Театральная азбука Ритмопластика Работа над спектаклем Подведение итогов Итого: Всего часов 4 2 3 8 6 10 1 34 Электронные образовательные ресурсы Архив учебных программ. http://www.rusedu.ru Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://kopilurokov.ru/, сайт для учителей» 1-4 класс Журнал «Начальная школа» www.openworld/school 7 Газета «1 сентября» www.1september.ru «Учительская газета2 www.ug.ru Издательство "Просвещение" http://www.prosv.ru/ Портал «Музеи России» http://www.museum.ru Детский портал Солнышко. Сценарии http://www.solnet.ee для маленьких учеников 1-4 класс Календарно-тематический план по внеурочной деятельности театр - жизнь моя на 2022-2023 учебный год п\п № темы урока в разделе 1 1.1 2 3 1.2 1.3 4 1.4 5 6 2.1 2.2 7 8 3.1 3.2 9 3.3 10 11 12 13 4.1 4.2 4.3 4.4 Тема урока Коли Дата Дата Приме чество (план (факт чание часов ) ) 1. Вводно-информационный раздел (4 часа) Вводное занятие. Игра 1 07.09 «Репка». Здравствуй, театр! 1 14.09 Театральная игра 1 21.09 Как вести себя на сцене! Виды театрального искусства 1 28.09 2. Основы театральной культуры (2 часа) Основы театральной культуры 1 05.10 Правила поведения в театре 1 12.10 3. Культура и техника речи (3 часа) В мире пословиц. 1 19.10 Репетиция сценки «Спящая 1 26.10 красавица!» Репетиция сценки «Спящая 1 09.11 красавица!» 4. Театральная азбука (8 часов) Кукольный театр 1 16.11 Театральная азбука. 1 23.11 «Сказка, сказка, приходи». 1 30.11 Инсценирование сказки. 1 07.12 8 14 4.5 15 4.6 16 4.7 17. 4.8 18 19 20 21 22 23 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 24 6.1 25 6.2 26 6.3 27 6.4 28 6.5 29 30 31 6.6 6.7 6.8 32 6.9 33 34 6.10 7.1 «Репка» Инсценирование сказки. 1 14.12 «Репка» Театральная игра «Дед 1 21.12 Мороз» Инсценирование народных 1 28.12 сказок Инсценирование народных 11.01 сказок 5. Ритмопластика (6час) Театр в лицах 1 18.01 Театр в лицах 1 25.01 Ритмопластика 1 01.02 Ритмопластика 1 08.02 Театральная игра 1 15.02 Театральная игра 1 22.02 6. Работа над спектаклем (10 часов) Просмотр сказки « 12 меся1 01.03 цев» Распределение ролей 1 15.03 .Вычитывание отрывка. Репетиция отрывка сказки 1 05.04 « 12 месяцев» за столом. Репетиция отрывка сказки 1 12.04 « 12 месяцев» Репетиция отрывка сказки 1 19.04 « 12 месяцев» Обсуждение костюмов. 1 26.04 Подбор необходимой музыки. 1 03.05 Репетиция отрывка сказки 1 10.05 « 12 месяцев» Репетиция отрывка сказки 1 17.05 « 12 месяцев» Показ пьесы. 24.05 Подведение итогов обучения, 1 31.05 показ любимых инсценировок. С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч. 9 10 Прошнуровано и скреплено печатью ^ листов