рабочая программа по внеурочной деятельности Праздники и традиции Донского казачества 5 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ №3

Я с

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора г л
Яценко

От 3^.08.2022 г. № 2
/ / /^"секретарь МО Забураева Л.Г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности
«Праздники и традиции Донского казачества»
5 класс
Учитель: Яценко Наталья Александровна
на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучения школьников традициям и обычаям
донского казачества в образовательных учреждениях основного общего образования и
разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
ПриказаМинпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
Учебного плана МБОУ СОШ №3, Положения о рабочей программе МБОУ
СОШ №3.
Данная программа ориентирована на использование учебников М.П. Астапенко
«Хрестоматия по истории донского казачества», «Быт, обычаи, обряды и праздники
донских казаков».
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Цель данной программы - формирование начального представления о донском
казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества,
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
 знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями,
основными ремёслами, видами труда;
 ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к
казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
 воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;
привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
 развитие творческих способностей детей;
 формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Место предмета в базисном учебном плане
Количество часов по учебному плану МБОУ СОШ № 3. Всего 36 часов; в неделю 1 час.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Праздники и традиции Донского казачества»
Ученик должен:
знать:

 понятия: казачество, казак, казачье войско;
 некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;
 как выглядели казачья хата и подворье;
 народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,

«Ой, при лужке, при

лужке»;
 главные символы России: флаг, гимн, герб;
 главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;
 особенности православного праздника – Рождества;
уметь:
 исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке,
при лужке»;
 выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;
 маршировать в ногу, выполнять команды: «Направо!», « Налево!», «Кругом!», выход
из строя.
Личностные результаты обучения
У обучающегося будут сформированы:


широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;



адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:


внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;



выраженной познавательной мотивации;



устойчивого интереса к новым способам познания;



адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Метапредметные результаты


понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;



самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;



работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты.

В коммуникативной сфере учащиеся смогут:


допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;



учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться, приходить к общему решению;



соблюдать корректность в высказываниях;



задавать вопросы по существу;



использовать речь для регуляции своего действия;



контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:


учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;



с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;



владеть монологической и диалогической формой речи.



осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;

В познавательной сфере обучающийся научится:


осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;



использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;



высказываться в устной и письменной форме;



анализировать объекты, выделять главное;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения об объекте;

Обучающийся получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;



осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;



использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:


планировать свои действия;



адекватно воспринимать оценку учителя;



различать способ и результат действия;



вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;



выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:


проявлять познавательную инициативу;



самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;



преобразовывать практическую задачу в познавательную;



самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Воспитательный компонент уроков:
Привитие духовных начал православия и казачества является хорошим потенциалом
для патриотического воспитания и развития личности: служение Вере и Отечеству,
коллективизм и, как высшее его проявление, – братство, жизнь по совести,
непререкаемый авторитет родителей, уважение к старшим. Это образ жизни – образ
жизни уважаемых всеми людей, которые живут с тобой рядом. Детей, воспитанных
на традициях казачества, не нужно уговаривать ухаживать за памятниками
погибших воинов в годы Великой Отечественной войны, не нужно убеждать
принимать участие в акции «Милосердие», чтить память погибших воинов и с
уважением относиться к ныне живущим участникам войны. Учащиеся всегда
должны помнить о подвиге ветеранов, оказывают им посильную помощь, окружают
их вниманием и заботой.
Содержание программы
Введение. (1ч.)

История казачества
(4ч.)

Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье
войско. Казачья форма, атрибутика.
Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье
войско. Казачья форма, атрибутика.
Исторические материалы: « Кто такие казаки?»,
«Зарождение и становление казачества», «Донское казачье
войско», « Наказы казачества».

Казачья старина
(3ч.)

Фольклор казачества
(4 ч.)

Казачьи символы и
знаки (6ч.)
Старинный обряд
«Принятие новобранца
в казачье войско»
(2ч.)
Строевая
подготовка (3ч.)

Предания старины
глубокой (3ч.)

Обряды и праздники
казаков (1ч.)

Край в котором ты
живешь (3ч.)

Бабушкин сундук (1ч.)

Беседа «Истоки казачьего духа», урок-встреча «История
донского казачества».
Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь
– верный друг казака.
Выполнение рисунков на тему «Казачья хата»,
оформление выставки.
Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы,
поговорки, колыбельные песни).
Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,
«Ой, при лужке, при лужке», «Вечерняя». «Ой на горе
калина», «Запрягайка батька лошадь».
Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей с
песнями казачьих ансамблей.
Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные
казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка.
История появления казачьих символов и знаков.
Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье
войско». Присяга. Заповеди казаков.
Заочное знакомство с Большим Кругом казаков –
собранием казаков
Беседа о строевой подготовке взрослых казаков. Рассказ
казаков о парадах, на которых они были участниками.
Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка,
выполнение команд: «Направо!», « Налево!», «Кругом!»,
выход из строя.
Годовые требования
История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие
жанра казачьего фольклора. Казачья песня. Многообразие
жанров казачьей песни: историческая, военноисторическая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.
Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках
условие быта.
Беседа «Что такое духовная жизнь человека».
Первоначальное знакомство с православными обрядами и
праздниками. Праздник Рождества Христова.
Знакомство с русской православной иконой. Православная
газета для детей «Свечечка».
Воспитать чувства любви к своей станице, своей стране,
ее защитникам, к людям, прославившим России: гордости
за историческое прошлое края, русского государства.
Тематика занятий край, в котором ты живешь. История
возникновения станицы. Памятники станицы.
Покрой и художественные черты одежды в
первоначальный период истории казачества. Ее
самобытность. Изменение казачьей одежды в последней

Казачье житейство (2ч.)

Казак рождался воином
(2ч.)

трети 18 столетия. Появление форменной одежды.
Военная одежда донских казаков с начала 19 по 1917 год.
Основные элементы форменной одежды казаков.
Возникновение станиц. Типы казачьего жилища:
землянка, курень, холобуда. Правила строительства.
Отличия в планировочной структуре и внешнем
оформлении курений в северной и южной частях России.
Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд
посвящения в казаки. Нравственное воспитание казака.
Военные игры. Скачки и их роль в жизни казака. История
казачьего рукопашного боя. Оружие казаков. Проводы на
службу.
Тематическое планирование

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

Тема
1 четверть
Введение. Ознакомление с понятиями: казачество, казак,
казачье войско. Казачья форма, атрибутика.
Исторические материалы: « Кто такие казаки?»,
«Зарождение и становление казачества», «Наказы
казачества».
«Истоки казачьего духа». Исторические места г. КаменскШахтинский
Традиции и обычаи казаков.
Казачья хата.
Подворье.
Конь – верный друг казака.
2 четверть
Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы,
поговорки, колыбельные песни).
Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы,
коней!», «Ой, при лужке, при лужке», «Вечерняя». «Ой на
горе калина», «Запрягай-ка батька лошадь».
Казачьи символы и знаки
Главные символы России: флаг, гимн, герб.
Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка,
шашка.
История появления казачьих символов и знаков
Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско».
Присяга. Заповеди казаков.
3 четверть
Знакомство с Большим Кругом казаков – собранием казаков.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1

1
1
1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23

24
25
26

27

28
29
30
31

Строевая подготовка. Разучивание строевой песни
Строевой и дисциплинарный Устав казаков.
Маршировка, выполнение команд: «Направо!», « Налево!»,
«Кругом!», выход из строя
История и специфика казачьего фольклора
Разнообразие жанра казачьего фольклора.
Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни:
историческая, военно - историческая, бытовая, лирическая,
исходная, обрядовая.
Обряды казаков
Праздники казаков. Знакомство с обрядами на Дону.
4 четверть
Край, в котором ты живешь. История возникновения города.
Памятники города.
Природа донской земли.
Знакомство с сельским хозяйством нашего края и его
отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих
в сельском хозяйстве.
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный
период истории казачества. Ее самобытность.
Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условие
быта.
Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.
Обычаи, связанные с рождением сына.
Праздник Ивана Купала

Итого

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
2
2
34

Календарно – тематическое планирование
5а класс, 5б класс (34 часа, 1ч. в неделю)
№

Тема урока
Календарно – тематическое
планирование

Кол-во
часов

Дата
(план)

Дата
(факт)

Методы и
формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся

1

2

1 четверть
Введение. Ознакомление с
понятиями: казачество, казак,
казачье войско. Казачья форма,
атрибутика.
Исторические материалы: « Кто

1

01.09

Урок-лекция,
фронтальная
форма, дискуссия

1

08.09

Урок-лекция,
групповая форма,

Примеча
ние

3

такие казаки?»,
«Зарождение и становление
казачества», «Наказы
казачества».

1

15.09

4

«Истоки казачьего духа».
Исторические места г. КаменскШахтинский

1

22.09

5

Традиции и обычаи казаков.

1

29.09

6

Казачья хата.

1

06.10

7

Подворье.

