муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинекий
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______Яценко Н.А.
подпись
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ №3
, 3 ^ 8 .2 0 2 2 г. № 2
% ^ ^ / ^ секретарь МО Забураева Л.Г.
Пс
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №3
Приказ,
2022 № 222/1
Золотова И.А.
По
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
г
по внеурочной деятельности
«Праздники и традиции Донского казачества»
7 класс
Учитель: Кулишова Светлана Валентиновна
на 2022 - 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе нормативно - правовых документов:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897).
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении
изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего
образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов)
- Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной
структуре рабочих программ учителей».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным
наполнением
учебных
предметов
федерального
компонента
государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г.
N 986 г. Москва).
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
- Авторская программа: Традиции родного края. История и культура казачества.
Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1 –
11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович
Издательство: Учитель (2015)
- Основная образовательная программа основного общего образования
МБОУ СОШ № 3 г. Каменск – Шахтинского Ростовской области.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются
одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой
культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре,
традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего
своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование
любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может
рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного
образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о донском
казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества,
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями,
основными ремёслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся
к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;
привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что выделяется восемь
основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы:
«Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт
казаков на Дону», «Декоративно – прикладное искусство», «Памятники истории донского
казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского
казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки
повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого
блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём
привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные
вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района
и хутора.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие заочная экскурсия, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной
программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.
Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, массовых
мероприятий.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках
основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 33 часа, из расчета 1
учебного часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик должен:
знать:
• понятия: казачество, казак, казачье войско;
•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;
• как выглядели казачья хата и подворье;
• народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»;
• главные символы России: флаг, гимн, герб;
• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;
• особенности православного праздника – Рождества;
уметь:
• исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке,
при лужке»;
• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;
- маршировать в ногу, выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из
строя.
Личностные результаты обучения
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять
сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Регулятивные результаты:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные результаты:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой
задачи
с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Коммуникативные результаты:
- доносить свою позицию до других;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других:
- читать и пересказывать текст песен:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Требования к уровню подготовки обучающихся
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия:
- владеть монологической и диалогической формой речи:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую помощь:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме:
- использовать методы и приемы художественно – творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни:
- проявлять познавательную инициативу:
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действияв незнакомом
материале:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную:
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Перечень и название разделов и тем курса
Вводное занятие (1 час)
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины
«Традиции Донских казаков» «Осноы православной культуры»
Раздел 1. Традиционная культура донских казаков (4 часа)
Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи (4 часа)
Понятие «Казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечении членов семьи. Предки
– казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции.
Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Дону (4 часа)
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в
жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь – верный друг
казака.
Раздел 4. Декоративно – прикладное искусство (4 часа)
Материалы, из которых мастера декоративно – прикладного искусства нашей местности
изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д. ) Образцы изделий, предметов декоративно
– прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области.
Раздел 5. Памятники истории донского казачества (2 часа)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного
населенного пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского
казачества (4 часа)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.
Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной
даты. Значение данного события для современного донского казачества. Подготовка и ход
празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество (4 часа)
Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование
Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских
казаков.
Раздел 8. Казак – патриот (7 часов)
Казак. Всевеликое войско донское. Атаман. Казачья честь. Нравственные качества – основа
патриотизма донского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья
честь. Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название раздела
Вводное занятие
Традиционная культура донских казаков
История моей казачьей семьи
Труд и быт казаков на Дону
Декоративно – прикладное искусство
Памятники истории донского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события из
истории донского казачества
8 Православие и казачество
9 Казак - патриот
Всего
Количество
часов
1
4
4
4
4
2
4
4
7
34
Календарно – тематическое планирование
7 класс (33 часа, 1ч. в неделю)
№
Номер
раздела
и темы
Тема урока
Количес Дата
тво
(план)
часов
1 четверть (8 ч)
1. Вводное занятие (1 час)
1
1.1
Традиции донских казаков. Основы
православной культуры.
1
07.09.22
2. Традиционная культура донских казаков (4 часа)
2
2.1
Пословицы и поговорки, колыбельные
песни донских казаков.
1
14.09.22
3
2.2
Потешки. Считалки. Заклички.
1
21.09.22
4
2.3
Казачьи сказки, легенды, былички.
1
28.09.22
5
2.4
Донской говор.
1
05.10.22
3. История моей казачьей семьи (4 часа)
6
3.1
Понятие «казачья семья». Члены моей
семьи.
1
12.10.22
7
3.2
Обязанности и увлечения членов
семьи. Предки – казаки.
1
19.10.22
8
3.3
Семейный фотоальбом. Нравственные
ценности семьи. Семейные традиции.
1
26.10.22
1
09.11.22
2 четверть (8 часов)
9
3.4
Распределение обязанностей в семье.
4. Труд и быт казаков на Дону (4 часа)
10
4.1
11
4.2
12
4.3
Понятие «семейный быт». Быт
1
казачьей семьи.
Индивидуальный и коллективный труд 1
в жизни казаков.
16.11.22
Обустройство жилища, домашняя
утварь. Донская кухня.
30.11.22
1
23.11.22
Дата
(факт)
Примеч
ания
13
4.4
Конь – верный друг казака.
1
07.12.22
5. Декоративно – прикладное искусство (4 часа)
14
5.1
Материалы, из которых мастера
декоративно – прикладного искусства
нашей местности изготавливают
изделия (дерево, глина, лоза и т.д.)
1
14.12.22
15
5.2
Образцы изделий, предметов
декоративно – прикладного искусства,
изготовленных в Ростовской области.
1
21.12.22
16
5.3
Изготовление поделок.
1
28.12.22
1
11.01.23
3 четверть (9 ч)
17
5.4
Изготовление поделок.
Раздел 6. Памятники истории донского казачества (2 часа)
18 19
6.1
Основные достопримечательности.
6.2
Памятники казачьей истории и
культуры родного населенного пункта.
2
18.01.23
25.01.23
Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества
(4 часа)
20
7.1
Основные памятные даты и
знаменательные события краевого и
местного значения.
1
01.02.23
21
7.2
Персоналии, историческое или
культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты.
Значение данного события для
современного донского казачества.
1
08.02.23
22 23
7.3
Подготовка и ход празднования.
2
15.02.23
7.4
22.02.23
Раздел 8. Православие и казачество (4 часа)
24
8.1
Православная вера – основа казачьей
семьи. Почитание родителей и
стариков.
1
01.03.23
25
8.2
Празднование Рождества Христова и
Пасхи в казачьей семье. Особо
почитаемые святые среди донских
казаков.
1
15.03.23
4 четверть (7 часов)
26
8.3
Подготовка инсценировки
мероприятия.
1
05.04.23
27
8.4
Инсценировка мероприятия.
1
12.04.23
Раздел 9. Казак – патриот (6 часов)
28
9.1
Казак. Всевеликое войско Донское.
Атаман.
1
19.04.23
29
9.2
Казачья честь. Нравственные качества
– основа патриотизма донского казака.
1
26.04.23
30
9.3
Юные казаки – будущие защитники
родной земли.
1
10.05.23
31
9.4
Казачья честь.
1
17.05.23
32
9.5
Викторина по изученным темам.
1
24.05.23
33
9.6
Подготовка и проведение массовых
воспитательных мероприятий.
1
31.05.23
С учетом выходных и праздничных дней – 33 ч.
листов.
' й 7\
МБОУ СОШ №3
\С н \\
4^ 0 ^ ^
Прошнуровано и скреплено печатью