муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ЛГ®3 город Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры начальных классов МБОУ СОШ №3 .08.2022 г. №2 секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО естит* Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. Щи пОдпи 31.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я познаю мир» 1 класс Учитель: Иванова Анастасия Александровна на 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6 октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; локальных актов школы. Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивнооздоровительное направления. Программа связана с предметной областью учебного плана «Окружающий мир». Программа представляет собой вариант 1 организации деятельности младших школьников (1–4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Я познаю мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками — «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющими ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира. Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Я познаю мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки. Содержательной основой программы являются учебники по окружающему миру (1–4 классы), дневники достижений младшего школьника (1–4 классы). Место учебного предмета в учебном плане Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год – 1 класс и 34 часа в год 2-4 класс. Периодичность занятий – 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: — формирование экологической культуры: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; 1 — формирование социальной и учебно-познавательной мотивации; — формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: — ведение устного и письменного диалога; — аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — составление плана и последовательности действий при выполнении опыта, эксперимента, наблюдения; — построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ); — выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасности; сбор материала и составление портфолио о родном крае. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание курса «Я познаю мир» в 1 классе носит подготовительный характер. 1. Школьник и его жизнь в школе. 2 ч. Презентация «Я — первоклассник». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — самопрезентация (1 ч): Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет (1 ч): Я и моя семья (возможно привлечение родителей). Материал, подготовленный учащимися о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося. Дневник достижений младшего школьника, 1 класс. 2. «Я познаю мир» 1 ч. Мир вокруг нас. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог. Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ). 3. Правила безопасного поведения. 2 ч. Что такое адрес и для чего его надо знать? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта «Путешествие от дома до школы». Дневник достижений младшего школьника, 1 класс. 4. Живая и неживая природа. 2 ч. Кто живет в цветке, или Для чего нужна лупа? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в лес. Как можно рассматривать окружающий мир. В чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой природы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление настольной игры «Живое — неживое». 5. Органы чувств человека. 4 ч. Для чего человеку нужна кожа? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила 2 безопасности. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности. 6. Правила безопасного поведения. 2 ч. Почему нельзя есть снег, или Для чего нужны фильтры? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков. 7. Времена года. 2 ч. Почему год круглый? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, путешествие по временам года. Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года. Дневник достижений младшего школьника, 1 класс. 8. Человек — часть природы. 2 ч. Чем я отличаюсь от живых организмов? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка. 9. Живая и неживая природа. 2 ч. Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий. Аудиторное (2 ч). Защита мини-проекта «Путешествие семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий. 10. Природа моего края. 3 ч. Что такое Красная книга? Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. Оформление результатов наблюдений с помощью книжки-малышки. 11. Живая и неживая природа. 2 ч. Как живут растения и животные зимой? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Конструирование кормушки. 12. Правила безопасного поведения. 3 ч. Тайны волшебного озера. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны. Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Подготовка к защите проекта «Календарь природы». 13. Природные явления. 2 ч. Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Природные явления: снег, ветер… Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы». 14. Времена года. 2 ч. 3 Почему летом жарко, а зимой холодно? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Признаки весны (высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.). Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Защита проекта «Календарь природы». 15. Конференция. 1 ч. Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. На конференции учащиеся представляют свои творческие работы, выполненные в течение учебного года. На конференцию можно пригласить учащихся других классов, родителей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и дисциплин Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Школьник и его жизнь в школе «Я познаю мир» Правила безопасного поведения Живая и неживая природа Органы чувств человека Правила безопасного поведения Времена года Человек — часть природы Живая и неживая природа Природа моего края Живая и неживая природа Правила безопасного поведения Природные явления Времена года Конференция 2 1 2 2 4 2 2 3 2 3 2 3 2 2 1 33 Итого: 4 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(33ч) № п/ п №п/п раздел/ урок 1. 1.1 2. 1.2 3. 2.1 4. 3.1 5. 3.2 6. 4.1 7. 4.2 8. 5.1 9. 5.2 Тема Кол-во Дата часов план. Дата Методы и факт. формы организации обучения. Характерист ика деятельности обучающихся 1 четверть- 8 часов 1.Школьник и его жизнь в школе 2 ч. Презентация «Я — 1 02.09 первоклассник». Беседа, фронтальная и групповая работа Я — ученик первого класса. 1 09.09 Беседа, Мои интересы. Мой портрет фронтальная и групповая работа 2. Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» 1 ч. Что такое научный клуб? 1 16.09 Беседа, фронтальная и групповая работа 3.Правила безопасного поведения 2 ч. Что такое адрес и для чего его 1 23.09 Беседа, надо знать? фронтальная и групповая работа Как найти человека, зная его 1 30.09 Беседа, адрес. фронтальная и Адрес моей школы групповая работа 4.Живая и неживая природа 2 ч. Кто живет в цветке 1 07.10 Беседа, фронтальная и групповая работа В чем отличия живой и 1 14.10 Беседа, неживой природы. фронтальная и Что такое лупа групповая работа 5.Органы чувств человека 4 ч. Для чего человеку нужна 1 21.10 Беседа, кожа? фронтальная и групповая работа Уход за кожей. Правила 1 28.10 Беседа, безопасности. фронтальная и 5 Примеч ания групповая работа 10. 5.3 11. 5.4 12. 6.1 13. 6.2 2 четверть-7 часов Язык — орган чувств 1 11.11 человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью 1 18.11 рта. Правила безопасности 6.Правила безопасного поведения 2 ч. Почему нельзя есть снег? 1 25.11 Как очистить загрязненную воду 1 7.Времена года 2 ч. 1 09.12 14. 7.1 Почему год круглый? 15. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. 7.2 16. 8.1 02.12 1 16.12 8.Человек — часть природы 3 ч. Чем я отличаюсь от живых 1 23.12 организмов? 3 четверть-9ч 1 13.01 17. 8.2 Человек — часть живой природы. 18. 8.3 Человек — часть живой природы. 19. 9.1 9.Живая и неживая природа 2 ч. Как путешествуют растения? 1 27.01 Основные способы распространения растений 20. 9.3 1 Защита мини-проекта «Путешествие семян». 1 6 20.01 03.02 Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа 10.Природа моего края 3 ч. Что такое Красная книга? 1 10.02 Исчезающие растения и животные родного края. 21. 10.1 22. 10.2 Что такое Красная книга? Исчезающие растения и животные родного края. 1 03.03 23. 10.3 Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. 1 10.03 24. 11.1 11.Живая и неживая природа 2 ч. Как живут растения и 1 17.03 животные зимой? 25. Помощь животным. 11.2 26. 12.1 27. 12.2 28. 12.3 29. 13.1 30. 13.2 31. 14. 1 1 31.03 Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа 4 четверть-5 часов 12.Правила безопасного поведения 3 ч. Тайны волшебного озера 1 07.04 Беседа, фронтальная и групповая работа Правила безопасного 1 14.04 Беседа, поведения на водоемах с фронтальная и приходом весны групповая . работа Правила безопасного 1 21.04 Беседа, поведения на водоемах с фронтальная и приходом весны групповая . работа 13.Природные явления 2 ч. Правила безопасного 1 28.04 Беседа, поведения фронтальная и групповая работа Природные явления: снег, 1 05.05 Беседа, ветер… фронтальная и групповая работа 14.Времена года 2 ч. Почему летом жарко, а зимой 1 12.05 Беседа, холодно? фронтальная и групповая работа 7 32. 14.2 Признаки весны 33. 15.Конференция 1ч. Защита творческих работ 1 26.05 15.1 1 19.05 С учетом выходных и праздничных дней – 33ч. 8 Беседа, фронтальная и групповая работа Беседа, фронтальная и групповая работа