муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры начальных классов МБОУ СОШ №3 01 3(^08.2022 г. №2 секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. Т подпись 2022 г. «Утверждаю» И.А. Золотова Директор МБОУ СОШ №3 от 31 августа 2022 г.№222/1 И.А. Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Город мастеров» 2 класс Учитель: Чубукова Вера Ивановна, учитель первой квалификационной категории на 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для обучающихся 2 класса составлена на основе: Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г; Федерального государственного образовательного стандарата Начального общего образования (утвержден приказом Министерства образованияи науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.; основной образовательной программы Начального общего образования МБОУ СОШ №3; учебного плана МБОУ СОШ №3 с учётом рабочей программы воспитания, возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы с учётом рабочей программы воспитания. Цель программы: -постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного искусства, его образного языка и возможностей; - формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности; - развитие самостоятельности анализа и мышления; - воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе. Задачи программы: - обучение конкретным трудовым навыкам; - обучение детей безопасным приёмам работы с различными инструментами; - знакомство детей с терминологией, техниками работы по ручному труду; - воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека декоративно-прикладного искусства; - формирование художественно-образного мышления и эмоциональночувственного отношения к предметам и явлениям действительности; - воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры; -развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, умения выражать в художественных образах решение творческих задач; - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитывать нравственные качества детей; - воспитание эстетического, художественного вкуса, культуры зрительного восприятия прекрасного, радости от совместного творчества; - формирование чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности; - формирование всесторонне развитой личности Место курса в учебном плане Согласно базисному учебному плану на изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные результаты учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Младшие школьники получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Младшие школьники получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества. -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; Познавательные - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства. Младшие школьники получат возможность научиться: -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию. Младшие школьники получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Предметные результаты -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства; -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка. -выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного. Учащиеся должны знать: - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином; - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; - особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей; - историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ; - виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой; - общие понятия построения объемно-пространственной композиции. - понятия: орнамент, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково. - технологию создания панно. - понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. - цветовое и композиционное решение; - технологию создания народной куклы; историю русского народного костюма; - классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях; - сувенир, виды и назначение сувениров; Учащиеся должны уметь: - передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). - наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; - моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; - пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. - воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления; - понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что - в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; - учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства; - называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож; - выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль; - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, - наблюдать и описывать свойства используемых материалов; - подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия; - сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах - добывать необходимую информацию (устную и графическую). - анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; - определять основные конструктивные особенности изделий; - подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом - соблюдать общие требования дизайна изделий; - планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Основы культуры труда и самообслуживания. Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий. Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений). Анализ объекта и его назначения. 2. Технология ручной обработки материалов. Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала. Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с природными материалами. Практические работы: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек. Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений. Практические работы: лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций. Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги. Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой. Практические работы: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами. Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами. Практические работы: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов. Практические работы: вертушка, парашют, конструирование мебели. 4. Дизайн. Подход к работе детей в мастерской дизайна будет иным. Ученики должны учитывать основные правила дизайна: для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне; в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; каждая вещь должна соответствовать общей обстановке, характеру и облику своего хозяина. Подобный подход будет применим и целесообразен при выполнении каждого задания. Например, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у обучающихся правильное отношение к вещам, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший эстетический вкус. Воспитательный компонент уроков: -гражданско- патриотическое ; -духовно- нравственное; -эстетическое; -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; -экологическое; -ценность научного познания ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и дисциплин Работа с природным материалом Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла Рукоделие из ниток Работа с бросовым материалом Итого: Кол-во часов 6 10 9 5 5 34 Цифровые образовательные ресурсы с сайтов: -Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru; -Детские электронные презентации и клипы http://www.viki.rdf.ru; ProШколу.ru. Клуб учителей начальных классов. - proshkolu.ru "PwPt.ru" – коллекция презентаций по школьным дисциплинам. http://pwpt.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/ Издательский дом Первое сентября (личный кабинет) - http://1сентября.рф/ Портал презентаций - http://prezentacii.com/ Презентации PowerPoint - http://prezented.ru PPt4web Хостинг презентаций - http://ppt4web.ru/ Сообщество "Начальная школа" - http://www.nachalka.com Календарно-тематический план по внеурочной деятельности город мастеров на 2022-2023 учебный год № урока/раздела Название раздела /темы Кол-во часов Дата (план) Дата (факт) I четверть-8ч 1.«Работа с природным материалом» (5 часа) 1 1.1 2 1.2 3 1.3 4 1.4 5 1.5 6 2.1 Вводное занятие. Материалы и 1 07.09 инструменты. Техника безопасности на занятиях. Создание поделок из веток, 1 14.09 шишек, каштанов, листьев. Техника безопасности при работе с природными материалами. Беседа «Флористика». 1 21.09 Создание икебаны. Картины из листьев и семян. Аппликация из крупы (манной 1 28.09 крупы, риса, пшена). Создание сувениров с 1 05.10 использованием всех природных материалов. Выставка «Узоры матушки природы» 2.«Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг» (10 часов) Техника складывания бумаги – 1 12.10 «оригами». Примечание 7 2.2 8 2.3 Изделие «Журавлик», «Лебедь». Поделки в технике «оригами». Изделия: «Пароход», «Кораблик». Поделки в технике «оригами». Изделие: «Тюльпан», «Лилия». 1 19.10 1 26.10 IIчетверть- 8ч 9 10 11 12 13 14 15 16 Беседа «История создания 1 09.11 бумаги». Изготовление животных из бумаги. Изделие «Цыпленок». 2.5 Беседа « Как появились 1 16.11 ножницы». Объемная водяная лилия. 2.6 Знакомство с видами бумаги и 1 23.11 техникой ее обработки. Композиции и аппликация. 2.7 Мозаика из кусочков цветной 1 30.11 бумаги. Изделие «Божья коровка». 2.8 История возникновения 1 07.12 технологии бумагокручения квиллинга. Основные формы «ролл», «капелька», «глаз». Изделие «Гроздь винограда» 2.9 Основные формы «долька», 1 14.12 «треугольник», «квадрат». Конструирование из основных форм квиллинга . Изготовление простых, несложных цветов. 2.10 Создание объемных форм из 1 21.12 бумаги (шары, фонарики) Выставка «Бумажная страна» 3.Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла 3.1 Беседа «Декоративно1 28.12 прикладное искусство. Росписи и ремёсла.» 2.4 IIIчетверть-9ч 17 3.2 18 3.3 19 3.4 Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды. Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе, круге, квадрате. Лепка овощей и фруктов. 1 11.01 1 18.01 1 25.01 20 3.5 21 3.6 22 3.7 23 3.8 24 3.9 25 4.1 Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм. Городецкая роспись. Русская красавица. Дымковская игрушка. Роспись. Выставка «Народные ремесла» 4.«Рукоделие из ниток» Народная кукла. Изготовление кукол-марионеток из ниток. 1 01.02 1 08.02 1 15.02 1 22.02 1 01.03 (5 часов) 1 15.03 IVчетверть-9ч 26 4.2 27 4.3 28 4.4 29 4.5 30 5.1 31 32 33 5.2 5.3 5.4 34 5.5 Открытка «Для тебя!» 1 Изонить. Вышивание цветов. Открытка «Для тебя!» 1 Изонить. Вышивание цветов. Плетение из ниток, шнурков, 1 лент. Закладка для книги. Плетение из ниток, шнурков, 1 лент. Изделие «Браслет». Выставка «Чудесное превращение ниточки». 5.«Работа с бросовым материалом» Аппликация из фантиков. 1 «Веселый автомобиль» Панно из карандашных стружек. 1 Мебель из спичечных коробок. 1 Ваза из пластиковой бутылки. 1 Выставка «Чудеса из ненужных вещей». 1 Итоговое занятие. Выставка творческих работ. 05.04 12.04 19.04 26.04 (5 часов) 03.05 10.05 17.05 24.05 31.05 С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.