праздники и традиции Донского казачества 6 Б класс 2022-2023 уч.год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г орода Каменск-Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
подпись

СОГЛАСОВАНО
«
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ №3
От 31^)8.2.022 г. № 2
< ^ Ж ^ ^ / ^секретарь МО Забураева Л.Г.
Подйись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3

№

222

________

И.А.Золотова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
6 - А класс
Учитель: Кулишова Светлана Валентиновна
на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе нормативно - правовых документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений
в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования»,
утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.
№1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов)
Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре
рабочих программ учителей».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Количество часов по учебному плану МБОУ СОШ № 3Всего 33 часа; в неделю 1 час.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из
факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной,
ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре,
традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей
семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной
земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может
рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного
образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве,
ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание
гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными
ремёслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к
казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;
привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки
содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания,
связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и хутора.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие - заочная
экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят
практико-ориентированный, творческий, игровой характер.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Праздники и традиции Донского казачества»
Ученик должен:
знать:

• понятия: казачество, казак, казачье войско;
•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;
• как выглядели казачья хата и подворье;
• народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»;
• главные символы России: флаг, гимн, герб;
• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;
• особенности православного праздника – Рождества;
уметь:
• исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при
лужке»;
• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;
Личностные результаты обучения
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу
своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи
с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих
задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей
с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Содержание программы
Введение (6 ч.)

По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний
Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.), Левенцовское и
Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и
Гниловское городище (I тысячелетие до н.э.). Появление и
распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских
курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев. Сарматская культура на
Дону. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское
поселение (V в до н.э.), Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское
царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Возникновение казачества.
Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и
городков на Дону: Трактовка названий казачьих городков.
Символы казачества (7 ч.) Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн. Главные казачьи
символы и знаки: нагайка, шашка. История появления казачьих
символов и знаков. Принятие в казаки. Выборы и перевыборы атамана.
Интеллектуальная игра «Казачьи символы».
Казачье подворье и хата
Жилище казаков. Обряды при строительстве. Внутреннее убранство
казака (6 ч.)
хаты. Из истории мужской и женской одежды станичников. Казачья
кухня. Кузнечное дело на Дону. Этикет у казаков. Казачья утварь.
Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств.
Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты
приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки.
Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание
мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.
Казачья свадьба. Рождение детей. Оружие казака.
Традиции и обычаи казаков Обряды и праздники на Дону. Обряд «Проводы на службу». Пасха на
(15 ч.)
Дону. Великий пост. Рождество. Рождественские колядки, щедровки
Масленица. Традиции и обычаи. Пасхальные яйца, обрядовый
хлеб. Народные приметы. Проводы зимы, масленица. Обычай
новоселья. Основные православные праздники. Жизненные духовные
ценности казака. Донская речь. Казачьи пословицы и поговорки,
считалки. Загадки. Колыбельные песни казаков. Донские сказки. Игры
казаков. Предания, легенды, байки, былины.донского казачества.

Календарно – тематическое планирование
6 - Б класс (34 часа, 1ч. в неделю)
№

Тема урока

Номер
раздела
и темы

Количес
тво
часов

Дата
(план)

Раздел 1. Введение (6 часов)
1

1.1

Зарождение и становление казачества.

1

02.09.22

2

1.2

История заселения Нижнего Поволжья
казаками.

1

09.09.22

3

1.3

Наказы казачества.

1

16.09.22

4

1.4

«Истоки казачьего духа».

1

23.09.22

5

1.5

Конь – верный друг казака.

1

30.09.22

6

1.6

Практикум. Изготовление, рисование
казака и его боевого коня.

1

07.10.22

Раздел 2. Символы казачества (7 часов)
7

2.1

Главные казачьи символы и знаки:
знамя, гимн

1

14.10.22

8

2.2

Главные казачьи символы и знаки:
нагайка, шашка.

1

21.10.22

9

2.3

История появления казачьих символов
и знаков

1

28.10.22

10

2.4

Принятие в казаки. Выборы и
перевыборы атамана.

1

11.11.22

11

2.5

Оформление выставки макетов и
рисунков «Казачьи символы».

1

18.11.22

12

2.6

Главные символы России: флаг, гимн,
герб.

1

25.11.22

13

2.7

Интеллектуальная игра «Казачьи
символы».

1

02.12.22

Раздел 3. Казачье подворье и хата казака (6 часов)
14

3.1

Казачья хата.

1

09.12.22

15

3.2

Убранство казачьей хаты.

1

16.12.22

Дата
(факт)

Примеч
ания

16

3.3

Казачья кухня.

1

23.12.22

17

3.4

Хозяин подворья.

1

13.01.23

18

3.5

Подворья казаков

1

20.01.23

19

3.6

Рецепты старинной казачьей кухни.

1

27.01.23

Раздел 4. Традиции и обычаи казаков (15 часов)
20

4.1

Интеллектуальная игра «Традиции и
обычаи казаков».

1

03.02.23

21

4.2

Духовная жизнь казака.

1

10.02.23

22

4.3

Разнообразие жанра казачьего
фольклора.

1

17.02.23

23

4.4

Праздник Рождества Христова.

1

03.03.23

24

4.5

Масленица.

1

10.03.23

25

4.6

Пасха.

1

17.03.23

26

4.7

Троица.

1

31.03.23

27

4.8

Церкви и соборы в Каменском районе.

1

07.04.23

28

4.9

Загадки, пословицы и поговорки
казаков.

1

14.04.23

29

4.10

Сказки.

1

21.04.23

30

4.11

Народные казачьи песни.

1

28.04.23

31

4.12

Практикум по теме «Кто такие казаки»

1

05.05.23

32

4.13

Практикум по теме «Казачьи
символы».

1

12.05.23

33

4.14

Практикум «Традиции и обычаи
казаков».

1

19.05.23

34

4.15

Обобщение знаний.

1

26.05.23

С учетом выходных и праздничных дней – 34 часа

печатью

Золотова И.А.

№3

листов.

Прошнуровано и скреплено

Г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».