Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце60хгодовпрошлоговекавдокументахЮНЕСКОипозднеевошловобиходисследователей.Пр имернодосередины70-хгодовконцепцияистратегияисследованиясвязывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. Вдальнейшемэтотподходбылпризнанодносторонним.Функциональнаяграмотнос тьсталарассматриватьсявболееширокомсмысле:включатькомпьютернуюграмотность,п олитическую,экономическуюграмотностьит.д. Втакомконтекстефункциональнаяграмотностьвыступаеткакспособсоциальнойор иентацииличности,интегрирующейсвязьобразования(впервуюочередь,общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос:«Обладают ли учащиеся 15-летнеговозраста,получивши еобязательноеобщееобразование,знаниямииумениями,необходимымиимдляполноценн ого функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкогодиапазоназадачвразличныхсферахчеловеческойдеятельности,общенияисоциа льных отношений», является PISA(ProgrammeforInternationalStudentAssessment).Ифункциона льнаяграмотностьпонимаетсяPISAкакзнанияиумения,необходимыедляполноценногоф ункционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингахоценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную ифинансовую. ПроблемаразвитияфункциональнойграмотностиобучающихсявРоссииактуализир оваласьв2018годублагодаряУказуПрезидентаРФот7мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации напериод до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечитьглобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РоссийскойФедерациивчисло10ведущихстранмирапокачествуобщегообразования» 2.По сколькуфункциональнаяграмотностьпонимаетсякаксовокупностьзнанийиумений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современномобществе,ееразвитие ушкольниковнеобходимонетолькодляповышениярезультатовмониторингаPISA,какфак тадоказательствавыполненияПравительствомРФпоставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского обществавцелом. Низкийуровеньфункциональнойграмотностиподрастающегопоколениязатрудняе тихадаптациюисоциализациювсоциуме.Современномуроссийскомуобществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать своипотенциальныевозможностивтрудовойипрофессиональнойдеятельности,итемсамы м принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняетсяактуальностьпроблемыразвитияфункциональнойграмотностиушкольников науровнеобщества. Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003гг.странамиучастницамимониторинговPISAпоказали,чторезультатыоценкифункциональнойграмот ности15-летнихучащихсяявляютсянадежныминдикатором дальнейшейобразовательнойтраекториимолодыхлюдейиихблагосостояния 4.Любойшко льник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокийуровеньблагополучиясвоегоребенкавовзрослойжизни.Поэтомуактуальностьра звитияфункциональнойграмотностиобоснованаещеитем,чтосубъектыобразовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальныхдостиженияхобучающихся,чемуспособствуетихфункциональная грамотность. Рабочая программа по функциональной грамотности для 5-8 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3. Цели и задачи Основнойцелью программы являетсяразвитие функциональнойграмотностиучащихся59классовкакиндикаторакачестваиэффективностиобразования,равенствадоступакобразо ванию. Программанацеленанаразвитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику вразнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,использованиематематическихпонятий,процедур,фактовиинструментов,ч тобыописать,объяснитьипредсказатьявления.