город Каменск-Ш ахтинский Ростовской области муниципальное бюджетное общ еобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО П ротокол заседания методической кафедры естественно-математического цикла МБОУ СОШ №3 от 3 1 августа 2022г. №2 СОГЛАСОВАНО Заместитель * тител директора по УВР *же ' *Яценко Н А. Ж ЭОТИ( 3 1 августа 2022 года секретарь МО: Галактионова И.Н. «Утвер Директ Приказ Подпи Печать [аК » > Л^ТИНСОц . Золотова И. А. № жи ^ / у 1 , И .А .Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии в 8 «Б» классе Учитель: Забураева Лидия Григорьевна» 4 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразовательных Организаций В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов. Биология. 8 класс. М.: Просвещение, 2019 г. « Линия жизни» в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №3 В соответствии с учебным планом школы на 2022-23 учебный год предусмотрено 2 учебных часа в неделю на изучение предмета « Биология» в 8 «А» классе, соответственно 68 часов в учебном году. Срок обучения по программе 1 год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения биологии в 8 классе обучающиеся научатся: Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; Применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия выявления факторов риска на здоровье человека. К концу обучения в 8 классе обучающиеся получат возможность научиться: использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •выделять эстетические достоинства человеческого тела; •реализовывать установки здорового образа жизни; •ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; •находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. В результате освоения основной образовательной программы среднего общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. СОДЕРЖАНИЕ биологии в 8 «А» классе. Основное содержание программы соответствует содержанию, изложенному авторами программы, автора программы В.В.Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 59 классы. М.: Просвещение, 2019. – 128 с. (Соответствует требованиям ФГОС) № 1. 2. Название раздела/темы Количество часов Раздел 1. Введение. Наука о человеке Раздел 2.Общий обзор организма человека Раздел 3. Опора и движение Раздел 4. Внутренняя среда организма. 3 Количество контрольных работ (лабораторных, практических т.д.) 3 1 7 3 5 1 Раздел 5. Кровеносная и лимфатическая системы. Раздел 6.. Дыхательная система 4 1 4 2 Раздел 7. Питание Раздел 8. Обмен веществ и превращение энергии 9. Раздел 9. Выделение продуктов обмена 10 Раздел 10. Покровы тела человека Раздел 1 11. Нейрогуморальная 1 регуляция 1 процессов жизнедеятельности 12 Раздел 12 Анализаторы. 6 4 2 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 2 3 1 7 5 1 Органы чувств. . 13 Раздел 13 Психика и . поведение человека. Высшая нервная деятельность 14 Раздел 14. Размножение и развитие человека. 15 Раздел 15. Человек и окружающая среда Итого 6 5 4 13 68 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии в 8 «А» классе № № . 1. 2. 1.1 1.2 3. 1.3 4. 2.1 5. 2.2 6. 2.3 7. 3.1 Название раздела и тема урока Дата план Раздел 1.Введение. Наука о человеке .Науки о человеке и их методы Биологическая природа человека. Расы человека Происхождение и эволюция человека. Антропогенез Раздел 2.Общий обзор организма человека Строение организма человека: Уровни организации человека. Ткани. Л.р тема Изучение микроскопического строения тканей организма человека. Строение организма человека: Полости тела. Органы . Системы органов. Тест—вводная (диагностическая) проверочная работа Регуляция процессов жизнедеятельности 3 1.09 5.09 Раздел 3. Опора и движение Опорно — двигательная система. Состав, 8.09 3 12.09 15.09 19.09 22.09 7 22.09 Дата факт Примечание 8. 3.2 9 3.3 10. 3.4 11. 12. 3.5 3.6 13. 3.7 14. 4.1 15 4.2 16 17. 4.3 4.4 18. 4.5 19. 5.1 20. 5.2 21. 5.3 строение и рост костей. Л.р тема Микроскопическое строение костной ткани. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека Общий обзор скелета Человека. Соединение костей..Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов Строение и работа мышц.ЛР тема-Мышцы человеческого тела. Утомление при статистической работе. .Работа скелетных мышц и ее регуляция. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Нарушение ОДС. Первая помощи при повреждении ОДС ЛР тема- Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия Раздел 4.