Пояснительная записка.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве.
Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторых полезных
ископаемых. Однако, к началу изучения химии в 8 классе познавательные интересы
школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для
многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала,
нерационально спроектированными программами и пр.
Программа данного курса ориентирована на учащихся 5 класса, т.е. того возраста, в
котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не
хватает.
Данная программа составлена на основе программы Чернобельской Г.М. и Дементьева
А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика.
Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 1999)
Особенность курса в том, что расширяется кругозор учащихся, пополняются знания в
такой новой для учащихся дисциплине, как химия. Раскрываются межпредметные связи с
такими науками, как физика, биология, экология, минералогия. Формируется и
поддерживается интерес учащихся к химии, развивается исследовательский подход к
изучению окружающего мира, расширяются знания учащихся о применении веществ в
повседневной жизни.
Данный курс позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской
работы. Успешное изучение курса позволит учащимся принимать участие в работе научнопрактических конференциях.
Почти к каждому занятию предлагается выполнение самостоятельных исследовательских
заданий в домашних условиях с простейшим подручным материалом, а также выполнение
индивидуальных проектов на основе наблюдений, опытов и экспериментов.
Согласно учебному плану и расписанию на 2023-24 учебный год МБОУ СОШ №3 отводит
для внеурочной деятельности в 5 классе—34 часа в год, 1 час в неделю, уплотнение
материала в связи с праздничными днями.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Цель программы:
Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природных химических явлений,
строению вещества, развитие исследовательского опыта, создание единой
естественнонаучной образовательной среды, воспитание экологической культуры.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задачи программы:
Сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом,
химический элемент.
Познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по
составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими
явлениями и химическими реакциями.
Сформировать практические умения и навыки, умения наблюдать и объяснять
химические явления, происходящие в природе и в быту, умение работать с
веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники
безопасности.
Расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в
природе и жизни человека.
Показать связь химии с другими науками.
Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным
богатствам.
При реализации данной программы используются следующие технологии:
1. Метод проектов.
2. Личностно – ориентированное обучение.
3. Развивающее обучение.
4. Проблемное обучение.
5. Информационные технологии.
1.
2.
3.
4.
Методы и приемы работы:
Практические (лабораторные работы, эксперименты).
Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).
Комбинированные.
Проблемные.
Формы контроля за обучением:
1. В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня
полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности
учащихся.
2. Представление детьми результатов своей работы в виде творческих заданий,
сообщений, докладов или научных работ.
3. Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется
уровень химических знаний детей.
Прогнозируемые результаты
в обучении:
1. Знание правил техники безопасности при работе с веществами.
2. Умение ставить химические эксперименты.
3. Умение выполнять исследовательские работы и защищать их.
в воспитании:
1. Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно.
2. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Используемая литература:
1. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К
пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 2009)
2. Алексинский В.Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,1980
3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия,1978
4. Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.:,1978
5. Лаврова С.Занимательная химия. – М.: Белый город, 2013
6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.:
Химия, 1995
7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
М.: Дрофа, 2002
8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта, 2003
9. http://www. Alhimik.ru
10.http: //school. edu.ru /
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная химия» в 5 классе.
№п/п
Темы занятий
Раздел 1 «Химия – наука о веществах
и их превращениях»
1
1.Что такое вещество
Колво
часов
Класс
5
Дата по
плану
Дата
факт.
Основные понятия
3
1
7.09
Вещество. Физические свойства
веществ.
2
2. Какие бывают вещества
1
14.09
Вещества природные и
искусственные. Применение веществ
в зависимости от свойств.
3
3. Чистые вещества и смеси
1
21.09
Отличие чистых веществ от смесей.
Виды смесей. Способы разделения
смесей
1
28.09
Правила выживания в лаборатории.
Обращение с кислотами и щелочами.
Первая помощь при химических
ожогах
Раздел 2 «Химия – наука
экспериментальная»
4
1. Как себя вести в кабинете
химии
Демонстрации
Демонстрация
различных тел и
веществ
Лабораторная работа с
коллекциями
«Пластмассы»,
«Металлы»
Смеси серы с железом,
магнит, растворы
сахара, мела.
4
5
2. Посуда и приборы юного
химика
1
5.10
Знакомство с лабораторным
оборудованием
6
3. Исследование физических
свойств веществ
1
12.10
Знакомство с физическими
свойствами различных веществ, их
сравнение
Индивидуальные
средства защиты:
очки, халат, фартук.
Составление знаков по
технике безопасности.
Лабораторная работа
Лабораторная работа
7
4. Очистка воды от примесей
Раздел 3 «Немного из истории
химии»
8
1. Где зародилась химия
19.10
Знакомство с различными способами
разделения смесей (отстаивание,
фильтрование, выпаривание и др. ) на
примере очистки от примесей глины и
песка
Практическая работа
1
26.10
Химия в Древнем Египте
Кто такие алхимики. Лаборатория
алхимика.
Прослушивание
аудиоэнциклопедии
«Увлекательная
химия»
Прослушивание
аудиоэнциклопедии
«Увлекательная
химия»
Портреты ученых химиков
1
3
9
2. В гостях у алхимика
1
9.11
10
3. Знаменитые ученые-химики
1
16.11
Краткие биографии М.В.Ломоносова,
Д.И.Менделеева, А.Л.Лавуазье
1
23.11
Вещества. Молекулы. Атомы.
Состав вещества. Химические
формулы.
Раздел 4 «Из чего состоят вещества»
11
1. Из чего состоит вода
10
12
2. Формулы веществ
1
30.11
13
3. Удивительные химические
элементы. Таблица Менделеева
1
7.12
14
4. Простые вещества – металлы
1
14.12
Химический элемент. Периодическая
система химических элементов
Д.И.Менделеева
Понятие «простые вещества».
Металлы, их физические свойства
Лабораторная работа с
набором «Модели
атомов для
составления молекул»
Лабораторная работа с
набором «Модели
атомов для
составления молекул»
Химическое лото
Коллекция
«Металлы».
Лабораторная работа
«Физические свойства
металлов»
15
5. Простые вещества –
неметаллы. Кислород.
1
21.12
Отличия неметаллов от металлов по
физическим свойствам
Образцы неметаллов:
сера, фосфор, йод,
бром
16
6. Сложные вещества. Оксиды
1
28.12
Понятие «сложные вещества».
Оксиды, их физические свойства
Демонстрация
образцов оксидов
17
7. Кислоты и щелочи – едкие
вещества
1
11.01
Кислоты и щелочи, их свойства.
Правила безопасности при обращении
с едкими веществами.
Образцы кислот
18
8. Что такое индикаторы
1
18.01
Понятие об индикаторах. Изменение
их окраски в кислой и щелочной
среде. Растительные индикаторы.
19
9. Соли вокруг нас
1
25.11
20
10. Органические вещества
1
1.02
Раздел 5 «Превращения веществ»
21
1. Вещества могут
превращаться друг в друга
Физические и химические
превращения – как их отличить
22
2. С какой скоростью могут
идти реакции
Лабораторная работа
«Распознавание
кислот и щелочей с
помощью
индикаторов»
Понятие о солях. Соли не только
Демонстрация
соленые.
образцов солей.
Опыты с кусочком
мела, раковина
улиток, зубной пастой
Органические вещества – белки, жиры Демонстрация
и углеводы – где они содержатся.
образцов различных
органических веществ
6
1
8.02
Физические и химические явления .
Признаки химических реакций.
Лабораторная работа
«Физические и
химические явления»
1
15.02
Понятие о скорости химической
реакции. От чего зависит скорость
реакции.
Лабораторная работа
«Влияние различных
условий на скорость
реакции»
23
3. Как можно записать
химические превращения
1
22.02
Схемы записей химических
превращений
Химические ребусы
24
4.Какие бывают химические
реакции?
1
29.02
Примеры химических реакций
25
5. Как узнать вещества?
1
7.03
Распознавание неорганических
веществ
26
6. Опыты на кухне
1
14.03
Распознавание органических веществ
Лабораторные опыты
«Взаимодействие мела
с кислотой»,
«Разложение
малахита» и др.
Лабораторная работа
«Распознавание
кислот, щелочей,
некоторых солей»
Лабораторная работа
«Распознавание
крахмала, белков,
жиров в продуктах
питания»
1
21.03
Вода. Уникальность воды. Вода –
растворитель.
Раздел 6 «Химия и экология»
27
1. Самое необыкновенное
вещество
6
Лабораторная работа
«Вода – растворитель.
Органолептические
показатели воды»
Лабораторная работа
«Как устранить накипь
в чайнике»
28
2. Почему вода бывает жесткой
1
4.04
Жесткость воды, способы её
устранения.
29
3. Как сберечь воду?
1
11.04
Что загрязняет воду. Защита воды от
загрязнений.
Конкурс плакатов
«Береги воду!»
30
4. Воздух, которым мы дышим
1
18.04
Состав воздуха. Какие вещества
загрязняют воздух. Как сделать
воздух чистым.
Лабораторная работа
«Изучение
запыленности воздуха
на улице и в классе»
31
5. Правильно ли мы питаемся
1
25.04
Правильное питание с точки зрения
химии. Сочетание белков, жиров и
углеводов в пище.
Анкетирование
учащихся 5 классов.
32
6. Осторожно, яд!
1
2.05
Чипсы, жевательная резинка,
газированная вода – их состав, чем
они опасны.
33
7. Наш дом – каким он должен
быть
1
16.05
Экоквартира – что это значит.
Лабораторная работа
«Изучение состава
чипсов и газированной
воды»
Создание модели
экоквартиры
34
8. Как использовать отходы?
1
23.05
Бытовые отходы, способы их
утилизации.
Всего 34 часа за год, с учётом выходных—праздничных дней.
Конкурс поделок из
пластиковых бутылок,
картона, алюминиевых
банок