Онапомогаетлюдямпонятьрольматематик ивмире,высказыватьхорошообоснованныесужденияиприниматьрешения,которыенеобх одимыконструктивному,активномуиразмышляющемугражданину(математическаяграм отность); - способностичеловекапонимать,использовать,оцениватьтексты,размышлятьонихизани маться чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ивозможности,участвовать всоциальной жизни (читательская грамотность); - способностичеловекаосваиватьииспользоватьестественнонаучныезнаниядляраспозна нияипостановкивопросов,дляосвоенияновыхзнаний,дляобъясненияестественнонаучны хявленийиформулированияоснованныхнанаучныхдоказательствахвыводоввсвязисесте ственнонаучнойпроблематикой; - понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;демонстрироватьосведомленностьвтом,чтоестественныенаукиитехнологияок азываютвлияниенаматериальную,интеллектуальнуюикультурнуюсферыобщества;проя влятьактивнуюгражданскуюпозициюприрассмотрениипроблем,связанныхсестествозна нием(естественнонаучнаяграмотность); - способностичеловекаприниматьэффективныерешениявразнообразныхфинансовыхсит уациях,способствующихулучшениюфинансовогоблагополучияличностииобщества,ата кжевозможностиучастиявэкономическойжизни. Основнойцелью программы являетсяразвитие функциональнойграмотностиучащихся5–9- хклассовкакиндикаторакачестваиэффективностиобразования,равенствадоступакобразо ванию. Программаопираетсянаследующиеопределенияотдельныхвидовграмотностей:Чи тательскаяграмотность:способностичеловекапонимать,использовать,оцениватьтекс ты,размышлятьонихизаниматьсячтениемдлятого,чтобыдостигать своихцелей,расширятьсвоизнанияивозможности,участвоватьвсоциальнойжизни. Математическаяграмотность:способностичеловекаформулировать,применять иинтерпретироватьматематикувразнообразныхконтекстах.Этаспособность включает математические рассуждения, использование математическихпонятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказатьявления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошообоснованныесужденияиприниматьрешения. Естественнонаучнаяграмотность:способностичеловекаосваиватьииспользоват ь естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, дляосвоенияновыхзнаний,дляобъясненияестественнонаучныхявленийиформулировани яоснованныхнанаучныхдоказательствахвыводоввсвязисестественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознаниякакформычеловеческогопознания;демонстрироватьосведомлённостьвто м,чтоестественныенаукиитехнологияоказываютвлияниенаматериальную,интеллектуал ьнуюикультурнуюсферы общества. Финансоваяграмотность:способностичеловекаприниматьэффективныерешения вразнообразныхфинансовыхситуациях,способствующихулучшениюфинансовогоблаго получияличностииобщества,атакжевозможностиучастиявэкономическойжизни. Место учебного предмета Программареализуетсявработесобучающимися5—9классов. Программакурсарассчитананаодинспроведениемзанятий 1развнеделю, 34 часа в год. Реализацияпрограммыпредполагаетиспользованиеформработы,которыепредусма триваютактивностьисамостоятельностьобучающихся,сочетаниеиндивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,деловыеигры,организациюсоциальныхпрактик.Такимобразом,вовлеченн остьшкольниковвданнуювнеурочнуюдеятельностьпозволитобеспечитьихсамоопределе ние,расширитьзоныпоискасвоихинтересоввразличныхсферахприкладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место средидругихлюдей.Вцеломреализацияпрограммывноситвкладвнравственноеисоциальн оеформированиеличности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРЕДМЕТА,КУРСА Метапредметныеипредметные 5класс Уровень узнаванияи понимания Читательская находитиизвлекает информациюиз различныхтекстов Грамотность Математическая находитиизвлекает математическую информациюв различном контексте применяет математические знаниядлярешения разногорода проблем 6класс Уровень пониманияи применения применяет извлеченнуюиз текстаинформацию длярешения разного родапроблем 7класс Уровень анализаи синтеза анализируети интегрирует информацию, полученнуюиз текста формулирует математическую проблемунаоснове анализаситуации 8класс Уровень оценки (рефлексии)в рамках предметного содержания оцениваетформуи содержаниетекстав рамкахпредметного содержания интерпретируети оценивает математические данныевконтексте