рабочая программа музыка 4 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №3 от 31.08.2022 г.
/У ;/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

«Утверждаю»
Директор М;

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
' Яценко Н.А.
31.08.2022 г.

ОШ №3
Ь^олотова И.А.
Ш г . № 222/1

Ч§Ш
> / /< 701Т7Ь^

0569^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2022-2023 учебный год
по музыке
количество часов: 34 часа
учитель: Илюхина Елена Николаевна

2022 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 4 класса
составлена на основе федерального государственного общеобразовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования
и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №3 города КаменскШахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или
допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ
№3, учебного плана,
локальных актов МБОУ СОШ №3 , авторской
программы «Перспективная начальная школа» . Программы по учебным
предметам 1-4 классы. В двух частях Часть 1. Руководитель проекта
«Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ
профессор Р.Г.Чуракова 2011г. примерной программы начального общего
образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную
Министерством образования Российской Федерации программу для
общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева
Т.В., Кузнецова В.В. »).
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное,
активное восприятие музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям,
музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
1. Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью
приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что
направлено на достижение следующих целей:

• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального
восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества,
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и
других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного
творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
3. Место учебного предмета в учебном плане
135 часов (1 час в неделю), из них в 1классе 33 часа, по 34часа во2,3,4
классах.

Планируемые результаты освоения программы
достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностными результатами изучения музыки являются:
– наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
– реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
– позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных
закономерностей музыкального искусства, общее представление о
музыкальной картине мира;
– элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой
деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
– развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения
разных видов искусства;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
– участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в
команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих
задач;

– наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы
выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством
музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою
Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для
охраны и укрепления своего психического, физического и духовного
здоровья.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием
интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоциональнонравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной
грамотности учащихся. Это и стало основными критериями
результативности музыкального образования, которые конкретизируются
следующим образом:
1.
Степень развития интереса к музыке проявляется в:
• многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми
оперируют обучающиеся;
• ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении,
многовариантности высказываний, образном самовыражении в
творчестве;
• устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых
произведений, желании познакомится с новыми произведениями,
потребности в собственном художественном творчестве.
2.
Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через:
• выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность
к сопереживанию;
• высказывание самостоятельных взглядов и суждений;
• способность к нравственной оценке.
Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая —
эпизодическое
проявления
положительных
чувств,
эмоций,
переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.

3.
Степень
развития
музыкальной грамотности
обучающихся
определяется по:
• способности
«с лету», без предварительной подготовки, после
однократного
знакомства
«схватить»
самое
существенное
в
произведении;
• способности свободно ориентироваться в специфике музыкального
языка;
• способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать,
обобщать;
Содержание учебной программы
4 класс (34 ч)*
«Музыка мира»
1-я четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни.
«Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы
в музыке моего народа.
2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов
моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и
маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с
интонационными портретами музыки народов России.
3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых
границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира.
Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить
народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как
прекрасен этот мир!
* 4 часа взяты из 18 часов, выделенных примерной программой как
резервные на весь период обучения.
4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей.
Вслушивайся и услышишь!
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция
наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного
музыкального образования, то задачей программы 4 класса является
преломление этих аспектов в музыке разных народов мира. Обучающиеся,
освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и
построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих
закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке
других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства
и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в
народных, так и в композиторских произведениях. Сначала обучающиеся
погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням
композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной

и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты
русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в
песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов;
наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам
народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песнямбылинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням.
Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое
воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души,
красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная
песня нашла достойное продолжение в произведениях русских
композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на
протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа
думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой
других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных
произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образносмысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие
черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка
народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную
картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует
перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их,
помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с
одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку»
основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки,
построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С
другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной
категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор –
Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания
музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет
арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и
позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт
исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные
музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторовклассиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С.
Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. К юи, А. Лядова, Н.А. РимскогоКорсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.
Хачатуряна, Г. С виридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р.
Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л.
Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М.
Р авеля, Д. Гершвина.

Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и
композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский,
Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И.
Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных
музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и
музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14,
композиторских – 22.
№ п/п
1
2
3

Разделы
«Музыка моего народа»
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых
границ»
«Композитор – исполнитель – слушатель»

Кол-во
часов
9 ч.
18 ч.
8

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
музыка
НА 2022-2023 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы
4
Кол-во часов на год 34
Учитель Илюхина Елена Николаевна
Кол-во уроков в неделю 1
№ п/п
№в
Раздел/Тема урока
Ко
раздел
ли
Дата
е
чеПрим
по
фак
ство платичес е
ча
чание
ну
ки
сов
1 четверть 9 часов
1
«Музыка моего народа» 9 ч.
1
1.1
Россия – Родина моя.
2ч. 02.09.
2
1.2.
09.09.
3
1.3.
Народная музыка как энциклопедия жизни.
2ч. 16.09.
4
1.4.
23.09.
5
1.5.
«Преданья старины глубокой».
2ч. 30.09.
6
1.6.
07.10.
7
1.7.
1ч. 14.10.
Музыка в народном духе.
8
1.8.
2ч. 21.10.
Сказочные образы в музыке моего народа.
9
1.9.
28.10.
2 четверть 8 ч.
2
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» 18 ч.
10
2.1.
2ч. 11.11.
«От Москвы – до самых до окраин».
11
2.2.
18.11.
12
2.3.
1ч.
25.11.
Песенность, танцевальность и маршевость в
музыке разных народов страны.
13
2.4.
4ч. 02.12.
Маша и Миша знакомятся с
14
2.5.
09.12.
интонационными портретами музыки
15
2.6.
16.12.
народов России.
16
2.7.
23.12.
17
2.8.
Выразительность
и
изобразительность 1ч
30.12
музыки народов мира.
3 четверть 10 ч.
18
2.9.
2ч. 13.01.
Выразительность и изобразительность

19
20
21

2.10.
2.11.
2.12.

22
23
24

2.13.
2.14.
2.15.

25
26
27
28

2.16.
2.17.
2.18.
3
3.1.

29
30
31
32
33

3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

34

3.7.

музыки народов мира.
Своеобразие музыкальных интонаций в
мире.
Как музыка помогает дружить народам?
Какие музыкальные инструменты есть у
разных народов мира?
Как прекрасен этот мир!

2ч.
2ч.
1ч.
3ч.

«Композитор – исполнитель – слушатель» 8 ч.
1ч.
Композитор – творец красоты.
4 четверть 7 ч.
1ч.
Композитор – творец красоты.
4ч.
Галерея портретов исполнителей.

Вслушивайся и услышишь!

2ч.

20.01.
27.01.
03.02.
10.02.
17.02.
24.02.
03.03.
10.03.
17.03.
24.03.
07.04.
20.04.
27.04.
04.05.
11.05.

18.05.
25.05.
С учётом выходных и праздничных дней запланировано – 34 ч.

Критерии и нормы оценок обучающихся по музыке
Функция оценки - учет знаний. Проявление интереса (эмоциональный
отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться
ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и
стремление их проявить.
 Отметка «5» ставится: - если присутствует интерес (эмоциональный
отклик, высказывание со своей жизненной позиции); - умение пользоваться
ключевыми и частными знаниями; - проявление музыкальных способностей
и стремление их проявить.  Отметка «4» ставится: - если присутствует
интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
 Отметка «3» ставится: - проявление интереса (эмоциональный отклик,
высказывание своей жизненной позиции) или в умение пользоваться
ключевыми или частными знаниями; - или: проявление музыкальных
способностей и стремление их проявить.
 Отметка «2» ставится: - нет интереса, эмоционального отклика; - неумение
пользоваться ключевыми и частными знаниями; - нет проявления
музыкальных способностей и нет стремления их проявить


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».