муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г орода Каменск-Шахтинский СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. подпись СОГЛАСОВАНО « Протокол заседания методической кафедры гуманитарного цикла МБОУ СОШ №3 От 31^)8.2.022 г. № 2 < ^ Ж ^ ^ / ^секретарь МО Забураева Л.Г. Подйись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 № 222 ________ И.А.Золотова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» 6 - А класс Учитель: Кулишова Светлана Валентиновна на 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе нормативно - правовых документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов) Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей». Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва); СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Количество часов по учебному плану МБОУ СОШ № 3Всего 33 часа; в неделю 1 час. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования. Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: - знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда; - ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам; - воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области; привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия; - развитие творческих способностей детей; - формирование у учащихся интереса к исследовательской работе. Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и хутора. Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества» Ученик должен: знать: • понятия: казачество, казак, казачье войско; •некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества; • как выглядели казачья хата и подворье; • народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • главные символы России: флаг, гимн, герб; • главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка; • особенности православного праздника – Рождества; уметь: • исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»; Личностные результаты обучения У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Метапредметные результаты: - понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты В коммуникативной сфере учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; В познавательной сфере обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - планировать свои действия; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Содержание программы Введение (6 ч.) По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.), Левенцовское и Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до н.э.). Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев. Сарматская культура на Дону. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до н.э.), Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Возникновение казачества. Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону: Трактовка названий казачьих городков. Символы казачества (7 ч.) Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн. Главные казачьи символы и знаки: нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков. Принятие в казаки. Выборы и перевыборы атамана. Интеллектуальная игра «Казачьи символы». Казачье подворье и хата Жилище казаков. Обряды при строительстве. Внутреннее убранство казака (6 ч.) хаты. Из истории мужской и женской одежды станичников. Казачья кухня. Кузнечное дело на Дону. Этикет у казаков. Казачья утварь. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств. Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки. Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы. Казачья свадьба. Рождение детей. Оружие казака. Традиции и обычаи казаков Обряды и праздники на Дону. Обряд «Проводы на службу». Пасха на (15 ч.) Дону. Великий пост. Рождество. Рождественские колядки, щедровки Масленица. Традиции и обычаи. Пасхальные яйца, обрядовый хлеб. Народные приметы. Проводы зимы, масленица. Обычай новоселья. Основные православные праздники. Жизненные духовные ценности казака. Донская речь. Казачьи пословицы и поговорки, считалки. Загадки. Колыбельные песни казаков. Донские сказки. Игры казаков. Предания, легенды, байки, былины.донского казачества. Календарно – тематическое планирование 6 - Б класс (34 часа, 1ч. в неделю) № Тема урока Номер раздела и темы Количес тво часов Дата (план) Раздел 1. Введение (6 часов) 1 1.1 Зарождение и становление казачества. 1 02.09.22 2 1.2 История заселения Нижнего Поволжья казаками. 1 09.09.22 3 1.3 Наказы казачества. 1 16.09.22 4 1.4 «Истоки казачьего духа». 1 23.09.22 5 1.5 Конь – верный друг казака. 1 30.09.22 6 1.6 Практикум. Изготовление, рисование казака и его боевого коня. 1 07.10.22 Раздел 2. Символы казачества (7 часов) 7 2.1 Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн 1 14.10.22 8 2.2 Главные казачьи символы и знаки: нагайка, шашка. 1 21.10.22 9 2.3 История появления казачьих символов и знаков 1 28.10.22 10 2.4 Принятие в казаки. Выборы и перевыборы атамана. 1 11.11.22 11 2.5 Оформление выставки макетов и рисунков «Казачьи символы». 1 18.11.22 12 2.6 Главные символы России: флаг, гимн, герб. 1 25.11.22 13 2.7 Интеллектуальная игра «Казачьи символы». 1 02.12.22 Раздел 3. Казачье подворье и хата казака (6 часов) 14 3.1 Казачья хата. 1 09.12.22 15 3.2 Убранство казачьей хаты. 1 16.12.22 Дата (факт) Примеч ания 16 3.3 Казачья кухня. 1 23.12.22 17 3.4 Хозяин подворья. 1 13.01.23 18 3.5 Подворья казаков 1 20.01.23 19 3.6 Рецепты старинной казачьей кухни. 1 27.01.23 Раздел 4. Традиции и обычаи казаков (15 часов) 20 4.1 Интеллектуальная игра «Традиции и обычаи казаков». 1 03.02.23 21 4.2 Духовная жизнь казака. 1 10.02.23 22 4.3 Разнообразие жанра казачьего фольклора. 1 17.02.23 23 4.4 Праздник Рождества Христова. 1 03.03.23 24 4.5 Масленица. 1 10.03.23 25 4.6 Пасха. 1 17.03.23 26 4.7 Троица. 1 31.03.23 27 4.8 Церкви и соборы в Каменском районе. 1 07.04.23 28 4.9 Загадки, пословицы и поговорки казаков. 1 14.04.23 29 4.10 Сказки. 1 21.04.23 30 4.11 Народные казачьи песни. 1 28.04.23 31 4.12 Практикум по теме «Кто такие казаки» 1 05.05.23 32 4.13 Практикум по теме «Казачьи символы». 1 12.05.23 33 4.14 Практикум «Традиции и обычаи казаков». 1 19.05.23 34 4.15 Обобщение знаний. 1 26.05.23 С учетом выходных и праздничных дней – 34 часа печатью Золотова И.А. №3 листов. Прошнуровано и скреплено Г