личнозначимой ситуации 9класс Уровень оценки (рефлексии)в рамках метапредметно госодержания оцениваетформуи содержаниетекстав рамках метапредметного содержания интерпретируети оценивает математические результатыв контексте национальнойили глобальной ситуации Естественнонаучная находитиизвлекает информациюо естественнонаучных явленияхв различномконтексте объясняети описывает естественнонаучные явлениянаоснове имеющихсянаучных знаний распознаети исследуетличные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемыв различномконтексте интерпретируети оцениваетличные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемыв различномконтексте врамках предметного содержания интерпретируети оценивает,делает выводыи строит прогнозыоличных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемахв различномконтексте врамках метапредметного содержания Финансовая находитиизвлекает финансовую информациюв различномконтексте применяет финансовыезнания длярешения разного родапроблем анализирует информациюв финансовомконтексте оцениваетфинансовые проблемывразличном контексте оцениваетфинансовые проблемы,делает выводы, строит прогнозы,предлагает путирешения Личностныерезультаты 5-9 классы Читательская оценивает содержание прочитанногос позициинорм моралии общечеловеческих ценностей; Грамотность Математическая объясняет гражданскую позициюв конкретных ситуациях общественной жизнинаоснове Естественнонаучная объясняет гражданскую позициюв конкретных ситуациях общественной жизни наоснове Финансовая оцениваетфинансовые действиявконкретных ситуацияхспозиции нормморалии общечеловеческих ценностей,прави формулируетс обственнуюпо зицию поотношению кпрочитанном у 1. математическихзн аний с позициинорм морали иобщечеловечески хценностей естественнонаучных знаний с позициинорм морали иобщечеловеческих ценностей обязанностейгражд анинастраны СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА 5- йкласс Читательскаяграмотность:Определениеосновнойтемывфольклорномпроизвед ении.Пословицы,поговоркикакисточникинформации.Сопоставлениесодержаниятексто вразговорногостиля.Работастекстом:каквыделитьглавнуюмысльтекстаилиегочастей?Т ипытекстов:текстописание(художественныйитехнический).Работасосплошнымтекстом. Математическаяграмотность:Задачинапереливание(задачаПуассона)ивзвешив ание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегдаговоритправду.Первыешагивгеометрии.Простейшиегеометрическиефигуры.Наг лядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта начасти и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в видетаблиц,диаграмм,графиков. Естественнонаучнаяграмотность:Звукиживойинеживойприроды.Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие начеловека. Движение ивзаимодействие частиц. Вода. Уникальностьводы. Земля, внутреннее строение Земли.Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизнинаЗемле. Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могутденьги? Деньги вразных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Ктотакиемошенники?Личныеденьги. 6- йкласс Читательская грамотность: Определение основной темы и идеив эпическомпроизведении. Древнерусская летопись. Сопоставлениесодержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов:текстповествование(рассказ,отчёт,репортаж).Работаснесплошнымтекстом:таблицыикарты. Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемыеарифметическимспособом: части, проценты, пропорция, движение,работа. Геометрические задачи напостроение и на изучение свойствфигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,конструирование.Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы,диаграммы,вычислениевероятности. Естественнонаучнаяграмотность:Телоивещества.Агрегатныесостояния.Теплов ыеявления.Тепловоерасширениетел.Использованиеявлениятепловогорасширениядляиз мерениятемпературы.Плавлениеиотвердевание.Испарениеиконденсация. Финансоваяграмотность:Удивительныефактыиисторииоденьгах.Нумизматика. «Сувенирные»деньги.Фальшивыеденьги:историяисовременность.Откудаберутсяденьг и?Видыдоходов.Заработнаяплата.Какзаработатьденьги? 7- йкласс Читательская грамотность: Определение основной темы и идеив лирическомпроизведении.Поэтическийтексткакисточникинформации.Сопоставлениес одержаниятекстовпублицистическогостиля.Общественнаяситуациявтекстах.Работасте кстом:какпреобразовыватьтекстовуюинформациюсучётомцелидальнейшегоиспользова ния? Типы текстов: текстобъяснение(объяснительноесочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев,подтверждающихосновнуюмысльтекста,предложенногодляанализа. Математическаяграмотность:Задачипрактикоориентированногосодержания:надвижение,насовместнуюработу.Геометрическиезадач инапостроенияи на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задачпрактическогосодержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления,представленныевразличнойформе:текст,таблица,столбчатыеилинейныедиагра ммы,гистограммы. Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутсясплошными:молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер.Направлениеветра.Ураган,торнадо.Землетрясение,цунами,объяснениеихпроисхо ждения.Исследованиеокеана.Использованиеподводныхдронов.Эволюцияорганическог омира. Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы ихдолжны платить?Виды налогов. Подоходный налог. Какие налогиуплачиваются в вашей семье? Пеня иналоговые льготы. Что такоегосударственный бюджет? На что расходуются налоговыесборы?Видысоциальныхпособий.Есличеловекпотерялработу.Историявозник новения банков.Как накопить,чтобыкупить?Всёпрокредит. 8- йкласс Читательскаяграмотность:Определение основнойтемыи идеивдраматическом произведении. Учебный текст как источникинформации.Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.Деловыеситуациивтекстах.Работастекстом:какприменятьинформа циюизтекставизменённой ситуации?Типы текстов: текст-инструкция (указания квыполнениюработы,правила,уставы,законы).Поискошибоквпредложен номтексте.Типызадачна грамотность.Информационныезадачи.Работа с несплошнымтекстом:формы,анкеты,договоры (рубежнаяаттестация). Математическаяграмотность:Работасинформацией,представленнойвформетаб лиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.Вычисление расстояний наместности встандартных ситуациях и применение формулв повседневной жизни.Квадратныеуравнения,аналитическиеинеаналитическиеметодырешения.Алгеб раическиесвязимеждуэлементамифигур:теоремаПифагора,соотношениямеждусторон амитреугольника),относительноерасположение,равенство.Математическое описание зависимости междупеременными в различныхпроцессах. Естественнонаучная грамотность:Занимательное электричество.Магнетизм иэлектромагнетизм.Строительствоплотин.Гидроэлектростанции.Экологическиериски пристроительствегидроэлектростанций.Нетрадиционныевиды энергетики,объединенныеэнергосистемы.Внутренняясредаорганизма.Кровь.Иммунит ет.Наследственность.Системыжизнедеятельностичеловека. Финансоваяграмотность:Потреблениеилиинвестиции?Активывтрёхизмерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трехкапиталов.Бизнес и егоформы.Рискипредпринимательства.Бизнес-инкубатор.Бизнесплан.Государствоималый бизнес.Бизнесподростков иидеи.Молодыепредприниматели.Кредитидепозит.Расчетнокассовыеоперацииирискисвязанныесними. . 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕСУКАЗАНИЕМКОЛИЧЕСТВАЧАСОВ № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Названиераздела итемаурока 5класс Модуль«Основычитательскойграмотности» Определение основной темы в фольклорном произведении.Пословицы,поговоркикакисточникинформац ии. Сопоставлениесодержаниятекстовразговорногостиля Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или егочастей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).