город Каменск-Шахтинский Ростовской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры естественно-математического цикла МБОУ СОШ №3 от 31 августа 2022г. №2 1 ^ СОГЛАСОВАНО Заместителе директора по УВР Яценко Н А. подпись 3 1 августа 2022 года секретар ь М О: Г алактионова И.Н. подпись РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 6 «А» и 6 «Б» классах Учитель: Забураева Лидия Григорьевна 2022-2023 учебный год Пояснительная записка. Предмет: География. Класс: 6 «А» и 6 «Б» классы. Курс ориентирован на усвоение учащимися: - общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека; -опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства. Количество часов: за год-- 34 часов, в неделю-- 1 час Программное обеспечение: - Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2021. Стандарты второго поколения. - Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2021, 10е издание, Полярная звезда. Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др. М.: М.: Просвещение, 2021 г. – Академический школьный учебник. Полярная звезда. В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве. Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, действий у обучающихся (УУД). развитие универсальных учебных Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии. Тематическое планирование по географии в 6 «А» и 6 «Б» классах. Количество часов в год – 34. В неделю – 1 час. Плановых контрольных работ -тестов - 5 . Планирование составлено на основе программы География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2021. (Стандарты второго поколения). - Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений, В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2021. Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 – Академический школьный учебник Полярная звезда. № Название разделов Всего часов Количество часов теоретических практических тесты 1 Гидросфера—водная оболочка Земли. 12 7 3 2 2 Атмосфера— 13 воздушная оболочка Земли 9 2 2 3 Биосфера—живая оболочка Земли. 3 3 4 Географическая оболочка Земли 6 5 Всего: 34 1 Содержание учебного курса по географии 6 класс. Всего 34 часов (1 час в неделю) Глава 1. Гидросфера -водная оболочка Земли. (12ч). Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек. Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера». Практические работы. №1. Обозначить на контурной карте: 4 океана, моря, заливы, проливы. № 2. Обозначить на контурной карте острова и полуострова. № 3. Тема: «Учимся с Полярной звездой» № 4. Обозначить на контурной карте течения. №5. Обозначить на контурной карте реки. №6. Обозначить на контурной карте водопады. Глава 2. Атмосфера –воздушная оболочка Земли. (13 ч). Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы. Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода. Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера». Практические работы. № 7. Тепло в атмосфере. Определение среднесуточной температуры воздуха. №8. Ветер. Строим розу ветров. №9. Влага в атмосфере. Рассчитываем относительную влажность. №10. Обозначить на контурной карте 3 территории с разным количеством влажности. №11. Погода и климат. Воздушные массы. №12. Учимся с Полярной звездой» №13. Обозначить на контурной карте крупные города с наиболее загрязнённым воздухом. Глава 3. Биосфера –живая оболочка Земли. (3 ч) Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование. Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера». Практические работы. №14. Описание одного растения или животного вашей местности. Глава 4. Географическая оболочка Земли (6 ч) Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли». Практические работы. №15. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Выпускник 6 класса научится: 1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и ф компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентиро 2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; 3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; 4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы пространстве по географическим картам разного содержания; 5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них прот 6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической и 7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентир 8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явлен характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; 9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими об явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; 10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; 11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точк устойчивого развития. Выпускник 6 класса получит возможность научиться: 1. работать с различными источниками географической информации и приборами; 2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; 3. читать географические карты; 4. создавать простейшие географические карты различного содержания; 5. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. 6. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм эколог окружающей среде 7. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ 8. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источ сопровождать выступление презентацией; 9. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими о Земли. Метапредметные результаты: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,поискасредст Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий познавательных задач; Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифициро материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позиц делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оцен достижения цели определенной сложности; Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками опр взаимодействия, планировать общие способы работы; Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств И основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); ум справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, реш прогнозирования; Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при вы совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою пози позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета инте участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов; Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях граж культуры и социального взаимодействия; Личностные результаты: Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Ро многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, сво культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства до Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практик языковому и духовному многообразию современного мира; Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебны доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, миро вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьно общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономичес Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формировани нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, твор деятельности; Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасн чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости отношения к окружающей среде; Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое от семьи; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности Формирование ответственного отношения к учению. Формирование основ экологической культуры. Перечень учебно-методического обеспечения. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2021. (Стандарты второго поколения). Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2021. Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2021 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ по географии в 6 «А» и 6 «Б» классах. № п/ п № 1 1.1 2 1.2 3 1.3 4 1.4 5 1.5 6 1.6 7 1.7 8 1.8 Название главы и темы урока. Ко Дата л- пров во еден час ия Глава 1. Гидросфера— 12 водная оболочка Земли. Состав и строение Агидросферы. 1.09 Б7.09 Мировой океан: 4 Аокеана, моря, заливы, 8.09 проливы. Б14.09 Тест—вводная, Адиагностическая, 15.09 проверочная работа. Б21.09 Мировой океан: Аострова и 22.09 полуострова. Рельеф Бдна океана. 28.09 Практическая работа Апо теме: «Учимся с 29.09 «Полярной звездой» Б5.10 Воды океана. АСолёность, 6.10 температура и движ. Бводы в океане. 12.10 Воды суши. Реки – Аартерии Земли. 13.10 Б19.10 Тест—проверочная Аработа за 1 четверть. 20.10 Б26.10 Практические работы. Д/З. Обозначить на контурной карте 4 океана, м проливы. Обозначить на контурной карте острова и Выполнить работу по параграфу в рабочей Выполнить работу в к.карте, задание в раз атлас» стр.102 Выполнить работу в к.карте, задание в раз атлас» стр.105 9 1.9 Реки—артерии Земли. Водопады. АВыполнить работу в к.карте, задание в раз 27.10 атлас» стр.108 Б9.11 10 1.10 Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. А10.11 Б16.11 А17.11 Б23.11 А24.11 Б30.11 11 1.11 Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. 12 1.12 Охрана гидросферы. Гидросфера и человек. Глава 2. Атмосфера— воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. 13 2.1 14 2.2 Тепло в атмосфере. 15 2.3 Тест—проверочная работа за 1е полугодие. 16 2.4 Практическая работа. Тепло в атмосфере. 17 2.5 Тепло в атмосфере: в тропиках и на полюсах. 18 2.6 Атмосферное давление. 13 А1.12 Б7.12 А8.12 Б14.12 А15.12 Б21.12 АРаздел: «Шаг за шагом» Определение сред 22.12 температуры воздуха. Стр.125 Б28.12 А12.01 Б11.01 А19.01 19 2.6 Ветер. 20 2.8 Влага в атмосфере 21 2.9 Влага в атмосфере. Облака и дождь. Б18.01 АСтроим розу ветров. Раздел: «Шаг за шаго 26.01 Б25.01 А2.02 Б1.02 А9.02 Б8.02 А16.02 Б15.02 А2.03 Б 22.02 А9.03 Б1.03 А16.03 Б15.03 22 2.10 Погода и климат. Воздушные массы. 23 2.11 Практическая работа. Учимся с «Полярной звездой» 24 2.12 Атмосфера и человек. Погодные условия и здоровье людей. 25 2.13 Тест—проверочная работа за 3 четверть. Глава 3. Биосфера— живая оболочка Земли. 26 3.1 Биосфера—земная оболочка. Круговорот веществ в биосфере. 27 3.2 Почва как особое природное образование. Типы почв. Раздел: «Шаг за Шагом» стр.136 Выполнить в к.карте задание раздела: «От стр.139 Выполнить в рабочей тетради задания по р «Откройте атлас» и «Это я знаю» стр.143. Выполнить работу в к.карте и рабочей тетр раздела: «Откройте атлас» стр.148. 3 А30.03 Б5.04 АОписание одного растения или животного 6.04 Б12.04 28 3.3 29 4.1 30 4.2 Человек - часть биосферы. Расы людей. Глава 4. Географическая оболочка Земли Географическая оболочка и природные комплексы Земли. Свойства географической оболочки. 31 4.3 Природные зоны — зональные природные комплексы. 32 4.4 33 4.5 Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный Понятие «культурный ландшафт» Тест—итоговая, проверочная работа за год. 34 4.6 Природное и культурное наследие. А13.04 Б19.04 6 А20.04 Б26.04 А27.04 Б3.05 АПодготовка сообщения на тему «Приспос 4.05 к жизни в различных природных зонах». М Бвозможных преобразований на участке кул 10.05 ландшафта своей местности с целью повы жизни населения. А11.05 Б17.05 А18.05 Б24.05 А25.05 Б31.05 Всего 34 часа в год, уплотнение материала с учётом выходных и праздничных дней. об ^а зо з^ ОШ № 3 Золотова И.Л. \ \ Прошнуровано и скреплено печатью листов