я познаю мир 1 класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ЛГ®3 город Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
начальных классов
МБОУ СОШ №3
.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
естит*
Заместитель
директора по УВР
Яценко Н.А.

Щи
пОдпи

31.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Я познаю мир» 1 класс
Учитель: Иванова Анастасия Александровна
на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения, сделавшего упор на формирование УУД, на использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской
области»; Приказа Министерства образования «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 6
октября 2009 г. N 373; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на
основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК
«Школа России»; локальных актов школы.
Программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» в качестве
приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивнооздоровительное направления. Программа связана с предметной областью учебного плана
«Окружающий мир». Программа представляет собой вариант 1 организации деятельности
младших школьников (1–4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Я
познаю мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными
блоками — «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного
поведения», позволяющими ученику овладеть практическими навыками по изучению
окружающего мира. Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Я познаю
мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы
методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации)
посредством электронной или почтовой переписки. Содержательной основой программы
являются учебники по окружающему миру (1–4 классы), дневники достижений младшего
школьника (1–4 классы).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год – 1
класс и 34 часа в год 2-4 класс.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
— формирование экологической культуры: осознавать ценность природы родного
края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
1

— формирование социальной и учебно-познавательной мотивации; —
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
— ведение устного и письменного диалога;
— аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— составление плана и последовательности действий при выполнении опыта,
эксперимента, наблюдения;
—
построение
рассуждения;
обобщение;
интерпретация
информации
(структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной
информации, в том числе с помощью ИКТ);
— выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасности;
сбор материала и составление портфолио о родном крае.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Я познаю мир» в 1 классе носит подготовительный характер.
1. Школьник и его жизнь в школе. 2 ч.
Презентация «Я — первоклассник». Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия
— самопрезентация (1 ч): Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет (1 ч):
Я и моя семья (возможно привлечение родителей). Материал, подготовленный учащимися
о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося. Дневник
достижений младшего школьника, 1 класс.
2. «Я познаю мир» 1 ч.
Мир вокруг нас. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог. Мое
домашнее животное или растение (рисунок, рассказ).
3. Правила безопасного поведения. 2 ч.
Что такое адрес и для чего его надо знать? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти
человека, зная его адрес. Адрес моей школы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия
— защита минипроекта «Путешествие от дома до школы». Дневник достижений
младшего школьника, 1 класс.
4. Живая и неживая природа. 2 ч.
Кто живет в цветке, или Для чего нужна лупа? Внеаудиторное (1 ч). Форма
проведения занятия — экскурсия в лес. Как можно рассматривать окружающий мир. В
чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой
природы. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление
настольной игры «Живое — неживое».
5. Органы чувств человека. 4 ч.
Для чего человеку нужна кожа? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия —
практическая работа. Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать
окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила
2

безопасности. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? Аудиторное (2 ч). Форма
проведения занятия — практическая работа. Язык — орган чувств человека, позволяющий
познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила
безопасности.
6. Правила безопасного поведения. 2 ч.
Почему нельзя есть снег, или Для чего нужны фильтры? Аудиторное (2 ч). Форма
проведения занятия — практическая работа. Опыт со снегом. Как очистить загрязненную
воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками.
Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков.
7. Времена года. 2 ч.
Почему год круглый? Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия —
практическая работа, путешествие по временам года. Времена и месяцы года. Когда я
родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры
на каждое время года. Дневник достижений младшего школьника, 1 класс.
8. Человек — часть природы. 2 ч.
Чем я отличаюсь от живых организмов? Аудиторное (2 ч). Форма проведения
занятия — практическая работа. Человек — часть живой природы. Отличия человека от
живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка.
9. Живая и неживая природа. 2 ч.
Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений.
Возможно проведение экскурсий. Аудиторное (2 ч). Защита мини-проекта «Путешествие
семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий.
10. Природа моего края. 3 ч.
Что такое Красная книга? Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия —
практическая работа. Исчезающие растения и животные родного края. Растения и
животные родного края, которые занесены в Красную книгу. Оформление результатов
наблюдений с помощью книжки-малышки.
11. Живая и неживая природа. 2 ч.
Как живут растения и животные зимой? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — экскурсия. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь
животным. Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Конструирование кормушки.
12. Правила безопасного поведения. 3 ч.
Тайны волшебного озера. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия —
экскурсия. Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны. Аудиторное (2
ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Подготовка к защите проекта
«Календарь природы».
13. Природные явления. 2 ч.
Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия
— экскурсия. Природные явления: снег, ветер… Аудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — практическая работа. Правила безопасного поведения при сходе снега и
падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».
14. Времена года. 2 ч.
3

Почему летом жарко, а зимой холодно? Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения
занятия — экскурсия. Признаки весны (высокое солнце, тепло, таяние снега и льда,
прилет птиц и т.п.). Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Защита проекта «Календарь природы».
15. Конференция. 1 ч.
Защита портфолио. Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание
научного клуба. На конференции учащиеся представляют свои творческие работы,
выполненные в течение учебного года. На конференцию можно пригласить учащихся
других классов, родителей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Школьник и его жизнь в школе
«Я познаю мир»
Правила безопасного поведения
Живая и неживая природа
Органы чувств человека
Правила безопасного поведения
Времена года
Человек — часть природы
Живая и неживая природа
Природа моего края
Живая и неживая природа
Правила безопасного поведения
Природные явления
Времена года
Конференция

2
1
2
2
4
2
2
3
2
3
2
3
2
2
1
33

Итого:

4

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(33ч)
№
п/
п

№п/п
раздел/
урок

1.