Работасосплошнымтекстом Чтотакоевопрос?Видывопросов. Колвочас ов Датап ланир. 1 06.09 1 1 13.09 20.09 1 27.09 1 1 04.10 11.10 Типы задачнаграмотностьчтения. Примеры задач. 1 Работасосплошнымтекстом. 1 Проведениерубежнойаттестации. Модуль«Основыматематическойграмотности» 1 Применение чисел и действий над ними. Счет и 18.10 25.10 08.11 десятичнаясистемасчисления. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 15.11 1 1 22.11 29.11 1 06.12 1 Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта начастиисоставлениемодели. 1 Размерыобъектовокружающегомира(отэлементар ных частиц до Вселенной) длительностьпроцессовокружающегомира. 1 Комбинаторные задачи.Представлениеданныхввидетаблиц,диаграмм,графиков. 1 Проведениерубежнойаттестации. Модуль«Основыестественнонаучнойграмотности» Звуковыеявления 1 Звуковые явления. Звуки живой и 13.12 Сюжетныезадачи,решаемыесконца. Задачинапереливание(задачаПуассона)ивзвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, ктовсегдаговоритправду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.Нагляднаягеометрия. 20.12 27.12 10.01 17.01 неживойприроды.Слышимыеинеслышимыез 19 20 21 22 23 24 вуки. Устройство динамика. Современныеакустическиесистемы .Шумиеговоздействиеначеловека. Строениевещества 1 24.01 Движение и взаимодействие частиц.Признаки химическихреакций.Природныеиндикаторы. Вода. Уникальностьводы. Углекислыйгазвприродеиегозначение. Земляиземнаякора.Минералы Земля,внутреннеестроениеЗемли.Знакомствосминералами,горной породойирудой. АтмосфераЗемли. 1 31.01 1 1 07.02 14.02 1 21.02 1 28.02 Датаф актич. 25 26 Уникальность планеты Земля. Условия для 1 существованияжизнинаЗемле.Свойстваживыхорганизмов. Проведениерубежнойаттестации. 1 Модуль:«Основыфинансовойграмотности» 06.03 13.03 27 28 29 30 31 32 33 34 Какпоявилисьденьги?Чтомогутденьги? 1 1 Деньгивразныхстранах 1 Деньгинастоящиеиненастоящие 1 Какразумно делатьпокупки? 1 Ктотакие мошенники? 1 Личныеденьги. 1 Сколько стоит «своёдело»? 1 Проведениерубежнойаттестации. Выполнениедиагностическойработы Итого с учётом выходных и праздничных дней 34 часа в год. 27.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕСУКАЗАНИЕМКОЛИЧЕСТВАЧАСОВ № п\п Названиераздела итемаурока Колвочас ов Датап ланир. 1 2 6 «а» - 6 «б»класс Модуль«Основычитательскойграмотности» 1 Определение основнойтемыиидеивэпическомпроизведении 1 Древнерусская летопись информации о 07.09.2023 14.09.2023 3 реалияхвремени. Сопоставление 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 содержания художественныхтекстов.Определение авторской позиции в художественныхтекстах. Работастекстом:какпониматьинформацию,содержащуюсявтексте? 1 21.09.2023 1 28.09.2023 Типытекстов:текст-повествование(рассказ, отчет,репортаж) Типызадачнаграмотность.Интерпретационныезадачи. 1 1 1 05.10.2023 12.10.2023 19.10.2023 Работаснесплошным текстом:таблицыикарты. 1 Проведениерубежнойаттестации. Модуль«Основыматематическойграмотности» 1 Числаиединицыизмерения:время,деньги,масса,температура,расст ояние. Вычислениевеличины,применениепропорцийпрямопропорционал ьныхотношенийдлярешенияпроблем. Текстовыезадачи,решаемыеарифметическимспособом:части,проц енты,пропорция,движение,работа. Инварианты: задачиначетность(чередование,разбиениенапары). Логические задачи,решаемые спомощьютаблиц. Графыиихприменениеврешениизадач. 26.10.2023 09.11.2023 1 16.11.2023 1 23.11.2023 1 30.11.2023 1 1 07.12.2023 14.12.2023 21.12.2023 Геометрическиезадачинапостроениеинаизучениесвойствфигур:ге ометрическиефигурынаклетчатой бумаге,конструирование. Элементылогики,теориивероятности,комбинаторики: 1 28.12.2023 таблицы,диаграммы,вычислениевероятности. 11.01.2024 Проведениерубежнойаттестации 1 Модуль«Основыестественнонаучнойграмотности»Строениев ещества 1 Тело ивещество.Агрегатныесостояниявещества. 1 Масса. Измерениемассытел. 1 Строениевещества.Атомыимолекулы.