праздники и традиции 1 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 город Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
начальных классов
МБОУ СОШ №3
от 31.08.2022 г. №2
Ь
/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
подпись

31.08.2022 г.

подпись

«Утверждаю»
СОШ №3
И.А. Золотова
2022г №222/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Праздники и традиции
Донского казачества» 1 класс
Учитель: Иванова Анастасия Александровна
на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского
казачества» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной
жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской
области»; Приказа
Министерства
образования
«Об
утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября
2009 г. N 373; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; Авторская программа: Традиции родного края. История и культура
казачества. Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей.
1-11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович; устава
МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности
образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных
актов школы.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются
одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой
культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к
культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и
настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается
формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может
рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного
образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о донском
казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества,
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
 знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями,
основными ремёслами, видами труда;
 ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к
казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
 воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;
 привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
 развитие творческих способностей детей;
 формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки
содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и
задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и хутора.
Место предмета в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в течение 1 часа 1
раз в неделю с учащимися 1 класса.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие заочная экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной
программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик должен:
знать:
• понятия: казачество, казак, казачье войско;
•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;
• как выглядели казачья хата и подворье;
• народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»;
• главные символы России: флаг, гимн, герб;
• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;
• особенности православного праздника – Рождества;
уметь:
• исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при
лужке»;
• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;
• маршировать в ногу, выполнять команды: «Направо!», « Налево!», «Кругом!», выход из
строя.
Личностные результаты обучения.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять
сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать
в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты.
В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
2

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ведение. (1ч.)
Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма,
атрибутика.
История казачества (3ч.)
Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма,
атрибутика.
Исторические материалы: « Кто такие казаки?», «Зарождение и становление
казачества»,
« Наказы казачества».
Беседа «Истоки казачьего духа», экскурсия «Исторические места», урок-встреча
«История Донского казачества»
.
3

Казачья старина (3ч.)
Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака.
Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки.
Фольклор казачества (4ч.)
Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные
песни).
Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при
лужке», «Вечерняя». «Ой на горе калина», «Запрягайка батька лошадь».
Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей.
Казачьи символы и знаки (5ч.)
Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя,
гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.
Рисование казачьих символов и знаков: нагайки и шашки. Изготовление игрушечной
нагайки и шашки.
Оформление выставки рисунков и изготовленных игрушечных символов: нагайки и
шашки
.
Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско» (2ч.)
Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско». Присяга. Заповеди
казаков.
Заочное знакомство с Большим Кругом казаков – собранием казаков.
Строевая подготовка (3ч.)
Беседа о строевой подготовке взрослых казаков. Рассказ казаков о парадах, на
которых они были участниками.
Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка, выполнение команд:
«Направо!»,
«Налево!», «Кругом!», выход из строя.
Предания старины глубокой (3ч.)
История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанра казачьего фольклора.
Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военноисторическая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.
Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условие быта.
Обряды и праздники казаков (1ч.)
Беседа «Что такое духовная жизнь человека». Первоначальное знакомство с
православными обрядами и праздниками. Праздник Рождества Христова.
Знакомство с русской православной иконой.
Край, в котором ты живешь (3ч.)
Воспитать чувства любви к своему городу, своей стране, ее защитникам, к людям,
прославившим России: гордости за историческое прошлое края, русского государства.
История возникновения города. Памятники города.
Бабушкин сундук (1ч.)
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории
казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети 18 столетия.
Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала 19 по 1917 год.
Основные элементы форменной одежды казаков.
4

Казачье житейство (4ч.)
Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.
Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении
курений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Ведение
История казачества
Казачья старина
Фольклор казачества
Казачьи символы и знаки
Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско»
Строевая подготовка
Предания старины глубокой
Обряды и праздники казаков
Край, в котором ты живешь
Бабушкин сундук
Казачье житейство
Итого:

1
3
3
4
5
2
3
3
1
3
1
4
33

5

Календарно-тематическое планирование (33 часа)
№
п/п

№
раздела
и темы
урока

Тема урока

Колво
часов

Дата
(план.)

Дата
(факт.)

Методы и формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся

1 четверть- 8 часов
1.

1.1.

2.

2.1.

3.

2.2.

4.

2.3.

5.

3.1.

6-7

3.23.3.

8.

4.1.

9

4.2

10

4.3

11.

4.4.

