православная культура 3 класс 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Каменск - Шахтинский

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СРШ №3 от 31.08.2022 г. №2
секретарь МО Кузнецова Е.Ю.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Яценко Н.А.
31.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023 учебный год
по внеурочной деятельности «Православная культура» 3 класс
количество часов: 34 часа
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Православная культура» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об
образовании в Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а
также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом
возможностей УМК «Школа России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023
учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3.
Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского
законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
1. Приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной
самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
2. Обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;
3. Воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения,
любви к Родине, семье, согражданам;
4. Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
5. Формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических
ценностей как основы консолидации общества.
В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовнонравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребёнка о его
жизни с православной культурой. В соответствии с этим, а также с учётом возрастных
особенностей младших школьников определены задачи обучения предмету:
1. актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных
школьников;
2. развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историкокультурном контексте;
3. приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе
образцов православной культуры;
4. формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм христианской
этики.
Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению
«Православная культура» предназначен для обучающихся 1-4 классов. Данная программа
составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В соответствии с
учебным планом школы на 2022-2023 учебный год общий объём учебного времени в 3
классе составляет 34 часа (34 учебные недели) по 1часу в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни
предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных
Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в
жизни святых и в жизни современного ребенка.
Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность
учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и

стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной
деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) –
создателей объектов православной культуры.
Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык
православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи,
архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема,
пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства – жанров,
интонации; религии – через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма,
богослужения.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению является формирование следующих компетенций:



Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:






определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по
предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:






добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:



умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));





совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.

Освоение школьниками учебного курса «Основы православной культуры» должно
обеспечить следующие предметные результаты:







понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским
традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры
многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе
сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Россия – наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Познакомить учащихся с понятиями Родина, духовный мир человека, культурные
традиции, определить их значение в жизни человека и историческом развитии нашей
Родины. Раскрыть связь духовного мира человека и культурных традиций. Показать, как
духовный мир человека и культурные традиции тесно связаны друг с другом.
Формировать патриотическое отношение к нашей Родине, как к дому, в котором мы
живем.
2. Сотворение мира и человека. Дать учащимся представление о происхождении
мира и человека. Дети учатся понимать нравственный смысл сотворения мира Богом. В
них воспитывается доброе отношение человека к окружающему миру, как хозяина, т.е.
проявляющего заботу о всех творениях Божиих, развивается чувство ответственности за
все, что их окружает. На данных занятиях учащиеся знакомятся с историями Ветхого
завета (Детская Библия).
3. Десять Заповедей Божьих. На данном занятии учащиеся знакомятся с
описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с
их структурой и значениями, что способствует развитию духовно-нравственных качеств
личности. Происходит формирование представлений о законах и ценностях христианской
морали.
4. Православные и государственные праздники. В жизни каждой семьи большое
значение имеют праздники. Семейные торжества, связанные с днями рождения членов
семьи, служат скреплению семейных уз и поэтому обычно привлекают родных.
Гражданские праздники собирают друзей и сотрудников членов семьи. Но самое важное
значение для духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного
возраста имеют церковно-государственные праздники. Хорошо проведённый семейный
праздник — прекрасный духовно-нравственный урок для ребёнка.
5. Осенние православные праздники (Рождение Пресвятой Богородицы,
Покров пресвятой Богородицы). Познакомить детей с историей осенних праздников,

посвященных Пресвятой Богородице. Стимулировать интерес к духовному богатству
русской земли, русской культуре как части мировой культуры. Прививать уважение и
любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору. Дать
представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.
6. Именины и день рождения. Дать понятие, чем именины отличаются от дня
рождения, показать разницу в их праздновании.
7. Мой небесный покровитель. Дать учащимся представление о нравственных и
духовных ценностях православной традиции; познакомить с церковными понятиями:
святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные родители. На примерах
жизни святых покровителей воспитывать у детей христианские добродетели стремление
следовать им в жизни.
8. Храм. Внешнее и внутреннее строение храма. Познакомить учащихся с
внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с
историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями.
Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и
культурному наследию своего народа.
9. Красота внутренняя и внешняя. Дать представление о внутреннем и внешнем
мире человека и их взаимосвязи. Учить правильно понимать значение слов и сочетаний:
«внешний мир», «внутренний мир человека», «духовный мир», «физический мир»,
«материальный мир», «красота». Воспитывать уважение к внутреннему миру каждого
человека. Научить детей видеть красоту добрых поступков.
10. Рождественские праздники. Сформировать представление о христианском
празднике Рождество Христово. Познакомить с рассказом из Евангелия о Рождестве
Христовом и поклонении пастухов Младенцу. Участвуя в таких мероприятиях, как
выставка поделок и рисунков на рождественскую тематику, конкурсе художественной
самодеятельности ребята смогут проявить свои творческие возможности.
11. Рождественские колядки. Экскурсия. Познакомить детей с русским народным
обрядом «Колядование».
12. Крещение Господне. Познакомить учащихся с историей праздника, с таинством
крещения. Рассказать о чуде Крещенской воды.
13. Иисус Христос – спаситель мира. Раскрыть понятия «добродетель» и «грех»,
познакомить с притчей о мытаре и фарисее, раскрыть миссию Спасителя.
14. Чудеса Иисуса Христа. Дать учащимся представление о чудесах, совершенных
Иисусом Христом. Разобраться, для чего Христос творил столько чудес; обсудить, какие
добрые дела могли бы совершать по примеру Спасителя друг для друга люди.
15. Дела милосердия. В совместном обсуждении раскрыть смысл понятия
«милосердие» на примере притчи о добром самаритянине. Показать разницу между
милосердием и жертвенностью, тщеславием, лицемерием. Формировать духовные
ценности и нравственный выбор учащихся через проявление милосердия, сострадания,
заботы о ближних.