1

13.10

8

Конь – верный друг казака.

20.10
2

9

10

11

12

13

27.10
2 четверть
Малые жанры казачьего
фольклора (загадки, пословицы,
поговорки, колыбельные песни).
Народные казачьи песни
«Распрягайте, хлопцы,
коней!», «Ой, при лужке, при
лужке», «Вечерняя». «Ой на горе
калина», «Запрягай-ка батька
лошадь».
Казачьи символы и знаки

Главные символы России: флаг,
гимн, герб.

дискуссия
Беседа, дискуссия,
фронтальная
форма,
обсуждениеситуац
ий
Фронтальная
форма урока с
использованием
наглядного метода
и разьяснительноиллюстративного
изложения
Урок- экскурсия в
казачий
музей
школы,
фронтальная
форма,
учебная
игра
Фронтальная
форма урока с
использованием
наглядного метода
и разьяснительноиллюстративного
изложения
Урок-экскурсия,
групповая,
индивидуальная
форма
Проектная
деятельность,
групповая форма,
мини-проект

1

10.11

Урок-лекция,
фронтальная
форма, скетч

1

17.11

Проектная
деятельность,
групповая форма,
мини-проект

1

24.11

1

01.12

Проектная
деятельность,
индивидуальная
форма,
минипроект
Учебная
игра,
групповая форма,
дискуссия

14

15
16

17

Главные казачьи символы и
знаки: знамя, гимн, нагайка,
шашка.
История появления казачьих
символов и знаков

1

08.12

Урок-лекция,
групповая форма,
дискуссия

1

15.12

Старинный обряд «Принятие
новобранца в казачье войско».

1

22.12

Урок-игра, парная
форма,
учебная
игра
Урокпутешествие,
групповая,
фронтальная
форма,
учебная
игра

1

12.01

3 четверть
Присяга. Заповеди казаков.

18

Знакомство с Большим Кругом
казаков – собранием казаков.

1

19.01

19

Строевая подготовка.
Разучивание строевой песни

1

26.01

20

Строевой и дисциплинарный
Устав казаков.

1

02.02

21

Маршировка, выполнение
команд: «Направо!», « Налево!»,
«Кругом!», выход из строя

1

09.02

22

История и специфика казачьего
фольклора

1

16.02

23

Разнообразие жанра казачьего
фольклора.

1

02.03

24

Казачья песня. Многообразие
жанров казачьей песни:

1

09.03

Урок-игра,
фронтальная
форма,
учебная
игра
Урок-лекция,
занятие-встреча
Урок-игра, парная
форма,
учебная
игра
Фронтальная
форма урока с
использованием
наглядного метода
и разьяснительноиллюстративного
изложения
Фронтальная
форма урока с
использованием
разьяснительноиллюстративного
изложения,
сопровождающего
ся
индивидуальным
заданием
Фронтальная
форма урока с
использованием
наглядного метода
и разьяснительноиллюстративного
изложения

Урок- занятие
творческий
портрет, минипроект
Проектная
деятельность,
фронтальная

25

26

27

28

29

30

31

историческая, военно историческая, бытовая,
лирическая, исходная, обрядовая.
Обряды казаков
1

4 четверть
Праздники казаков. Знакомство с
обрядами на Дону.

Край, в котором ты живешь.
История возникновения города.
Памятники города.
Природа донской земли.
Знакомство с сельским
хозяйством нашего края и его
отраслями. Познакомить с
профессиями людей,
работающих в сельском
хозяйстве.
Покрой и художественные черты
одежды в первоначальный
период истории казачества. Ее
самобытность.
Частушка. Язык частушек.
Отражение в частушках условие
быта.
Типы казачьего жилища:
землянка, курень, холобуда.

1

34

16.03

Фронтальная
форма урока с
использованием
наглядного метода
и разьяснительноиллюстративного
изложения

30.03

Урок-рассказ с

1

06.04

1

13.04

1

20.04

Урокзаочная
экскурсия,проектн
ая
деятельностьфрон
тальная форма
Урок-рассказ с
использованием
наглядного метода

Урокобъяснение,
мини-проект,
дискуссия

27.04
1
04.05
2
11.05

Обычаи, связанные с рождением
сына.
Праздник Ивана Купала

мини-

использованием
наглядного метода

32

33

форма,
проект

18.05
2
25.05

С учетом выходных и праздничных дней 34 часа

Проектная
деятельность,
групповая форма,
мини-проект
Урок-игра,
фронтальная
форма,
учебная
игра

Занятиепраздник,
игровой
характер,
групповая форма


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».