Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск - Шахтинский СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОЩ №3 от 31.08.2022 г. №2 гсбс/ секретарь МО Кузнецова Е.Ю. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Яценко Н.А. 31.08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2022-2023 учебный год по внеурочной деятельности «Веселый этикет» 3 класс количество часов: 34 часа Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Веселый этикет» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Закона РФ «Об образовании»; Областного закона «Об образовании в Ростовской области»; устава МБОУ СОШ №3 г. Каменска-Шахтинского, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Школа России»; учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2022-2023 учебный год, положения о рабочей программе МБОУ СОШ №3. Цель: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Задачи: развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие; предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству. Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Веселый этикет» предназначен для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год общий объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа (34 учебные недели) по 1часу в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты У ученика будут сформированы: - умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Метапредметные результаты В результате прохождения программы ученик научится: Регулятивные универсальные учебные действия: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные универсальные учебные действия: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Ученик получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Предметные результаты Ученик научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ» Программа состоит из 4 крупных разделов: 1. Этика общения 2. Этикет 3. Этические нормы отношений с окружающими 4. Этика отношений в коллективе Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Раздел 1. Этика общения (8 часов) Тема 1. Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. Тема 2. Будем беречь друг друга. Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. Тема 3. Дружим с добрыми словами. Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д. Тема 4. Любим добрые поступки. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Тема 5. Подари дело и слово доброе. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят. Тема 6. Умеем общаться. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Тема 7. Каждый интересен. Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Тема 8. Подарок коллективу. Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ … Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 9. Премудрости дедушки Этикета. Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом. Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. Тема 11. Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. Тема 12. Когда рядом много людей. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. Тема 13. Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Тема 14. Чистый ручеек вашей речи. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. Тема 15. Искусство дарить подарки. Разыгрывание сценок. Дети импровизируют ситуации. Тема 16. Встречаем Новый год. Классный «Огонек» с праздничным столом. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (11 часов) Тема 17. Душа – это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» Тема 18. Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Тема 19. Хорошие песни к добру ведут. Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. Тема 20. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Тема 21. Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Тема 22. О настоящем и поддельном. Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему. Тема 23. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа. Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Тема 25-26. Тепло родного дома. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Тема 27. Когда солнце тебе улыбается. Итоговое занятие – праздник весны и песни. Этика отношений в коллективе (9 часов) Тема 28. Чтобы быть коллективом. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Тема 29. Коллектив начинается с меня. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. Тема 30. Подарок коллективу. Занятие проводится по традиционной методике. Тема 31. Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». Тема 32. Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Тема 33. Вот и стали добрей и умней. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей. Тема 34. Школе посвящается. Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности. К концу учебного года учащиеся научатся: употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации; обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение; вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно; правильно общаться по телефону; правильно оценивать себя и других; приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность; встречать гостей, дарить и принимать подарки; делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши; принимать красивые позы во время посадки и ходьбы. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 Разделы Общее кол-во часов 8 8 11 9 34 Этика общения Этикет Этика отношений с окружающими Этика отношений в коллективе. ИТОГО: Календарно-тематический план по внеурочной деятельности веселый этикет на 2022-2023 учебный год Класс 3 Кол-во часов на год 34 ч. Учитель: Кузнецова Елена Юрьевна Кол-во уроков в неделю 1 ч. № уро ка 1. Наименование раздела, темы 1.1 Здравствуйте, все! Ко лво часов 1 дата Форма деятельности план Этика общения (8 часов) Познавательная беседа. Игра 02.09 факт Примечание 2. 1.2 Будем беречь друг друга. 1 3. 1.3 Дружим с добрыми словами. Любим добрые поступки. Подари дело и слово доброе. Умеем общаться. Каждый интересен. Подарок коллективу. 1 4. 1.4 5. 1.5 6. 7. 8. 1.6 1.7 1.8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 1 1 1 1 1 Путешествие в сказку. 09.09 Инсценирование. Решение педагогических задач. Игра. Познавательная беседа. 16.09 Познавательная беседа. Разучивание песни. Путешествие в сказку 23.09 Рассказ. Беседа. Игра Познавательная беседа. Игра. Урок-сюрприз. Игры Этикет (8 часов) Беседа. Решение задач 07.10 14.10 21.10 30.09 2.1 Премудрости дедушки 1 28.10 Этикета. 2.2 За столом с дедушкой 1 Познавательная беседа. Игра 11.11 Этикетом. 2.3 Школьные правила 1 Работа с картинками. 18.11 этикета. Сценки-миниатюры 2.4 Когда рядом много 1 Познавательная беседа. Игра. 25.11 людей. Путешествие по городу. 2.5 Как решать семейные 1 Познавательная беседа. Игра 02.12 проблемы. 2.6 Чистый ручеек вашей 1 Познавательная беседа. Игра 09.12 речи. 2.7 Искусство дарить 1 Познавательная беседа. Игра 16.12 подарки 2.8 Встречаем Новый год. 1 Классный «Огонек» 23.12 Этика отношений с окружающими (11 часов) 3.1 Душа – это наше 1 Познавательная беседа. Игра. 13.01 творение. Рисование сказочных героев. 3.2 Отворите волшебные 1 Познавательная беседа. Игра 20.01 двери добра и доверия 3.3 Хорошие песни к 1 Познавательная беседа. 27.01 добру ведут. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр. 3.4 Вглядись в себя, 1 Познавательная беседа. Игра 03.02 сравни с другими. 3.5 Помоги понять себя. 1 Познавательная беседа. Игра 10.02 3.6 О настоящем и 1 Познавательная беседа. Игра 17.02 поддельном. 3.7 Поздравляем наших 1 Праздник. 03.03 мам. 3.8 Цветы, цветы – в них 1 Познавательная беседа. 10.03 Родины душа. Посещение памятных мест в городе. 3.9 Родительский дом. 1 Познавательная беседа. Игра 17.03 Как решать семейные проблемы 26. 3.10 Тепло родного дома. 27. 3.11 Когда солнце тебе улыбается. 1 1 Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом» Праздник. Игры. Песни. 31.03 07.04 Этика отношений в коллективе (7 часов) 28. 4.1 29. 4.2 30. 4.3 4.4 31. 32. 33. 34. 4.5 4.6 4.7 Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Подарок коллективу Секретные советы девочкам и мальчикам. Скажи себе сам. Вот и стали добрей и умней. Школе посвящается 1 Познавательная беседа. Игра 14.04 1 Познавательная беседа. Игра 21.04 1 1 Урок - сюрприз. Игра Познавательная беседа. Игра 28.04 05.05 1 1 Сочинение «Скажи сам себе» 12.05 Путешествие по лабиринту 19.05 мудрых откровений. Игра Праздник. 26.05 1 С учетом выходных и праздничных дней – 34 ч. Прошнуровано и скреплено печатью ___ Я листов.