Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 город Каменск - Шахтинский
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Заместитель директора по УВР
Методической кафедры естественноЯценко Н. А.
математического цикла
подпись
МБОУ СОШ № 3
От 31.08.2022 г. № .V
_ секретарь МО Галактионова И.Н.
ПОДПИСЬ
Утверждаю
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Занимательная химия» для 5 «А», 5 «Б» классов
Учитель Вершинина Л.А.
на 2022-2023 учебный год
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная химия» в 5 «А» и 5 «Б»
классах, МБОУ СОШ №3 на 2022-23 учебный год.
Пояснительная записка.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в
раннемдетстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторых
полезных ископаемых. Однако, к началу изучения химии в 8 классе познавательные интересы
школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для
многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала,
нерационально спроектированными программами и пр.
Программа данного курса ориентирована на учащихся 5 класса, т е. того возраста, в
котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Данная программа составлена на основе программы Чернобельской Г.М. и Дементьева
А.И. «Мир глазами химика» (Чернобыльская ГМ. Дементьев. А.И. Мир глазами химика.
Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 1920г.)
Особенность курса в том, что расширяется кругозор учащихся, пополняются знания в
такой новой для учащихся дисциплине, как химия. Раскрываются межпредметные связи с
такими науками, как физика, биология, экология, минералогия. Формируется и поддерживается
интерес учащихся к химии, развивается исследовательский подход к изучению окружающего
мира, расширяются знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни.
Данный курс позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной
исследовательской работы. Успешное изучение курса позволит учащимся принимать участие в
работе научно - практических конференциях.
Почти
к
каждому
занятию
предлагается
выполнение
самостоятельных
исследовательских заданий в домашних условиях с простейшим подручным материалом, а
также выполнение индивидуальных проектов на основе наблюдений, опытов и экспериментов.
Согласно учебному плану и расписанию на 2022-23 учебный год МБОУ СОШ №3
отводит для внеурочной деятельности в 5 «А» классе—35 часа в год, 1 час в неделю, в 5 «Б»
классе— 34 часа в год, 1 час в неделю, уплотнение материала в связи с праздничными днями.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Цель программы:
Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природных химических
явлений строению вещества, развитие исследовательского опыта, создание единой
естественнонаучной образовательной среды, воспитание экологической культуры.
Задачи программы:
1. Сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещества, молекула, атом,
химический элемент.
2. Познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию , по
составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими и химическими
реакциями.
3. Сформировать практические умения и навыки, умения наблюдать и объяснять
химические явления, происходящие в природе и в быту, умение работать с веществами,
выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности.
4. Расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в
природе и жизни человека.
5. Показать связь химии с другими науками.
6. Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным.
богатствам.
При реализации данной программы используются следующие технологии:
1. Метод проектов
2.Личностно-ориентированное обучение
3. Развивающее обучение
4. Проблемное обучение
5. Информационные технологии
Методы и приемы работы:
1. Практические (лабораторные работы, эксперименты)
2.Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры)
3.Комбинированные
4. Проблемные
Формы контроля за обучением:
1.
В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня
полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности учащихся.
2.
Представление детьми результатов своей работы в виде творческих заданий,
сообщений, докладов или научных работ.
3.
Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется
уровень химических знаний детей.
Прогнозируемые результаты
в обучении:
1.
Знание правил техники безопасности при работе с веществами.
2.
Умение ставить химические эксперименты.
3.
Умение выполнять исследовательские работы и защищать их.
в воспитании:
1. Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно.
2. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Используемая Литература:
1.
Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К
пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 2020г.)
2.
Алексинский В.Занимательные опыты по химии-М.: Просвещение, 2019г.
3.
Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. - Л./Химия, 2019г.
4.
Конарев Б.А. Любознательным о химии. - М.:2020г.
5.
Лаврова С.Занимательная химия. М.: Белый город, 2019г.
6.
Степин Б Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.
Химия 2020г.
7.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по
химии. М.: Дрофа, 2019г.
8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта,2019г.
9. http://www. Alhimik. ru
10. http://school, edu.ru /
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Занимательная химия» в 5 «А» и 5 «Б» классах
№ № темы и
п/п раздела
Темы занятий
Раздел 1. «Химия – наука о веществах и
их превращениях»
1
1.1
Что такое вещество
Колво
часов
3
Класс
Дата по
плану
1
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
02.09.2022
07.09.2022
09.09.2022
14.09.2022
16.09.2022
21.09.2022
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
23.09.2022
28.09.2022
30.09.2022
05.10.2022
07.10.2022
12.10.2022
14.10.2022
19.10.2022
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
21.10.2022
26.10.2022
28.10.2022
09.11.2022
11.11.2022
16.11.2022
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
18.11.2022
23.11.2022
25.11.2022
30.11.2022
02.12.2022
07.12.2022
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
09.12.2022
14.12.2022
16.12.2022
21.12.2022
23.12.2022
28.12.2022
2
1.2
Какие бывают вещества
1
3
1.3
Чистые вещества и смеси
1
Раздел 2. «Химия – наука
экспериментальная»
4
2.1
Как себя вести в кабинете
химии
5
2.2
Посуда и приборы юного
химика
6
2.3
Исследование физических
свойств веществ
7
2.4
Очистка воды от примесей
4
Раздел 3. «Немного из истории химии»
8
3.1
Где зародилась химия
3
1
1
1
1
1
9
3.2
В гостях у алхимика
1
10
3.3
Знаменитые учёные химики
1
Раздел 4. «Из чего состоят вещества»
11
4.1
Из чего состоит вода?
10
1
12
4.2
Формулы веществ
1
13
4.3
1
14
4.4
Удивительные химические
элементы. Таблица
Менделеева
Простые вещества - металлы
15
4.5
1
16
4.6
Простые вещества –
неметаллы. Кислород
Сложные вещества – оксиды
1
1
Дата
факт.
1
4.8
Кислоты и щелочи – едкие
вещества
Что такое индикаторы?
19
4.9
Соли вокруг нас
1
20
4.10
Органические вещества
1
17
4.7
18
21
22
23
24
Раздел 5. «Превращения веществ»
5.1
Физические и химические
превращения
5.2
Скорость химической
реакции
5.3
Запись химических
превращений
5.4
Виды химических реакций
1
6
1
1
1
1
25
5.5
Как узнать вещества?
1
26
5.6
Опыты на кухне
1
Раздел 6. «Химия и экология»
9
27
28
29
30
31
32
33
34
35
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
13.01.2023
11.01.2023
20.01.2023
18.01.2023
27.01.2023
25.01.2023
03.02.2023
01.02.2023
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
5 «А»
5 «Б»
10.02.2023
08.02.2023
17.02.2023
15.02.2023
24.02.2023
22.02.2023
03.03.2023
01.03.2023
10.03.2023
15.03.2023
17.03.2023
05.04.2023
5 «А» 31.03.2023
5 «Б» 12.04.2023
5 «А» 07.04.2023
6.2
1
5 «Б» 19.04.2023
5 «А» 14.04.2023
6.3
1
5 «Б» 26.04.2023
5 «А» 21.04.2023
6.4
Воздух, которым мы дышим
1
5 «Б» 03.05.2023
5 «А» 28.05.2023
6.5
Правильно ли мы питаемся?
1
5 «Б» 10.05.2023
5 «А» 05.05.2023
6.6
Осторожно, яд!
1
5 «Б» 17.05.2023
5 «А» 12.05.2023
6.7
Наш дом, каким он должен
1
быть?
5 «Б» 24.05.2023
5 «А» 19.05.2023
6.8
Как использовать отходы?
1
5 «Б» 31.05.2023
5 «А» 26.05.2023
6.9
Обобщающий урок по курсу
1
«Занимательная химия»
5 «Б»
Всего за год с учётом праздничных дней: 5 «А» класс – 35 часов,
5 «Б» класс – 34 часа.
6.1
Самое необыкновенное
вещество
Почему вода бывает
жёсткой?
Как сберечь воду?
1
I
ОШ № 3
Золотова И.А.
Прошнуровано и скреплено печатью
$
листов