рабочая программа география 6 класс 2022-2023 уч.год

город Каменск-Шахтинский Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ №3
от 31 августа 2022г. №2
1

^

СОГЛАСОВАНО
Заместителе директора по УВР
Яценко Н А.
подпись

3 1 августа 2022 года

секретар ь М О:

Г алактионова И.Н.
подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии в 6 «А» и 6 «Б» классах
Учитель: Забураева Лидия Григорьевна

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.
Предмет: География.
Класс: 6 «А» и 6 «Б» классы.
Курс ориентирован на усвоение учащимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического
пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для
жизни на земле и жизнедеятельности человека;
-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения
(карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника
и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического
пространства.
Количество часов: за год-- 34 часов, в неделю-- 1 час
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы:
проект. – М.: Просвещение, 2021. Стандарты второго поколения.
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных
учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,
2021, 10е издание, Полярная звезда.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для
общеобразовательных
учреждений, авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др. М.: М.:
Просвещение, 2021 г. – Академический школьный учебник. Полярная звезда.
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет
география как интегрированный курс без разделения на физическую и
социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса
является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания,
реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении,
формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии,
навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение
возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в
освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира их необходимости для решения современных задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального

природопользования,

действий у обучающихся (УУД).

развитие

универсальных

учебных

Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств,
методов, форм организации учебной деятельности) географии с учётом
возрастных

и

индивидуальных

особенностей

учащихся,

развития

их

самостоятельности при изучении географии.
Тематическое планирование по географии в 6 «А» и 6 «Б» классах.
Количество часов в год – 34.
В неделю – 1 час.
Плановых контрольных работ -тестов - 5 .
Планирование составлено на основе программы География. 5 – 9 классы:
проект. – М.: Просвещение, 2021. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных
учреждений, В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,
2021.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для
общеобразовательных
учреждений А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.:
Просвещение, 2012 – Академический школьный учебник Полярная звезда.
№ Название разделов

Всего
часов

Количество часов
теоретических практических

тесты

1

Гидросфера—водная
оболочка Земли.

12

7

3

2

2

Атмосфера—
13
воздушная оболочка
Земли

9

2

2

3

Биосфера—живая
оболочка Земли.

3

3

4

Географическая
оболочка Земли

6

5

Всего:

34

1

Содержание учебного курса по географии 6 класс.
Всего 34 часов (1 час в неделю)
Глава 1. Гидросфера -водная оболочка Земли. (12ч).
Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники,
воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство
вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф
дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение
вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.
Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы.
Обобщение по теме «Гидросфера».
Практические работы.
№1. Обозначить на контурной карте: 4 океана, моря, заливы, проливы. № 2.
Обозначить на контурной карте острова и полуострова. № 3. Тема: «Учимся с
Полярной звездой» № 4. Обозначить на контурной карте течения. №5.
Обозначить на контурной карте реки. №6. Обозначить на контурной карте
водопады.
Глава 2. Атмосфера –воздушная оболочка Земли. (13 ч).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере.
Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.
Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и
климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».
Практические работы.
№ 7. Тепло в атмосфере. Определение среднесуточной температуры воздуха.
№8. Ветер. Строим розу ветров. №9. Влага в атмосфере. Рассчитываем
относительную влажность. №10. Обозначить на контурной карте 3 территории с
разным количеством влажности. №11. Погода и климат. Воздушные массы.
№12. Учимся с Полярной звездой» №13. Обозначить на контурной карте
крупные города с наиболее загрязнённым воздухом.
Глава 3. Биосфера –живая оболочка Земли. (3 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как
особое природное образование.
Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».
Практические работы.
№14. Описание одного растения или животного вашей местности.
Глава 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)

Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс».
Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные
комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный.
Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая
оболочка Земли».
Практические работы.
№15. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в
различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на
участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества
жизни населения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник 6 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и ф
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентиро
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы
пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них прот
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической и
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентир
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явлен
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими об
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точк
устойчивого развития.

Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать географические карты;
4. создавать простейшие географические карты различного содержания;
5. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
6. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм эколог
окружающей среде
7. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ
8. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источ
сопровождать выступление презентацией;
9. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими о
Земли.

Метапредметные результаты:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,поискасредст
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий
познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифициро
материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позиц
делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои
одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оцен
достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками опр
взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств И
основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально
распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); ум
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, реш
прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при вы
совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою пози
позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета инте
участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях граж
культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:

Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Ро
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, сво
культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства до
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практик
языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебны
доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, миро
вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно
обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьно
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономичес
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формировани
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, твор
деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасн
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое от
семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование основ экологической культуры.

Перечень учебно-методического обеспечения.
Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект.
– М.: Просвещение, 2021. (Стандарты второго поколения).
Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных
учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,
2021.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для
общеобразовательных
учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.:
Просвещение, 2021 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ по географии в 6 «А» и

6 «Б» классах.
№
п/
п

№

1

1.1

2

1.2

3

1.3

4

1.4

5

1.5

6

1.6

7

1.7

8

1.8

Название главы и
темы урока.

