рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная химия 5 класс 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве.
Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторых полезных
ископаемых. Однако, к началу изучения химии в 8 классе познавательные интересы
школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для
многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала,
нерационально спроектированными программами и пр.
Программа данного курса ориентирована на учащихся 5 класса, т.е. того возраста, в
котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не
хватает.
Данная программа составлена на основе программы Чернобельской Г.М. и Дементьева
А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика.
Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 1999)
Особенность курса в том, что расширяется кругозор учащихся, пополняются знания в
такой новой для учащихся дисциплине, как химия. Раскрываются межпредметные связи с
такими науками, как физика, биология, экология, минералогия. Формируется и
поддерживается интерес учащихся к химии, развивается исследовательский подход к
изучению окружающего мира, расширяются знания учащихся о применении веществ в
повседневной жизни.
Данный курс позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской
работы. Успешное изучение курса позволит учащимся принимать участие в работе научнопрактических конференциях.
Почти к каждому занятию предлагается выполнение самостоятельных исследовательских
заданий в домашних условиях с простейшим подручным материалом, а также выполнение
индивидуальных проектов на основе наблюдений, опытов и экспериментов.
Согласно учебному плану и расписанию на 2023-24 учебный год МБОУ СОШ №3 отводит
для внеурочной деятельности в 5 классе—34 часа в год, 1 час в неделю, уплотнение
материала в связи с праздничными днями.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Цель программы:
Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природных химических явлений,
строению вещества, развитие исследовательского опыта, создание единой
естественнонаучной образовательной среды, воспитание экологической культуры.

1.
2.

3.

4.
5.
6.

Задачи программы:
Сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом,
химический элемент.
Познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по
составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими
явлениями и химическими реакциями.
Сформировать практические умения и навыки, умения наблюдать и объяснять
химические явления, происходящие в природе и в быту, умение работать с
веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники
безопасности.
Расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в
природе и жизни человека.
Показать связь химии с другими науками.
Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным
богатствам.

При реализации данной программы используются следующие технологии:
1. Метод проектов.
2. Личностно – ориентированное обучение.
3. Развивающее обучение.
4. Проблемное обучение.
5. Информационные технологии.

1.
2.
3.
4.

Методы и приемы работы:
Практические (лабораторные работы, эксперименты).
Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).
Комбинированные.
Проблемные.

Формы контроля за обучением:
1. В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня
полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности
учащихся.
2. Представление детьми результатов своей работы в виде творческих заданий,
сообщений, докладов или научных работ.
3. Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется
уровень химических знаний детей.
Прогнозируемые результаты
в обучении:
1. Знание правил техники безопасности при работе с веществами.
2. Умение ставить химические эксперименты.
3. Умение выполнять исследовательские работы и защищать их.
в воспитании:
1. Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно.
2. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Используемая литература:
1. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К
пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 2009)
2. Алексинский В.Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,1980
3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия,1978
4. Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.:,1978
5. Лаврова С.Занимательная химия. – М.: Белый город, 2013
6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.:
Химия, 1995
7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
М.: Дрофа, 2002
8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта, 2003
9. http://www. Alhimik.ru
10.http: //school. edu.ru /

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная химия» в 5 классе.
№п/п

Темы занятий

Раздел 1 «Химия – наука о веществах
и их превращениях»
1
1.Что такое вещество

Колво
часов

Класс
5

Дата по
плану

Дата
факт.

Основные понятия

3
1

7.09
Вещество. Физические свойства
веществ.

2

2. Какие бывают вещества

1

14.09

Вещества природные и
искусственные. Применение веществ
в зависимости от свойств.

3

3. Чистые вещества и смеси

1

21.09

Отличие чистых веществ от смесей.
Виды смесей. Способы разделения
смесей

1

28.09

Правила выживания в лаборатории.
Обращение с кислотами и щелочами.
Первая помощь при химических
ожогах

Раздел 2 «Химия – наука
экспериментальная»
4
1. Как себя вести в кабинете
химии

Демонстрации

Демонстрация
различных тел и
веществ
Лабораторная работа с
коллекциями
«Пластмассы»,
«Металлы»
Смеси серы с железом,
магнит, растворы
сахара, мела.

4

5

2. Посуда и приборы юного
химика

1

5.10

Знакомство с лабораторным
оборудованием

6

3. Исследование физических
свойств веществ

1

12.10

Знакомство с физическими
свойствами различных веществ, их
сравнение

Индивидуальные
средства защиты:
очки, халат, фартук.
Составление знаков по
технике безопасности.
Лабораторная работа

Лабораторная работа

7

4. Очистка воды от примесей

Раздел 3 «Немного из истории
химии»
8
1. Где зародилась химия

19.10

Знакомство с различными способами
разделения смесей (отстаивание,
фильтрование, выпаривание и др. ) на
примере очистки от примесей глины и
песка

Практическая работа

1

26.10

Химия в Древнем Египте

Кто такие алхимики. Лаборатория
алхимика.