Введение (1ч.)
Ознакомление с понятиями:
1
07.09
казачество, казак, казачье
войско. Казачья форма,
атрибутика.
История казачества (3ч.)
Исторические материалы:
1
14.09
« Кто такие казаки?»,
«Зарождение и становление
казачества», «Донское казачье
войско», « Наказы казачества».
Беседа «Истоки казачьего
1
21.09
духа», экскурсия
«Исторические места нашего
города»
Урок-экскурсия «История
1
28.09
Донского казачества».
Казачья старина (3ч.)
Традиции и обычаи казаков.
1
05.10
Казачья хата. Подворье. Конь –
верный друг казака.
Выполнение рисунков на тему
2
12.10
«Казачья хата», оформление
19.10
выставки.
Фольклор казачества (4ч.)
Малые жанры казачьего
1
26.10
фольклора (загадки, пословицы,
поговорки, колыбельные
песни).
2 четверть-8 часов
Народные казачьи песни
1
09.11
«Распрягайте, хлопцы, коней!»,
«Ой, при лужке, при лужке»,
Народные казачьи песни
1
16.11
«Вечерняя». «Ой на горе калина», «Запрягай –ка, батька
лошадь».
Прослушивание и просмотр
1
23.11
аудио- и видеозаписей с
песнями казачьих ансамблей.
Казачьи символы и знаки (5ч.)
6

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

Примечание

12.

5.1.

1314.

5.25.3.

15.

5.4.

16.

5.5.

Главные символы России: флаг,
гимн, герб. Главные казачьи
символы и знаки: знамя, гимн,
нагайка, шашка.
Рисование казачьих символов и
знаков: нагайки и шашки.
Изготовление игрушечной
нагайки и шашки.
Оформление выставки
рисунков и изготовленных
игрушечных символов: нагайки
и шашки.
Посещение музея.

1

30.11

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

2

07.12
14.12

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

1

21.12

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

1

28.12

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

3 четверть-8часов
17.

6.1.

18.

6.2.

19.

7.1.

20.

7.2.

21.

7.3.

22.

8.1.

23.

8.2.

24.

8.3.

Старинный обряд «Принятие новобранца в казачье войско» (2ч.)
Старинный обряд «Принятие
1
11.01
Беседа,
новобранца в казачье войско».
фронтальная,
Присяга. Заповеди казаков.
индивидуальная
Заочное знакомство с Большим
1
18.01
Беседа,
Кругом казаков – собранием
фронтальная,
казаков.
индивидуальная
Строевая подготовка. Разучивание строевой песни (3ч.)
Беседа о строевой подготовке
1
25.01
Беседа,
взрослых казаков. Рассказ
фронтальная,
казаков о парадах, на которых
индивидуальная
они были участниками.
Строевой и дисциплинарный
Устав казаков.
Маршировка, выполнение
1
01.02
Беседа,
команд: «Направо!», «
фронтальная,
Налево!», «Кругом!», выход из
индивидуальная
строя.
Разучивание строевой песни.
1
08.02
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Предание старины глубокой (3ч.)
История и специфика казачьего
1
22.02
Беседа,
фольклора. Разнообразие жанра
фронтальная,
казачьего фольклора.
индивидуальная
Казачья песня. Многообразие
1
01.03
Беседа,
жанров казачьей песни:
фронтальная,
историческая, военноиндивидуальная
историческая, бытовая,
лирическая, исходная,
обрядовая.
Частушка. Язык частушек.
1
15.03
Беседа,
Отражение в частушках
фронтальная,
условие быта.
индивидуальная

4 четверть- 9 часов
7

25.

9.1.

26.

10.1.

27.

10.2.

28.

10.3.

29.

11.1.

30.

12.1.

31

12.2

32.

12.3.

33

12.4

Обряды и праздники казаков (1ч.)
Знакомство с обрядами на
1
05.04
Дону. Праздник Ивана Купала.
Край, в котором ты живешь (3ч.)
Край, в котором ты живешь.
1
12.04
История возникновения
станицы. Памятники станицы.
Знакомство с сельским
1
19.04
хозяйством нашего края и его
отраслями. Профессии людей,
работающих в сельском
хозяйстве.
Природа донской земли.
1
26.04
Бабушкин сундук (1ч.)
Покрой и художественные
1
03.05
черты одежды в
первоначальный период
истории казачества. Ее
самобытность
Казачье житейство (4ч.)
Возникновение станиц. Типы
1
10.05
казачьего жилища: землянка,
курень, холобуда.
Возникновение станиц. Типы
1
17.05
казачьего жилища: землянка,
курень, холобуда.
Правила строительства куреня.
1
24.05
Изготовление макета.
Заключительное занятие.
Викторина.

1

31.05

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная
Беседа,
фронтальная,
индивидуальная

С учетом выходных и праздничных дней – 33 ч.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».