16. Народные традиции поста. Познакомить учащихся понятием «пост» в
христианской традиции, рассмотреть смысл и правила Великого поста.
17. Весенние праздники и заботы. Сообщить детям об основных старинных
народных весенних праздниках. Провести смысловые параллели между сутью праздников
и природой, особенностями весеннего времени года.
18. Благовещение Богородицы. Познакомить учащихся с основными событиями
праздника, раскрыть его смысл. Продолжать формировать понимание смысла Евангелия
через изучение евангельских событий, познакомить с иконой Благовещения Пресвятой
Богородицы, с благовещенскими обычаями на Руси.
19. Вербное воскресенье. Дать представление детям о православном празднике
Вербное воскресение. Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на Вербное
воскресенье. Закрепить знания детей о быте русского народа. Развивать умения и навыки
работы с произведениями христианского религиозного искусства, понимание их
культурологического смысла.
20. Праздник Пасхи. Светлое Христово Воскресение. Формировать представления
о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.
Познакомить с историей возникновения праздника, главным символом праздника,
народными поверьями, поговорками. Воспитывать уважение к народным традициям.
21. Ученики Иисуса Христа. Познакомить учащихся с учениками Иисуса Христа, с
древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и
Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа.
23. Дорога к храму. Экскурсия. Познакомить учащихся с наиболее красивыми и
интересными православными храмами города, как старыми, так и новыми: Покровский
кафедральный собор, Иверский монастырь, Вознесенский собор, Петропавловская
церковь, Собор Св. Кирилла и Мефодия, Храм-памятник во имя Георгия Победоносца.
Календарно-тематический план
по внеурочной деятельности православная культура
на 2022-2023 учебный год
Класс 3
Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна
№
п\п

1.
2.
3.
4.
5.

Тема урока

Россия – наша Родина. Духовный мир
человека. Культурные традиции.
Сотворение мира и человека.
Десять Заповедей Божьих.
Примеры красоты душевной.
Кого народ называет святым.
Не устоять худу против добра.

Кол-во часов на год 34 ч.
Кол-во уроков в неделю 1 ч.
Количест
во
часов

Дата
(план)

1

07.09

1
1
1

14.09
21.09
28.09

1

05.10

Дата
(факт)

Примечание

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Православные и государственные праздники.
Именины и день рождения.
Мой небесный покровитель.
Какого человека можно назвать счастливым.
Храм. Внешнее строение.
Храм. Внутреннее убранство храма.
Красота внутренняя и внешняя.
Законы праведной жизни.
Конституция - главный закон государства.
Цена дурного поступка.
Праздник Рождества Христова.
Зачем родился Христос.
Подарки Рождества Христова.
Рождественские колядки.
Крещение Господне.
Оглянись вокруг.
Беседа о милосердии и сострадании.
Живи и помни.
Иисус Христос – спаситель мира.
Чудеса Иисуса Христа.
Герои Земли Русской.
Дни очищения души.
Что такое пост. Почему наш народ соблюдал
посты.
Народные традиции поста.
Весенние праздники и заботы.
Благовещение Богородицы.
Вербное Воскресенье.
Праздник Пасхи. Светлое Христово
Воскресение.
Без раскаяния нет прощения.
Необходимость покаяния.
Ученики Иисуса Христа.
Подвиг ученичества. Апостолы, их жизненный
подвиг.
Сокровища православной культуры. Уважение к
культуре других народов.
Дорога к Храму.

1
1
1
1
1
1
1
1

12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12

1
1

14.12
21.12

1
1
1
1

28.12
11.01
18.01
25.01

1
1
1
1
1

01.02
08.02
15.02
22.02
01.03

1
1
1
1
1

15.03
05.04
12.04
19.04
26.04

1

03.05

1
1

10.05
17.05

1

24.05

1

31.05

С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».