Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г. /У ;/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю. «Утверждаю» Директор М; СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ' Яценко Н.А. 31.08.2022 г. ОШ №3 Ь^олотова И.А. Ш г . № 222/1 Ч§Ш > / /< 701Т7Ь^ 0569^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022-2023 учебный год по музыке количество часов: 34 часа учитель: Илюхина Елена Николаевна 2022 г. Пояснительная записка Данная рабочая образовательная программа по музыке для 4 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3 , авторской программы «Перспективная начальная школа» . Программы по учебным предметам 1-4 классы. В двух частях Часть 1. Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ профессор Р.Г.Чуракова 2011г. примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В. »). Изучение музыки направлено на достижение следующих целей: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации. 1. Цели и задачи учебной программы «Музыка» Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей: • формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки; • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира; • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; • обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества; • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация). 3. Место учебного предмета в учебном плане 135 часов (1 час в неделю), из них в 1классе 33 часа, по 34часа во2,3,4 классах. Планируемые результаты освоения программы достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения музыки являются: – наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; – реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; – позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей. Предметными результатами изучения музыки являются: – устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; – элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения музыки являются: – развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности; – участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; – наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника: • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства; • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности; • любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину; • уважающий и принимающий художественные ценности общества; • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; • стремящийся жить по законам красоты; • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; • обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом; • использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья. Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоциональнонравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом: 1. Степень развития интереса к музыке проявляется в: • многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; • ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; • устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве. 2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: • выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; • высказывание самостоятельных взглядов и суждений; • способность к нравственной оценке. Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке. 3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: • способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; • способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка; • способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать; Содержание учебной программы 4 класс (34 ч)* «Музыка мира» 1-я четверть – «Музыка моего народа» Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа. 2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. 3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир! * 4 часа взяты из 18 часов, выделенных примерной программой как резервные на весь период обучения. 4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель» Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь! Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира. Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира. Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях. Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность. Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песнямбылинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить». Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образносмысловое содержание. Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить. 4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству. В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторовклассиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. К юи, А. Лядова, Н.А. РимскогоКорсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. С виридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Р авеля, Д. Гершвина. Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских – 22. № п/п 1 2 3 Разделы «Музыка моего народа» «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» «Композитор – исполнитель – слушатель» Кол-во часов 9 ч. 18 ч. 8 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ музыка НА 2022-2023 УЧ.ГОД. \предмет\ Классы 4 Кол-во часов на год 34 Учитель Илюхина Елена Николаевна Кол-во уроков в неделю 1 № п/п №в Раздел/Тема урока Ко раздел ли Дата е чеПрим по фак ство платичес е ча чание ну ки сов 1 четверть 9 часов 1 «Музыка моего народа» 9 ч. 1 1.1 Россия – Родина моя. 2ч. 02.09. 2 1.2. 09.09. 3 1.3. Народная музыка как энциклопедия жизни. 2ч. 16.09. 4 1.4. 23.09. 5 1.5. «Преданья старины глубокой». 2ч. 30.09. 6 1.6. 07.10. 7 1.7. 1ч. 14.10. Музыка в народном духе. 8 1.8. 2ч. 21.10. Сказочные образы в музыке моего народа. 9 1.9. 28.10. 2 четверть 8 ч. 2 «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» 18 ч. 10 2.1. 2ч. 11.11. «От Москвы – до самых до окраин». 11 2.2. 18.11. 12 2.3. 1ч. 25.11. Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. 13 2.4. 4ч. 02.12. Маша и Миша знакомятся с 14 2.5. 09.12. интонационными портретами музыки 15 2.6. 16.12. народов России. 16 2.7. 23.12. 17 2.8. Выразительность и изобразительность 1ч 30.12 музыки народов мира. 3 четверть 10 ч. 18 2.9. 2ч. 13.01. Выразительность и изобразительность 19 20 21 2.10. 2.11. 2.12. 22 23 24 2.13. 2.14. 2.15. 25 26 27 28 2.16. 2.17. 2.18. 3 3.1. 29 30 31 32 33 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 34 3.7. музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир! 2ч. 2ч. 1ч. 3ч. «Композитор – исполнитель – слушатель» 8 ч. 1ч. Композитор – творец красоты. 4 четверть 7 ч. 1ч. Композитор – творец красоты. 4ч. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь! 2ч. 20.01. 27.01. 03.02. 10.02. 17.02. 24.02. 03.03. 10.03. 17.03. 24.03. 07.04. 20.04. 27.04. 04.05. 11.05. 18.05. 25.05. С учётом выходных и праздничных дней запланировано – 34 ч. Критерии и нормы оценок обучающихся по музыке Функция оценки - учет знаний. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «5» ставится: - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «4» ставится: - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Отметка «3» ставится: - проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции) или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; - или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «2» ставится: - нет интереса, эмоционального отклика; - неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить