рабочая программа география 5 класс 2022-2023 уч.год

город Каменск-Щахтинский Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 31 августа 2022г. №2

СОГЛАСОВАНО
ш
Зам естите^ директора по УВР.
Яценко НА.'

31 августа 2022 года

секретарь МО:
Г алактионова И.Н.
подпись

«Утвержда
Дирек
При
П о^ШШЩко во д йтел я
Пе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии в 5 «А» и 5 «Б» классах
Учитель: Забураева Лидия Григорьевна

г

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.
Обоснование выбора программы.
Настоящая программа по географии для 5 х классов составлена на основе
Примерной программы основного общего образования по географии и
соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования.
Предлагаемая рабочая программа
реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная
звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и на основе:
•
Требований к результатам освоения
основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения.
•
Примерной программы основного общего образования по географии
как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
•
Программы развития и формирования универсальных учебных
действий.
•
Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
•
Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда».
5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.
Выбранная Примерная программа основного общего образования по
географии соответствует возрастным особенностям обучающихся 5 класса,
поэтому рабочая программа, составленная на её основе, обеспечивает
мотивацию обучающихся к освоению базового уровня и обеспечивает
освоение базовых понятий курса географии.
Нормативно-правовое основание разработки программы.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования;
основная образовательная программа основного общего образования
МБОУ СОШ №3,
учебный план МБОУ СОШ №3,
Положение о рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине
педагогов МБОУ СОШ №3,

Количество учебных часов.
Учебный план МБОУ СОШ №3 на изучение географии в 5 классе в 2022-23
учебном году отводит 1 час в неделю в течение всего года обучения—это 34
часа в год в 5 «А» классе и 35 часов в год в 5 «Б» классе.
Формы организации учебной деятельности.
Формы урочной деятельности: урок-практикум, урок-деловая игра, уроксоревнование, урок-общение, урок-конференция, интегрированный урок,
традиционный комбинированный урок
Технологии обучения: технологии традиционного обучения, технологии
дифференцированного
обучения,
личностно-ориентированная,
информационно-коммуникативные.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Исследовательская деятельность, проектная деятельность.
Формы и виды контроля.
Формы: проверочная работа, тест, контрольная работа. Виды:
индивидуальный, групповой, фронтальный, входной, текущий, тематический,
итоговый.
Учебно-методический комплект.
Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы
В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.
Атлас и контурные карты с заданиями. 5,6 класс.

Содержание программы учебного курса по географии в 5 х классах.
Введение. (1 час)
Зачем нам география и как мы будем ее изучать.
На какой Земле мы живём. ( 6 часов.)
(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов,
древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и
Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света,
морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих
географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на
территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и
Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф.
Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного
полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин,
исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области
Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические
знания
в
современном
мире.
Современные
географические методы исследования Земли.
Планета Земля. ( 5 часов.)
Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на
нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к
плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия.
Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные
круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших
промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений
природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое
вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
План и карта. ( 12 часов.)
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,
географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб.
Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение
сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута.
Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности.
Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего
плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый
источник информации. Содержание и значение карт. Топографические
карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и
меридианы.
Географические
координаты: географическая
широта.

Географические координаты: географическая долгота. Определение
географических координат различных объектов, направлений, расстояний,
абсолютных высот по карте.
Литосфера – твердая оболочка Земли. (10-11 часов.)
Земная кора-верхняя часть Литосферы. Горные породы, минералы и
полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли. Равнины.
Горы. Учимся с «Полярной звездой» Литосфера и человек.
Учебно-тематический план по географии в 5 х классах.
Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

Введение. Зачем нам география и как мы будем
ее изучать
Раздел 1. На какой Земле мы живем.
Раздел 2. Планета Земля
Раздел 3. План и карта
Раздел 4. Литосфера – твердая оболочка Земли

1
6
5
12
10-11

Итого : 5 «А»-5 «Б»

34-35

Требования к уровню подготовки обучающихся.
Содержание и методический аппарат учебников данной линии
направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями
развития:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего
мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе,
населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения
окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую
информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе
анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды.
Достижение
метапредметных
результатов
обучения:
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения
учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество,
работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые
средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на
достижение личностных результатов обучения: воспитание российской
гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к
учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом
познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
многообразие современного мира; формирование ценности здорового и
безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся
путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность
учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении
достижений отечественной науки.

3. Календарно-тематическое планирование
№
п/
п

1

Тема урока

Колво
часо
в

Зачем нам география и как мы её будем 1 час
изучать.

Тип урока

Введение ( 1час)
Урок изучения нового
материала

На какой Земле мы живём. ( 6 час.)
1 час
Комбинированный урок:
ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных знаний
1 час
Комбинированный урок:
ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных знаний

Форма контроля Домашнее
задание

П.1
Индивидуальные
ответы

2

Как люди открывали Землю (1)

3

Как люди открывали Землю (2)

4

Российские путешественники.

1 час

Комбинированный урок:
ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных знаний

5

География сегодня

1 час

Комбинированный урок

6

Практическая работа № 1. «Географические
открытия 10–17 век. Карта путешествий 17–20
век.
Контрольная работа № 1

1 час

Практическая работа

1 час

Индивидуальные
ответы

7

Планета Земля.(5 час.)

Индивидуальные
ответы.
Защита реферата о
путешественнике.
Оценка за таблицу

Групповая работа

Дата
проведения
план факт
А-6.09
Б-2.09

П.2Подготов А-13.09
ить
Б- 9.09
сообщение
П.3

А-20.09
Б-16.09

П.4

А-27.09
Б-23.09

П.4

А- 4.10
Б- 30.09
Практическа А-11.10
я работа.
Б- 7.10
Повторение.

8

Мы во Вселенной

1 час

9

Движения Земли

1 час

10

Солнечный свет на Земле

1 час

11

Обобщающее повторение по темам «На какой
Земле мы живем. Планета Земля».

1 час

12

Контрольная работа № 2. «На какой земле
мы живем. Планета Земля»

1 час

13

Ориентирование на местности

14

Земная поверхность на плане и карте (1)

15

Земная поверхность на плане и карте (2)

Урок изучения нового
материала
Урок изучения нового
материала

Фронтальный,
индивидуальный
Составление и
оценивание схемы.

Комбинированный урок:
ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных знаний
Комбинированный урок:
обобщение полученных
ЗУН.
Урок проверки ЗУН

индивидуальные
устные ответы

План и карта. (11 час.)
1 час
Комбинированный урок:
ознакомление с новым
материалом и закрепление
полученных знаний на
прошедших уроках и в
начальной школе по данной
теме (опорные знания).
1 час
Урок изучения нового
материала
1 час

Комбинированный урок

П.5
П.6,
ответить на
вопросы
П.7

Тест
Индивидуальная
работа. Оценка за КР
Фронтальный опрос

П.8, рис.20,
начертить
план
местности

Фронтально.
Индивидуальные
ответы
Оценивание плана
территории школы.

П.9
П.10,
ответить на
вопросы 1-3

16

Учимся с звездой» Практическая работа №2
«Построение плана местности» «Полярной

1 час

Комбинированный урок:
обобщение полученных
ЗУН и применение их на
практике

Групповая работа.
Оценка за ПР

П.11
Закончить
работу по
построению
плана
местности в
тетради

17

Географическая карта

1 час

Урок изучения нового
материала

Индивидуальные
ответы

П.12
Подготовить
сообщение,
ответить на
вопросы
после
параграфа

18

Градусная сетка

1 час

Урок изучения нового
материала

Фронтально.
Индивидуальные
ответы

19

Практическая работа №3 Градусная сетка.

1 час

Практическая работа.

20

Географические координаты (1)

1 час

Урок изучения нового
материала

Индивидуальные
ответы

П.13
Заполнить
таблицу
Практическа
я работа.
П.14, рис.30,
вопросы 1-3

21

Географические координаты (2)

1 час

Комбинированный урок

Индивидуальные
ответы Письменная
работа по
определению
координат

П.15,
ответить на
вопросы 4-6

22

Учимся с «Полярной звездой"
Практическая работа №4 «Определение
географических координат, расстояний и
направлений»

1 час

23

Контрольная работа № 2. «План и карта»

1 час

24

Земная кора – верхняя часть литосферы

1 час

25

Горные породы, минералы и полезные
ископаемые. Практическая работа № 5.
Заполни таблицу «Как человек использует
горные породы и минералы. Указать на
контурной карте основные месторождения
полез. ископаемых.»

1 час

26

Движения земной коры (1)

1 час

27

Движения земной коры (2)

1 час

28

Рельеф Земли. Равнины.

1 час

29

Рельеф Земли. Горы

1 час

Комбинированный урок:
обобщение полученных
ЗУН и применение их на
практике

Оценка за ПР

П.16
Закончить
работу по
определени
ю
географичес
ких
координат в
тетради

Урок закрепления ЗУН

Оценка за
контрольную работу
по теме «План и
карта»
Литосфера – твердая оболочка Земли.( 14 час.)
Урок изучения нового
Индивидуальные
материала
ответы
Комбинированный
урок: Фронтальный опрос,
ознакомление с новым
работа в группах
материалом и закрепление
полученных
ЗУН
на
прошедших уроках и в
начальной школе по данной
теме (опорные знания).
Урок изучения нового
Фронтальный
материала
Комбинированный урок
Оценивание
сообщений по теме
из материалов СМИ.
Урок изучения нового
Фронтальный опрос.
материала
Работа в малых
группах
Урок изучения нового
материала

Фронтальный опрос

П.20
П.21
Составить и
заполнить
таблицу
«Горные
породы»
П.22
П.23
П.24,
выполнить
работу на
контурной
карте
П.25

30

Учимся с «Полярной звездой» Практическая
работа №4
« Скульптурный
портрет Земли» Решение практических задач
по карте.

1 час

Комбинированный урок:
обобщение полученных
ЗУН и применение их на
практике

Оценка за ПР

31
32

Литосфера и человек.
Контрольная работа №3. «Литосфера –
твердая оболочка Земли».
Обобщающее и повторение изученного
материала за курс география 5 класс.
Итоговое тестирование за курс географии
5 класс.№ 4
Анализ итогового теста.
Повторение. Решение задач по карте. Анализ
физических карт.

1 час
1 час

Комбинированный урок
Урок
Контроль ЗУН
Урок повторения и
закрепления ЗУН
Урок Контроль ЗУН

Работа в группах
Тест «Литосфера»

33
34
35

1 час
1 час
1 час

Комбинированный урок:
обобщение полученных
ЗУН и применение их на
практике

Итоговый тест

П.26
Закончить
практическу
ю работу на
контурной
карте
П.27

Контроль планируемых результатов изучения
учебного предмета по географии в 5 х классах.
Перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине:
1. Что изучает география
2. Как люди изучали Землю
3. Планета Земля
4. План и карта
5. Литосфера – твердая оболочка Земли
Источники контрольно-измерительных материалов.
№
п/п
1.
2.
3.

4.

Название

Автор

Выходные данные

География 5 класс
Мой тренажер
География. Тесты
5 класс
«Конструктор»
текущего контроля
5 класс
География. Тесты для
итогового контроля.
5 класс

В.В. Николина

М.: Просвещение
2017
М.: Дрофа
2016
М.: Просвещение
2017

Барабанов В.В.
Е.Е. Гусева
Петрова О.О.

М.: Дрофа
2016

Календарно-тематическое планирование курса географии в 5 х классах.
№
п/п

1

2

3

Тема урока, название
главы.

Колво
час.

Форма контроля

Введение ( 1час)
Зачем нам география и 1 час
как мы её будем
Индивидуальные
изучать.
ответы

П.1

Дата
проведения
план факт
А6.09
Б2.09

На какой Земле мы живём. ( 6 час.)
Как люди открывали
1 час Индивидуальные
П.2
Землю (1)
ответы.
Подгото
Защита реферата
вить
путешественнике. сообщен
Как люди открывали
1 час
Оценка за
П.3
Землю (2)
таблицу

4

Российские
путешественники.

1 час

5

География сегодня

1 час Групповая работа

6

Практическая работа:
«Географические
открытия 10–17 век.
Карта путешествий 17–
20 век.
На какой Земле мы
живём. Тест-проверочная работа за 1
четверть.

1 час

Практическая
работа

1 час

Индивидуальные
ответы

7

Домаш
нее
задание

8

Мы во Вселенной

9

Движения Земли

Индивидуальные
ответы.

Планета Земля. (5 час.)
1 час
Фронтальный,
индивидуальный
1 час

Составление и
оценивание
схемы.

А13.09
Б9.09
А20.09
Б16.09
П.4
А27.09
Б23.09
П.5
А4.10
Б30.09
Практи- Аческая 11.10
работа. Б7.10

Повторе Ание.
18.10
Б14.10
П.6

А25.10
Б21.10
П.7,
Аответить 8.11
на
Бвопросы 28.10

10

Солнечный свет на
Земле

1 час

индивидуальные
устные ответы

11

Обобщающее
повторение по темам
«На какой Земле мы
живем. Планета Земля».
Практическая работа:
«На какой земле мы
живем. Планета Земля»

1 час

Тест

1 час

Индивидуальная
работа. Оценка за
практическую
работу

12

План и карта. (12 час.)
1 час
Фронтальный
опрос

13

Ориентирование на
местности

14

Земная поверхность на 1 час
плане и карте (1)

15

16

17

18

19

А15.11
Б11.11
А22.11
Б18.11
А29.11
Б25.11

П.9,
рис.20,
начерти
ть план
местнос
ти
П.10

А6.12
Б2.12

А13.12
Б9.12
Тест-проверочная
1
Письменная тест П.1-10
Аработа за 1 е полугодие. час
работа
20.12
Б16.12
Земная поверхность на 1 час
Оценивание
П.11,
Аплане и карте (2)
плана территории ответить 27.12
школы.
на
Бвопросы 23.12
1-3
Учимся с « Полярной 1 час
Групповая
П.12
Азвездой» Практическая
работа. Оценка за Закончи 10.01
работа:
«Построение
ПР
работу Бплана местности»
втетради 13.01
Географическая карта

Градусная сетка

Фронтально.
Индивидуальные
ответы

П.8

1 час

Индивидуальные
ответы

П.13
Подгот
сообщение

А17.01
Б20.01

1 час

Фронтально.
Индивидуальные
ответы

П.14
Заполни
ть
таблицу

А24.01
Б27.01

20

Практическая работа:
Градусная сетка.

1 час Письменная
работа в тетради

21

Географические
координаты (1)

1 час

Индивидуальные
ответы

22

Географические
координаты (2)

1 час

23

Учимся с «Полярной
1 час
звездой"
Практическая работа:
«Определение
географических
координат, расстояний и
направлений»
Обобщающий урок по
1 час
главе: «План и карта»

Индивидуальные
ответы
Письменная
работа по
определению
координат
Оценка за ПР

24

Практи- Аческая 31.01
работа. Б3.02
П.15,
Арис.30, 7.02
вопросы Б1-3
10.02
П.16,
Аответить 14.02
на
Бвопросы 17.02
4-6
П.17
Выполнение в
рабочей
тетради

Индивидуальные
ответы

А21.02
Б24.02

А28.02
Б3.03

Литосфера – твердая оболочка Земли.( 10-11 час.)
1 час

Индивидуальные
ответы

26 Тест-проверочная работа 1 час
за 3 четверть.

Письменная тест
работа.
Оценки за тест.

25

27

Земная кора – верхняя
часть литосферы

Горные породы,
1 час
минералы и полезные
ископаемые.
Практическая работа
Заполни таблицу «Как
человек использует
горные породы и
минералы. Указать на
контурной карте основн.
месторождения полез.
ископаемых.»

Фронтальный
опрос, работа в
группах

П.18

А7.03
Б10.03
А14.03
Б17.03
П.19
АСостави 4.04
ть и
Бзаполни 31.03
ть
таблицу
«Горные
породы»

28
29

Движения земной коры
(1-2)

2 час

Фронтальный
опрос

30

Рельеф Земли. Равнины.

1 час

Фронтальный
опрос. Работа в
малых группах

31

Рельеф Земли. Горы

1 час

Фронтальный
опрос

32 Учимся с «Полярной
звездой» Практическая
работа
«Скульптурный портрет
Земли» Решение
практич. задач по карте.
Литосфера и человек.
33

1 час

Оценка за ПР

1 час

Работа в группах

34 Обобщение по главе :
«Литосфера – твердая
оболочка Земли».
Подготовка к тесту за
год.

1 час Проверка рабочих
тетрадей

35

Итоговое тестирование 1 час
за курс географии в
5 х классах.

Итоговый тест

П.20-21

А11.04
18.04
Б7.04
14.04
П.22,
Авыполн. 25.04
работу Бконтур 21.04
карте
П.23
А2.05
Б28.04
П.24
АРабота в 16.05
контур- Бной
5.05
карте
П.25

П-1-25

А23.05
Б12.05
А30.05
Б19.05
А30.05
Б26.05

Всего за год в 5 «А» классе—34 часа и в 5 «Б» классе—35 часов, уплотнение
материала с учётом праздничных, выходных дней.

Прошнуровано и скреплено печатью
листов
№3
Золотова И.А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».