Ко Дата
л- пров
во еден
час ия
Глава 1. Гидросфера— 12
водная оболочка
Земли.
Состав и строение
Агидросферы.
1.09
Б7.09
Мировой океан: 4
Аокеана, моря, заливы,
8.09
проливы.
Б14.09
Тест—вводная,
Адиагностическая,
15.09
проверочная работа.
Б21.09
Мировой океан:
Аострова и
22.09
полуострова. Рельеф
Бдна океана.
28.09
Практическая работа
Апо теме: «Учимся с
29.09
«Полярной звездой»
Б5.10
Воды океана.
АСолёность,
6.10
температура и движ.
Бводы в океане.
12.10
Воды суши. Реки –
Аартерии Земли.
13.10
Б19.10
Тест—проверочная
Аработа за 1 четверть.
20.10
Б26.10

Практические работы. Д/З.

Обозначить на контурной карте 4 океана, м
проливы.

Обозначить на контурной карте острова и

Выполнить работу по параграфу в рабочей

Выполнить работу в к.карте, задание в раз
атлас» стр.102

Выполнить работу в к.карте, задание в раз
атлас» стр.105

9

1.9

Реки—артерии Земли.
Водопады.

АВыполнить работу в к.карте, задание в раз
27.10 атлас» стр.108
Б9.11

10 1.10 Озера. Виды озёр.
Хозяйственное
значение озёр и болот.

А10.11
Б16.11
А17.11
Б23.11
А24.11
Б30.11

11 1.11 Подземные воды.
Ледники — главные
аккумуляторы пресной
воды на Земле.
12 1.12 Охрана гидросферы.
Гидросфера и человек.
Глава 2. Атмосфера—
воздушная оболочка
Земли.
Состав и строение
атмосферы.

13

2.1

14

2.2

Тепло в атмосфере.

15

2.3

Тест—проверочная
работа за 1е
полугодие.

16

2.4

Практическая работа.
Тепло в атмосфере.

17

2.5

Тепло в атмосфере: в
тропиках и на
полюсах.

18

2.6

Атмосферное
давление.

13

А1.12
Б7.12
А8.12
Б14.12
А15.12
Б21.12
АРаздел: «Шаг за шагом» Определение сред
22.12 температуры воздуха. Стр.125
Б28.12
А12.01
Б11.01
А19.01

19

2.6

Ветер.

20

2.8

Влага в атмосфере

21

2.9

Влага в атмосфере.
Облака и дождь.

Б18.01
АСтроим розу ветров. Раздел: «Шаг за шаго
26.01
Б25.01
А2.02
Б1.02
А9.02
Б8.02
А16.02
Б15.02
А2.03
Б
22.02
А9.03
Б1.03
А16.03
Б15.03

22 2.10 Погода и климат.
Воздушные массы.
23 2.11 Практическая работа.
Учимся с «Полярной
звездой»
24 2.12 Атмосфера и человек.
Погодные условия и
здоровье людей.
25 2.13 Тест—проверочная
работа за 3 четверть.
Глава 3. Биосфера—
живая оболочка
Земли.
26

3.1

Биосфера—земная
оболочка. Круговорот
веществ в биосфере.

27

3.2

Почва как особое
природное
образование. Типы
почв.

Раздел: «Шаг за Шагом» стр.136

Выполнить в к.карте задание раздела: «От
стр.139

Выполнить в рабочей тетради задания по р
«Откройте атлас» и «Это я знаю» стр.143.

Выполнить работу в к.карте и рабочей тетр
раздела: «Откройте атлас» стр.148.

3

А30.03
Б5.04
АОписание одного растения или животного
6.04
Б12.04

28

3.3

29

4.1

30

4.2

Человек - часть
биосферы. Расы
людей.
Глава 4.
Географическая
оболочка Земли
Географическая
оболочка и
природные комплексы
Земли.
Свойства
географической
оболочки.

31 4.3

Природные зоны —
зональные природные
комплексы.

32

4.4

33

4.5

Ландшафт –
природный,
промышленный,
сельскохозяйственный
Понятие «культурный
ландшафт»
Тест—итоговая,
проверочная работа за
год.

34

4.6

Природное и
культурное наследие.

А13.04
Б19.04
6

А20.04
Б26.04
А27.04
Б3.05
АПодготовка сообщения на тему «Приспос
4.05 к жизни в различных природных зонах». М
Бвозможных преобразований на участке кул
10.05 ландшафта своей местности с целью повы
жизни населения.
А11.05
Б17.05
А18.05
Б24.05
А25.05
Б31.05

Всего 34 часа в год, уплотнение материала с учётом
выходных и праздничных дней.

об ^а зо з^

ОШ № 3
Золотова И.Л.

\

\

Прошнуровано и скреплено печатью
листов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».