ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-7 классов) Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей». Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва); СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189); Количество часов по учебному плану МБОУ СОШ № 3. Всего 34 часа; в неделю 1 час. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык после уроков» для 9 класса, разработана на основе примерной программы среднего общего образования, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством просвещения Российской Федерации. Программа способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова. Обоснование выбора программы: Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Изменения в авторскую программу не вносились. Планируемые результаты В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий. Личностные: - чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи); - эмоциональность (умение управлять своими эмоциями); - интерес к изучению языка. Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - корректировать свою деятельность; - способность к объективной самооценке. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях. Коммуникативные: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию. Содержание программы внеурочной деятельности Введение. Речь. 2ч. Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Высказывания о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.). Тема 2. Типы речи или типы в речи. Проектная работа. (Работа с текстами, определение типов речи). Орфография. 6ч. Тема 3. Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.). Тема 4. Н+Н=НН. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание Н и НН в разных частях речи). Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов). Тема 6. Слитно, раздельно или через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.) Тема 7. Не и Ни бывают в слове. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания.). Тема 8. Различай и отличай. Проектная работа. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов, их отличия). Морфология. 5 ч. Тема 9. Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи.). Тема 10. Тайна в имени твоём. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Тема 11. Именная родня. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Тема 12. Братство глагольное. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная работа. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз, частица. Их применение и употребление в речи и на письме.). Синтаксис и пунктуация. 18 ч. Тема 14. Сочетание или словосочетание? (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с текстами.) Тема 15. Примыкай, управляй, согласуй… (Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.). Тема 16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). Тема 17. Это непростое простое предложение. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях и для усиления выразительности речи.). Тема 18. Главнее главного. (Подлежащее и способы его выражения). Тема 19. Действую по-разному. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых.). Тема 20. Определяй и дополняй. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.) Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его роль в предложении. Работа с текстом). Тема 22. Назывные именные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения). Тема 23. Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.) Тема 24. Тройное доказательство родства. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.) Тема 25. Соединю родных и разделю. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.). Тема 26. Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.) Тема 27. Водные или вводные. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.). Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания.). Тема 29. Обособим мы тебя. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с текстом.). Тема 30. Квадратное обособление. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения.) Тема 31. Распространённые одиночки. Проектная работа. ( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.). Прямая и косвенная речь. 1 ч. Тема 32. Скажи прямо, не молчи… (Построение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.) Косвенно чужая речь. Проектная работа. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи) Формы работы: - просмотр видеофильмов; - викторины; - составление проектов. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Количество часов Дата план Введение. Речь (2 часа) 1 2 Заговори, чтоб я тебя увидел. Типы речи или типы в речи. 1 1 06.09 13.09 1 1 1 1 1 1 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10. 25.10 1 1 1 1 1 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 1 1 1 1 13.12 20.12 27.12 10.01 Орфография (6 часов) 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Необычные правила. Н+Н=НН Путеводные звёзды орфографии. Слитно, раздельно или через дефис? Не и Ни бывают в слове. Различай и отличай. Морфология (5 часов) Морфологическая семейка. Тайна в имени твоём. Именная родня. Братство глагольное. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Синтаксис и пунктуация (18 часов) Сочетание или словосочетание? Примыкай, управляй, согласуй. Работа над проектом . Это непростое простое предложение. факт 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Главнее главного. Действую по-разному. Определяй и дополняй. Где? Когда? Куда? Откуда? Назывные именные. Личные отличные. Тройное доказательство родства. Соединю родных и разделю. Обратись ко мне красиво! Водные или вводные. Сочетай, конструируй и вставляй. Обособим мы тебя. Квадратное обособление. Распространённые одиночки. Прямая и косвенная речь (3 часа) Скажи прямо, не молчи… Косвенно чужая речь. С учетом выходных и праздничных дней 32 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17.01. 24.01 31.01 07.02 14.02 21.02 28.02 07.03 14.03 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 1 24.05