Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 город Каменск - Шахтинский СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методической кафедры естественноЯценко Н. А. математического цикла подпись МБОУ СОШ № 3 От 31.08.2022 г. № .V _ секретарь МО Галактионова И.Н. ПОДПИСЬ Утверждаю РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Занимательная химия» для 5 «А», 5 «Б» классов Учитель Вершинина Л.А. на 2022-2023 учебный год Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная химия» в 5 «А» и 5 «Б» классах, МБОУ СОШ №3 на 2022-23 учебный год. Пояснительная записка. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннемдетстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторых полезных ископаемых. Однако, к началу изучения химии в 8 классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и пр. Программа данного курса ориентирована на учащихся 5 класса, т е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Данная программа составлена на основе программы Чернобельской Г.М. и Дементьева А.И. «Мир глазами химика» (Чернобыльская ГМ. Дементьев. А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 1920г.) Особенность курса в том, что расширяется кругозор учащихся, пополняются знания в такой новой для учащихся дисциплине, как химия. Раскрываются межпредметные связи с такими науками, как физика, биология, экология, минералогия. Формируется и поддерживается интерес учащихся к химии, развивается исследовательский подход к изучению окружающего мира, расширяются знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни. Данный курс позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы. Успешное изучение курса позволит учащимся принимать участие в работе научно - практических конференциях. Почти к каждому занятию предлагается выполнение самостоятельных исследовательских заданий в домашних условиях с простейшим подручным материалом, а также выполнение индивидуальных проектов на основе наблюдений, опытов и экспериментов. Согласно учебному плану и расписанию на 2022-23 учебный год МБОУ СОШ №3 отводит для внеурочной деятельности в 5 «А» классе—35 часа в год, 1 час в неделю, в 5 «Б» классе— 34 часа в год, 1 час в неделю, уплотнение материала в связи с праздничными днями. Срок реализации рабочей программы 1 год. Цель программы: Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природных химических явлений строению вещества, развитие исследовательского опыта, создание единой естественнонаучной образовательной среды, воспитание экологической культуры. Задачи программы: 1. Сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещества, молекула, атом, химический элемент. 2. Познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию , по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими и химическими реакциями. 3. Сформировать практические умения и навыки, умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе и в быту, умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности. 4. Расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека. 5. Показать связь химии с другими науками. 6. Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным. богатствам. При реализации данной программы используются следующие технологии: 1. Метод проектов 2.Личностно-ориентированное обучение 3. Развивающее обучение 4. Проблемное обучение 5. Информационные технологии Методы и приемы работы: 1. Практические (лабораторные работы, эксперименты) 2.Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры) 3.Комбинированные 4. Проблемные Формы контроля за обучением: 1. В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности учащихся. 2. Представление детьми результатов своей работы в виде творческих заданий, сообщений, докладов или научных работ. 3. Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень химических знаний детей. Прогнозируемые результаты в обучении: 1. Знание правил техники безопасности при работе с веществами. 2. Умение ставить химические эксперименты. 3. Умение выполнять исследовательские работы и защищать их. в воспитании: 1. Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно. 2. Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Используемая Литература: 1. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 2020г.) 2. Алексинский В.Занимательные опыты по химии-М.: Просвещение, 2019г. 3. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. - Л./Химия, 2019г. 4. Конарев Б.А. Любознательным о химии. - М.:2020г. 5. Лаврова С.Занимательная химия. М.: Белый город, 2019г. 6. Степин Б Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. Химия 2020г. 7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2019г. 8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта,2019г. 9. http://www. Alhimik. ru 10. http://school, edu.ru / Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная химия» в 5 «А» и 5 «Б» классах № № темы и п/п раздела Темы занятий Раздел 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» 1 1.1 Что такое вещество Колво часов 3 Класс Дата по плану 1 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 02.09.2022 07.09.2022 09.09.2022 14.09.2022 16.09.2022 21.09.2022 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 23.09.2022 28.09.2022 30.09.2022 05.10.2022 07.10.2022 12.10.2022 14.10.2022 19.10.2022 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 21.10.2022 26.10.2022 28.10.2022 09.11.2022 11.11.2022 16.11.2022 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 18.11.2022 23.11.2022 25.11.2022 30.11.2022 02.12.2022 07.12.2022 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 09.12.2022 14.12.2022 16.12.2022 21.12.2022 23.12.2022 28.12.2022 2 1.2 Какие бывают вещества 1 3 1.3 Чистые вещества и смеси 1 Раздел 2. «Химия – наука экспериментальная» 4 2.1 Как себя вести в кабинете химии 5 2.2 Посуда и приборы юного химика 6 2.3 Исследование физических свойств веществ 7 2.4 Очистка воды от примесей 4 Раздел 3. «Немного из истории химии» 8 3.1 Где зародилась химия 3 1 1 1 1 1 9 3.2 В гостях у алхимика 1 10 3.3 Знаменитые учёные химики 1 Раздел 4. «Из чего состоят вещества» 11 4.1 Из чего состоит вода? 10 1 12 4.2 Формулы веществ 1 13 4.3 1 14 4.4 Удивительные химические элементы. Таблица Менделеева Простые вещества - металлы 15 4.5 1 16 4.6 Простые вещества – неметаллы. Кислород Сложные вещества – оксиды 1 1 Дата факт. 1 4.8 Кислоты и щелочи – едкие вещества Что такое индикаторы? 19 4.9 Соли вокруг нас 1 20 4.10 Органические вещества 1 17 4.7 18 21 22 23 24 Раздел 5. «Превращения веществ» 5.1 Физические и химические превращения 5.2 Скорость химической реакции 5.3 Запись химических превращений 5.4 Виды химических реакций 1 6 1 1 1 1 25 5.5 Как узнать вещества? 1 26 5.6 Опыты на кухне 1 Раздел 6. «Химия и экология» 9 27 28 29 30 31 32 33 34 35 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 13.01.2023 11.01.2023 20.01.2023 18.01.2023 27.01.2023 25.01.2023 03.02.2023 01.02.2023 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 5 «А» 5 «Б» 10.02.2023 08.02.2023 17.02.2023 15.02.2023 24.02.2023 22.02.2023 03.03.2023 01.03.2023 10.03.2023 15.03.2023 17.03.2023 05.04.2023 5 «А» 31.03.2023 5 «Б» 12.04.2023 5 «А» 07.04.2023 6.2 1 5 «Б» 19.04.2023 5 «А» 14.04.2023 6.3 1 5 «Б» 26.04.2023 5 «А» 21.04.2023 6.4 Воздух, которым мы дышим 1 5 «Б» 03.05.2023 5 «А» 28.05.2023 6.5 Правильно ли мы питаемся? 1 5 «Б» 10.05.2023 5 «А» 05.05.2023 6.6 Осторожно, яд! 1 5 «Б» 17.05.2023 5 «А» 12.05.2023 6.7 Наш дом, каким он должен 1 быть? 5 «Б» 24.05.2023 5 «А» 19.05.2023 6.8 Как использовать отходы? 1 5 «Б» 31.05.2023 5 «А» 26.05.2023 6.9 Обобщающий урок по курсу 1 «Занимательная химия» 5 «Б» Всего за год с учётом праздничных дней: 5 «А» класс – 35 часов, 5 «Б» класс – 34 часа. 6.1 Самое необыкновенное вещество Почему вода бывает жёсткой? Как сберечь воду? 1 I ОШ № 3 Золотова И.А. Прошнуровано и скреплено печатью $ листов