Пояснительная записка. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторых полезных ископаемых. Однако, к началу изучения химии в 8 классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и пр. Программа данного курса ориентирована на учащихся 5 класса, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Данная программа составлена на основе программы Чернобельской Г.М. и Дементьева А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 1999) Особенность курса в том, что расширяется кругозор учащихся, пополняются знания в такой новой для учащихся дисциплине, как химия. Раскрываются межпредметные связи с такими науками, как физика, биология, экология, минералогия. Формируется и поддерживается интерес учащихся к химии, развивается исследовательский подход к изучению окружающего мира, расширяются знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни. Данный курс позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы. Успешное изучение курса позволит учащимся принимать участие в работе научнопрактических конференциях. Почти к каждому занятию предлагается выполнение самостоятельных исследовательских заданий в домашних условиях с простейшим подручным материалом, а также выполнение индивидуальных проектов на основе наблюдений, опытов и экспериментов. Согласно учебному плану и расписанию на 2023-24 учебный год МБОУ СОШ №3 отводит для внеурочной деятельности в 5 классе—34 часа в год, 1 час в неделю, уплотнение материала в связи с праздничными днями. Срок реализации рабочей программы 1 год. Цель программы: Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природных химических явлений, строению вещества, развитие исследовательского опыта, создание единой естественнонаучной образовательной среды, воспитание экологической культуры. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Задачи программы: Сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент. Познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями. Сформировать практические умения и навыки, умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе и в быту, умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности. Расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека. Показать связь химии с другими науками. Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам. При реализации данной программы используются следующие технологии: 1. Метод проектов. 2. Личностно – ориентированное обучение. 3. Развивающее обучение. 4. Проблемное обучение. 5. Информационные технологии. 1. 2. 3. 4. Методы и приемы работы: Практические (лабораторные работы, эксперименты). Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры). Комбинированные. Проблемные. Формы контроля за обучением: 1. В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности учащихся. 2. Представление детьми результатов своей работы в виде творческих заданий, сообщений, докладов или научных работ. 3. Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень химических знаний детей. Прогнозируемые результаты в обучении: 1. Знание правил техники безопасности при работе с веществами. 2. Умение ставить химические эксперименты. 3. Умение выполнять исследовательские работы и защищать их. в воспитании: 1. Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно. 2. Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Используемая литература: 1. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии. 7 класс. Химия, 2009) 2. Алексинский В.Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,1980 3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия,1978 4. Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.:,1978 5. Лаврова С.Занимательная химия. – М.: Белый город, 2013 6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995 7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002 8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта, 2003 9. http://www. Alhimik.ru 10.http: //school. edu.ru / Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная химия» в 5 классе. №п/п Темы занятий Раздел 1 «Химия – наука о веществах и их превращениях» 1 1.Что такое вещество Колво часов Класс 5 Дата по плану Дата факт. Основные понятия 3 1 7.09 Вещество. Физические свойства веществ. 2 2. Какие бывают вещества 1 14.09 Вещества природные и искусственные. Применение веществ в зависимости от свойств. 