Прослушивание
аудиоэнциклопедии
«Увлекательная
химия»
Прослушивание
аудиоэнциклопедии
«Увлекательная
химия»
Портреты ученых химиков

1

3

9

2. В гостях у алхимика

1

9.11

10

3. Знаменитые ученые-химики

1

16.11

Краткие биографии М.В.Ломоносова,
Д.И.Менделеева, А.Л.Лавуазье

1

23.11

Вещества. Молекулы. Атомы.

Состав вещества. Химические
формулы.

Раздел 4 «Из чего состоят вещества»
11
1. Из чего состоит вода

10

12

2. Формулы веществ

1

30.11

13

3. Удивительные химические
элементы. Таблица Менделеева

1

7.12

14

4. Простые вещества – металлы

1

14.12

Химический элемент. Периодическая
система химических элементов
Д.И.Менделеева
Понятие «простые вещества».
Металлы, их физические свойства

Лабораторная работа с
набором «Модели
атомов для
составления молекул»
Лабораторная работа с
набором «Модели
атомов для
составления молекул»
Химическое лото

Коллекция
«Металлы».
Лабораторная работа
«Физические свойства
металлов»

15

5. Простые вещества –
неметаллы. Кислород.

1

21.12

Отличия неметаллов от металлов по
физическим свойствам

Образцы неметаллов:
сера, фосфор, йод,
бром

16

6. Сложные вещества. Оксиды

1

28.12

Понятие «сложные вещества».
Оксиды, их физические свойства

Демонстрация
образцов оксидов

17

7. Кислоты и щелочи – едкие
вещества

1

11.01

Кислоты и щелочи, их свойства.
Правила безопасности при обращении
с едкими веществами.

Образцы кислот

18

8. Что такое индикаторы

1

18.01

Понятие об индикаторах. Изменение
их окраски в кислой и щелочной
среде. Растительные индикаторы.

19

9. Соли вокруг нас

1

25.11

20

10. Органические вещества

1

1.02

Раздел 5 «Превращения веществ»
21
1. Вещества могут
превращаться друг в друга
Физические и химические
превращения – как их отличить
22
2. С какой скоростью могут
идти реакции

Лабораторная работа
«Распознавание
кислот и щелочей с
помощью
индикаторов»
Понятие о солях. Соли не только
Демонстрация
соленые.
образцов солей.
Опыты с кусочком
мела, раковина
улиток, зубной пастой
Органические вещества – белки, жиры Демонстрация
и углеводы – где они содержатся.
образцов различных
органических веществ

6
1

8.02

Физические и химические явления .
Признаки химических реакций.

Лабораторная работа
«Физические и
химические явления»

1

15.02

Понятие о скорости химической
реакции. От чего зависит скорость
реакции.

Лабораторная работа
«Влияние различных
условий на скорость
реакции»

23

3. Как можно записать
химические превращения

1

22.02

Схемы записей химических
превращений

Химические ребусы

24

4.Какие бывают химические
реакции?

1

29.02

Примеры химических реакций

25

5. Как узнать вещества?

1

7.03

Распознавание неорганических
веществ

26

6. Опыты на кухне

1

14.03

Распознавание органических веществ

Лабораторные опыты
«Взаимодействие мела
с кислотой»,
«Разложение
малахита» и др.
Лабораторная работа
«Распознавание
кислот, щелочей,
некоторых солей»
Лабораторная работа
«Распознавание
крахмала, белков,
жиров в продуктах
питания»

1

21.03

Вода. Уникальность воды. Вода –
растворитель.

Раздел 6 «Химия и экология»
27
1. Самое необыкновенное
вещество

6
Лабораторная работа
«Вода – растворитель.
Органолептические
показатели воды»
Лабораторная работа
«Как устранить накипь
в чайнике»

28

2. Почему вода бывает жесткой

1

4.04

Жесткость воды, способы её
устранения.

29

3. Как сберечь воду?

1

11.04

Что загрязняет воду. Защита воды от
загрязнений.

Конкурс плакатов
«Береги воду!»

30

4. Воздух, которым мы дышим

1

18.04

Состав воздуха. Какие вещества
загрязняют воздух. Как сделать
воздух чистым.

Лабораторная работа
«Изучение
запыленности воздуха

на улице и в классе»
31

5. Правильно ли мы питаемся

1

25.04

Правильное питание с точки зрения
химии. Сочетание белков, жиров и
углеводов в пище.

Анкетирование
учащихся 5 классов.

32

6. Осторожно, яд!

1

2.05

Чипсы, жевательная резинка,
газированная вода – их состав, чем
они опасны.

33

7. Наш дом – каким он должен
быть

1

16.05

Экоквартира – что это значит.

Лабораторная работа
«Изучение состава
чипсов и газированной
воды»
Создание модели
экоквартиры

34

8. Как использовать отходы?

1

23.05

Бытовые отходы, способы их
утилизации.

Всего 34 часа за год, с учётом выходных—праздничных дней.

Конкурс поделок из
пластиковых бутылок,
картона, алюминиевых
банок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».