Моделиатома. Тепловыеявления Тепловые явления. Тепловое расширение 1 тел.Использование явлениятепловогорасширениядля измерениятемпературы. 1 Плавлениеиотвердевание.Испарениеиконденсация.Кипение. Земля,СолнечнаясистемаиВселенная 1 ПредставленияоВселенной.МодельВселенной. 1 Модельсолнечнойсистемы. Живая природа 1 Царстваживойприроды Проведениерубежнойаттестации. 1 Модуль:«Основыфинансовойграмотности» 18.01.2024 25.01.2024 01.02.2024 08.02.2024 15.02.2024 22.02.2024 29.02.2024 07.03.2024 14.03.2024 Датаф актич. 27 28 29 30 31 32 33 34 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги:историяисовременность. Откудаберутся деньги? Видыдоходов. Заработнаяплата.Почемуувсехонаразная?Отчегоэтозависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,прибыль,дивиденты. Социальныевыплаты:пенсии,пособия. 1 28.03.2024 1 1 1 04.04.2024 11.04.2024 18.04.2024 1 1 25.04.2024 02.05.2024 Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужноучиться? 1 16.05.2024 Личныеденьги 1 23.05.2024 Проведениерубежнойаттестации. Выполнениедиагностическойработы Итого с учётом выходных и праздничных дней 34 часа в год. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕСУКАЗАНИЕМКОЛИЧЕСТВАЧАСОВ № п\п Названиераздела итемаурока Колвочас ов Датап ланир. основной темы и идеи влирическом произведении. Поэтический текст как источникинформации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.Общественнаяситуациявтекстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информациюсучётомцелидальнейшегоиспользования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение,резюме,толкование,определение). 1 01.09.2023 1 08.09.2023 1 15.09.2023 1 22.09.2023 Поиск комментариев, подтверждающих основную мысльтекста,предложенногодля анализа. Типызадачнаграмотность.Позиционныезадачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы иобъявления,графикиидиаграммы. Проведениерубежнойаттестации. Модуль«Основыматематическойграмотности» Арифметическиеиалгебраическиевыражения:свойстваоперацийи принятыхсоглашений. 1 29.09.2023 1 1 06.10.2023 1 20.10.2023 1 27.10.2023 Моделирование изменений окружающего мира с помощьюлинейнойфункции. Задачипрактико-ориентированногосодержания:надвижение, насовместнуюработу. Геометрическиезадачинапостроенияинаизучениесвойств фигур,возникающихвситуацияхповседневнойжизни,задачпракти ческогосодержания. Решение задачнавероятностьсобытийвреальнойжизни. Элементытеориимножествкакобъединяющееоснованиемн огихнаправленийматематики. 1 10.11.2023 1 17.11.2023 1 24.11.2023 1 1 01.12.2023 08.12.2023 Статистическиеявления,представленныевразличнойформе: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,гистограммы. 1 15.12.2023 1 Решениегеометрическихзадачисследовательскогохарактера. 1 Проведениерубежнойаттестации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»Структураисвойствавещест ва Почему все тела нам кажутся 1 сплошными:молекулярноестроениетвёрдыхте л,жидкостейигазов. Диффузиявгазах,жидкостяхитвёрдыхтелах. Механическиеявления. Силыидвижение 1 Механическоедвижение.Инерция.ЗаконПаскаля.Гидростатически йпарадокс. 1 Деформациятел.Видыдеформации.Усталостьматериалов. Земля,мировойокеан Атмосферныеявления.Ветер. Направлениеветра.Ураган, 1 торнадо.Землетрясение,цунами,объяснениеих 22.12.2023 29.12.2023 7 «а» -7 «б»класс Модуль«Основычитательскойграмотности» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Определение 13.10.2023 12.01.2024 19.01.2024 26.01.2024 02.02.2024 Датаф актич . 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 происхождения. Давлениеводывморяхиокеанах.Составводыморейи океанов.Структураподводнойсферы. Исследованиеокеана.Использованиеподводныхдронов. Биологическоеразнообразие Растения. Геннаямодификациярастений. Внешнеестроениедождевогочервя,моллюсков,насекомых. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие.Пресноводныеиморские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюцияптиц.Многообразиептиц.Перелетныепт ицы. Сезоннаямиграция. Проведениерубежнойаттестации. Модуль:«Основыфинансовойграмотности» Чтотакоеналогиипочемумыихдолжныплатить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваютсяввашейсемье?Пеняиналоговыельготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуютсяналоговыесборы? Видысоциальныхпособий.Есличеловекпотерял работу. 1 09.02.2024 1 1 1 16.02.2024 01.03.2024 15.03.2024 1 29.03.2024 1 05.04.2024 1 1 12.04.2024 19.04.2024 1 26.04.2024 1 1 03.05.2024 17.05.2024 История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить?Всёпрокредит. 1 24.05.2024 Вклады: как сохранить и приумножить?Пластиковаякарта– твойбезопасныйБанквкармане. 1 25.05.2024 Проведение рубежнойаттестации.Выполнениедиа гностическойработы Итого с учётом выходных и праздничных дней 34 часа в год. № п\ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕСУКАЗАНИЕМКОЛИЧЕСТВАЧАС ОВ Названиераздела итемаурока КолДата вочас планир ов . 8класс Модуль«Основычитательскойграмотности» 1 05.09.2023 Определение основной темы и идеи в драматическомпроизведении. Учебныйтекст какисточникинформации. 1 12.09.2023 Сопоставление содержания текстов официальноделовогостиля.Деловыеситуациивтекстах. 1 Работа с текстом: как применять информацию из текста визменённойситуации? 1 Типытекстов:текст-инструкция(указанияквыполнению работы,правила,уставы, законы) 1 Поискошибоквпредложенномтексте. 1 Типызадачнаграмотность.Информационныезадачи. 1 Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры(рубежнаяаттестация). 1 Проведениерубежнойаттестации. Модуль«Основыматематическойграмотности» 1 Работа с информацией, представленной в форметаблиц,диаграммстолбчатойиликругов ой,схем. Вычисление расстояний на местности в стандартныхситуацияхиприменениеформулвповседневной жизни. 1 19.09.2023 26.09.2023 03.10.2023 10.10.2023 17.10.2023 24.10.2023 07.11.2023 14.11.2023 1 21.11.2023 Квадратныеуравнения,аналитическиеинеаналитическиеме тодырешения. 1 28.11.2023 Алгебраические связи между элементами фигур: теоремаПифагора, соотношения между сторонами треугольника),относительноерасположение,равенство . 1 05.12.2023 Математическоеописаниезависимостимеждупеременным ивразличныхпроцессах. 1 12.12.2023 Интерпретация трёхмерных изображений,построениефигур . 1 19.12.2023 Определение ошибки измерения,определение шансовнаступлениятогоилииногособытия. 1 26.12.2023 Решение типичных математических задач,требующихпрохождения этапамоделирования. Проведениерубежного повторения за полугодие. 16.01.2024 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»Структураисвойствавещества(электрические явления) 1 23.01.1024 Занимательноеэлектричество. Электромагнитныеявления.Производствоэлектроэнергии 1 30.01.2024 Магнетизмиэлектромагнетизм. 06.02.2024 Строительствоплотин.Гидроэлектростанции. 1 13.02.2024 Экологические риски при Дата фактич . 22 23 строительствегидроэлектростанций. 1 20.02.2024 Нетрадиционные виды энергетики, объединенныеэнергосистемы. Биология человека(здоровье, гигиена,питание) 1 27.02.2024 Внутренняясреда организма.Кровь.Иммунитет. 05.03.2024 Наследственность. 12.03.2024 26 27 1 Системыжизнедеятельностичеловека. 1 Проведениерубежного повторения. Модуль:«Основыфинансовойграмотности» 1 Потреблениеилиинвестиции?Активывтрехизмерениях. 1 Каксберечь личныйкапитал? 28 Модельтрехкапиталов. 1 16.04.2024 29 Бизнесиегоформы.Рискипредпринимательства. 1 23.04.2024 30 Бизнес-инкубатор.Бизнес-план. 1 07.05.2024 31 Государствоималыйбизнес. 1 14.05.2024 32 Бизнес 1 21.05.2024 24 25 33 34 подростков и идеи.Молодыепредприниматели. 26.03.2024 02.04.2024 09.04.2024 1 Кредит и депозит. Расчетно-кассовыеоперации и рискисвязанныесними. 1 Проведениерубежнойаттестации. Выполнениедиагностическойработы Итого с учётом выходных и праздничных дней 34 часа в год.