3 3. Чистые вещества и смеси 1 21.09 Отличие чистых веществ от смесей. Виды смесей. Способы разделения смесей 1 28.09 Правила выживания в лаборатории. Обращение с кислотами и щелочами. Первая помощь при химических ожогах Раздел 2 «Химия – наука экспериментальная» 4 1. Как себя вести в кабинете химии Демонстрации Демонстрация различных тел и веществ Лабораторная работа с коллекциями «Пластмассы», «Металлы» Смеси серы с железом, магнит, растворы сахара, мела. 4 5 2. Посуда и приборы юного химика 1 5.10 Знакомство с лабораторным оборудованием 6 3. Исследование физических свойств веществ 1 12.10 Знакомство с физическими свойствами различных веществ, их сравнение Индивидуальные средства защиты: очки, халат, фартук. Составление знаков по технике безопасности. Лабораторная работа Лабораторная работа 7 4. Очистка воды от примесей Раздел 3 «Немного из истории химии» 8 1. Где зародилась химия 19.10 Знакомство с различными способами разделения смесей (отстаивание, фильтрование, выпаривание и др. ) на примере очистки от примесей глины и песка Практическая работа 1 26.10 Химия в Древнем Египте Кто такие алхимики. Лаборатория алхимика. Прослушивание аудиоэнциклопедии «Увлекательная химия» Прослушивание аудиоэнциклопедии «Увлекательная химия» Портреты ученых химиков 1 3 9 2. В гостях у алхимика 1 9.11 10 3. Знаменитые ученые-химики 1 16.11 Краткие биографии М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.Л.Лавуазье 1 23.11 Вещества. Молекулы. Атомы. Состав вещества. Химические формулы. Раздел 4 «Из чего состоят вещества» 11 1. Из чего состоит вода 10 12 2. Формулы веществ 1 30.11 13 3. Удивительные химические элементы. Таблица Менделеева 1 7.12 14 4. Простые вещества – металлы 1 14.12 Химический элемент. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Понятие «простые вещества». Металлы, их физические свойства Лабораторная работа с набором «Модели атомов для составления молекул» Лабораторная работа с набором «Модели атомов для составления молекул» Химическое лото Коллекция «Металлы». Лабораторная работа «Физические свойства металлов» 15 5. Простые вещества – неметаллы. Кислород. 1 21.12 Отличия неметаллов от металлов по физическим свойствам Образцы неметаллов: сера, фосфор, йод, бром 16 6. Сложные вещества. Оксиды 1 28.12 Понятие «сложные вещества». Оксиды, их физические свойства Демонстрация образцов оксидов 17 7. Кислоты и щелочи – едкие вещества 1 11.01 Кислоты и щелочи, их свойства. Правила безопасности при обращении с едкими веществами. Образцы кислот 18 8. Что такое индикаторы 1 18.01 Понятие об индикаторах. Изменение их окраски в кислой и щелочной среде. Растительные индикаторы. 19 9. Соли вокруг нас 1 25.11 20 10. Органические вещества 1 1.02 Раздел 5 «Превращения веществ» 21 1. Вещества могут превращаться друг в друга Физические и химические превращения – как их отличить 22 2. С какой скоростью могут идти реакции Лабораторная работа «Распознавание кислот и щелочей с помощью индикаторов» Понятие о солях. Соли не только Демонстрация соленые. образцов солей. Опыты с кусочком мела, раковина улиток, зубной пастой Органические вещества – белки, жиры Демонстрация и углеводы – где они содержатся. образцов различных органических веществ 6 1 8.02 Физические и химические явления . Признаки химических реакций. Лабораторная работа «Физические и химические явления» 1 15.02 Понятие о скорости химической реакции. От чего зависит скорость реакции. Лабораторная работа «Влияние различных условий на скорость реакции» 23 3. Как можно записать химические превращения 1 22.02 Схемы записей химических превращений Химические ребусы 24 4.Какие бывают химические реакции? 1 29.02 Примеры химических реакций 25 5. Как узнать вещества? 1 7.03 Распознавание неорганических веществ 26 6. Опыты на кухне 1 14.03 Распознавание органических веществ Лабораторные опыты «Взаимодействие мела с кислотой», «Разложение малахита» и др. Лабораторная работа «Распознавание кислот, щелочей, некоторых солей» Лабораторная работа «Распознавание крахмала, белков, жиров в продуктах питания» 1 21.03 Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель. Раздел 6 «Химия и экология» 27 1. Самое необыкновенное вещество 6 Лабораторная работа «Вода – растворитель. Органолептические показатели воды» Лабораторная работа «Как устранить накипь в чайнике» 28 2. Почему вода бывает жесткой 1 4.04 Жесткость воды, способы её устранения. 29 3. Как сберечь воду? 1 11.04 Что загрязняет воду. Защита воды от загрязнений. Конкурс плакатов «Береги воду!» 30 4. Воздух, которым мы дышим 1 18.04 Состав воздуха. Какие вещества загрязняют воздух. Как сделать воздух чистым. Лабораторная работа «Изучение запыленности воздуха на улице и в классе» 31 5. Правильно ли мы питаемся 1 25.04 Правильное питание с точки зрения химии. Сочетание белков, жиров и углеводов в пище. Анкетирование учащихся 5 классов. 32 6. Осторожно, яд! 1 2.05 Чипсы, жевательная резинка, газированная вода – их состав, чем они опасны. 33 7. Наш дом – каким он должен быть 1 16.05 Экоквартира – что это значит. Лабораторная работа «Изучение состава чипсов и газированной воды» Создание модели экоквартиры 34 8. Как использовать отходы? 1 23.05 Бытовые отходы, способы их утилизации. Всего 34 часа за год, с учётом выходных—праздничных дней. Конкурс поделок из пластиковых бутылок, картона, алюминиевых банок