Внутренняя среда организма.Состав внутренней среды организма и ее функции Состав крови. Постоянство внутренней среды.. ЛР-Микроскопическое строение крови ( микропрепараты крови человека и лягушки) Тест—проверочная работа за 1 четверть Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. Иммунитет. Переливание крови. Иммунология на службе здоровья. Раздел 5. .Кровеносная и лимфатическая системы Органы кровообращения. Строение и работа сердца Сосудистая система . Лимфообращение. ЛРИзмерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое Сердечно — сосудистые заболевания. Первая 25.09 29.09 3.10 6.10 10.10 13.10 5 17.10 20.10 24.10 27.10 7.11 4 10.11 14.11 17.11 22. 5.4 23. 6.1 24. 6.2 25. 6.3 26. 6.4 27. 7.1 28. 7.2 29. 7.3 30. 31. 7.4 7.5 32 7.6 33. 8.1 34. 35. 36. 8.2 8.3 8.4 помощь при кровотечении. Обобщающий урок по теме: Кровеносная и лимфатическая системы Раздел 6. Дыхательная система Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких.Л.Р..»Изменение обхвата грудной клетки. Функциональная проба». Регуляция деятельности дыхательной системы. Охрана воздушной среды.Л.Р. «Определение частоты дыхания». Заболевание органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Обобщающий .урок- 2. по теме «Дыхательная система» Раздел 7. Питание Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Пищеварение в ротовой полости и желудке.Л.Р.по теме - «Действие слюны на крахмал». Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.Р. по теме «Изучение действия желудочного сока на белки». Кишечное переваривание. Всасывание Регуляция пищеварения. Гигиена пищеварения. . Заболевание 1- помощь. Обобщающий урок -3 по теме «Пищеварительная система» Тест—проверочная работа за 1е полугодие Раздел 8. Обмен веществ и превращение энергии Взаимосвязь систем органов. Пластический и энергетический обмен . Ферменты и их роль в организме человека.. Витамины и их роль в организме человека Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. 21.11 4 24.11 28.11 1.12 5.12 6 8.12 12.12 15.12 19.12 22.12 26.12 4 9.01 12.01 16.01 19.01 37 38. 9.1 9.2 39. 10.1 40. 41. 10.2 10.3 42. 11.1 43. 44. 11.2 11.3 45. 46. 47. 11.4 11.5 11.6 48. 11.7 49. 50. 12.1 12.2 51 12.3 52. 12.4 53. 12.5 54. 13.1 Раздел 9. Выделение продуктов обмена 2 Выделение. 23.01 Заболевание органов мочевыделения 26.01 Раздел 10. Покровы тела человека 3 Наружные покровы тела. Строение и функция 30.01 кожи. Л.Р. по теме: «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» Болезни и травмы кожи 2.02 Гигиена кожных покровов 6.02 Раздел 11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности Строение и функция желез внутренней секреции Работа эндокринной системы и ее нарушения Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. Строение головного мозга. Вегетативная нервная система. Соматическая нервная система. Автономная нервная система Нарушение в работе нервной системы и их предупреждение. Обобщающий урок по теме Нервная система. Раздел 12 Органы чувств. Анализаторы АНАЛИЗАТОРЫ. Анализаторы. Зрительный анализатор. ЛР по теме- «Строение зрительного анализатора» Слуховой анализатор. Тест—проверочная работа за 3 четверть Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Раздел 13. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность Высшая нервная деятельность. Рефлексы. 7 9.02 13.02 16.02 20.02 27.02 2.03 6.03 5 9.03 13.03 16.03 30.03 3.04 6 6.04 55. 13.2 Память и обучение 10.04 56. 13.3 13.04 57. 13.4 Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон и сновидение. 58. 13.5 Особенности ВНД. Речь, сознание. 20.04 59. 13.6 Обобщающий урок по теме :» Высшая нервная деятельность Раздел 14. Размножение и развитие человека Особенности размножения человека. 24.04 4.05 17.04 5 60. 14.1 61. 14.2 62. 14.3 Органы размножения. Половые клетки Оплодотворение Развитие зародыша. Беременность. 63. 14.4 Рост и развитие ребенка после рождения 11.05 64 14.5 Обобщающий урок по теме: «Размножение и развитие человека.» Раздел 15. Человек и окружающая среда 15.05 27.04 8.05 4 65. 15.1 Социальная и природная среда человека 18.05 66. 15.2 Окружающая среда здоровье человека 22.05 67. 15.3 25.05 68. 15.4 Тест—проверочная работа за год, за курс 8 класса. Обобщающий урок по теме: «Окружающая среда и здоровье человека» 29.05 Всего 68 часов в год, уплотнение с учётом праздничных и выходных дней. ♦