муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинекий СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______Яценко Н.А. подпись СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры гуманитарного цикла МБОУ СОШ №3 , 3 ^ 8 .2 0 2 2 г. № 2 % ^ ^ / ^ секретарь МО Забураева Л.Г. Пс УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №3 Приказ, 2022 № 222/1 Золотова И.А. По РАБОЧАЯ ПРОГРАММА г по внеурочной деятельности «Праздники и традиции Донского казачества» 7 класс Учитель: Кулишова Светлана Валентиновна на 2022 - 2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе нормативно - правовых документов: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897). - Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. - Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов) - Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей». - Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва). - СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189). - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Авторская программа: Традиции родного края. История и культура казачества. Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1 – 11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович Издательство: Учитель (2015) - Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3 г. Каменск – Шахтинского Ростовской области. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования. Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: - знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда; - ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам; - воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области; привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия; - развитие творческих способностей детей; - формирование у учащихся интереса к исследовательской работе. Особенностью построения данной программы является то, что выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно – прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и хутора. Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие заочная экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 33 часа, из расчета 1 учебного часа в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ученик должен: знать: • понятия: казачество, казак, казачье войско; •некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества; • как выглядели казачья хата и подворье; • народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • главные символы России: флаг, гимн, герб; • главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка; • особенности православного праздника – Рождества; уметь: • исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»; • выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»; - маршировать в ногу, выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из строя. Личностные результаты обучения У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Метапредметные результаты - понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Регулятивные результаты: - планировать свои действия; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные результаты: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; Коммуникативные результаты: - доносить свою позицию до других; - оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других: - читать и пересказывать текст песен: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им: - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; Требования к уровню подготовки обучающихся - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия: - владеть монологической и диалогической формой речи: -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме: - использовать методы и приемы художественно – творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни: - проявлять познавательную инициативу: - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действияв незнакомом материале: - преобразовывать практическую задачу в познавательную: - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Перечень и название разделов и тем курса Вводное занятие (1 час) Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины «Традиции Донских казаков» «Осноы православной культуры» Раздел 1. Традиционная культура донских казаков (4 часа) Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор. Раздел 2. История моей казачьей семьи (4 часа) Понятие «Казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечении членов семьи. Предки – казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье. Раздел 3. Труд и быт казаков на Дону (4 часа) Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь – верный друг казака. Раздел 4. Декоративно – прикладное искусство (4 часа) Материалы, из которых мастера декоративно – прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д. ) Образцы изделий, предметов декоративно – прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области. Раздел 5. Памятники истории донского казачества (2 часа) Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта. Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества (4 часа) Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного донского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество (4 часа) Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских казаков. Раздел 8. Казак – патриот (7 часов) Казак. Всевеликое войско донское. Атаман. Казачья честь. Нравственные качества – основа патриотизма донского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь. Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела Вводное занятие Традиционная культура донских казаков История моей казачьей семьи Труд и быт казаков на Дону Декоративно – прикладное искусство Памятники истории донского казачества Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества 8 Православие и казачество 9 Казак - патриот Всего Количество часов 1 4 4 4 4 2 4 4 7 34 Календарно – тематическое планирование 7 класс (33 часа, 1ч. в неделю) № Номер раздела и темы Тема урока Количес Дата тво (план) часов 1 четверть (8 ч) 1. Вводное занятие (1 час) 1 1.1 Традиции донских казаков. Основы православной культуры. 1 07.09.22 2. Традиционная культура донских казаков (4 часа) 2 2.1 Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. 1 14.09.22 3 2.2 Потешки. Считалки. Заклички. 1 21.09.22 4 2.3 Казачьи сказки, легенды, былички. 1 28.09.22 5 2.4 Донской говор. 1 05.10.22 3. История моей казачьей семьи (4 часа) 6 3.1 Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. 1 12.10.22 7 3.2 Обязанности и увлечения членов семьи. Предки – казаки. 1 19.10.22 8 3.3 Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. 1 26.10.22 1 09.11.22 2 четверть (8 часов) 9 3.4 Распределение обязанностей в семье. 4. Труд и быт казаков на Дону (4 часа) 10 4.1 11 4.2 12 4.3 Понятие «семейный быт». Быт 1 казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд 1 в жизни казаков. 16.11.22 Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. 30.11.22 1 23.11.22 Дата (факт) Примеч ания 13 4.4 Конь – верный друг казака. 1 07.12.22 5. Декоративно – прикладное искусство (4 часа) 14 5.1 Материалы, из которых мастера декоративно – прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) 1 14.12.22 15 5.2 Образцы изделий, предметов декоративно – прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области. 1 21.12.22 16 5.3 Изготовление поделок. 1 28.12.22 1 11.01.23 3 четверть (9 ч) 17 5.4 Изготовление поделок. Раздел 6. Памятники истории донского казачества (2 часа) 18 19 6.1 Основные достопримечательности. 6.2 Памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта. 2 18.01.23 25.01.23 Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества (4 часа) 20 7.1 Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. 1 01.02.23 21 7.2 Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного донского казачества. 1 08.02.23 22 23 7.3 Подготовка и ход празднования. 2 15.02.23 7.4 22.02.23 Раздел 8. Православие и казачество (4 часа) 24 8.1 Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. 1 01.03.23 25 8.2 Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских казаков. 1 15.03.23 4 четверть (7 часов) 26 8.3 Подготовка инсценировки мероприятия. 1 05.04.23 27 8.4 Инсценировка мероприятия. 1 12.04.23 Раздел 9. Казак – патриот (6 часов) 28 9.1 Казак. Всевеликое войско Донское. Атаман. 1 19.04.23 29 9.2 Казачья честь. Нравственные качества – основа патриотизма донского казака. 1 26.04.23 30 9.3 Юные казаки – будущие защитники родной земли. 1 10.05.23 31 9.4 Казачья честь. 1 17.05.23 32 9.5 Викторина по изученным темам. 1 24.05.23 33 9.6 Подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. 1 31.05.23 С учетом выходных и праздничных дней – 33 ч. листов. ' й 7\ МБОУ СОШ №3 \С н \\ 4^ 0 ^ ^ Прошнуровано и скреплено печатью