1.1

2.

1.2

3.

2.1

4.

3.1

5.

3.2

6.

4.1

7.

4.2

8.

5.1

9.

5.2

Тема

Кол-во Дата
часов план.

Дата Методы и
факт. формы
организации
обучения.
Характерист
ика
деятельности
обучающихся

1 четверть- 8 часов
1.Школьник и его жизнь в школе 2 ч.
Презентация «Я —
1
02.09
первоклассник».

Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Я — ученик первого класса.
1
09.09
Беседа,
Мои интересы. Мой портрет
фронтальная и
групповая
работа
2. Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» 1 ч.
Что такое научный клуб?
1
16.09
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
3.Правила безопасного поведения 2 ч.
Что такое адрес и для чего его 1
23.09
Беседа,
надо знать?
фронтальная и
групповая
работа
Как найти человека, зная его
1
30.09
Беседа,
адрес.
фронтальная и
Адрес моей школы
групповая
работа
4.Живая и неживая природа 2 ч.
Кто живет в цветке
1
07.10
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
В чем отличия живой и
1
14.10
Беседа,
неживой природы.
фронтальная и
Что такое лупа
групповая
работа
5.Органы чувств человека 4 ч.
Для чего человеку нужна
1
21.10
Беседа,
кожа?
фронтальная и
групповая
работа
Уход за кожей. Правила
1
28.10
Беседа,
безопасности.
фронтальная и
5

Примеч
ания

групповая
работа
10.

5.3

11.

5.4

12. 6.1

13. 6.2

2 четверть-7 часов
Язык — орган чувств
1
11.11
человека, позволяющий
познавать окружающий мир.
Секреты языка.
Правила ухода за полостью
1
18.11
рта.
Правила безопасности
6.Правила безопасного поведения 2 ч.
Почему нельзя есть снег?
1
25.11

Как очистить загрязненную
воду

1

7.Времена года 2 ч.
1
09.12

14. 7.1

Почему год круглый?

15.

Признаки времен года. Жизнь
растений и животных в
каждое время года.

7.2

16. 8.1

02.12

1

16.12

8.Человек — часть природы 3 ч.
Чем я отличаюсь от живых
1
23.12
организмов?
3 четверть-9ч
1
13.01

17.

8.2

Человек — часть живой
природы.

18.

8.3

Человек — часть живой
природы.

19.

9.1

9.Живая и неживая природа 2 ч.
Как путешествуют растения?
1
27.01
Основные способы
распространения растений

20. 9.3

1

Защита мини-проекта
«Путешествие семян».

1

6

20.01

03.02

Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая

работа
10.Природа моего края 3 ч.
Что такое Красная книга?
1
10.02
Исчезающие растения и
животные родного края.

21.

10.1

22.

10.2

Что такое Красная книга?
Исчезающие растения и
животные родного края.

1

03.03

23.

10.3

Растения и животные родного
края, которые занесены в
Красную книгу.

1

10.03

24. 11.1

11.Живая и неживая природа 2 ч.
Как живут растения и
1
17.03
животные зимой?

25.

Помощь животным.

11.2

26. 12.1

27. 12.2

28. 12.3

29. 13.1

30. 13.2

31. 14. 1

1

31.03

Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа

4 четверть-5 часов
12.Правила безопасного поведения 3 ч.
Тайны волшебного озера
1
07.04
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Правила безопасного
1
14.04
Беседа,
поведения на водоемах с
фронтальная и
приходом весны
групповая
.
работа
Правила безопасного
1
21.04
Беседа,
поведения на водоемах с
фронтальная и
приходом весны
групповая
.
работа
13.Природные явления 2 ч.
Правила безопасного
1
28.04
Беседа,
поведения
фронтальная и
групповая
работа
Природные явления: снег,
1
05.05
Беседа,
ветер…
фронтальная и
групповая
работа
14.Времена года 2 ч.
Почему летом жарко, а зимой 1
12.05
Беседа,
холодно?
фронтальная и
групповая
работа
7

32. 14.2

Признаки весны

33.

15.Конференция 1ч.
Защита творческих работ
1
26.05

15.1

1

19.05

С учетом выходных и праздничных дней – 33ч.

8

Беседа,
фронтальная и
групповая
работа
Беседа,
фронтальная и
групповая
работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».